Методические указания для самостоятельной работы
при изучении дисциплины (модуля)
Дисциплина | Б1.Б.32. Электромагнитная совместимость | |
код и наименование дисциплины | ||
Специальность | 11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы | |
| код и наименование специальности | |
Специализация | Радиоэлектронные системы передачи информации | |
| наименование направленности (профиля) /специализации образовательной программы | |
Разработчик | доцент Милкин В.И. | |
| уч.степень, уч. звание, должность, ФИО | |
Мурманск
2019
Цель дисциплины: «Электромагнитная совместимость» является подготовка обучающегося в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста и учебным планом для специальности 11.05.01 «Радиоэлектронные системы и комплексы».
2. Задачи дисциплины:
- дать необходимые знания по основам анализа электромагнитной обстановки, определения разнообразных характеристик электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и выработки путей обеспечения их совместного функционирования с требуемым качеством в условиях ограничения частотного, временного и территориального ресурсов, позволяющим успешно эксплуатировать радиоэлектронные системы и комплексы.
|
|
3. Содержание дисциплины:
Проблемы электромагнитной совместимости, особенности использования радиочастотного спектра, нормирование параметров радиоизлучений и приема электромагнитных волн.
Электромагнитная обстановка, характеризующие параметры, учет влияния помех.
Обеспечение ЭМС регулированием использования радиочастот, контроль по реализации требований ЭМС, выявление источников помех.
Методы обеспечения ЭМС РЭС.
Планируемые результаты обучения в рамках данной дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по специальности 11.05.01 «Радиоэлектронные системы и комплексы» и профессиональным стандартом 06.005 «Инженер-радиоэлектронщик»
Компетенции ФГОС ВО, формируемые дисциплиной «Электромагнитная
Совместимость»
№п/п | Код компетенции | Компоненты компетенции, степень их реализации | Результаты обучения |
1 | ОПК – 6 готовность учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности | Компетенция реализуется в части способен выполнять опытно-конструкторские работы с учетом требований нормативных документов в области радиоэлектронной техники | знать: - современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности; - уметь: -оценивать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности; владеть: - приёмами использования современной электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности. |
2 | ПСК-2.3 способность проводить оптимизацию радиосистем передачи информации и отдельных ее подсистем | Компетенция реализуется в части способен осуществлять испытания радиоэлектронных систем и комплексов, анализировать их результаты | знать: - приёмы оптимизации радиосистем передачи информации и отдельных ее подсистем; уметь: -проводить оптимизацию радиосистем передачи информации и отдельных ее подсистем; владеть: - техникой оптимизации радиосистем передачи информации и отдельных ее подсистем. |
|
|
Содержание разделов дисциплины (модуля), виды работы
Содержание разделов (модулей), | Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки по формам обучения | |||
Заочная | ||||
Л | ЛР | ПР | СР | |
Тема1. Предмет задачи и значение дисциплины, краткие исторические сведения, предпосылки ЭМС РЭС. | 1 | - | - | 8 |
Тема 2. Классификация радиочастот и радиоволн, международные организации и конференции по ЭМС РЭС и распределению радиочастот, государственная радиочастотная служба при Министерстве РФ по связи и информатизации. | 1 | - | - | 10 |
Тема 3. Проблемы электромагнитной совместимости, особенности использования радиочастотного спектра, нормирование параметров радиоизлучений и приема электромагнитных волн. | 1 | - | 1 | 6 |
Тема 4. Обеспечение ЭМС регулированием использования радиочастот, контроль по реализации требований ЭМС. | 1 | - | - | 6 |
Тема 5. Выявление источников помех. | - | - | - | 6 |
Тема 6. Электромагнитная обстановка, характеризующие параметры, учет влияния помех | - | - | - | 6 |
Тема 7. Неосновные излучения РЭС, совершенные и несовершенные излучения | - | 1 | 1 | 6 |
Тема 8 Индустриальные помехи, причины, борьба, пути применения устройств защиты и подавления. | - | 1 | 1 | 6 |
Тема 9. Нормы и рекомендации, направленные на ограничение радиопомех. | - | - | 1 | 6 |
Тема 10. Методы обеспечения ЭМС РЭС. | - | 1 | - | 6 |
Тема 11. Характеристики и параметры ЭМС радиоприёмных устройств. | - | - | - | 6 |
Тема 12. Характеристики и параметры ЭМС радиопередатчиков и АФС. | - | - | - | 6 |
Тема 13. Измерения и испытания в области ЭМС. | - | 1 | - | 6 |
Тема 14. Воздействие электромагнитного поля на окружающую среду и человека, электромагнитная безопасность радиоэлектронных средств. | - | - | - | 8 |
Итого за дисциплину: | 4 | 4 | 4 | 92 |
Перечень лабораторных работ
№ п\п | Наименование лабораторных работ | Кол-во часов | № темы по Таблице 4 |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Исследование электромагнитной обстановки в районе МГТУ | 1 | 3,4 |
2 | Оценка электромагнитной совместимости радиоприёмного устройства | 1 | 4 |
3 | Исследование работы радиоприёмника с устройствами защиты от помех. | 1 | 11,12 |
4 | Оценка эффективности фильтрации высокочастотной помехи на входе радиоприёмника | 1 | 8 |
Итого: | 4 |
Перечень практических работ
№ п\п | Наименование практических работ | Кол-во часов | № темы по Таблице 4 |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Исследование особенностей распределения радиочастот. | 1 | 1, 2 |
2 | Анализ нормирования радиочастотного спектра | 1 | 4 |
3 | Расчёт ЭМС с учётом использования радиочастотного спектра | 1 | 4 |
4 | Расчёт ЭМС с учётом непреднамеренных радиопомех | 1 | 2, 3, 4, 5 |
Итого: | 4 |
Методические рекомендации
Методические рекомендации по организации работы обучающихся во время проведения лекционных занятий
|
|
- В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации для практического занятия и указания для выполнения самостоятельной работы.
- Обучающемуся, в ходе лекционных занятий, необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание изучаемой дисциплины, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве.
- Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Рекомендуется активно задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.