Из экспедиционного дневника Александры Забелиной, ДНТТМ, Лицей № 1553

Вообще, первые дни нашей жизни в Варзуге вспоминаются смутно. Помню, что работать начали не с первого дня, но зато начали ударно и продолжали в том же духе до самого конца. На вечерних собраниях по итогам дня каждый раз говорилось столько всего, что потом требовалось некоторое время, чтобы это переварить. У меня, никогда раньше не участвовавшей в фольклорных экспедициях, был культурный шок. Я не могла себе представить, как вообще можно разговаривать с совершенно незнакомым человеком, задавать вопросы, ждать, что он что-нибудь расскажет. А когда сама попробовала, оказалось, что это не так уж и сложно. Вдруг что-то включается, и понимаешь, какой вопрос и как нужно задать, чтобы тебе ответили. Это удивительно! Это чудо! Еще радостно было понимать, что собранный тобой материал уникален, ценен и, главное, интересен. Как сказал В.И.Вернадский? "Какое наслаждение вопрошать природу"? Вот это почти оно. Я поняла, что это действительно счастье - вопрошать! Вы, должно быть, улыбнетесь моему щенячьему восторгу, но разве вы никогда не испытывали ничего подобного?

По вечерам все садились - кто за ноутбук, кто за тетрадочку - и расписывали кассеты, т.е. слушали записи разговоров и воспроизводили их в печатном или рукописном виде. Это оказалось не так-то просто. Многие наши информанты обладали ярко выраженным диалектом, и иногда приходилось по несколько раз переслушивать одно и то же, чтобы разобрать, что сказала бабушка: "на улицы" или "на улице". Не было момента, когда кто-нибудь не сидел в уголке с наушниками, сосредоточенно строча в тетрадочку. Может, я и преувеличиваю, но не сильно.

По вечерам же, но уже перед самым отбоем мы пели. Собирались в комнате, вставали в кружок и под руководством Валерия Вячеславовича тянули "Куда милый скрылся". Это, конечно, не единственная песня, которую мы выучили, но до ума довели только ее. Даже выступили с ней на Дне рыбака, чрезвычайно порадовав этим бабушек.

Ребята, кроме всего прочего, занимались и физическим трудом - расчищали территорию вокруг Успенской церкви, красили церковь Петра и Павла, искали дрова. Они молодцы! Мы даже не ожидали от них такого!

Много чего было. Даже дневник не способен все это вместить. Но я знаю, что еще не раз мы с мечтательной улыбкой вспомним эту поездку. Варзуга - это целый мир, удивительный, какого нигде не найдешь. Мы уезжали со слезами. Такое больше не повторится. Много всего будет хорошего, удивительного, необычайного, но Варзуга... Это не объяснишь.

 

5. Тематические экскурсии (в музей, парк, лабораторию, общественную организацию и т. д.). Они должны входить в учебно-тематический план группы и содержать индивидуальные творческие задания для учащихся, материал для которых каждый собирает во время экскурсии, а затем представляет творческий отчет. Интересен опыт организации экскурсий в геологический музей им. В.И.Вернадского, которые проводятся совместно Комиссий Российской академии наук по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского и МГДД(Ю)Т, которые предполагают подготовительный период, в ходе которого изучается научное наследие великого ученого и формулируются проблемные вопросы, и семинар по итогам проведения экскурсии. Достаточно большой пласт тематических экскурсий представляют собой экскурсии по специально разработанным экологическим тропам. Такие экскурсии могут быть использоваться педагогами дополнительного образования, школьными учителями, методистами. Как правило, разработки экологических троп имеют модульную структуру и рассчитаны на разные контингенты учащихся и слушателей.

 

Учебная экологическая тропа. По материалам методической разработки Г.Талалаева, Станция юных натуралистов г. Михайловска (Ставропольский край).

Маршрут учебной экологической тропы «Удивительное рядом» проходит по окрестностям г. Михайловска Ставропольского края, представляющим интерес в биологическом и экологическом отношении благодаря разнообразию ландшафтов, биоценозов, наличию некоторых редких, т.е. занесенных в Красную книгу видов животных и растений. На большей протяженности маршрута весьма сильно проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с учащимися, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе. Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии практически по любым темам ботаники, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний период.

Общая протяженность тропы составляет 6,7 км, что довольно много для проведения экскурсий среди учащихся младших классов, поэтому для таких экскурсий используется лишь часть тропы. Для уроков на открытом воздухе по определенным темам по ботанике, зоологии, экологии, общей биологии тоже нет необходимости проходить весь маршрут целиком – достаточно лишь выйти к той либо иной станции, которая наиболее полно иллюстрирует данную тему.

Маршрут тропы проходит большей частью вдоль железной дороги, соединяющей станцию «141км» с краевым центром, т.е. к северу от г.Ставрополя и к югу от г.Михайловска. Ставропольская гора здесь полого понижается в северном направлении, по ходу тропы имеется значительное понижение рельефа в низине, где расположено озеро.

Всего маршрут тропы включает 11 станций: помойка, лесополоса, болотце, мост, ручей, орхидная поляна, разнотравье, дачи, озеро, поля и сад, новостройки.

Экскурсии рассчитаны на 4 группы слушателей: младших школьников, учащихся среднего звена, старшеклассников и педагогов, ведущих уроки биологии, зоологии, ботаники и экологии в школе, а также проводящих внешкольные занятия в кружках биолого-экологического направления, курирующих индивидуальные исследовательские проекты учащихся.

Тексты рассказов в конечном итоге должны составляться самими преподавателями, ведущими экскурсию или урок на открытом воздухе, желательно при этом учитывать темы школьной программы, чтобы пройденное на уроке было наглядно проиллюстрировано во время экскурсии. При проведении тех или иных индивидуальных работ по исследовательским проектам преподаватель сам должен выбирать тему и объекты исследований, согласуя их с желаниями и возможностями учащегося.

 

6. Профильная смена или выездная тематическая школа. В рамках этих форм образуются временные детские коллективы, которые формируются и развиваются на основе конкретной предметной деятельности, определяемой программой такого мероприятия. В качестве примера можно привести тематические смены, организуемые во Всероссийских детских центрах «Океан»[40] и «Орленок», Международную исследовательскую школу, организуемую МГДД(Ю)Т, в ходе которой организуется тематическая проектная работа учащихся из разных регионов России и стран мира по актуальным проблемам таких наук, как физика, биотехнология, астрономия, психолингвистика, робототехника и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: