УМК «Информатика и ИКТ», 2-4 классы, автор Н.В. Матвеева и др

Состав УМК:

· Учебник «Информатика и ИКТ», 2 класс

· Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс

· Методическое пособие для учителя, 2 класс

· Учебник «Информатика и ИКТ», 3 класс

· Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 3 класс

· Тетрадь контрольных работ, 3 класс

· Методическое пособие для учителя, 3 класс

· Учебник «Информатика и ИКТ», 4 класс

· Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 4 класс

· Тетрадь контрольных работ, 4 класс

· Методическое пособие для учителя, 4 класс

· «Введение в информатику», комплект плакатов (12 плакатов)

· Методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику»

· Программа курса информатики и ИКТ для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова) // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

Электронное сопровождение УМК:  

· ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 2 класс (http://school-collection.edu.ru/)

· ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»
(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)

· Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)

· Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/)

· ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, Н.В. Матвеева и др. «Обучение информатике в третьем классе».

· ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя Н.В. Матвеева и др. «Обучение информатике в четвертом классе».

Цель курса. В основу программы по информатике, разработанной под руководством Матвеевой Н.В., положена идея о том, что каждый учащийся, оканчивающий начальную школу, должен обладать «информационной компетентностью» с опорой на пропедевтику основных понятий курса информатики.

Авторский коллектив под данным термином понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:

· доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);

· обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);

· интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);

· оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);

· создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».

Задачами курса являются:

· формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

· формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;

· овладение приемами и способами информационной деятельности;

· формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Принципы построения курса:

· ориентация на приоритетную роль информационной деятельности в процессе обучения, в ходе которой происходит совершенствование умений и навыков практической работы;

· признание ведущей роли мыслительной деятельности, словесно-логического, теоретического мышления, усваивая систему научных понятий, дети проводят теоретическое обобщение знаний, полученных на других уроках в начальной школе, и используют его для решения практических задач и осуществления более объемных обобщений (например, объект, модель, виды информации и т.д.).

Предложены три траектории изучения предмета:

· Общекультурная: по 1 часу в неделю в 2- 4 кл. (во 2 классе 1 час из часов образовательного учреждения), в 3-4 классе - из часов федерального компонента ФБУП

· Информационно-технологическая: по 1 часу в неделю в 3-4 кл. из часов федерального компонента ФБУП.

· Информационно-математическая: во 2 классе 1 час из часов образовательного учреждения и по 2 часа в неделю в 3-4 кл. (с учетом 1 часа в неделю из часов образовательного учреждения).

 

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям во всех трех траекториях:

· информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);

· информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);

· источники информации (живая и неживая природа, творения человека);

· работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

· средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);

· организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

УМК «Информатика и ИКТ», 3 - 4 класс, автор Плаксин М.А. и др.

Учебник для 3 класса «Информатика и ИКТ» (авторы Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л.), включённый в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, является частью УМК для 3–4 классов.

Состав УМК:

· учебник для 3 класса

· учебник для 4 класса (передан на экспертизу);

· рабочие тетради к компьютерному практикуму, 3 и 4 классы;

· электронное приложение к рабочим тетрадям на компакт-диске c шаблонами обучающих заданий из текста параграфа и заданий из рабочей тетради, в двух частях (для 3 и 4 класса);

· методическое пособие к УМК

· дополнительное учебное пособие «Интеллектуальный практикум» в двух частях для решения исследовательских задач:

· «Задачник в картинках»;

· «Задачник-тренажер».

 

Электронное сопровождение УМК:

В рамках реализации практической составляющей курса информатики на основе данного УМК в соответствии с разделом «Технология» Государственного образовательного стандарта учащимся предлагается система «учебник – компьютерный практикум» с перекрестными ссылками.  

 

1. Входящий в состав УМК «Компьютерный практикум» посвящен знакомству младших школьников с основными средствами информационно-коммуникационных технологий и организован на основе трех типов практических работ на компьютере:

· использование шаблонов обучающих заданий на компакт-диске – приложении к УМК,

· использование государственных образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru (раздел 2-4 классы «Информатика», ресурс Информационный источник сложной структуры «Интерактивный задачник по информатике для младших школьников») в рамках изучения темы «Алгоритмы».

· использование средств в составе: графический интерфейс операционной системы, редакторские среды (текстовый, графический, музыкальный), браузер и электронная почта на примере свободного программного обеспечения, приведенного ниже в сводной таблицерекомендуемого для использования в образовательных учреждениях в рамках государственной поставки «ПСПО»..

Сводная таблица свободно распространяемого ПО

Название ПО Назначение Дистрибутив
ALT-Linux Операционная система http://linux.armd.ru/
OpenOffice текстовый редактор «Writer», электронная таблица «Calc», редактор презентаций «Impress» http://ru.openoffice.org/
Gimp Редактор растровой графики http://www.gimp.org/
Audacity Редактор звуковых файлов http://audacity.sourceforge.net/
Mozilla Firefox Web-браузер http://www.mozilla-europe.org/ru/firefox/
Mozilla Thunderbird Клиент электронной почты http://www.mozilla-europe.org/ru/products/thunderbird/
Skype Видеосвязь, служба мгновенных сообщений http://www.skype.com/

2. Для увлеченных школьников предлагаются кружковые занятия из часов школьного компонента с дополнительным учебным пособием «Интеллектуальный практикум» как творческие занятия по решению исследовательских задач. Такие занятия поддержаны межрегиональным дистанционным конкурсом «Триформашка» для младших школьников, который ежегодно в сети Интернет проводит Пермский государственный университет. Официальный сайт дистанционного конкурса http://www.trizformashka.land.ru/

 

Курс информатики и ИКТ, реализуемый данным УМК, нацелен на решение следующих задач:

· научить школьника осваивать больший объем знаний;

· мотивировать детей к самостоятельному решению задач, в том числе в жизни, т.е. научить ребенка при столкновении с проблемной ситуацией вычленять из нее задачу и находить пути ее решения;

· научить детей систематизировать информацию, как в рамках отдельной дисциплины, так и между изучаемыми дисциплинами.

 

Для этого в предлагаемом курсе усилено внимание к элементам:

· логики;

· системного анализа;

· теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

 

Целью настоящего курса является развитие учащихся в следующих четырех направлениях:

1. Мировоззренческом ( ключевые слова — «информация» и «система»). Здесь рассматриваются понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение, получение и передача информации). В результате должно сформироваться умение понимать информационную сущность мира, его системность, познаваемость и противоречивость, распознавать и анализировать информационные процессы, оптимально представлять информацию для решения поставленных задач.

2. Практическом (ключевое слово — «компьютер»). Здесь формируется представление о компьютере как универсальном инструменте для работы с информацией, рассматриваются разнообразные применения компьютера, дети приобретают навыки общения с компьютером.

3. Алгоритмическом (ключевые слова — «алгоритм», программа»). Развитие алгоритмического мышления идет через решение алгоритмических задач, изучение «черных ящиков». В результате формируется представление об алгоритмах.

4. Исследовательском (ключевые слова — «логика», «творчество»). Содержание и методика преподавания курса способствуют формированию творческих, исследовательских способностей ребенка через освоение основ логики и ТРИЗа, освоению им методики экспериментального исследования мира.

 

Каждое из направлений развивается по своей логике, но при этом они пересекаются, поддерживают и дополняют друг друга.

Предполагается, что данный курс будет вести учитель начальной школы, поэтому приемы и методы работы с информацией, изученные на уроках информатики, можно и нужно активно использовать в других школьных предметах. Это обеспечивает реализацию деятельностного подхода при освоении получаемых знаний, повышает эффективность этого курса и взаимообогащает все предметы.

В построении курса авторы используют концентрический подход, согласно которому каждый из модулей изучается в несколько приемов. В каждом классе идет углубление и расширение изучаемого материала.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: