История поселка Электропередача до Великой Отечественной войны

 

Автор: Захаров Александр, ученик 7 «Б» класса МОУ СОШ № 14

г. Электрогорска Московской области.

 

Первыми поселенцами на территории будущего города в начале ХХ века были строители электростанции. Место, где сейчас стоит город, было в то время совершенно неосвоенное и даже непригодное для проживания здесь человека. История города тесно связана с историей электростанции. Самый ранний этап истории города – это, собственно, история развития электростанции, именно она положила начало основанию рабочему посёлку «Электропередача», из которого впоследствии вырос город.

Строительство крупнейшей электростанции России, в основном, было закончено к середине 1913 года, через 11 месяцев после начала стройки, а 12 марта 1914 года электростанция пустила в сеть своё первый ток. В мае же 1923 года она через «болотную» подстанцию (она стоит и поныне и находится около дома № 23 по ул. Ленина) дала первую электроэнергию для работы установленных на болоте электрифицированных торфяных элеваторных машин.

К 1913 году было построено несколько посёлков для торфяников, преимущественно с летними бараками. Посёлок «Электропередача» не был единым целым, каким мы сейчас видим город, а был, если так можно выразиться, разбросан. Одновременно со строительством станции производилось осушение болот, вот на этих островах и строились дома и другие хозяйственные постройки будущего города. Так, в 1912 – 13 гг. в непосредственной близости от электростанции был построен Центральный посёлок «Электропередача» или, как его ещё называли, посёлок I категории, где строились дома для инженерно-технического персонала. Это была самая обустроенная улица. Возле домов сажали ели, было проведено уличное освещение. Сейчас это улица Ленина. Посёлок II категории, где находились гостиницы, контора, конный двор, располагался на месте, где сейчас расположена подстанция ГРЭС №3 со стороны площади Советской. В посёлке III категории строили дома для высококвалифицированных рабочих – сейчас это улицы К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1914-15 г. на западном берегу озера Госьбужье был построен посёлок IV категории (в последствии улицы Октябрьская и Дзержинского) для сменного персонала: кочегаров, машинистов. Он не сохранился.

До 1915 г. крестьянам, приезжающим на торфоразработки, запрещалось привозить с собой семьи и оставаться в посёлках «Электропередачи» на зиму. После того, как администрация электростанции дала такое разрешение, (это было связано с изменением в технологии добычи торфа), посёлок получил новый импульс развития. Так, уже в том же 1915 году был построен посёлок «Гидроторф» – современная улица Ухтомского. По инициативе Классона, Кржижановского и Винтера были построены амбулатория, рентген кабинет, родильное отделение. По инициативе Ларисы Ивановны Радченко и Зинаиды Павловны Кржижановской была построена школа.

 В начале 20-х годов рабочий посёлок стремительно растёт и развивается. Было построено много новых домов и деревянных бараков. Строительство шло главным образом в районе, где сейчас находятся улицы Горького и Калинина. В 1921 г. было построено здание заводского комитета, в котором располагались милиция, партийное бюро ВКПБ, комитет комсомола. На четвёртой категории был построен Дом коммуны, где жили комсомольцы. Недалеко от здания заводского комитета разместилось общежитие эксплуатационного персонала, в настоящее время в этом здании на площади Советской расположены магазины. В 1918 году был создан продовольственный кооператив «Серп и молот», который находился там, где сейчас городской рынок, т.е. на улице Горького. Добраться до кооператива весной было крайне трудно, кругом непролазная грязь, иногда для того, чтобы попасть в кооператив, приходилось даже пользоваться лодкой. В 1920 году в посёлке было около 70 домов.

В 1922 году был построен клуб, а в 1927 году целый больничный комплекс, в который входили: родильное отделение, кухня, прачечная.

В середине 20-х годов началось интенсивное строительство в районе первой категории, где были построены двухэтажные деревянные двенадцати квартирные дома с центральным отоплением, электрическим освещением, водопроводом, канализацией. В 1925 –27 гг. были построены дома с двух сторон экспериментального поля – сейчас это улицы Пионерская и Комсомольская. Здесь были построены двухэтажные деревянные дома со всеми удобствами. С момента строительства домов около экспериментального поля стали отпадать названия по категориям; возникают первые названия по улицам.

В 1928-29 гг. в посёлке построены первые два больших каменных дома в три этажа на улице Сталина (Сейчас дом № 21 и 23 по ул. Ленина). Большое строительство велось на Скворцах и на Каменном карьере, где строились бараки для рабочих. В начале 30-х годов, когда электростанция имени инженера Классона включилась в общесоюзное стахановское движение, для рабочих-ударников был построен специальный дом. Этот трёхэтажный каменный дом был построен недалеко от второго озера на улице Сталина (сейчас улица Ленина, 16). Осенью 1931 года в нём был открыт магазин для рабочих-ударников. На территории III категории строились одноэтажные кирпичные и шлакоблочные двух- и четырёх квартирные дома.

В 1922 году началось строительство железнодорожного моста через реку Клязьма. Одновременно со строительством моста была начата работа по постройке железнодорожной ветки широкой колеи от станции Павлов – Посад до посёлка Электропередача. Эта дорога должна была облегчить доставку оборудования и строительных материалов, а также улучшить пассажирское сообщение. В 1925 году было открыто движение по железной дороге, в этом же 1925 году был построен железнодорожный вокзал в посёлке, который, к сожалению, до наших дней не сохранился. В конце 20-х годов силами жителей посёлка был обустроен большой естественный парк: в нём была построена летняя сцена, танцевальная площадка, тир, летняя библиотека. В 1934 году рядом с парком был построен стадион с футбольным полем, площадками для баскетбола и волейбола, площадкой для игры в городки. Зимой на стадионе заливался большой каток, на который приходила кататься вся молодёжь посёлка. В 1939 году в парке была построена парашютная вышка по проекту конструктора И. А. Щелкова, жителя города. Вышка считалась одной из лучших парашютных вышек в Советском Союзе. В 1930 году на территории электростанции было построено фабрично – заводское училище (ФЗУ). Перед училищем стояла задача подготовки квалифицированных рабочих для электростанции и торфопредприятия. ФЗУ готовило электриков, кочегаров, машинистов турбин, путейцев. Всего в училище обучалось порядка 400 человек. В 1940 году ФЗУ было реорганизовано в ремесленное училище энергетиков. Учиться сюда приезжали дети со всего Советского Союза. Специально для них были построены два общежития: мужское и женское. Кроме ФЗУ в посёлке действовали два вечерних техникума: торфяной и энергетический.

В 1936 году построена новая десятилетняя школа №14. В 1933 году был построен новый клуб электростанции с большим зрительным залом на тысячу человек; малый зал на 200 человек. При клубе был построен спортивный зал, в котором круглый год тренировалась молодёжь электростанции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: