Формирование РЦБ в царской России

ВВЕДЕНИЕ

   Переход России к экономике рыночного типа потребовал глубоких преобразований, в том числе организация рынков в сфере важнейших ресурсов. Важным из их числа для становления и развития рыночной экономики является рынок ценных бумаг, поскольку, в силу присущей ему специфики, помимо функционального назначения он имеет большое социально- политическое значение, в широком смысле являясь идеологическим выражением рыночной экономики. Переход к рыночной экономике означает становление и развитие рыночных механизмов регулирования экономики, важнейшим из которых является обращение (рынок) ценных бумаг. Переживаемое российским обществом время кризиса и нестабильности особенно подчеркивает важность, с одной стороны, систематизированных макроэкономических представлений, с другой стороны, конкретных экономических знаний повседневного характера в правильном понимании и практическом применении возможностей фондового рынка, в повышении общей эффективности экономики и в решении ряда важных проблем социального характера. Необходимо полное осознание того факта, что в экономике рыночного типа именно фондовые рынки и ценные бумаги являются основным источником финансирования производительной сферы и государственных нужд. Посредством механизма эмитирования, размещения, оборот от ценных бумаг на вторичных рынках формируется необходимые инвестиционные источники модернизации всех сфер экономики, в которых так остро нуждается сейчас Россия. Международный опыт показывает, что с помощью реально действующего рынка ценных бумаг происходит мобилизация и перераспределение финансовых ресурсов между отраслями, концентрация их наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса.

    Целью курсовой работы является изучение особенностей эволюции рынка ценных бумаг, для этого рассматриваются следующие задачи: становление РЦБ в России, регулирование РЦБ, реформирование системы государственного регулирования РЦБ России и перспективы его развития.

    В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). В настоящее время переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. Сейчас в Российской Федерации активно функционируют такие биржи, как ММВБ, РТС1 и РТС2, Санкт-Петербургская Фондовая и Валютная биржа, а также Сибирская, Уральская, Ростовская, Самарская, Нижегородская биржи… Как видно фондовый рынок является неотъемлемой частью рыночной экономики, вследствие чего появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.

 

   

 

Глава 1 Становление РЦБ в России

Формирование РЦБ в царской России

Рынок ценных бумаг в царской России формировался и развивался около 150 лет (1769-1913 гг.) в тесной связи с эволюцией экономики и политикой страны. Здесь можно выделить три периода.

Первый период - с 1769 г. до конца 50-х гг. XIX в. – время возникно­вения и начала становления рынка ценных бумаг, когда происходило преимущественно обращение государственных ценных бумаг.

Второй период - с 60-х гг. XIX в. по 1897 г. – совпал с завершением денежной реформы (введением “золотой валюты”). Этот период счита­ется важнейшим, так как охватывает интенсивное развитие рынка цен­ных бумаг.

Третий период - с 1897 по 1913 г. (начало первой мировой войны) -соответствует чертам становления “зрелого” рынка ценных бумаг.

В России, как и в других европейских странах, первыми фондовыми ценностями на зарождающемся финансовом рынке выступали государ­ственные ценные бумаги (ГЦБ). До возникновения ГЦБ главными ис­точниками покрытия чрезвычайных расходов государства служили за­имствование средств у государственных кредитных учреждений и эмиссия бумажных денег. Непрерывные войны заставляли правительство искать новые источники финансирования. В 1769 г. (при Екатерине II) впервые появились государственные ценные бумаги в форме облигационного внешнего займа России, который был размещен на голландском рынке через посредника-банкира, исходя из 5% годовых сроком на 10 лет. Затем правительство уже от своего имени выпустило ряд внешних займов пу­тем заключения соглашений с посредниками-банкирами, как правило, гол­ландскими; на их имя были оформлены облигации займов. Это делалось по той причине, что в то время отсутствовали взаимосвязи российского и зарубежного рынков, доверие иностранных инвесторов к России.

Однако основным источником покрытия бюджетного дефицита ос­тавался выпуск бумажных денег. Чрезмерная эмиссия ассигнаций приводила к развитию инфляционного процесса. Обесценение ассигнаций изменяло реальную величину доходов казны. Неустойчивое денежное обращение вредило торговле и кредиту. Правительство по “Плану фи­нансов”, предложенному М. М. Сперанским, приступило к выпуску внутренних процентных долговых обязательств – облигаций долгосроч­ного государственного займа для трансформации части текущего бес­процентного долга в форме ассигнаций.

В манифесте от 2 февраля 1810 г. заявлялось о прекращении эмис­сии ассигнаций и выпуске внутреннего государственного займа для по­гашения бумажно-денежного долга. В мае того же года был выпущен 6%-ный семилетний займ на 100 млн руб. ассигнациями – первый внут­ренний государственный займ России. Займ был реализован лишь на 3,2 млн руб. Причины неудачи заключались в дефиците долгосрочных свободных капиталов и недоверии имущих слоев населения к новой форме государственного кредита.

До проведения первой денежной реформы (1839-1841 гг.) правитель­ство выпустило также долговые процентные бумаги другого вида: “крат­косрочные казначейские обязательства” (первый выпуск – в 1812 г.) и четырехлетние билеты Государственного казначейства-серии (первый выпуск в 1831 г.). Обоим был придан характер бумажных денежных знаков. Они принимались во все казенные платежи. Их выпуск способ­ствовал сокращению сферы применения обесценивающихся ассигнаций. В результате реформы 1839-1843 гг. была установлена система се­ребряного монометаллизма с обращением кредитных билетов – новых бумажных денежных знаков, разменных на серебро и заменивших ассиг­нации. Однако при хроническом дефиците бюджета использование эмис­сии бумажных денег не было прекращено. Правительство непрерывно выпускало кредитные билеты и билеты казначейства (серии). В 1858 г. размен кредитных билетов на серебро был прекращен. “Серебряное обращение” перестало существовать.

Отменив крепостное право, Россия поднялась на новую ступень раз­вития. С учетом улучшения состояния государственного бюджета и уве­личения золотого запаса появилась возможность провести новую де­нежную реформу. Это увенчалось успехом. В 1897 г. была введена “Золотая валюта”. Предел эмиссии кредитных билетов определился в сумме 600 млн руб., которая на 50% покрывалась золотом, на 50% -коммерческими векселями.

В период подготовки и проведения денежной реформы был выпу­щен ряд новых облигационных займов. В частности, банковские биле­ты и казначейские билеты. Они были подобны билетам казначейства (сериям). Но их эмитентом был Государственный банк, а не Министер­ство финансов.

В то время выпускались государственные 4%-ные бессрочные рен­ты в крупном масштабе, что превратило их в основную форму государ­ственных займов. В 1895 г. купоны 4%-ных рент начали свободно обра­щаться в качестве денежных знаков.

В истории ценных бумаг России особое место заняли государствен­ные ценные бумаги железнодорожных займов, представившие собой ин­струмент инвестиционной политики правительства.

Первоначально в железнодорожном деле в качестве инвестора выс­тупало казначейство, используя выпуск правительственных железно­дорожных облигаций. Например, с 1851 по 1893 г. построена линия “Москва-Петербург” на средства, полученные от пяти внешних облига­ционных займов.

Чтобы облегчить финансовое бремя государства, по инициативе Александра II началось применение системы железнодорожных гаран­тий. Ее сущность заключалась в обеспечении правительством доходно­сти капитала в виде ценных бумаг, вложенного в железнодорожные предприятия. Появившиеся в России гарантированные правительством железнодорожные ценные бумаги частных акционерных обществ зна­меновали наступление эпохи интенсивного строительства железных дорог в Российской империи.

Параллельно с обращением государственных ценных бумаг разви­вались ценные бумаги во взаимосвязи с деятельностью хозяйственных субъектов. В первую очередь это относится к векселям и акциям.

В России первый Вексельный устав был составлен при Петре I по об­разцу Лейпцигского вексельного устава. В XVIII-XIX вв., как отмеча­лось ранее, он неоднократно подвергался переработке. В 1902 г. был утвержден новый вексельный устав. Он представлял собой значительное достижение по сравнению с предшествующими вексельными уставами, созданными по иностранным образцам. По мере развития банковской системы России расширялось кредитование хозяйства под залог вексе­лей и в форме их учета.

Активизация обращения векселей в начале XX в. объяснялась ут­верждением капиталистических отношений как в промышленности, сельском хозяйстве, так и в торговле.

После отмены крепостного права шел ускоренный процесс создания акционерных обществ, что обусловило рост значения акций на рынке.

Акционерные общества в России возникли еще в дореформенное вре­мя. К 1861 г. в России было 120 акционерных обществ с капиталами в раз­мере 100 млн руб., в том числе 35 млн руб. – в промышленности. К 1881 г. число акционерных обществ увеличилось до 635, а капиталы – до 840 млн руб. Крупные акционерные капиталы и облигационные займы железно­дорожных акционерных обществ имели правительственную гарантию и относились к сфере производительного государственного кредита.

Во время экономического подъема 90-х гг. XIX в. число акционер­ных обществ удвоилось. Их капиталы достигли 2,4 млрд руб., в том числе капиталы акционерных обществ в промышленности увеличились в 3 раза и составили 1,5 млрд руб. К 1914 г. 2235 акционерных обществ имели капиталы в сумме 4,7 млрд руб. Из них на долю 1621 промыш­ленного акционерного общества приходилось 3,2 млрд руб.

Акционерные общества дореволюционной России занимали веду­щее положение в фабрично-заводской промышленности. На них про­изводилось 60% промышленной продукции.

Для ограждения интересов мелких капиталистов и населения в Рос­сии, в отличие от Запада, устанавливалось предельное число голосов, которые мог иметь один акционер на общем собрании акционерного общества. Акционерные общества формировались в России на прин­ципах более демократичных, чем в других странах.

С 1810 г., когда Россия выпустила первый внутренний государствен­ный займ, началась история формирования ее фондового рынка. Это проявилось прежде всего в возникновении бирж, на которых обраща­лись ценные бумаги.

В России первая товарная и вексельная биржа была официально от­крыта в 1703 г. по инициативе Петра I. Большинство бирж было органи­зовано во второй половине XIX в. В 1914 г. их было 115. Главной была Санкт-Петербургская биржа, которая имела товарный и фондовый от­делы. На ней котировались 312 различных видов акций на 2 млрд руб., а также облигации государственных и гарантированных государством зай­мов. Главную роль на бирже играли крупнейшие петербургские банки.

В качестве представительных постоянных выборных органов при биржах стали создаваться биржевые комитеты. Первый биржевой ко­митет возник при Петербургской бирже в 1816 г. Московский бирже­вой комитет возник в 1832 г. В 1831 г. было утверждено Положение о биржевых комитетах и биржевых маклерах.

  Государственное регулирование рынка ценных бумаг началось в XVIII в. В 1769 г. в России был образован комитет, уполномоченный для проведения денежных негоциации в иностранных землях, который отвечал за ведение всех дел по внешним займам.

В 1810 г. была утверждена Комиссия погашения государственного Долга. На основе ее Устава (1817 г.) была учреждена Государственная долговая книга. Это явилось важным шагом в документировании госу­дарственного долга. Почти все выпущенные в России и за границей го­сударственные займы были занесены в долговую книгу.

Усиление государственного регулирования фондового рынка осу­ществлялось в течение 1900-1914 гг., т.е. в период наивысшего подъема биржевого дела в стране.

К началу XX в. уже сложился биржевой механизм и проводились до­вольно крупные операции с ценными бумагами. Особое место на фондо­вом рынке России занимал Фондовый отдел Санкт-Петербургской бир­жи. Отдел был образован как акционерное общество закрытого типа и подчинялся канцелярии по кредитной части Министерства финансов.

В 1901 г. Правительство России приняло “Правила для Фондового отдела при Санкт-Петербургской бирже”. Эти правила знаменовали со­бой начало проведения крупной биржевой реформы. Предполагалось, что в последующие годы аналогичные отделы будут созданы и на дру­гих биржах, где активно развивалась торговля ценными бумагами.

Биржевая реформа включала создание Совета фондового отдела Санкт-Петербурской биржи. При допуске облигаций и акций к обращению на бирже Совет фон­дового отдела руководствовался “Правилами о допущении бумаг к ко­тировке на Фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи”, утвержден­ными Министерством финансов 5 сентября 1902 г. В годы промышленного подъема (1909-1913 гг.) Санкт-Петербургс­кая биржа превратилась в место торговли главным образом дивиденд­ными бумагами (акциями). Что касается остальных бирж – операции с ценными бумагами имели ограниченное значение. На Московской бир­же размещались разного рода облигации, на Варшавской, Киевской, Одесской и Рижской биржах – акции местных предприятий и т.д. Следует учесть, что на биржах совершались отнюдь не все операции с ценными бумагами. Значительный по объему внебиржевой оборот формировался в результате операций с ценными бумагами, которые производили различные кредитные учреждения, прежде всего банки.

Банки выдавали ссуды под ценные бумаги, котируемые на бирже, по ним должна быть установлена рыночная цена. Такой кредит имел пгоомное значение. Он облегчал размещение ценных бумаг, можно было купить большое количество бумаг. Такой кредит задерживал падение курсов, так как давал возможность владельцам ценных бумаг не про­давать их во время спада цен, а дожидаться более благоприятной ситуации. Создавался своеобразный тип “твердого держателя” – владеющих пенными бумагами с помощью банковского кредита. Прямым следстви­ем развития кредита под залог ценных бумаг, а также формирования собственных портфелей ценных бумаг была концентрация в банках ог­ромных пакетов акций. Государственное регулирование фондовой деятельности было важ­но и целесообразно для эффективного развития фондовых бирж, осо­бенно в стадии формирования рынка ценных бумаг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: