Вторичная травма – изменения во внутреннем опыте терапевта, которые возникают в результате его эмпатической вовлеченности в отношения с клиентом, переживающим травматическое состояние.
Признаки и симптомы вторичной травмы: нехватка времени и сил для себя, нарушение отношений с близкими, социальная изоляция, повышение чувствительности к жестокости, цинизм, глобальное ощущение отчаяния и безнадежности, ночные кошмары
Специфические изменения: изменение мироощущения,изменение чувства идентичности, представлений о мире, духовных потребностей, преуменьшение своих способностей, ослабление ego ресурсов, подавленность психологических потребностей, изменения в сенсорном опыте (навязчивые образы, диссоциации, деперсонализации)
Факторы, влияющие на вторичную травматизацию
Ситуация
· Условия работы
· Тип клиентов
· Накопление травматического материала
· Организационный контекст
· Социальный и культурный контексты
Индивидуальные особенности
· Личная история
|
|
· Особенности проявления защитных механизмов
· Стили преодоления жизненных трудностей
· Актуальная жизненная ситуация
· Профессиональная подготовка и профессиональная история
· Возможность получать супервизорскую помощь
· Возможность получать личную терапию
Принципы профилактики профессионального выгорания
определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);
использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
|
|
поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
1. стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки (разумное ограничение количества пациентов, особенно с психическими травмами, принимаемых одновременно)
2. учиться переключаться с одного вида деятельности на другой
3. постоянная взаимная поддержка в профессиональной среде на уровне обычных человеческих отношений, проще относиться к конфликтам на работе
4. не пытаться быть лучшим всегда и во всем
5. регулярные супервизии и отторжение (таким образом) травматического опыта
6. поддержание границ между профессиональной деятельностью и личной жизнью терапевта
Формы и технологии самопомощи сотрудника кризисной службы
Психологическая самопомощь - это забота человека о самом себе и о своем личностном росте. Инструментом работы психолога - консультанта является не что иное, как его личность.
К наиболее известным видам самопомощи относятся:
1. самонаблюдение
2. ведение дневника
3. автобиография
4. релаксация
1. Самонаблюдение
Цель самонаблюдения - расширить область самоосознания. Можно выделить два вопроса, с помощью которых заниматься самонаблюдением очень просто: что происходит со мной в данный момент? чего бы мне хотелось в следующий момент?
2. Психологический дневник
Психологический дневник - это "место", в котором человек всегда может проработать имеющуюся проблему, осознать свои чувства или настроения, осмыслить пережитый опыт, прийти к какому-то решению. Очень важно писать дневник для себя. Основанием для обращения к дневнику может послужить любое сильное переживание.
3. Автобиография
Суть этого метода состоит в том, чтобы описать историю своей жизни, вспоминая все главные события и свое отношение к ним. Основная цель автобиографических рассказов - обрести умение обращаться со своим прошлым и способность жить в настоящем. Т.е. отделить настоящее от прошлого, избавиться от его влияния.
4. Релаксация, работа со сновидениями, медитативные техники
Формы и технологии содействия личностному росту сотрудника кризисной службы
Чтобы повысить значимость труда, используются такие традиционные формы, как постоянно действующие проблемные семинары, система индивидуальных консультаций, поощрений и награждений. Возможности повышения квалификации, участие в тренингах личностного роста, профилактика профессионального выгорания, организация супервизии
48. Формы и технологии повышения квалификации сотрудника кризисной службы
Тренинги, семинары (выездные, практические, теоретические), мини-лекции, групповые упражнения, дидактические сеансы психотерапии, супервизии, арт-терапия.