Рынок России делится на внешний и внутренний, где происходят продажа и обмен товаров в пределах одной территории или за пределами страны, выходя на мировой уровень. На данном этапе экономика России находится в состоянии кризиса, и это не могло не сказаться на внутреннем и внешнем рынках: внутри страны из-за разорения закрываются мелкие предприятия, появляется все больше товаров зарубежных марок, вывоз товаров за границу стал сильно ограничен, да и цены на товары оставляют желать лучшего… Но что же все-таки представляют из себя внешний и внутренний рынки?..
Внутренний рынок - рынок, действующий внутри страны, в ее пределах.
Внешний рынок - совокупность зарубежных рынков по отношению к рынку данного государства. Все внешние (по отношению к данному) национальные рынки взаимодействуют как между собой, так и с мировым рынком в целом. Одно из следствий этого - наличие у каждого национального рынка определенного импортного компонента (доли рыночного спроса, удовлетворяемого за счет импорта), а у национальной экономики - экспортного компонента, т.е. доли производимых товаров и услуг, реализуемых в счет экспортных поставок.
|
|
Стратегия развития внутреннего рынка России на сегодняшний день.
Взгляд на проводимые в стране реформы с позиций сути самих рыночных преобразований приводит к неутешительному выводу. Выбрано неправильное (неэффективное) направление рыночных преобразований, ориентированное на создание модели экономики совершенной конкуренции и, так называемых, конкурентных рынков, конкурентность которых обуславливается, в основном, свободным входом и выходом (пакет нормативных актов, регулирующих свободу входа, представлен правительством). Эта модель, во-первых, не согласуется с существующими экономическими условиями экономики России, во-вторых, не характерна для развивающейся экономики, в-третьих, нацелена на макроэкономическую стабилизацию и, в - четвертых, не использует эффективные формы конкуренции (ценовую и качественную). Согласно экономической теории рынки разделяются на рынки совершенной (свободной) конкуренции и рынки несовершенной конкуренции. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что на рынках несовершенной конкуренции товаропроизводители могут управлять как ценами на товары и услуги, так и влиять на их качество, то есть проводить ценовую и качественную конкуренцию. Предлагаемая стратегия развития внутреннего рынка построена на модели экономики несовершенной конкуренции, что в наибольшей степени отвечает реалиям нашей экономической системы. Суть рыночных преобразований состоит в формировании конкурентной рыночной среды, базирующейся на условиях ценовой конкуренции и конкуренции товаров по качеству как основных движителей рыночных преобразований и обусловленного ими экономического развития. Само экономическое развитие с точки зрения рынка выражается в виде изменений в совокупном спросе и совокупном предложении, которые отражаются в важнейших экономических показателях - уровне цен и объёме реального национального продукта. Взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением определяет уровень развития внутреннего рынка, макроэкономическое состояние экономической системы. В отличие от общепринятого подхода, связывающего экономический рост с инвестициями, обосновывается двухэтапное экономическое развитие, первый этап которого характеризуется увеличением оборотного капитала, снижением цен и накоплением денежных средств. Этап базируется на создании условий ценовой конкуренции, которая определяется формированием товаропроизводителями эффективного совокупного предложения, состоящего в предложении предприятиями известных потребителям товаров и услуг по сниженным ценам при одновременном увеличении их количества. Микроэкономический эффект предложения основывается на возможности предприятия увеличивать свою прибыль через увеличение товарооборота при понижении цены и росте объёмов выпуска (пока предельный доход превышает предельные издержки; уменьшение переменных единичных издержек с ростом объёмов выпуска даст большую эффективность.) Этап связан с жизненным циклом товара и основными стадиями пребывания товара на рынке: выведения товара на рынок, зрелости, насыщения, при этом последовательно с понижением цены товара, растёт прибыль и увеличивается товарооборот предприятия, создаются условия для производственного накопления денежных средств. Объёмы выпуска растут за счёт увеличения объёмов товарного спроса. Эффективное предложение, взаимодействуя с совокупным спросом, стимулирует увеличение объемов совокупного спроса. Объемы спроса дополнительно регулируются путем перераспределения национального дохода через налоговую систему, при этом доходы перераспределяются от домохозяйств с высокими доходами к домохозяйствам с низкими доходами. Перераспределение доходов позволит в той или иной мере выровнять доходы и создать массового потребителя, тем самым, увеличив объем спроса на товары массового спроса. Рост объемов совокупного спроса связан с решением социально значимой задачи по увеличению количества потребляемых товаров и услуг на душу населения. Повышается прежде всего потребление хорошо известных покупателю потребительских товаров массового спроса. Эффективное предложение ориентируется на массового потребителя. В условиях ценовой конкуренции совпадают интересы трех субъектов экономики государства, товаропроизводителей и населения: товаропроизводителей, поскольку при снижении цен на товары увеличивается с ростом товарооборота получаемая предприятиями прибыль; населения, поскольку оно может по пониженным ценам купить большее количество товара; государства, поскольку растет уровень национального продукта, а с ним улучшаются и все другие показатели социально-экономического развития. На втором этапе экономическое развитие базируется на конкуренции товаров и услуг по качеству и связано с увеличением капитальных вложений путем производственного финансирования. В результате капитальных производственных вложений и обновления основного капитала производство становится способным создавать качественно новые товары, находящиеся на начальных этапах жизненного цикла и обладающие высоким потенциалом увеличения товарооборота. Эти товары формируют спрос в сторону его повышения, так как за товары более высокого качества потребитель готов заплатить более высокую цену. На данном этапе закладывается фундамент экономического роста. Естественно, что предлагаемая модель экономического развития предполагает проведение совершенно иных (по отношению к нынешним) институциональных реформ. Остановимся на основных. Выполняя многочисленные, часто ненужные функции, государство не выполняет, пожалуй, самой главной своей функции: обеспечения экономической системы деньгами, что автоматически подрывает основу рыночных отношений. Часто недостаток денег связывают с монетаристской концепцией, что совершенно неправильно. В основе монетаристской концепции лежит увеличение денежной массы пропорционально росту национального продукта (денежная масса при этом соответствует стоимости товарной массы), а не просто ограничение денежной массы (как это у нас обычно понимается), что в корне отличается от политики, используемой в нашей экономике. В настоящее время многие отрасли обладают значительными неиспользуемыми производственными мощностями, что снижает инвестиционную нагрузку на производственную систему и делает проблемы роста производства товаров и услуг зависимыми только от наличия оборотного капитала. Обеспечение оборотными денежными средствами позволит многим предприятиям, хотя и не без значительных трудностей, нарастить выпуск товаров в относительно короткие сроки, не связывая рост производства капитальными предварительными вложениями.
|
|
|
|
В марте 2009 г. на внутреннем рынке наличной иностранной валюты продолжилось падение спроса населения как на доллары США, так и на евро. При сохранении высоких объемов предложения населением наличной иностранной валюты это привело к формированию, впервые за последние 10 месяцев, чистого предложения, объем которого составил 1,3 млрд. долларов США в долларовом эквиваленте (здесь и далее по тексту — долларов).
|
|
[10] В результате при перенасыщенности рынка внутренними ресурсами наличной иностранной валюты (на руках у населения и в кассах уполномоченных банков) уполномоченные банки свели к минимуму ее ввоз в страну.
|
Емкость рынка (суммарный объем наличной иностранной валюты по всем источникам поступления, включая ее остатки в кассах уполномоченных банков на начало периода) в марте 2009 г. по сравнению с февралем снизилась на 6% и составила 18 млрд. долларов. Обороты межбанковского рынка снизились на 11%, обороты операций физических лиц — на 12% — до 3,4 и 13,2 млрд. долларов соответственно.
Спрос физических лиц на наличную иностранную валюту
В марте 2009 г. совокупный спрос населения на наличную иностранную валюту (сумма купленной в обменных пунктах, полученной по конверсии и снятой с валютных счетов наличной иностранной валюты) по сравнению с февралем уменьшился на 24% и составил около 6 млрд. долларов. Его объем превысил совокупный спрос в марте 2007 г. на 5%, но был ниже его уровня в марте 2008 г. на 14%.
Спрос на европейскую валюту снижался более высокими темпами, чем спрос на доллары США (на 32 и 17% соответственно). В результате доля доллара США в структуре совокупного спроса составила 59%, евро — 40% относительно 55 и 44% в феврале 2009 года.
В марте 2009 г. населением было куплено в обменных пунктах и операционных кассах наличной иностранной валюты на треть меньше, чем в феврале. Объем покупки евро сократился на 44%, долларов США — на 26%. Количество операций по покупке физическими лицами наличной иностранной валюты снизилось на 11% — до 2 млн. сделок, средний размер сделки по покупке уменьшился на 28% — до 1343 долларов.
|
Объемы наличной иностранной валюты, снятой физическими лицами с валютных счетов, открытых в уполномоченных банках, в марте текущего года составили около 3,1 млрд. долларов, что на 10% меньше, чем в предыдущем месяце. При этом европейской валюты со счетов было снято на 14% меньше, чем месяцем ранее, а долларов США — на 7%.
|
Предложение физическими лицами наличной иностранной валюты
В марте 2009 г. совокупное предложение населением наличной иностранной валюты (сумма проданной в обменных пунктах и операционных кассах, направленной на конверсию и зачисленной на валютные счета наличной иностранной валюты) по сравнению с февралем 2009 г. практически не изменилось и составило 7,2 млрд. долларов. Его объем превысил аналогичный показатель 2007 и 2008 гг. на 13 и 4% соответственно.
Объемы предложения населением как долларов США, так и евро в марте 2009 г. практически соответствовали уровню предыдущего месяца. Доля доллара США и евро в структуре совокупного предложения наличной иностранной валюты составила, как и месяцем ранее, 62 и 37% соответственно.
|
В марте 2009 г. в обменных пунктах и операционных кассах уполномоченных банков населением было продано 3,4 млрд. долларов наличной иностранной валюты, что на 7% больше, чем в предыдущем месяце. При этом объемы продаж американской валюты, как и в феврале, почти в два раза превышали объемы продаж евро в долларовом эквиваленте. Количество сделок по продаже населением наличной иностранной валюты по сравнению с февралем увеличилось на 16% и составило около 3 млн. сделок, а их средние размеры сократились на 8% — до 1098 долларов.
|
Объем наличной иностранной валюты, зачисленной на валютные счета физических лиц в уполномоченных банках, в марте 2009 г. по сравнению с предыдущим месяцем снизился на 5% и составил 3,8 млрд. долларов.
Сальдо операций физических лиц с наличной иностранной валютой
В марте 2009 г. на рынке наличной иностранной валюты совокупное предложение превысило совокупный спрос на нее, в результате сформировалось чистое предложение населением наличной иностранной валюты, составившее 1,3 млрд. долларов. При этом впервые за весь период наблюдения (с января 2004 г.) сложилось отрицательное сальдо операций физических лиц с наличным евро. Предложение населением наличного евро превысило спрос на 0,3 млрд. долларов, по американской валюте — на 0,9 млрд. долларов.
(млн. долларов) |
|
В условиях продолжавшегося резкого снижения спроса населения на наличную иностранную валюту и при значительных ее остатках в кассах в марте 2009 г. уполномоченные банки ввезли в страну менее 0,1 млрд. долларов наличной иностранной валюты, что почти в 15 раз меньше, чем в предыдущем месяце. Это является абсолютным минимумом за весь период наблюдения с 1996 года. Ввоз наличного доллара США по сравнению с февралем снизился в 7 раз, европейской валюты — в 42 раза.
|
В марте 2009 г. уполномоченные банки вывезли из страны 2,3 млрд. долларов наличной иностранной валюты, что в 3,6 раза больше, чем в прошлом месяце. В результате чистый вывоз наличной иностранной валюты составил 2,2 млрд. долларов, что является максимальным значением с 1996 г. (период начала мониторинга). Как и в предыдущие месяцы, переводы наличной иностранной валюты из Российской Федерации без открытия счета превышали переводы ее в страну. В марте 2009 г. сальдо переводов наличной иностранной валюты без открытия счета увеличилось на треть и составило 0,4 млрд. долларов. Таким образом, в марте 2009 г. на рынке наличной иностранной валюты наблюдался как рост, так и снижение объемов операций, связанных с ее поступлением и расходованием. Остатки наличной иностранной валюты в кассах уполномоченных банков за месяц сократились на 9% и составили 7,4 млрд. долларов.
Движение наличной иностранной валюты через уполномоченные банки в марте 2009 года
|