Карточки — предназначенные для длительного пользования бланки с отпечатанной таблицей. Они подлежат обязательной регистрации в специальном реестре. Такие носители бухгалтерской информации наглядны, их несложно сортировать, удобны в обращении. На карточках отражается информация о материалах, готовой продукции, издержках, оплате труда. Обязательные реквизиты карточки: наименование предприятия; код синтетического счета; код аналитического счета; корреспондирующий счет; единица измерения; количество (для материальных карточек); сумма в денежном выражении. Карточки хранятся в картотеке у материально ответственных лиц.
Листы, так же, как и карточки, представляют собой бланки с отпечатанными таблицами, но большие по размеру и объему отражаемой в них информации. На листах, например, производят расчет амортизации по видам (категориям) основных средств, расчет себестоимости готовой продукции и пр.
Машинограммы — бумажные регистры, изготовленные с применением средств вычислительной техники (таблично-текстовых машин или ЭВМ) и распечатанные на устройствах вывода информации.
|
|
К регистрам на безбумажной основе относятся учетные таблицы, сформированные или непосредственно в оперативной памяти компьютеров, или на магнитных носителях (магнитных лентах бобинного типа или кассетных, гибких и жестких дисках), или оптических (лазерных компакт-дисках) и магнитооптических носителях данных. Современная видеотехника позволяет проектировать учетные регистры (видеограммы) на экраны дисплеев компьютеров или телевизоров, а при необходимости и непосредственно с ЭВМ на экраны просмотровых залов.
По назначению регистры делят на контокоррентные, материальные и многографные.
Контокоррентные регистры в основном предназначены для аналитического учета состояния расчетов предприятия с дебиторами и кредиторами. Информацию отражают в денежном выражении отдельно по дебету и кредиту.
Материальные регистры применяются для учета активов предприятия, выраженных в количественном измерении. Различают два вида материальных регистров: количественно-суммовые и количественно-сортовые. Количественно-суммовой регистр имеет колонки: приход, расход и остаток, каждая из которых представлена в количественном и суммовом выражении (оборотно-сальдовые ведомости по материальным счетам).
В количественно-сортовом регистре информация о движении ценностей представлена только в количественном измерении (карточки складского учета материалов). Наличие показателей «Норма запаса» или «Лимит» позволяет выявить необеспеченность предприятия данным ресурсом или необоснованный избыток.
|
|
Многографные регистры содержат несколько колонок, предназначенных для отражения результата совершенных хозяйственных операций составляющими его суммами, и используются в основном для учета затрат.
По способу группировки бухгалтерские регистры делят на хронологические, систематические, комбинированные и синхронистические.
В хронологических регистрах результаты фактов хозяйственной жизни фиксируются по мере их возникновения (журнал хронологической регистрации операций).
В систематических регистрах ФХЖ группируются по определенным объектам учета (кассовая книга, оборотно-сальдовая ведомость). В комбинированных регистрах налицо признаки хронологической и систематической записей, т. е. они одновременно содержат и журнал хронологической записи, и счета Главной книги, на которых ведутся систематические записи. Синхронистические регистры — таблицы, предназначенные для отражения систематической или хронологической и систематической записей, имеющие многоколончатую форму.
По степени обобщения регистры в зависимости от вида учета, который на них ведется, подразделяются на синтетические (например, Главная книга, журналы) и аналитические (в основном карточки).
По строению бухгалтерские регистры могут быть параллельными, последовательными и шахматными (смешанными).
При параллельном графлении относящиеся к дебету и кредиту записи располагаются на одной строке. Различают три варианта расположения информации при параллельном графлении: одностороннее, двустороннее и многоколончатое.
В одностороннем регистре записи располагаются на одном развороте информационного носителя, где колонки для дебета и кредита счета помещаются либо справа от текста (неразделенный регистр), например, журнал регистрации хозяйственных операций —, либо для дебета — слева, для кредита — справа (разделенный регистр). Заметим, что разделенные регистры на практике встречаются редко.
Двусторонний регистр имеет две страницы с идентичным текстом: одна — для дебетовых записей, другая — для кредитовых.
В многоколончатом регистре информация отражается на одной странице, но в отличие от одностороннего регистра значения показателей по каждому факту хозяйственной жизни (содержание записывают в графе текст) располагаются в нескольких колонках для различных признаков. Многогранные регистры используются для отражения дополнительных показателей внутри аналитического учета. Учет движения материалов отражается в целом по предприятию, а также в разрезе отдельных материально ответственных лиц, регистрируются затраты по предприятию, подразделениям и в разрезе статей затрат.
При последовательном графлении в регистре сначала отражаются записи, относящиеся к дебету, а ниже — к кредиту. Регистры последовательного графления также используются для построения бухгалтерских балансов.
При смешанном шахматном графлении регистры используются для одновременного отражения суммы по дебету одного счета и кредиту другого. Каждая сумма записывается на пересечении строки и колонки. Содержание учетных регистров, как и данные внутренней бухгалтерской отчетности, признано коммерческой тайной предприятия.
При составлении первичных документов или учетных регистров могут быть допущены ошибки. Они должны быть выявлены и исправлены. При большом количестве данных в учетных регистрах для обнаружения в них ошибок используется сплошная проверка (пунктировка записей). Она состоит в том, что все записи в учетных регистрах, в которых обнаружены ошибки, последовательно сверяются с документами или другими учетными регистрами, в которых отражены те же операции. Перед каждой проверенной суммой ставится специальный значок (V) для того, чтобы видеть, какие суммы проверены, а какие - нет.
|
|
Выборка - способ выявления ошибок при несовпадении итогов синтетического и аналитического учета. Для этого делают выборку сумм из аналитических счетов по статьям или субсчетам синтетического счета. Затем подсчитывают итоги выборки и сравнивают с данными синтетического счета.
Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется корректурным способом, способом дополнительных проводок и способом "красное сторно".
Корректурный способ применяется, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей.
Сущность данного способа состоит в том, что ошибочный текст или сумма зачеркивается и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Зачеркивание производят тонкой линией так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое. Зачеркивается все число, даже если ошибка допущена только в одной цифре. Исправительные записи должны быть оговорены и заверены подписью бухгалтера.
Способ дополнительных проводок применяется в случаях, когда в бухгалтерской проводке в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для исправления ошибки на разность между правильной и преуменьшенной суммами операции составляют дополнительную бухгалтерскую проводку.
Например, подотчетным лицам выдали из кассы 40000 руб., а ошибочно записали 10000 руб. Тогда на разность между этими суммами - 30000 руб. (40000 -10000) - нужно составить дополнительную проводку: Д-т сч. 71, К-т сч. 50 -30000.
Способ красного сторно (отрицательная запись) применяется для исправления ошибочной корреспонденции счетов или большей, чем следовало, суммы. Исправительная проводка или сумма записывается в учетные регистры красными чернилами. При подсчетах суммы, записанные красными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итогов. Отсюда красная сторнировочная запись полностью аннулирует запись, и одновременно обычными чернилами составляется проводка, правильно отображающая произведенную операцию.
|
|
При помощи способа красного сторно исправляются ошибки до и после подсчета итогов и ошибки, допущенные в предыдущих отчетных периодах.
6.4 Формы бухгалтерского учета
Совокупность, логические связи, способы построения учетных регистров определяют форму бухгалтерского учета, применяемую экономическим субъектом.
Основными признаками, определяющими ту или иную форму, являются:
• виды применяемых регистров, взаимосвязь между ними;
• последовательность и способы записи в них;
• применение средств вычислительной техники.
В современном бухгалтерском учете применяются следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная (диалоговая) и упрощенная.
1. Мемориально-ордерная форма возникла в 30-е годы нашего столетия. При этой форме учет данных первичных или накопительных документов ведется в мемориальных ордерах, которые записываются в регистрационный журнал, а затем в Главную книгу (регистр синтетического учета).
Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины, копировальные способы регистрации.
Мемориально-ордерная форма позволяет легко осуществлять разделение учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.
Мемориальный ордер за май 200_ г.
Основание (ссылка на документы или содержание записи)
| По дебету счета (шифр)
| По кредиту счета (шифр)
| Сумма
| |
частная | общая | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Регистрационный журнал применяется для регистрации бухгалтерских проводок (мемориальных ордеров), которые записываются в хронологическом порядке с указанием номера, даты и суммы. В этом журнале каждому мемориальному ордеру присваивается постоянный порядковый номер. Нумерация производится отдельно за каждый месяц.
Регистрационный журнал за сентябрь 200_ г.
Порядковые номера мемориальных ордеров | Дата ордера | Сумма |
Проводки из мемориальных ордеров разносят по счетам Главной книги, которая является синтетическим регистром систематического учета. В Главной книге содержатся только синтетические счета, каждому из которых отводится отдельный лист.
В левой стороне счета отражаются дебетовые записи, в правой - кредитовые. Записи проводятся по шахматному принципу с указанием корреспонденции счетов. В Главной книге отражаются только обороты по синтетическим счетам; сальдо не выводится.
На основании итогов Главной книги составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам или шахматная оборотная ведомость. Итоги ее оборотов по дебету и кредиту сверяются с итогами журнала регистрации мемориальных ордеров для проверки полноты отражения хозяйственных операций.
Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяются между собой. Обороты по дебету и кредиту синтетических счетов сопоставляют с суммой оборота в журнале регистрации мемориальных ордеров. После сверки и контроля составляют бухгалтерский баланс и другие отчетные таблицы.
Недостатками мемориально-ордерной формы учета являются:
• трудоемкость учета, вызываемая многократным дублированием одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах);
• отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость аналитического учета (он часто отстает от синтетического учета);
• формы регистров аналитического учета зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.
2. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
1. Журнально-ордерная форма получила свое название по основному регистру, используемому при этой форме счетоводства, - журналу-ордеру. Она широко применяется на предприятиях различных форм собственности.
Хронологическая и систематическая записи хозяйственных операций осуществляются одновременно.
В журнально-ордерной форме счетоводства применяют два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости.
Журналы-ордера - это бухгалтерские регистры, построенные по шахматному принципу на свободных листах специального разграфления. Записи в журналах-ордерах производятся либо по мере поступления документов, либо итогами за месяц в зависимости от характера и содержания операции.
Они имеют свой постоянный номер и открываются для каждого синтетического счета или нескольких взаимосвязанных счетов.
Журналы-ордера построены по кредитовому принципу, ведутся по кредиту одного или нескольких однородных счетов.
По содержанию и форме их можно подразделить на три группы:
-первая группа - журналы-ордера, в которых регистрируются кредитные обороты по счету и вспомогательные ведомости, составленные в целях контроля за движением денежных средств;
- вторая группа - журналы-ордера, используемые для учета операций по счетам расчетов с поставщиками и подрядчиками, подотчетными лицами. Записи производятся линейным способом, то есть дебетовые и кредитовые обороты размещаются на одной линии. По одной строке отражается задолженность предприятия конкретным поставщикам и делается запись о ее погашении по мере оплаты по этой строке. Общий итог оборотов по кредиту и дебету - это данные для синтетического учета;
- третья группа - журналы-ордера для учета затрат на производство. Записи производятся в шахматном порядке. При этом дебетуемые счета отражаются в подлежащем (по горизонтали), а кредитуемые - в сказуемом (по вертикали) регистра.
Итоги из журналов-ордеров переносятся в Главную книгу, которая ведется в течение года. Обороты по дебету каждого синтетического счета Главной книги в корреспонденции с оборотами по кредиту разных счетов собирают из разных журналов-ордеров. Затем подсчитывают общий итог по дебету каждого счета в Главной книге, выводят остаток на конец месяца и составляют бухгалтерский баланс. До составления баланса необходимо итоги оборотных ведомостей сверить с итогами соответствующих счетов Главной книги.
Вспомогательная ведомость - учетный регистр, предназначенный для систематизации (накапливания) данных, содержащихся в первичных документах. Эти данные общими итогами записываются по счетам учета.
Вспомогательная ведомость способствует улучшению и упрощению учета, сокращает количество учетных записей. Эти ведомости называют также накопительными.
3. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
В последнее время широкое применение получают автоматизированные формы бухгалтерского учета. В России наиболее распространены формы на базе программ «1С Предприятие», «Инфо-бухгалтер», «Бэст», «Галактика» и многих, многих других. Кроме того, огромная масса программного обеспечения создается непосредственно под конкретное предприятие, несмотря на то, что уже ставшие типовыми продукты известных фирм обладают достаточно гибкой системой настройки.
Особенности:
1. Применение вычислительной техники постепенно изживает понятие формы бухгалтерского учета как совокупности учетных регистров. Учетные регистры уже не относятся к средствам составления отчетности, а сами становятся внутренней отчетностью.
2. Появилась практическая возможность организации многоуровневого аналитического учета любой степени сложности, а также получения информации об объектах учета в режиме реального времени.
3. Развитие информационных технологий и автоматизированных систем управления постепенно охватывает все сферы финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Автоматизация бухгалтерского учета представляет собой лишь одно из ключевых направлений комплексной автоматизации предприятия. Это неизбежно приводит к созданию единой информационно-аналитической базы в масштабах каждой организации.
4. Бумажные носители информации постепенно вытесняются электронными. Это справедливо, прежде всего, в отношении учетных регистров: они, как показано ранее, больше не выполняют функции промежуточных этапов на пути составления бухгалтерской отчетности. Учетные регистры решают лишь информационную задачу: представляют данные об оборотах, сальдо и корреспонденции счетов. Бухгалтер придает им бумажную форму (распечатывает) по мере надобности.
Первичные документы также могут быть составлены в электронном виде и, что немаловажно, иметь при этом юридическую силу. Полная замена бумажных носителей машинными, вероятно произойдет еще нескоро, однако возможности, предоставленные федеральным законом «Об электронной цифровой подписи» с успехом реализуются на практике. Первым глобальным шагом в этом направлении стало широкое использование электронных форм платежных поручений в системах «банк-клиент».
Что касается бухгалтерской финансовой отчетности, то у российских организаций сегодня уже существует возможность представлять ее в электронном виде в соответствии с федеральными законами «О бухгалтерском учете» и «Об электронной цифровой подписи». То же самое можно сказать и о налоговой и, тем более внутренней отчетности, которые также могут быть представлены в электронном виде.
5. Рассматривая ту или иную форму, имеем дело с некой общей моделью, которая на практике может иметь бессчетное множество вариаций.
4. Упрощенная форма бухгалтерского учета
Упрощенная форма учета предусматривает ведение Книги учета хозяйственных операций, которая содержит все счета, применяемые в организации, и совмещает синтетический и аналитический учет, то есть является комбинированным регистром. Записи в нее производятся из первичных документов в хронологической последовательности с одновременной группировкой по счетам.
Упрощенная форма учета может вестись:
• по простой форме бухгалтерского учета (без использования учетных регистров имущества малого предприятия);
• по форме с использованием учетных регистров малого предприятия.
6.5 Перспективы развития и совершенствования финансового учета и отчетности
Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Современный отечественный бухгалтерский учет движется по пути адаптации Международным стандартам финансовой отчетности.
В настоящее время реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной Приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. № 180 и направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.
Цель реформирования системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами учета и отчетности.
Задачи реформы заключаются в следующем:
- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей;
- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
- оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета.
Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде. В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО реформа будет проводиться по следующим направлениям:
- совершенствование нормативно-правового регулирования;
- формирование нормативной базы (стандарта);
- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов);
- международное сотрудничество
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета будет состоять в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
Будет устранено противоречие российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, созданы механизмы обеспечения публичности бухгалтерской отчетности.
Переход национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты включает в себя соответствующие изменения
В работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Система профессиональной подготовки будет соответствовать государственным образовательным стандартам и должна содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с МСФО является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.
Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности (2005 – 2010 гг.) необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
2) создание инфраструктуры применения МСФО;
3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.
В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков развития (неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.
Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.
Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.
Предусмотренные Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам экономики Российской Федерации. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской системе) имеет определенные особенности.
Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности – повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.
Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее – индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности.
В связи с этим главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.
Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.
Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена для: выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта – чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении. Она также может использоваться для иных целей.
Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах. Для решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).
В отдельных случаях в российских стандартах может предусматриваться несколько альтернативных подходов к формированию и представлению информации в бухгалтерской отчетности. Однако для повышения сопоставимости бухгалтерской отчетности разных хозяйствующих субъектов количество таких случаев должно быть ограничено и в дальнейшем его следует неуклонно сокращать.
Российские стандарты могут предусматривать разный объем информации, раскрываемой в индивидуальной бухгалтерской отчетности отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности, возможно составление упрощенной бухгалтерской отчетности.
7 Бухгалтерская отчетность
7.1 Отчетность как основной способ обобщения данных бухгалтерского учета
Бухгалтерский (финансовый) учет призван удовлетворить потребности менеджеров и внешних пользователей в учетной информации. Такая информация создается путем документирования и ведения системы счетов. Но для анализа итогов деятельности предприятия за определенный период и выработки управленческих решений менеджерам предприятия этих данных недостаточно, а внешние пользователи к ним доступа, как правило, не имеют. Учетные сведения необходимо обобщать, систематизировать и представлять в компактной форме. Это достигается при помощи отчетности, которая наряду с другими является элементом метода бухгалтерского учета.