Характеристика продукции

ОАО «Стройматериалы» специализируется на производстве силикатного кирпича, строительной извести; извести для кожевенной промышленности, мела для производства комбикормов и минеральной подкормки с/х животных и птицы, мела технического; теплоизоляционных плит автоклавного твердения; мелких стеновых бло­ков; шпаклевок; смесей; мастики «Тегерон» и «Гемаст».

Мастика герметизирующая морозостойкая строительная «Тегерон» предназначена для герметизации закрытых вертикальных стыков наружных стен и для уплотнения мест примыкания оконных и дверных блоков к элементам стен жилых и общественных зданий, в том числе в районах Крайнего Севера. Мастика герметизирующая нетвердеющая «Гемаст», предназначена для герметизации стыков стекла (стеклопакетов, панелей из органических светопрозрачных материалов) и элементов ограждений теплиц, выполненных из алюминия и оцинкованных стальных профилей.

Высокое содержание в меле карбоната кальция позволяет широко применять его как наполнитель в лакокрасочной, полимерной, резинотехнической промышленности, строительстве и производстве строительных материалов. Плиты теплоизоляционные и блоки из ячеистых бетонов стеновые мелкие, выпускаемые предприятием, улучшают теплоизоляционные свойства наружных стен, известь, как вяжущее средство, применяемая в этих изделиях обеспечивает пористость, позволяющую дышать стенам. Для приготовления растворов, вяжущих материалов для производства строительных материалов предприятие предлагает известь строительную.

В кожевенной промышленности широко применяется известь комовая. Для известкования почв и санитарной обработки помещений для животных и птиц предлагается мука известняковая, а для производства комбикормов и минеральной подкормки сельскохозяйственных животных и птиц –природный молотый мел.

Основным материалом в строительстве в Белгородской области является силикатный кирпич, выпускаемый предприятием более 40 лет. За годы работы выпущено 4281318 тыс. шт.условного кирпича. Рядовой силикатный кирпич - эффективный высокопрочный и долговечный материал. Относится к группе автоклавных вяжущих материалов. Применяется для кладки каменных и армокаменных конструкций внутренних стен зданий и сооружений в гражданском и промышленном строительстве.

Благодаря низкой стоимости, в последнее время, является идеальным материалом при возведении садовых построек, гаражей и декоративных силикатных заборов. Применение лицевого силикатного кирпича позволяет воплотить в жизнь самые оригинальные и необычные решения дизайнеров и архитекторов при оформлении фасадов зданий, садовых дорожек и малых архитектурных форм. Хорошее сочетание лицевого силикатного кирпича с деревянными и металлическими конструкциями позволяет использовать его и при реставрации обветшалых старых зданий, отдельных частей, придавая им привлекательный внешний вид.

На рис. 2.2 показан выпуск продукции (в действующих ценах без налога на добавленную стоимость) ОАО «Стройматериалы» за последние три года.

 

Рис. 2.2. Выпуск продукции 2003-2005 г.

На протяжении последних лет в ОАО «Стройматериалы» наблюдается рост объемов продукции, так если в 2003 г. предприятие выпускало продукции на 122493 тысячи рублей в год, то к концу 2005 г. эта величина увеличилась более чем на 60 тысяч рублей в год.

Основные каналы сбыта

За отчетный период с 1 января по 31 декабря 2005 года ОАО «Стройматериалы» заключило 295 договоров, из них 186 по России, 67 со странами СНГ, Ближнего Зарубежья – это Украина, Молдавия, Казахстан, Азербайджан, страны Прибалтики, 72 бартерных договора.

 Основная часть продукции ОАО «Стройматериалы» поставляется на рынок Белгородской области.

Кирпич силикатный, производимый на ОАО «Стройматериалы» реализуется в основном в Белгородской области, мел и известь известны почти во всех регионах России, а также в странах ближнего зарубежья. Известь ОАО «Стройматериалы» с удовольствием покупают не только строители, ведь она отличается особой химической чистотой, и спектр ее использования - от обувной промышленности до электролизных процессов в металлургии. И как подтверждение вышесказанному, известь строительная признана лауреатом программы «100 лучших товаров России» в 2003 году.

Сухие смеси реализуются в г. Белгороде, Белгородской области, в г. Курске и в Республике Татарстан.

Потребителями продукции ОАО «Стройматериалы» являются преимущественно юридические лица. Основными заказчиками силикатного кирпича являются «Фонд развития жилищного строительства и социальных инвестиций г Белгорода», УКС г.Белгорода и области, ГУП «Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», ЗАО «Белгородгородстрой-Плюс», ООО»Спако-Инвест», ЗАО «Белгороджилстрой», строительные организации г. Белгорода. Заказчиками извести являются: силикатные заводы Черноземья, Орловский завод силикатного кирпича, предприятия Украины: «Мотор-сич», Старооскольский завод строительных материалов, Новочеркасская ГРЭС. Мел востребован в химической промышленности Россия, а также предприятиями Украины: «Зип», «Фелона».

Юридические лица, как правило, приобретают кирпич непосредственно с завода, 90% сделок осуществляется по безналичному расчету. Частные лица приобретают кирпич самостоятельно или опосредованно – через подрядчиков, оплата производится наличными средствами. Цены на продукцию при безналичном расчете на 5-7% ниже, чем при расчетах наличными средствами.

Одной из главных целей является сохранение существующих клиентов и привлечение новых, при этом руководствуясь принципом «покупатель всегда прав», вежливость с клиентами. Знание своих клиентов является залогом получения информации относительно их нужд и потребностей.

Конкуренция

Рынок сейчас действительно насыщен и конкуренция на нем очень высокая. Пусть остальные производят, может, не такой спектр наименований продукции, как ОАО «Стройматериалы», но производят. И покупателя надо отвоевывать каждый день. Так что, во-первых, предприятие старается наращивать свое основное преимущество, которое заключается в том, что строители могут на одном предприятии, закупить все необходимое. Во-вторых, держит баланс в соотношении цены и качества. Первая должна быть как можно ниже, второе - на высоком уровне. И, в-третьих, всегда необходимо поддерживать порядочные отношения с заказчиком, работая с ним предельно корректно и удобно для него. А это и осуществление поставок в строго определенные сроки, стабильность в выполнении своих обязательств, деловая репутация, без которой сегодня на рынке не удержаться, тем более в такой области, как Белгородская, имеющей хорошие традиции делового партнерства. На предприятии постоянно отрабатываются различные схемы взаимодействия с потребителями. Одних только крупных потребителей, которые в год закупают у предприятия продукции на сумму не менее 500 тысяч рублей - больше сотни.

Основными конкурентами ОАО "Стройматериалы" являются:

· ОАО «Завод ЖБК-1» (продукция конкурент – камни бетонные стеновые);

· ООО «ЗСК – ОЭМК» г. Старый Оскол;

· ЗАО "Шебекинский мелзавод" г. Шебекино;

· ОАО «Мелстром»

· ОАО «Руслайм»

· Завод силикатного кирпича (ЗСК) треста «Рудстрой» ОАО «ЛГОК» г. Губкин;

· ЗАО «ВКСМ» г. Воронеж.

Технико-экономический и финансовый анализ

Технико-экономические показатели, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, предоставим в виде таблице (табл. 2.1)

Таблица 2.1

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Стройматериалы» за 2003 – 2005 годы

 

№ п/п Наименование показателя 2003 год 2004 год 2005 год
1 2 3 4 5
1. Объем производства продукции, тыс. руб.: - в действующих ценах - в сопоставимых ценах     122490,62 170646,5     153224,1 199035,9     184550,6 218273,1
2. Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 217756 238971 280092
3. Среднесписочная численность работающих, чел. 1061 1062 1060
4. Среднегодовая заработная плата 1 работающего, тыс. руб. 38,38 39,62 47,45
5. Прибыль от продаж, тыс. руб. 24628 23739 35626
6. Уровень рентабельности продаж по прибыли от продаж, % 11,31 9,93 12,71
7. Материальные затраты, тыс. руб. 94085 106816 121223
8. Трудовые затраты, тыс. руб. 42892 57422 47436
9. Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб/чел. 205,23 225,02 264,24
10. Фонд оплаты труда, тыс. руб. 40719 42081 50292
11. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 193128 178279 200690
12. Валовая прибыль, тыс. руб. 24628 60692 79402
13. Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. руб. 106325 115780 120937,5

 

Сравнивая показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Стройматериалы» за 2004 – 2005 годы можно сказать, что объем производства продукции как в действующих, так и в сопоставимых ценах увеличился на 20,44% и 9,67% соответственно. Увеличение объёма производства главным образом произошло по причине стабилизации рынка сбыта в Белгородской области для силикатного кирпича, для остальных видов продукции – другие регионы России и ближнее зарубежье. В связи с этим выручка от реализации продукции, а следовательно и прибыль от продаж также возросли на 17,21% и 50,07% соответственно. Снижение среднесписочной численности работающих на 0,2% не оказало существенного влияния на деятельность предприятия, так как производительность труда одного работающего увеличилась на 17,43 %. Это позволило повысить заработную плату на 19,76% в год, в результате чего фонд заработной платы увеличился на 19,51%.

Анализ себестоимости

Одно из основных направлений повышения доходности предприятия есть снижение себестоимости продукции, что является важным фактором роста накоплений и создает благоприятные условия для увеличения объема продаж.

Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов, используемых для изготовления продукции, а также для сохранения или улучшения условий производства продукции.

Представим в таблице 2.2. расходы по обычным видам деятельности       

Таблица 2.2.

Расходы по обычным видам деятельности

 

Статьи затрат

2003 год

2004 год

2005 год

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1. Материал. затраты 94085 51,46 106816 51,9 121223 51,73
2. Затраты на оплату труда 42892 23,46 47736 23,19 57422 24,5
3. Отчисления на соц. нужды 15679 8,58 17267 8,39 15322 6,54
4.Амортизация 2770 1,51 3069 1,49 3133 1,34
5. Прочие затраты 27414 14,99 30925 15,03 37238   15,89
Итого по элементам затрат 182840 100 205803 100 234338 100

 

Таблица 2.3.

Затраты на рубль товарной продукции, руб.

 

2003 год 2004 год 2005 год
0,887 0,901 0,717

 

Анализируя данные таблиц 2.2. и 2.3. можно заметить, что в 2005 году по сравнению с 2003 годом общая себестоимость увеличилась, в основном за счет прироста материальных затрат, затрат на оплату труда и прочие затраты. Эти изменения произошли за счет увеличения объема производства, а так же ряда других причин. В 2005 году затраты на рубль товарной продукции снизились по сравнению с 2004 годом на 20,42%, по сравнению с 2003 годом на 19,17%.

Оценка прибыльности предприятия

Для определения прибыльности предприятия необходимо оценить изменения в динамике чистой и валовой прибыли.


Таблица 2.4.

Показатели прибыльности предприятия за 2003 –2005 год

 

Показатели Порядок расчета 2003 год 2004 год 2005 год
1. Валовая прибыль, тыс. руб.   24628 60692 79402
2. Чистая прибыль, тыс. руб.   5144 2262 11285
3. Прибыльность всех затрат, % 13,47 11,53 15,2
4. Прибыльность продаж, % 11,3 9,93 12,72

 

 

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что с увеличение затрат в 2005 году, прибыльность затрат возросла на 3,67% по сравнению с 2004 годом. Прибыльность продаж также возросла на 1,42% за эти три года. Чистая прибыль предприятия в 2005 году возросла в 4,99% по сравнению с 2004 годом.

Показатели рентабельности

Рентабельность — это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Рассчитаем показатели рентабельности и результаты сведем в таблицу 2.5.

Таблица 2.5.

Оценка показателей рентабельности

 

№ п/п

Наименование показателя

Порядок расчёта

Значения

2003 2004 2005
  1 2 3 4 5
1 Рентабельность основных фондов, % 23,16 20,5 29,46
2 Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % 11,3 9,93 12,72
3 Рентабельность реализованной продукции, % 2,36 0,95 4,03
4 Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % 6,91 2,89 13,45
5 Рентабельность производства, % 3,63 2,99 6,99

 

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что в 2004 году наблюдается резкое снижение рентабельности реализованной продукции, собственного капитала и рентабельности производства по сравнению с 2003 годом. Это произошло за счет резкого снижения чистой прибыли более, чем в 4 раза. За счет увеличения прибыли от продаж увеличилась рентабельность основных фондов и рентабельность продаж в 2005 году. Остальные показатели показывают, что прибыльность хозяйственной деятельности в 2005 году также увеличилась по сравнению с 2004 годом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: