Инфляция в условиях рыночной экономики

Начало 90-х гг. было ознаменовано проведением двух наиболее крупных акций Правительства:

а) повышение цен 2 апреля 1991 года;

б) либерализация цен 2 января 1992 года.

Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991года, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.

Нагнетание инфляционной напряженности приходилось в основном на периоды, непосредственно предшествующие проведению вышеназванных акций. Так, в марте 1991 года темпы инфляции резко ускорились, несмотря на проведенную в январе месяце этого года частичной конфискационной денежной реформы по обмену 50- и 100- рублевых купюр. Временной лаг величиной в один месяц между Постановлением Кабинета Министров СССР о реформе розничных цен и моментом ее осуществления позволил наиболее полно реализовать себя накопленному неудовлетворенному спросу и самым худшим опасениям населения в отношении проводимой правительством денежной и ценовой политики. Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен.

Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка.

Момент проведения реформы значительно сократил темп роста инфляции, но сколько-нибудь кардинально не изменил ситуацию на потребительском рынке. В результате ее осуществления так и не было создано достаточно эффективных стимулов для расширения производства и услуг. Это объяснялось тем, что методика для калькулирования цен осталась прежней, основывающейся на затратном принципе ценообразования. По ряду остродефицитных товаров цены не были повышены до равновесного, сформированного вольным рынком, ценового уровня. Это касалось таких товаров, как автомобили, бытовая электротехника и аппаратура, алкогольные напитки и др. Все это свидетельствует о том, что главной задачей предпринятой акции, если ее рассматривать вкупе с обменом денежных купюр крупного достоинства, было отнюдь не стимулирование производства потребительских товаров, а сокращение у населения избыточного денежного потенциала для того, чтобы свести лишнюю денежную наличность, находящуюся на руках у населения, по возможности, к наиболее меньшей величине.

Желание побороться с ростом цен при проведении реформы сильно нагнетало спрос в период, предшествующий этой акции, что привело к тому, что в послереформенный период резко сократился товарооборот. В натуральном выражении объем покупок населения в первом полугодии 1991 года сократился, по сравнению с дореформенным уровнем, на 50-60%. К середине мая запасы товаров в торговле выросли на 10 млрд. рублей. Это объяснялось не столько психологическим воздействием реформы на поведение потребителей, сколько накопленными в феврале-марте запасами товаров. Естественно для этого случая и неестественно для целей реформирования вновь стал активизироваться процесс образования избыточных сбережений из-за резкого сокращения текущих расходов.

Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть рынок. Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу.

Пик инфляции в России пришелся именно на 1992 г., когда цены за год выросли в сред­нем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годо­вом исчислении на 884%, и по этому показателю в мире Россия уступала лишь Бразилии (2830%).

Гиперинфляция потре­бовала денежные знаки бо­лее высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены но­вые купюры достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1994 и 1995 годах продол­жался стремительный рост потребительских цен, кото­рый в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.

Изучение динамики российской инфляции за три года после либерализации цен показывает наличие значительных “ножниц” в изменениях цен на потребительские товары и на средства производства. Это видно из сопоставления общих индексов соответствующих видов цен.

 

Индекс 1992 1993 1994
потребительских цен 2680 1008 312
Оптовых цен промышленности 6164 1124 335

 

Годовые индексы оптовых цен промышленности постоянно опережали соответствующие индексы потребительских цен. Происходило это потому, что из сферы производства постоянно исходили особые импульсы повышения цен. Последние в свою очередь возникали по причине постоянного превышения индекса цен на ресурсы над индексом оптовых цен.

В результате несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях экономики становится возможным длительное завышение цен на их продукцию. При использовании такой продукции для производства других товаров повышаются издержки производства последних, что делает невыгодным продолжение производства при прежнем уровне спроса и цен. В экономике возникает мультипликативный эффект возрастания издержек производства. В результате производство по всей технологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. В первом квартале 1996 года объем промышлен­ного производства составил 49 про­центов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спа­да объясняется не только эффектом «ножниц» цен, но и "внешними" причинами, такими как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ. Таким образом, происшедший за годы реформ глу­бокий спад производства сыграл не последнюю роль в поддержании инфляции.

В период с 1992 по 1996 гг. основной задачей стабилизации обстановки в стране стало погашение инфляционных ожиданий населения и повышение доверия населения к рублю. Это было действительно необходимо, так как уже в 1996 г. инфляция обуславливалась: 45% - инфляционными ожиданиями; 25% - повышением цен на топливо; 20% - увеличением совокупной денежной массы; 7% - удорожанием с/х продукции; 3% - прочими факторами.

Благодаря введению валютного коридора и других мер прави­тельства по укреплению национальной валюты в 1996 г. уровень инфляции удалось снизить до 21,9% и в 1997 г. — до 11%. До финансового кризиса правительство планировало снизить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г.

За десятилетия господства командно-административной системы в нашей стране были созданы мощная промышленность, сильная армия и большая социальная сфера, которые целиком и полностью финансировались государством. После начала реформ потребность в их финансировании со стороны государства сохранилась на очень высоком уровне. Социальная сфера и особенно армия в принципе существуют только за счет бюджета, а промышленность оказалась в таком глубоком кризисе, что также не может обойтись без тех или иных форм государственной поддержки. Иными словами, сохранились высокие обязательства государства.

Но доходная часть бюджета резко сократилась за счет спада производства, неудачной системы налогообложения, огромного развития теневого сектора и утечки капитала за границу. Дефицит госбюджета в годы реформ ежегодно составлял огромную цифру – 5-10% ВВП. Несмотря на неизбежность бюджетного кризиса, обусловленную объективным несоответствием между доходами и расходами бюджета в переходный период, кризис можно было бы значительно смягчить, проведя своевременные реформы здравоохранения, армии, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер, которые финансируются в основном за счет бюджета. Ведь кризис усугублялся тем, что скудные государственные средства расходовались крайне нерационально.

Однако вместо реформ еще в 1995 г. был выбран путь покрытия бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынке. Несколько лет механизм заимствований через выпуск ГКО и других ценных бумаг государством справлялся с задачей покрытия бюджетного дефицита. Решение о запуске этого механизма было оправданным для середины 90-х годов, но должно было сопровождаться мерами по подъему производства с тем, чтобы государство начало получать средства для погашения своих долгов.

Вместо этого долги государства по ценным бумагам погашались за счет выпуска новых ценных бумаг, из-за чего систему ГКО начали называть “государственной финансовой пирамидой”. И когда летом 1998 г. государство потеряло возможность рассчитываться по своим долгам с кредиторами, главным образом из-за финансовых потрясений в мировой экономике и падения цен на нефть, оно было вынуждено объявить дефолт, за которым последовало трехкратное падение рубля и новый приток экономического кризиса.

На этом фоне положительным фактором стало уменьшение бюд­жетного дефицита. Он был доведен до уровня (3,6% ВВП — в 1997 г., 5,5% - в 1998 г., 2,4% - в 1999 г.,) приемле­мого для Международного валютного фонда в каче­стве условия для предоставления России очередного транша кредита. Это достигнуто, в основном, за счет секвестирования расходов и увеличения доходов по линии МНС и ГТК. Бюджетный дефицит существует в большинстве стран, но там применяются методы его покрытия, не имеющие инфляционных последствий, Россия использовала все известные мировой практике источники финансирования бюджетною дефицит — налоги, займы, инфляцию.

После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. В свою очередь специалисты Международного валютного фонда прогнозировали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее, чем на 56%.

Потребительские цены в 1999 г. возросли на 36,5%. При оценке уровня инфляции необходимо учитывать рост цен производимой промышленной продукции (67,3%), по инвестициям в основной капитал (46,0%), а также на реализованную сельскохозяйственную про­дукцию (91,4%). Сохранялся значительный инфляци­онный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Это обусловлено тем, что Россия впервые в мировой практике искусственно сдержала темп инфляции, при­менив дефляционную политику в условиях продолжав­шегося в течение 10 лет экономического спада причем путем невыплаты заработной платы, пенсий и посо­бий. За рубежом дефляция применяется в условиях "пе­регрева" экономики и ее крайней мерой является бло­кирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается.

В 2000-2002 гг. темпы инфляции существенно снизились по сравнению с предыдущими двумя годами. Прирост потребительских цен составил 20,2 проц. в 2000 году, 18,6 проц. в 2001 году и 15,1 проц. в 2002 году против 36,5 проц. в 1999 году. Снижения уровня инфляции в 2000-2002 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2002 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера. Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен в 2001-2002 гг. В 2002 году повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции. Следует отметить, что замедление темпов инфляции проходило в условиях растущего платежеспособного спроса населения. На инфляцию повышающее давление оказывали также: значительный рост регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные и другие услуги вследствие сокращения субсидий; рост издержек на производство, связанный с повышением оплаты труда и других элементов затрат; высокие цены на нефть и нефтепродукты на мировых рынках.

Касательно оценки инфляции на 2004 г. большинство аналитиков говорят о превышении прогнозируемого уровня в 10%. Это подтверждают большинство монетарных структур РФ. Так 10 ноября Банк России последним признал очевидное: уровень инфляции в этом году будет выше прогнозного как минимум на 1%. С аналогичными заявлениями выступили также несколько представителей правительства. Но, по мнению экспертов, удержаться и в новых рамках - задача достаточно сложная, хотя и очень важная с политической точки зрения. О том, что уровень инфляции удержится в прогнозных рамках, вплоть до октября упорно твердили представители всех заинтересованных ведомств. И это несмотря на то, что ни в августе, ни в сентябре не произошло ожидаемой дефляции. Уже в октябре чиновники Минэкономразвития были вынуждены признать, что инфляция превысит 10% и составит 10.5-10.8%. Эксперты утверждают, что на ускорение инфляции в этом году повлияли краткосрочные локальные, а не фундаментальные факторы. Например, рост цен на мясо, хлеб, бензин.

Динамика среднегодового уровня инфляции в России

Годы Инфляция (%)
1990 5,3
1991 92,6
1992 2508,8
1993 844,2
1994 215,0
1995 131,3
1996 21.9
1997 11.0
1998 84,4

Будут ли реализованы планы по сдерживанию инфляции в рамках 10.5-11%, пока сказать сложно. Проблема в том, что за январь-октябрь этого года рост цен уже составил 9.3% и в оставшееся время не должен превышать 0.5-0.7% в месяц. Что достаточно сложно, учитывая, что в ноябре-декабре инфляция традиционно удерживается на высоком уровне.

Однако некоторые экономисты зачастую не считают выход темпов инфляции за рамки прогнозов важным событием. ЦБ ежегодно прогнозирует инфляцию ниже реальных ожиданий экономических субъектов, скорее ориентируя своим прогнозом предприятия и население на долгосрочную перспективу, нежели предсказывая точные значения инфляции.

2.2 Инфляция в 2011 году может снова стать двузначной, считает президент Сбербанка Герман Греф. Разгоняют цены подорожание продуктов из-за засухи, рост социальных расходов и аппетиты естественных монополий. Последний раз двузначная инфляция в России была на пике кризиса в 2008 году.

О возможности превышения 10%-го порога инфляции по итогам 2011 года Греф заявил в интервью телеканалу «Россия 24». «Это не исключено, хотя правительство будет делать все, чтобы она осталась в пределах однозначных показателей»,— сказал глава Сбербанка, отвечая на вопрос журналиста.

В то же время Греф отметил, что Сбербанк в своей стратегии не закладывает двузначных цифр инфляции. «Мы планируем, что она не превысит 10%, но высокий шанс, что она превысит планку в 9%, есть. Скорее всего, мы останемся в пределах 9–9,5%»,— сказал он. Оснований для того, чтобы инфляция в 2011 году была ниже, чем в текущем (по официальным данным 8,5%) он не видит. При этом в бюджет 2011 года заложен целевой показатель 6–7%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: