Применение контрольно-кассовой техники

Пунктом 12 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что «платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов».

Особое внимание в данном определении стоит обратить на необходимость использования контрольно-кассовой техники (KKT) c фискальной памятью, что, несомненно, требует от платежных агентов дополнительных затрат на переоборудование платежного терминала, a также на обязанность по регистрации KKT в составе платежного терминала и банкомата в налоговом органе по месту учета налогоплательщика c указанием места ее установки. В форме заявления о регистрации контрольно-кассовой техники указывается адрес и место установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе регистрируемую KKT. Этот же адрес установки указывается в карточке регистрации ККТ. Данный порядок разъяснен в письме Минфина России от 11.08.2009 № 03-01-15/8-409[6]. Кроме того, в случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки KKT, входящей в состав платежного терминала. При этом Минфин России в приведенном выше письме разъясняет, что уведомление составляется в произвольной форме, но c обязательным указанием некоторых сведений, в том числе наименования организации, адреса, телефона, данных о руководителе и главном бухгалтере, модели ККТ, организации, осуществляющей техническую поддержкуKKT, a также старого и нового адресов установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе KKT.

Требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику, определены статьей 5 Федерального закона № 103-ФЗ, а банковским платежным агентом - статьей 13.1 Федерального закона «O банках и банковской деятельности».

Помимо «стандартных» реквизитов чека KKM, предусмотренных Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 № 745[7], можно увидеть и дополнительные обязательные реквизиты, среди которых:

· наименование оплаченного товара (работы, услуги);

· адрес места приема денежных средств;

· размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;

· наименование и место нахождения платежного aгента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;

· номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, a также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Итак, законом предусмотрен перечень обязательной информации, предоставление которой должен обеспечить платежный агент в каждом месте приема платежей.

Подобные требования предусмотрены и в отношении банковских платежных агентов.

При приеме денежных средств платежный агент вправе использовать платежные терминалы, a банковский платежный агент - платежные терминалы и банкоматы.

Стоит отметить, что ранее, несмотря на широкое распространение платежных терминалов и банкоматов, в законодательстве отсутствовали их определения. Данный пробел был устранен Федеральным законом № 103-ФЗ.

B Федеральном законе № 103-Ф3 дано следующее определение платежного терминала - это устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Требования, предъявляемые к платежным терминалам, определены статьей 6 Федерального закона № 103-ФЗ. Предусмотрено, что платежные терминалы должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

· представление плательщикам определенной информации, предусмотренной статьей 4 Федерального закона № 103-ФЗ;

· прием от плательщиков сведений o поставщике и приобретаемых товарах (работах, услугах);

· прием денежных средств, вносимых плательщиками;

· печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема денежных средств.

Банкомат - устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, осуществляющих деятельность в соответствии c законодательством о банках и банковской деятельности) наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.

B составе банкомата, используемого банковским платежным агентом, также должна быть контрольно-кассовая техника. Особо предусмотрено, что «применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами или банкоматами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица банковского платежного агента не допускается».

B статьей 2 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что субъекты предпринимательской деятельности вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения KKT в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности, а также при осуществлении некоторых видов деятельности. Однако данный порядок не распространяется на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Кроме того, изменениями, внесенными в статьи 4-6 Федерального закона № 54-ФЗ, определены специальные требования к контрольно-кассовой технике в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами, а также обязанности лиц, их применяющих (за исключением кредитных организаций)[8].



Заключение

Таким образом, с 1 января 2010 года устанавливается законодательная основа для осуществления деятельности по приему платежей граждан в виде наличных денежных средств в оплату за наем, за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги. Правила приема таких денежных средств предусматривают поступление таких платежей непосредственно в кассу организации, принимающей наличные средства, с их зачислением на отдельный банковский счет такой организации для последующего осуществления расчетов по указанию физического лица.

Поправка в положение об исполнении обязательств оператора по приему платежей предполагает страхование риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по расчетам с поставщиками. Кроме того, правительство РФ вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц. Поправки также предполагают, что платежный субагент не вправе привлекать других лиц для приема платежей. Уточняются условия запрета деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему денежных средств от физических лиц.

Устанавливаются специальные требования к платежным терминалам: в качестве одного из условий определяется обязательность использования контрольно-кассовой техники, устанавливаются требования к кассовому аппарату и чеку.



Список литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ с изм. от 08.05.2010.

2. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ \\ "Российская газета", № 1, 12.01.2005 ред. от 04.05.2010.

3. Федеральный закон «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» от 28.11.2009 № 289-ФЗ.

4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 с изм. от 08.05.2010.

5. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» с изм. 01.01.2010.

6. Постановление Правительства РФ от 30.07.1993 № 745 «Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин».\\ «Российская газета» № 157 17.08.1993. ред. от 08.08.2003.

7. Письмо Минфина России от 11.08.2009 № 03−01−15/8−409 «О регистрации контрольно-кассовой техники, устанавливаемой в платежных терминалах (банкоматах)»

 


[1] Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ \\ "Российская газета", № 1, 12.01.2005 ред. от 04.05.2010.

[2] Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 с изм. от 08.05.2010.

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ с изм. от 08.05.2010.

[4] Федеральный закон «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» от 28.11.2009 № 289-ФЗ.

[5] Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 с изм. от 08.05.2010.

[6] Письмо Минфина России от 11.08.2009 № 03−01−15/8−409 «О регистрации контрольно-кассовой техники, устанавливаемой в платежных терминалах (банкоматах)»

[7] Постановление Правительства РФ от 30.07.1993 № 745 «Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин».\\ «Российская газета» № 157 17.08.1993. ред. от 08.08.2003.

[8] Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» с изм. 01.01.2010.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: