Прогнозирование обеспечения инноваций

 

Инновации требуют соответствующего обеспечения. Это обеспечение можно разделить на следующие виды:

· информационное;

· техническое;

· финансовое;

· кадровое.

Информационное обеспечение инноваций представляет собой сложный, противоречивый процесс. С одной стороны, необходима как можно более полная информация о состоянии дел в данном направлении науки и техники, а с другой – требуется максимально сократить объем информации по собственным разработкам. Следует отметить, что информационное обеспечение инноваций выступает одним из направлений промышленного шпионажа. В крупных компаниях вопросам информационного обеспечения инноваций уделяется огромное внимание. Это относится к сбору информации через открытые источники (книги, журналы и т.д.) и непосредственно через систему промышленного шпионажа. Для информационного обеспечения инноваций в организации крайне необходимо иметь группу специалистов, которые на основании изучения изделий конкурентов могли бы обеспечить руководство следующей информацией:

· качество продукции конкурентов, возможности модернизации и ориентировочное увеличение цены;

· анализ собственной продукции, возможности ее модернизации, ориентировочные издержки;

· сопоставление продукции компании с продукцией конкурентов для принятия решения о модернизации или об отказе от нее.

Для создания новой техники используют информацию, получаемую в основном по линии обработки материалов научных конференций и предоставляемую по линии промышленного шпионажа. Конечно, многое зависит от положения компании, научного задела. Опыт показал, что наличие научного задела позволяет увереннее действовать на рынке. Не менее важное значение имеет анализ информации для выявления наиболее существенных компонентов, которые следует учитывать при информационном обеспечении инноваций.

Техническое обеспечение инноваций подразумевает соответствующую техническую базу для проведения работ по конструированию, изготовлению опытных образцов и отладке технологий.

К сожалению, опыт реформы в России с точки зрения технического обеспечения инновационного процесса – во многом отрицательный. Если СССР имел достаточную техническую базу для инноваций, в частности хорошо разработанную и отлаженную систему опытных производств Академии наук, отраслевых институтов и конструкторских бюро, то сейчас положение с техническим обеспечением можно назвать близким к критическому. Это вызвано, прежде всего, разрушением ранее существовавшей системы связей теоретических исследований и опытных разработок на базе институтов Академии наук, научно-производственных и производственных объединений. Академия наук во многом потеряла техническую базу в силу устарелости оборудования, ухода большой части квалифицированных работников из-за низкой оплаты труда. Наибольший урон техническому обеспечению был нанесен в результате ликвидации научно-производственных объединений, где имелась достаточная техническая база. Техническое обеспечение инноваций направляется большей частью в отрасли, занимающиеся заготовкой сырья и его первичной переработкой. Сложившееся положение требует принятия кардинальных шагов, пока еще существует техническая база, так как с ее потерей резко снизятся возможности отечественной продукции на мировом рынке.

Финансовое обеспечение инноваций представляет очень сложную проблему. Здесь необходим учет ряда факторов, включая такие, как внутренний уровень доходности, различная стоимость денег в разные периоды времени. Нижней границей внутреннего уровня доходности следует признать прогноз банковского процента на рассматриваемый период времени и скорректировать его снижение стоимости денег. При современном уровне развития науки и техники финансовое обеспечение многих работ становится для компаний невозможным. Отсюда – желание максимально использовать финансовые ресурсы государства.

Так как бюджет России мал и не позволяет выделять существенные средства на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, то для организаций России представляется возможность финансировать научные разработки по системе финансово-промышленных групп и по линии объединения усилий ряда предприятий с привлечением технической базы Академии наук и высшей школы. К сожалению, техническая база высшей школы в России очень слабая. По мнению экспертов, в Москве только несколько организаций в состоянии проводить такие исследования и получить финансовое обеспечение под них. Это такие организации, как МГУ, МВТУ и несколько других. За последнее время появилась и получила распространение система грандов, то есть оплат конкретных работ. В качестве примера можно привести работы российских программистов по составлению программ для зарубежных компаний. Как правило, эти гранды предоставляются специалистами, уже доказавшими свои высокие профессиональные качества.

Не меньшее значение имеет и кадровое обеспечение, то есть наличие достаточно квалифицированных специалистов. В России положение с кадровым обеспечением может оцениваться как катастрофическое. Причины этого – следующие:

· резкое сокращение финансирования научно-исследовательских работ и, как следствие, крайне низкая оплата труда научных работников;

· стремительное старение кадров научных работников и работников предприятий, занимающихся научными и опытно-конструкторскими работами;

· массовая эмиграция молодых, перспективных специалистов.

Крайне низкая оплата труда научных работников привела к тому, что значительная часть специалистов ушла в коммерческие структуры, остались в основном немолодые работники. В результате средний возраст научного работника в РАН составляет пятьдесят лет, что уже ставит под вопрос дальнейшее существование Академии наук. Не менее удручающая картина и среди работников предприятий, занятых конструированием новой техники. Здесь также средний возраст таких специалистов составляет пятьдесят лет.

Крайне низкая оплата труда, отсутствие технической базы для проведения научных исследований во многом способствовали отъезду из России специалистов. Этот процесс крайне болезненный для нашей страны, так как вложенные в подготовку специалистов средства не имели отдачи, а ведущие страны Запада бесплатно получили хорошо подготовленных специалистов. По оценке ученых РАН, Запад сэкономил в результате приезда к ним российских специалистов не менее 100 млрд. долл. США, то есть выгода этих стран составила 2/3 внешнего долга России (включая и внешний долг СССР).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: