Анализ финансовой политики Черняховского муниципального района

 

Основные направления финансовой политики Черняховского муниципального района на 2010 год определены в соответствии с основными направлениями бюджетной политики.

Бюджетное планирование на среднесрочную перспективу осуществляется в ситуации, при которой сохраняются высокие риски продолжения глобального экономического кризиса. Нужна разумная политика сдерживания роста муниципальных расходов. В нынешних условиях раздутые расходы становятся неподъемными для муниципалитета и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности.

Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития муниципалитета в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных целей.

С учетом реализации бюджетной политики в предыдущий период, сформированных целей и приоритетов в 2010-2012 годах необходимо обеспечить решение следующих основных задач.

1.Совершенствование структуры публичных обязательств и механизмов финансового обеспечения бюджетных услуг в целях оптимизации системы социальной поддержки населения.

Учитывая развитие системы государственных публичных обязательств, необходимо оценить результативность социальных мандатов. Необходимо произвести отказ от неэффективных социальных выплат. Следует четко разделить социальные и экономические функции бюджета в обеспечении предоставления государственных услуг. Исключительно за счет бюджетных средств должны финансироваться услуги, гарантированные законодательством. В остальных случаях муниципальные услуги должны минимизировать элемент поддержки граждан, стимулирующий иждивенческий подход к общественным благам, препятствующий надлежащему контролю со стороны пользователей услугами.

2.Продолжение развития элементов бюджетирования, ориентированного на результаты.

3.Совершенствование методики формирования среднесрочного финансового плана с целью повышения качества планирования, обеспечения оптимальности решений при распределении ресурсов и принятии бюджетных обязательств.

4.Совершенствование механизмов муниципального финансового контроля.

Необходимо обеспечить исполнение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующих муниципальный контроль и ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Оперативное введение их в практику повысит эффективность и действенность финансового контроля па территории муниципального района.

5.Создание единой системы управления муниципальным имуществом, включающей в себя обеспечение мероприятий по поддержанию в надлежащем техническом состоянии муниципального имущества, проведение ремонтных работ, обеспечение охраны, в т.ч. противопожарной.

6.Бюджетное инвестирование.

В условиях тенденций последних лет развития сектора бюджетных инвестиций наблюдается минимальное планирование бюджетных средств на данные цели. Действующие муниципальные программы, в основном, предусматривают дополнительное финансирование за счет программных мероприятии на содержание учреждений. Бюджетное инвестирование в сложившихся условиях целесообразно осуществлять на условиях софинансирования и целевого планирования расходов на реализацию муниципальной инвестиционной программы.

В целях эффективной реализации бюджетного процесса необходимо продолжать работу, направленную на:

-проведение оптимизации и повышение эффективности бюджетных расходов,

-соблюдение нормативов расходов на содержание органов муниципальной власти и управления,

-проведение оптимизации численности работников бюджетной сферы и органов местного самоуправления,

-недопущение кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам,

-проведение оптимизации текущих расходов за счет переориентации расходов на ресурсосбережение, установление приборов учета,

-осуществление мониторинга исполнения бюджета,

-организацию мониторинга и оценку качества организации и осуществления бюджетного процесса.

Финансовая политика ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Черняховского района на предстоящий год и направлена на достижение следующих основных целей:

· повышение уровня жизни населения в Черняховском районе;

· обеспечение роста налоговой базы в целях стабильного наращивания доходной части бюджета Черняховского района;

· создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетных ресурсов и безусловное исполнение действующих обязательств;

· повышение эффективности бюджетных расходов;

Реализация намеченных мероприятий проводимой финансовой политики в 2010 году позволит улучшить экономическую среду и экономическую стабильность в районе.

Черняховское муниципальное образование является многофункциональным, имеет потенциал для развития сельского хозяйства, промышленности и туризма, транспортного комплекса.

Значительный рост промышленного производства предполагается обеспечить за счет стабильной работы действующих предприятий промышленности, реконструкции предприятий, технической и технологической модернизации производства, ввода новых производственных мощностей, а также привлечения инвестиций.

В настоящее время промышленность муниципального образования представлена заводами технологического машиностроения, кожевным, керамическим. Также развивается деревообрабатывающий комбинат (производство мебели и паркета), предприятия пищевой промышленности, конезавод.

Экономическую основу местного самоуправления составляют: муниципальная собственность и средства местного бюджета. Для эффективной работы муниципальной собственности и пополнения бюджета одной из важных сторон является работа администрации по привлечению инвестиций бюджетов всех уровней и внебюджетных средств. Создание условий для привлечения инвестиций, открытия новых предприятий способствует организации новых рабочих мест, росту налогооблагаемой базы, увеличению объема собственных доходов местного бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства предусматриваются только в соответствии с долгосрочными целевыми программами.

Так, в 2009 году на территории Черняховского района реализована целевая Программа модернизации системы теплоснабжения, на которую было затрачено 7,9 млн. руб.

Кроме того, разработана и реализована муниципальная Программа переподключения потребителей тепловой энергии от встроенных котельных к магистральным сетям г. Черняховска.

В 2009 году под влиянием финансового кризиса ситуация на рынке труда Черняховского района осложнилась. Вследствие снижения потребительского спроса на продукцию и услуги, многие предприятия сократили объемы производства, перешли на односменный режим работы, провели сокращение рабочих мест, ввели режим неполного рабочего времени.

Снизился спрос на рабочую силу, увеличился уровень безработицы, возросла напряженность на рынке труда.

В первом полугодии 2009 года уровень регистрируемой безработицы возрастал ежемесячно, достигнув своего пика в июле, и составил 5,2%. Если на 1 января 2009 года численность безработных граждан составляла 603 человека, то на 1 августа 2009 года - 1666 человек.

Благодаря активной совместной работе по реализации антикризисных мер напряженность на рынке труда к концу 2009 года снизилась более чем в 3 раза. Уровень регистрируемой безработицы в декабре составил 3,9%.

Основным критерием оценки деятельности районной администрации было и остается умение пополнить доходную часть бюджета и грамотно распорядиться его расходной частью.

В 2009 году исполнение бюджета по доходам составило 791,1 млн. руб. или 111,2% к соответствующему периоду 2008 года, при этом собственные доходы бюджета поступили в объеме 286,8 млн. руб.

Налоговые доходы составили 194,9 млн. руб., подоходный налог - 146,7 млн. руб. или 99% к уровню 2008 года.

Неналоговые доходы поступили в сумме 91,9 млн. руб.

Финансовая помощь из областного бюджета планировалась в размере 504,4 млн. руб., поступило 504,3 млн. руб. или 96,6% к плану.

В 2009 году исполнение бюджета по расходам составило 758,1 млн. руб.

Превышение расходов над доходами (дефицит бюджета) составил 25,5 млн. руб. или 2,7% к расходам бюджета 2009 года, что на 41% меньше уровня 2008 года. Дефицит бюджета в 2008 году составлял 43 млн. руб. или 5,4% в расходах бюджета 2008 года.

Приоритетными расходами в структуре бюджета в 2009 году стали расходы на социально-культурную сферу. В суммарном выражении эти расходы составили 573 млн. руб. Их доля в объёме бюджета составила 60,7%.

Наибольший удельный вес в структуре расходов 2009 года занимают:

- расходы на образование – 39,8%;

- расходы на жилищно-коммунальное хозяйство – 22,5%;

- расходы на социальную защиту населения – 10,7%;

- расходы на здравоохранение и спорт – 6,1%;

- расходы на культуру и средства массовой информации – 4%.

За 2009 год исполнение расходной части местного бюджета составило 758,1 млн. руб., в том числе расходы:

*на жилищно-коммунальное хозяйство – 143,9 млн. руб.,

*на образование – 330,3 млн. руб.,

*на здравоохранение и спорт – 37,6 млн. руб.,

*на культуру и средства массовой информации - 30,1 млн. руб.,

*на социальную защиту населения – 89,4 млн. руб.

Из общего объема расходов бюджета в 2009 году направлено:

*на оплату коммунальных услуг - 24 млн. руб. или 133,3% к уровню 2008 года;

*на увеличение стоимости основных средств 87,2 млн. руб. или 101% к уровню 2008 года;

*на выплату межтарифной разницы (на компенсацию предприятиям ЖКХ разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения) – 85,6 млн. руб.;

*на благоустройство – 29 млн. руб. или 113% к уровню 2008 года;

*расходы на содержание муниципальных учреждений культуры – 25,7 млн. руб. или 87% к уровню 2008 года;

*на выплату пособий на детей, находящихся под опекой, а также переданных на воспитание в патронатные (приемные) семьи – 26,4 млн. руб. или 116,3% к уровню 2008 года;

*на предоставление мер социальной поддержки малоимущим гражданам 15,3 млн. руб.;

*на оказание адресной помощи малоимущим гражданам – 1 млн. руб.;

*на финансирование мероприятий по реализации в условиях кризиса дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда в условиях кризиса - 14 млн. руб. или в 11,4 раза больше 2008 года.

В целях развития налогового потенциала в 2009 году уделялось особое внимание экономическому анализу финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий на основе постоянной работы балансовых комиссий.

В целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств и предотвращения коррупции продолжает действовать и активно совершенствуется конкурсный механизм размещения муниципального заказа.

Так, в 2009 году проведено 470 торгов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд (в 2008 году – 280 торгов). Заключено контрактов на общую сумму 89 млн. руб. (в 2008 году – на 62 млн. руб.). Суммарная начальная цена контрактов, выставленных на торги за счет всех источников финансирования, составила 112 млн. руб. Сумма экономии бюджетных средств составила 23 млн. руб. (в 2008 году – 8,5 млн. руб.). [8]

Объем финансовых средств Фонда определяется решением районного Совета "О местном бюджете" на соответствующий год.

Меры социальной поддержки за счет различных источников бюджета Черняховского района к 2010 году:

- участникам и инвалидам Великой Отечественной войны (социальная выплата на приобретение жилья);

- пожилым гражданам и инвалидам (в стационаре Черняховской районной больницы функционируют социальные койки);

-малообеспеченным пенсионерам и инвалидам, детям из остронуждающихся и асоциальных семей (выделяется бесплатное питание в муниципальной Благотворительной столовой);

- членам семей погибших военнослужащих (производятся денежные выплаты);

- в иных случаях.

Приоритетным направлением администрации Черняховского района по-прежнему является увеличение темпов жилищного строительства с учётом привлечения различных источников, в том числе средств граждан, долевого строительства, средств частных инвесторов, ипотечного кредитования граждан в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России». Позитивное влияние на динамику экономического роста оказало увеличение производства в строительстве. За 9 месяцев 2009 года в Черняховском районе по виду деятельности «Строительство» выполнено работ на сумму 25510 тыс. руб.

Значительным сектором экономики района являлась в 2009 году сфера торговли. Многие предприниматели успешно адаптировались к новым экономическим условиям и, несмотря на кризис, сумели открыть новые торговые предприятия. Объем оборота розничной торговли за 9 месяцев 2009 года составил 1750559 тыс. руб.

На территории Черняховского района реализовывается государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, участниками которой являются сельхозтоваропроизводители всех организационно-правовых форм собственности и граждане, ведущие личные подсобные хозяйства.

За 9 месяцев 2009 года произведено скота и птицы на убой в живом весе 155,2 тонн или 72,4% к уровню 2008 года. Производство молока составило 1133,0 тонны или 92,3% к уровню 2008 года. Надои молока на одну корову молочного стада составили 2763 кг или 97,3% к уровню 2008 года.

В районе продолжается реализация целевых программ. В рамках программы «Социальное развитие села» отремонтированы электрические линии в поселке Пушкарёво Свободненского сельского поселения на сумму 95,0 тыс. руб., завершена реконструкция сетей водоснабжения в поселке Привольное Калужского сельского поселения, стоимость - 4,011 млн. руб. Благодаря участию в муниципальной программе «Ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративных системах земель сельскохозяйственного назначения» в текущем году работы по очистке каналов, общая стоимость которых составляла 2114,55 тыс. руб., проведены в двух сельскохозяйственных предприятиях.

На территории Черняховского муниципального района также реализуются три направления приоритетного национального проекта «Развитие АПК»: «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе», «Ускоренное развитие животноводства», «Обеспечение доступным жильём молодых специалистов (или их семей) в сельской местности.

Несмотря на финансово-экономический кризис, на территории Черняховского района продолжают реализовываться начатые ранее и новые инвестиционные проекты. Один из приоритетных - «Дальнейшее развитие транспортно-логистического центра на базе «стыковки» западно-европейской железнодорожной колеи и российской». Сданы в эксплуатацию первые две пусковые очереди производственно-складского комплекса для приемки и хранения поступающих по импорту из Евросоюза новых легковых автомобилей, их таможенного оформления и последующей поставки на территорию России (ООО «Черняховский Автомобильный Терминал»). Сданы в эксплуатацию первая и вторая очереди контейнерного терминала по приемке контейнеров из Европы, перевалке и временному хранению грузовых контейнеров (ООО «ДВ Транспорт»).

Еще одно перспективное направление - строительство кранового пути на станции Черняховск Ново-Западного парка Калининградской железной дороги, что позволит расширить деятельность железной дороги и увеличить объемы железнодорожных перевозок (Филиал ОАО «РЖД»).

Ощутимы позитивные изменения, произошедшие в прошедшем году в сфере образования. Открыт детский сад № 1 на 96 мест в здании бывшего детского дома, две дополнительные группы на 40 мест на базе СОШ № 3 и еще одна группа на 20 мест для детей 5-7 лет при СОШ № 5.

В рамках реализации программы «Приоритетный национальный проект «Образование», а также комплексного проекта модернизации образования 6 педагогов стали победителями конкурса «Лучший учитель». Общий призовой фонд составил 352 тыс. руб. Кроме этого, закуплено учебное оборудование на сумму 3,5 млн. руб., продолжены дополнительные выплаты классным руководителям в сумме 2,2 млн. руб., по направлению «Школьный автобус» приобретено 2 автобуса на сумму 5,23 млн. руб.

С 2009 года общеобразовательные учреждения Черняховского района участвуют в экспериментальном проекте по совершенствованию организации питания учащихся. В рамках данного проекта проведены ремонт и установка вентиляции, электроснабжения, текущий ремонт школьных столовых, приобретено высокотехнологичное оборудование, мебель, кухонный инвентарь и посуда для оснащения пищеблоков, приобретены транспортные средства для обеспечения доставки школьного питания.

Участие Черняховского района в данном проекте позволило обеспечить стопроцентный охват школьников горячим питанием.

Районной администрацией запланировано строительство новой современной школы в микрорайоне «Южный». 18 сентября 2010 г. объявлен открытый конкурс на разработку рабочего проекта школы на 1500 мест с возможностью использования проекта повторного применения. На эти цели из местного бюджета выделены средства в размере 1,691 млн. руб.

За 9 месяцев 2009 года общий объем расходов на образование за счет средств местного бюджета составил 220,2 млн. руб.

В Черняховском районе реализуется также Целевая программа «Дети-сироты». Общий объем финансирования составил 6,137 млн. руб. Кроме того, в 2009 году для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отремонтировано 7 квартир, на ремонт которых из местного бюджета выделено 1,5 млн. руб.

В 2009 году в Черняховском районе действовали подпрограммы муниципальной целевой программы «Развитие здравоохранения на период 2007 - 2011 г.г.»: «Здоровый ребенок», «Безопасность учреждений», «Предупреждение и борьба с туберкулезом», «Вакцинопрофилактика», «Анти-СПИД», а также целевая программа «Безопасность учреждений». На реализацию этих программ за 10 месяцев 2009 года израсходованы средства местного бюджета в объеме 645 тыс. руб. или 109,4% к уровню 2008 года.

Черняховский район участвует в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». В рамках реализации проекта в 2009 году на основе конкурсного размещения муниципального заказа было закуплено медицинское оборудование для МУЗ «Черняховская ЦРБ» на сумму 9,4 млн. руб.

За 9 месяцев 2009 года в МУЗ «Черняховская ЦРБ» выполнены ремонтно-строительные работы на сумму 2,998 млн. руб. Кроме того, проведены ремонтные работы Покровского и Привольненского фельдшерско - акушерских пунктов. За 9 месяцев 2009 года на здравоохранение из средств местного бюджета израсходовано 27,9 млн. руб.

Не одна из социальных программ, действующих на территории района, не была закрыта в текущем году, и все нуждающиеся категории населения получали социальную поддержку.

В областную инвестиционную программу на 2010-2011 годы включены 4 объекта по предложениям муниципального образования «Черняховский муниципальный район»:

1. Реконструкция котельной - 2010 год.

Экономию между заявленными и отторгованными средствами в размере 7,7 млн. руб. имеется возможность направить на нужды муниципалитета подобного объекта. В настоящее время проходит экспертизу закольцовка теплосети от котельной ЧАРЗ до котельной СП «Экология и энергетика».

2. Строительство канализационных очистных сооружений в г. Черняховске - 2011 год.

На основании проведенного конкурса заключен контракт и ведется разработка ПСД на строительство очистных сооружений.

Разработка ПСД разделена на два этапа:

- ПСД очистных сооружений:

- ПСД внеплощадочных сетей (коллектор, 2 насосные станции):

3. Реконструкция встроенных нежилых помещений под отдел ЗАГС в жилом доме г. Черняховск - 2010 год.

Срок реализации проекта: 2009-2010гг.

Общий объем финансирования: 5705,2 тыс. рублей (средства областного бюджета), в т.ч.:

- 2009 год - 499,0 тыс. рублей;

- 2010 год - 5206,2 тыс. рублей.

В помещении проведены следующие работы:

- согласно ПСД установлены перегородки из гипсоблоков и кирпича;

- произведена замена оконных проемов (зал регистрации, банкетный зал, кабинет начальника, холл, техническое помещение);

- стены во всем помещении обшиты гипсоплитой, произведена шпатлевка стен;

- уложены деревянные утепленные полы (кабинет специалистов, холл, коридор, тамбур, техническое помещение, архив);

- производится наклейка плитки на стены в санузлах.

4. Реконструкция спортивного зала гимназии № 2 в г. Черняховске, 2010 -2011 - 31546 тыс.руб.

5. Строительство автодороги к объекту «Новая деревня» и возмещение процентной ставки.

Программа «Жилище», подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства».

Объемы финансирования в 2010 году:

- строительства автодороги - 15 000 тыс.руб., в том числе 3 000 тыс. руб. местный бюджет;

- возмещение процентной ставки 17217 тыс.руб., в том числе 86 тыс.руб. местный бюджет.

В 2009 году разработана и утверждена муниципальная инвестиционная Программа на 2009-2014 годы, проведено согласование объектов Программы с министерствами Правительства Калининградской области для включения в федеральную и региональную программы на условиях софинансирования.

Объекты Программы:

*Строительство канализационных очистных сооружений в г. Черняховске.

*Строительство родильного дома в г. Черняховске.

*Реконструкция нежилого здания под физкультурно-оздоровительный комплекс.

*Строительство общеобразовательной школы на 1500 ученических мест в микрорайоне «Южный» (Победы) г. Черняховска.

*Строительство детского сада на 240 мест в г. Черняховске.

*Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Черняховске в составе объектов: универсальный спортивный зал, оздоровительный развлекательный комплекс, ледовая арена на основе проекта повторного применения.

*Строительство межпоселкового газопровода высокого давления от АГРС г. Гусева к АГРС г. Черняховска.

Политика в области муниципального долга направлена на повышение кредитного рейтинга Черняховского района, характеризующего район как надежного заемщика.


3. Совершенствование механизмов разработки и реализации финансовой политики Черняховского муниципального района

 

Основными доходными источниками местных бюджетов являются налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций, так называемые «упрощенка» и «вмененка», земельный налог и арендная плата за земли.

Среднесрочный финансовый план Черняховского муниципального района на 2008-2010 годы сформирован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и является финансовым выражением среднесрочной стратегии развития Черняховского муниципального района.

Бюджетная и налоговая политика Черняховского муниципального района на среднесрочную перспективу определены с учетом завершения в 2008 году переходного периода проведения реформы местного самоуправления в Российской Федерации и полномасштабного перехода в 2009-2010 годах к составлению на территории Калининградской области бюджетов городских и сельских поселений.

Основными направлениями проводимой в Черняховском муниципальном районе бюджетной политики остаются повышение жизненного уровня населения Черняховского муниципального района:

1. увеличение размеров заработной платы и пенсий,

2. дальнейшее развитие и совершенствование системы мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Черняховском муниципальном районе,

3. обеспечение населения доступным и комфортным жильем.

Налоговая политика учитывает налоговые преобразования в Российской Федерации, направленные на повышение эффективности мер по сбору налогов, дальнейшее снижение налогового бремени.

Реализация намеченных мероприятий проводимой бюджетной и налоговой политики в 2010 году опирается на восстановление благоприятной экономической среды и макроэкономической стабильности в районе.

Прогноз темпов роста промышленного производства на период 2010-2012 годов основан на реализации мер по стимулированию инновационного развития промышленной деятельности, технологической модернизации промышленных объектов; на предположении роста реальных доходов населения и предприятий, расширении внутреннего и инвестиционного спроса, привлечении в экономику области дополнительных трудовых ресурсов, успешном завершении предприятиями реализуемых инвестиционных проектов.

Рост производства товаров и услуг на территории области будет являться основой роста финансовых показателей отраслей экономики, прежде всего, прибыли и фонда оплаты труда.

Доходы консолидированного бюджета Черняховского района на 2010 год прогнозировались с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации. В расчетах доходов консолидированного бюджета Черняховского муниципального района также учитывалось повышение собираемости обязательных платежей в бюджет в результате дальнейшего совершенствования мер администрирования налоговых платежей, а также усиления ответственности за собираемость администраторов неналоговых платежей - структурных подразделений Администрации Черняховского муниципального района.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: