- налоги с юридических лиц – предприятия, организации, учреждения, международные объединения и организации, религиозные организации, имеющие статус юридического лица в соответствии с законодательствомРФ.
- налоги с физических лиц - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
- налоги с индивидуальных предпринимателей – физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.
По характеру использования.
- общие;
- специальные.
Общие налоги поступают в единую казну государства, обезличиваются и используются для общегосударственных целей.
Специальные налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды и целевые фонды.
По полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениями.
- собственные;
- регулирующие.
Собственные налоги – налоги, поступления от которых полностью зачисляются в один из бюджетов.
|
|
Регулирующие налоги – налоги, поступления от которых распределяется по бюджетам.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЛОГАХ И СБОРАХ
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
НК устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов, в том числе:
1) виды налогов и сборов;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.
Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. (ст. 57 Конституции РФ). Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
|
|
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, которые не могут изменять или дополнять налоговое законодательство.