Анализ критических показателей деятельности предприятия

 

Основной целью CVP-анализа является определение точки безубыточности. Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Критическая точка – это такая точка объема реализации, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке.

Критическая точка является критерием эффективности организации. Предприятие, не достигающее точки безубыточности, действует неэффективно.

 

Таблица 3.3.

Показатели реализации рыбы в ОАО «Нептун»

Показатель 2008 год 2009 год
Объем производства, кг. 141022,34 70780,43
Цена за 1 кг., руб. 29 30
Выручка от реализации, руб. 4089648 2123413
Переменные расходы на 1 кг., руб. 19,63 18,11
Переменные расходы на весь объем реализации, руб. 2768869 1282019
Маржинальный доход, руб. 1320779 841394
Постоянные расходы, руб. 897480 743429
Прибыль (Убыток) от продаж, руб. 423299 97965

 

Данный метод основан на исчислении прибыли по формуле:

Прибыль = Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты или

 

 

где П – прибыль за анализируемый период;

ОП – объем производства, точка безубыточности;

P – цена единицы продукции;

ПЗ на ед. – переменные затраты на единицу продукции;

ПР – постоянные расходы.

Данное уравнение легко преобразовать в формулу для нахождения объема выпуска продукции, при котором достигается точка безубыточности при условии, что прибыль = 0:

 

 

Для определения точки безубыточности в денежном выражении количество единиц продукции в точке безубыточности нужно умножить на цену единицы продукции:


Таблица 3.4.

Расчет критической точки при П=0 за 2008-2009г.г.

Показатели 2008 год 2009 год
Постоянные расходы, руб. 897480 743429
Цена за 1 кг, руб. 29 30
Переменные затраты на 1 кг, руб. 19,63 18,11
Объем продукции при П=0, кг 95782,28 62525,57
Выручка при П=0, руб. 2777686,12 1875767,1

 

В данном случае, в ОАО «Нептун» в 2008 году критическая точка была равна 95782,28 кг, а в 2009 году – 62525,57 кг. Это означает, что при объеме продукции в 62525,57 кг в 2009 году, предприятие имело нулевую прибыль. Соответственно, при получении выручки в 2009 году в сумме 1875767,1 руб., у предприятия была так же нулевая прибыль. В 2009 году фактическая выручка была равна 2123413 руб. Эта сумма больше критической точки, поэтому предприятие в 2009 году получило прибыль в размере 97965 руб.

2) Метод маржинального дохода.

Метод маржинального дохода является разновидностью метода уравнений.

Маржинальный доход – это доход, который получает предприятие от производства и реализации одного изделия. Он может быть найден двумя способами:

МД = Выручка – Переменные затраты;

МД = Прибыль + Постоянные затраты;

Маржинальный доход имеет большие аналитические возможности:

1) Уровень маржинального дохода помогает менеджерам решать, какую продукцию протолкнуть, а какую нет, потому что выручка от ее реализации способствует реализации другой продукции;

2) Маржинальный доход лежит в основе управленческих решений, связанных с сокращением производства продукции. В пределах краткосрочного периода, если продукт приносит дохода больше, чем его переменные расходы, он вносит вклад в общую прибыль. Традиционный же подход может ввести в заблуждение менеджера в части себестоимости единицы продукции, которая несет в себе элемент постоянных расходов;

3) Маржинальный доход может быть использован при выборе альтернатив, которые могут возникнуть при обсуждении снижения цены, проведении специальных рекламных компаний, использовании премий, стимулирующих объем реализации. Высокий рейтинг маржинального дохода служит стимулом к улучшению потенциального чистого дохода от реализации. Снижение рейтинга говорит о необходимости увеличения объема продаж, чтобы покрыть дополнительные расходы по стимулированию реализации;

4) Проведение политики торговли в зависимости от заданных ориентиров на основе определения минимального объема реализации;

5) Маржинальный доход следует рассматривать как один из эффективных инструментов внутрифирменного планирования и принятия решений.

Когда предприятие получает маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка безубыточности, которая определяется по следующей формуле:

(количество проданных изделий, необходимых для достижения критической точки);

(критический объем реализации);

Также можно определить месяц в анализируемом отчетном году, когда будет достигнут порог рентабельности:

4) 12 месяцев

 

Таблица 3.5.

Расчет порога рентабельности за 2008-2009 г.г.

Показатели 2008 год 2009 год
Маржинальный доход, руб. 1320779 841394
Объем продукции, кг. 141022,34 70780,43
МД на ед., руб. 9,37 11,89
Постоянные расходы, руб. 897480 743429
95782,28 62525,57
Цена за 1 кг., руб. 29 30
2777686,12 1875767,1
Выручка, руб. 4089648 2123413
Месяц, когда будет достигнут порог рентабельности. 8,15 10,6

 

Таким образом, в 2008 году порог рентабельности был достигнут примерно в начале августа, а в 2009 году – в середине октября, то есть по истечении 10 месяцев предприятие окупит все свои издержки, и доходы начнут превышать расходы.

Применение метода маржинального дохода позволяет также определять эффект производственного левериджа (сила воздействия операционного рычага - СВОР) – механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Если доля постоянных расходов велика, говорят, что преприятия имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такого предприятия иногда даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы предприятия вынуждены нести в любом случае, производится продукция или нет.

СВОР рассчитывается следующим образом:

 

МД

 

В качестве примера рассмотрим только данные за 2009 год. Допустим, выручка увеличилась на 1%, тогда она будет равна 2144647,13 руб. На тот же 1% увеличиваются и переменные затраты, то есть они будут составлять 1294839,19 руб. (1282019+12820,19). Постоянные затраты не изменяются: 743429 руб. Тогда,

 

 

есть прибыль увеличилась на 8413руб. 94коп или на 8,59%.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Формула силы воздействия операционного рычага помогает ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход к изменению объема сбыта продукции.

Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж и в значительной мере зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем боль стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты. Поэтому, для обеспечения безубыточности продаж, предприятия с малой долей постоянных расходов могут производить относительно меньше продукции по сравнению с предприятиями с большей долей постоянных расходов. Для предприятий, отягощенных производственными фондами, высокая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.

Выделяют три основных составляющих операционного рычага, на которые можно повлиять: цена реализации, переменные затраты и постоянные расходы.

1) Цена реализации;

Снижение цены единицы реализованной продукции предопределяет необходимость увеличения объема реализации в натуральном выражении, то есть повышения точки окупаемости для покрытия издержек. Рост цен воздействует на точку окупаемости в обратном направлении: он снижает уровень безубыточности.

Определяем минимальную цену реализации, ниже которой нельзя опускаться:

- в 2008 году: (

 

 или так:

- в 2009 году:

 70780,43

2025262.59;

 или так:

 

На нашем предприятии цена единицы продукции равна:

- в 2008 году 29 руб., ее можно было снизить до 25,99руб, то есть на 3 рубля и 1 копейку или на 10,38%;

 - в 2009 году 30руб., ее можно было снизить до 28,61, то есть на 1 рубль 39 копеек или на 4,63%.

2) Переменные затраты на единицу продукции;

Взаимосвязь изменения суммы переменных затрат приводит к повышению точки окупаемости, и наоборот.

Определяем величину максимальных переменных затрат, которые может осуществить предприятие:

 

- в 2008 году:

(

руб.

- в 2009 году:

 

В ОАО «Нептун» переменные затраты на единицу продукции составляют:

- в 2008 году: 19,63 руб., их можно было увеличить до 22,64 руб., то есть на те же 3 рубля и 1 копейку или на 15,33%;

 - в 2009 году: 18,11руб., их можно было увеличить до 19,5 руб., то есть на те же 1 рубль 39 копеек или на 7,68%.

3) Постоянные затраты;

Уровень постоянных затрат свидетельствует о степени предпринимательского риска. Чем выше постоянные затраты, тем выше порог рентабельности, и тем значительнее предпринимательский риск. Уменьшение постоянных затрат является способом снижения безубыточности и улучшения финансового положения предприятий.

 Определяем максимальную величину постоянных затрат, размер которых способно выдержать данное предприятие:

- в 2008 году:

 


- в 2009 году:

 

Таким образом, исследуемое предприятие способно было выдержать увеличение постоянных затрат:

- в 2008 году до 1321379,33 руб., что превышает исходную величину постоянных расходов на 423899,33 руб. или на 47,23%;

 - в 2009 году до 840871,51 руб., что превышает исходную величину на 97442,51руб. или на 13%.

Для предприятия очень важно определять запас финансовой прочности (зону безопасности). Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности в стоимостном выражении (точкой безубыточности) составляет запас финансовой прочности предприятия. [19, стр.120.]

Расчет этого показателя позволяет определить, насколько фактическая выручка от реализации превышает выручку, обеспечивающую безубыточность. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.

Запас финансовой прочности определяется по формуле:

 

затраты прибыль учет безубыточность

Величина, на которую ОАО «Нептун» могло сократить объем реализации продукции, прежде чем понести убытки составляет:

 

- в 2008 году – ЗФП руб. = 1311961,88 руб.;

ЗФП% =

- в 2009 году – ЗФП руб. = 247645,9 руб.;

ЗФП% = 11,66%.


Это означает, что предприятие могло выдержать в 2008 году 32,1 % снижения выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения. В 2009 году наша выручка на 11,66% превышает критический объем продаж.

В данном случае в 2009 году зона безопасности уменьшилась по сравнению с 2008 годом. То есть предприятие показывает не очень хорошие результаты, поскольку уменьшает запас финансовой прочности.

Чем больше запас финансовой прочности, тем стабильнее положение предприятия, тем меньше риск получения убытка в результате колебаний объемов производства и реализации.

Вывод: из данной ситуации мы видим, что точка безубыточности, как методом уравнения, так и методом маржинального дохода для ОАО «Нептун» имеет одинаковые значения. Пороговая выручка в 2008 году равна 2777686,12 руб. (в 2009 году 1875767,1 руб.), а пороговый объем продаж составил в 2008 году 95782,28 кг (в 2009 году 62525,57 кг.)

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: