Профессиограмма «Учитель»

Виды деятельности:

― обучение различным наукам;

― объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами;

― контроль за усвоением материала;

― проведение воспитательной работы с детьми;

― помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;

― выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;

― изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;

― построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей;

― оказание помощи в формировании личности ученика;

― содействие развитию у учеников стремления к освоению новых знаний;

― организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;

― объяснение текущих социальных событий и явлений;

― участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;

― составление тематических и урочных планов;

― оформление документации (журналов, отчетов).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональных обязанностей

Способности:

ü преподавательские способности;

ü ораторские способности;

ü организаторские способности;

ü вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);

ü коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);

ü хорошее развитие памяти;

ü высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);

ü психическая и эмоциональная уравновешенность;

ü способность к сопереживанию.

Личностные качества, интересы и склонности:

ü склонность к работе с детьми;

ü умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

ü высокая степень личной ответственности;

ü самоконтроль и уравновешенность;

ü терпимость, безоценочное отношение к людям;

ü интерес и уважение к другому человеку; стремление к само познанию, саморазвитию;

ü оригинальность, находчивость, разносторонность;

ü тактичность;

ü целеустремленность;

ü артистизм;

ü требовательность к себе и другим;

ü наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

ü неорганизованность;

ü психическая и эмоциональная неуравновешенность;

ü агрессивность;

ü ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);

ü эгоистичность;

ü отсутствие организаторских способностей.

Области применения профессиональных знаний:

― образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы);

― социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга);

― работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители, колонии);

― Российская академия образования;

― городские и муниципальные учебно-методические центры.

История профессии

Педагогика, как, наверное, известно многим, в переводе с греческого означает «детовождение», то есть воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе. Как сложившаяся наука педагогика занимается раскрытием сущности, целей, задач и закономерностей воспитания, определяет содержание образования и методику обучения. Начало развития педагогики относится к древним векам. Зародилась педагогика в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогические традиции, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции в V-IV веках до нашей эры. Особый интерес вызывают афинская и спартанская школы.

Афинская система воспитания предполагала начало обучения с 7 лет, когда педагог (так называли черного раба) вел ребенка в школу, где сначала он проходил чтение и счет, затем наступала очередь литературного и эстетического воспитания. Большая роль отводилась и физическому воспитанию (бегу, прыжкам, плаванию, метанию копья и диска).

Спартанская школа основное внимание уделяла воспитанию силы духа, физической выносливости, закаливанию характера. Образование эпохи Средневековья носило в основном религиозный характер.

Большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и многие другие.

Таким образом, учитель — это специалист, осуществляющий учебную и воспитательную работу в школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с образовательными стандартами.

Основная профессиональная обязанность учителя — проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучении новой информации по своему предмету, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу учеников. Цель этого — не только собственно обучение, но и развитие, воспитание. Кроме того, учитель занимается проверкой работ учеников, подготовкой к урокам, участвует в заседаниях педсоветов. Как правило, он занимается и воспитательной работой (особенно если является классным руководителем) — проводит со школьниками различные интересные и полезные мероприятия, индивидуально разбирается с проблемными учениками, готовится к родительским собраниям и проводит их. Работают учителя, наряду со школами, гимназиями и лицеями, в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Востребованы они и в учреждениях дополнительного образования: различных кружках, секциях и т.п.

На первый взгляд кажется, что деятельность учителя должна резко различаться в зависимости от того, что именно он преподает. Однако в реальности эти различия не столь уж велики, в первую очередь человек остается учителем, а уж во вторую становится школьным «биологом», «историком» или «математиком». Научно установлено, что имеется специфика деятельности учителя в зависимости от возраста учеников. В начальной школе учитель, в первую очередь, воспитывает учеников и удовлетворяет их эмоциональные потребности, а уж потом передает знания. Поэтому подготовка учителей для начальной школы существенно отличается: основное внимание уделяется педагогике, возрастной психологии и методике работы с детьми, повышению общекультурного уровня будущего специалиста. В старших классах учитель - больше информатор и воспитатель. Подготовка таких учителей включает основательное изучение той специальности, которую предстоит преподавать, а также обширного блока психолого-педагогических дисциплин. Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских), серьезная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе. Нужно хорошо знать преподаваемые дисциплины, владеть современными методиками обучения и воспитания, уметь и желать общаться с детьми и подростками, иметь высокую мотивацию к такой работе. Не зря считается, что учитель — это не просто профессия, а призвание человека.

Перспективы карьерного роста связаны, прежде всего, с повышением уровня своего педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений, подготовкой успешных учеников (например, победителей предметных Олимпиад). Возможен административный рост (стать завучем или директором школ, перейти на управленческую работу в органы образования), некоторые учителя становятся владельцами собственного бизнеса, направленного на оказание образовательных услуг.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ предъявляют следующие требования к учителю, независимо от предмета, который он преподает:

Выпускник, получивший квалификацию учителя, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Виды профессиональной деятельности:

— преподавательская;

— учебно-воспитательная;

— социально-педагогическая;

— культурно-просветительная;

— научно-методическая;

— организационно-управленческая.

К учителю в его профессиональной деятельности предъявляются следующие общие требования:

I. Психолого-педагогические умения

ü читать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу.

ü самостоятельно анализировать педагогические явления

ü анализировать передовой педагогический опыт

ü проводить самоанализ

ü проявлять эмпатию к учащимся

ü  организовать себя, управлять своим состоянием.

II. Профессионально-личностные качества

ü потребность в самопознании

ü самостоятельность

ü трудолюбие и прилежание

ü самокритичность

ü дисциплинированность

ü культура поведения и общения.

III. Частно-методические умения

ü планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности

ü стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы

ü анализировать уроки и внеклассные мероприятия

ü оценивать действия школьников и свою работу

ü разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям

ü мобилизовывать учащихся на познавательную деятельность

IV. Коммуникативно-организаторские умения

ü устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами;

ü создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников;

ü регулировать внутриколлективные отношения школьников;

ü ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение;

ü уметь оперировать научными терминами в соответствии со своим предметом.

V. Исследовательские умения

ü выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования;

ü подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива;

ü иметь представление об инновационных технологиях по своей специальности;

ü организовать эксперимент;

ü обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.

 

Рассмотрим более подробно некоторые педагогические специальности, по которым ведется подготовка в Московском городском педагогическом университете.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: