Проверок ИФНС России по Кировскому АО г. Омска

 

В статье 3 НК РФ закреплено - «...каждое лицо должно упла­чивать законно установленные налоги и сборы». За­конодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложе­ния. Налоги и сборы не могут иметь дискриминаци­онный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфес­сиональных и иных различий между налогоплатель­щиками. Не допускается устанавливать дифферен­цированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, граж­данства физических лиц или места происхождения капитала».

 Сейчас уже четко сформировалось представление о том, что основными участками работы по сбору налогов являются:

1. Учет налогоплательщиков.

2. Прием, ввод информации в базу данных и камеральная проверка сведений от налогоплательщиков, применение санкций за нарушения налогового законодательства, выявленного на этом этапе работы.

3. Учет поступлений в бюджет, ведение лицевых счетов налогоплательщиков, выявление недоимок, начисление пени.

4. Выездная налоговая проверка (от выбора объекта до оформления постановления о наложении санкций по ее результатам).

5. Взыскание в бюджет задолженности по налогам, а также по финансовым и административным санкциям за нарушение налогового законодательства.

Эти технологические участки тесно связаны между собой, поскольку на каждом из них взаимодействуют одни и те же стороны – налогоплательщик и государство. Действия налоговой инспекции на каждом этапе подчинены решению одной общей задачи – сбору налогов. НК РФ, четко регламентирует действия налоговых органов при сборе налогов.

Основа налогового контроля – это учет налогоплательщиков, без чего никакой контроль невозможен. Плательщики налога по новому законодательству подлежат постановке на учет в налоговых инспекциях по месту жительства.

Согласно НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). ИНН должен указываться во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях, а также в подаваемых им в налоговые органы декларациях, заявлениях и других документах. ИНН является уникальным в пределах Российской Федерации и не меняется независимо от того, изменилась ли фамилия, паспорт, место жительства человека. Он представляет собой двенадцатизначный цифровой код, в котором первые четыре цифры обозначают код инспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика, шесть последующих – собственно порядковый номер налогоплательщика, два последних – контрольное число, рассчитанное по утвержденному Госналогслужбой алгоритму.

Юридические лица уже имеют присвоенный им ИНН и привыкли им пользоваться. Из числа физических лиц до введения части первой НК РФ ИНН был присвоен исключительно на добровольной основе лишь небольшому числу индивидуальных предпринимателей. Правовых основ для его присвоения физическим лицам в стране просто не имелось.

Работа по присвоению ИНН всем физическим лицам – налогоплательщикам развернулась со второго полугодия 1999 года. В Омской области на 1 января 2006 года зарегистрировано 1972135 физических лиц, при численности населения 2058500 человек. В инспекции ФНС России по Кировскому АО г. Омска на 1 января 2006 г. зарегистрировано 215009 физических лиц, при численности населения 238000 человек.

Провести их первичную идентификацию – далеко не единственная задача. Дальше нужно будет постоянно поддерживать в актуальном состоянии базу данных. ФНС России приступило к созданию Центров обработки данных (ЦОД).

Основной проблемой, связанной с учетом налогоплательщиков – физических лиц, является весьма ограниченная сфера применения ИНН.

Учет физических лиц ведут, как минимум три организации: МВД России (паспортные данные и регистрация граждан), Пенсионный фонд РФ (номера страховых свидетельств государственного пенсионного страхования) и МНС России (ИНН всех граждан, получающих какие-либо доходы и обладающих каким-либо имуществом). Номера эти не связаны друг с другом, что делает невозможным их использование для увязки информации об одном и том же плательщике, хранящейся в разных государственных организациях.

Решить эту задачу (хотя бы частично) можно опираясь на положение ст. 84 НК РФ, в соответствии с которым порядок применения ИНН определяет ФНС России. Расширение и развитие работы по учету доходов граждан ставят перед налоговыми органами новые задачи по учету налогоплательщиков:

· обеспечение охвата всей территории России, всех граждан, соблюдение принципа уникальности и однократности присвоения ИНН;

· минимизация затрат всех видов ресурсов по организации этой работы;

· необходимо узаконить присвоение ИНН всем рождающимся детям, с представлением информации обо всех вновь присвоенных ИНН в соответствующую налоговую инспекцию (или региональный ЦОД) для включения в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

· обязанность по учету граждан в России необходимо возложить на одно ведомство.

Налоговое бремя в целом по России оценивается в 19 – 20% от налогового внутреннего продукта. А это значит, что для каждого субъекта проблема минимизации налогового изъятия – весьма насущная проблема. И, следовательно, эта проблема является предметом исследования налоговых органов.

Контрольная функция – основная в деятельности налоговых органов.

МЛЛЛ
 Ежегодно в Омской области налоговым проверкам подвергается 20 – 25% физических лиц – предпринимателей и налоговых агентов. Причем, налоговая статистика такова: процент выявленных нарушений сохраняется и превышает планку 50%. То есть, чаще, чем в каждом втором случае, устанавливаются факты нарушения налогового законодательства, т.е. уменьшение налогов способами, выходящими за законные рамки, а именно: занижение или сокрытие сумм налогов, недобросовестное исполнение налоговых обязательств, влекущие дополнительные начисления сумм обязательных платежей в бюджетную систему

По результатам выездных и камеральных налоговых проверок по Омской области в бюджет было доначислено за последние три года налогов в сумме 3927 млн. руб. (рис. 2.1)

 

Рис. 2.1. Доначислено по результатам контрольной работы по УФНС России по Омской области

 

Суммы, поступающие по результатам контрольной работы, являются важным источником пополнения бюджета. Только в последние три года по ИФНС России по Кировскому АО г. Омска камерально и документально проверено более 12 тысяч налогоплательщиков по вопросам правильности и своевременности уплаты налогов. В результате выявленного недобора в казну, а также из-за несвоевременного исполнения налоговых обязательств дополнительно начислено в бюджет налога и предъявлено налоговых санкций на сумму более 376,1 млн.. рублей, в том числе налога на доходы физических лиц 91,6 млн. руб.

Рис. 2.2. Доначислено в бюджет и внебюджетные фонды по ИФНС России по Кировскому АО г. Омска по результатам контрольной работы

 

Одним из наиболее эффективных методов контроля со стороны налоговых органов является налоговая проверка. Согласно действующему законодательству налоговые органы имеют право проводить камеральные налоговые и выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе поданных деклараций и документов, представленных налогоплательщиками, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а так же других документов, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (налогового агента) может проводится по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течении одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

В динамике по годам соотношение доначислений в бюджет по результатам выездных и камеральных налоговых проверок ИФНС по Кировскому АО г. Омска по налогу на доходы физических лиц показано на рисунке 2.3.

Рис. 2.3. Доначислено в бюджет по результатам проверок с 2002 по 2005 гг.

 

 
 
 
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе предоставленных физическими лицами - деклараций о доходах и юридическими лицами – справок о доходах физического лица, реестра сведений о доходах физических лиц, отчета о суммах начисленных доходов и удержанном подоходном налоге с налогоплательщиков – физических лиц.

Камеральная проверка деклараций о совокупном доходе физических лиц имеет свою специфику и проводится в два этапа. На первом этапе проверяется правильность заполнения налоговых деклараций, расчетов, применения ставок налогов. Проверке подвергается также обоснованность заявленных налоговых льгот, наличие в приложениях к декларации всех подтверждающих документов. На втором этапе производится сверка указанных в декларациях данных со сведениями о доходах работающих граждан, которые инспекция получает от работодателей и других источников выплат.

Пожалуй, основной проблемой, связанной с камеральной проверкой физических лиц, является необходимость принятия большого (все увеличивающегося год от года) числа деклараций в достаточно короткий срок. За последние три года в инспекции по Омской области представлено 249599 деклараций, в том числе от физических лиц 79046 деклараций и индивидуальных предпринимателей 170553 декларации (рис 2.4).

Рис. 2.4. Количество поданных деклараций о доходах физических лиц по Омской области

Ситуация с декларациями поданными в ИФНС России по Кировскому АО г. Омска на протяжении последних трех лет индивидуальными предпринимателями (ИП) и физическими лицами (ФЛ) приведена в таблице:

 

 
 
Таблица 2.5.

Результаты декларационных компаний 2002-2005 г.г.

 

Наименование показателя 2002 2003 2004  
1. Количество индивидуальных предпринимателей, обязанных представить налоговые декларации, чел. 11451 11820 12141
2. Подано деклараций индивидуальными предпринимателями, шт. 11085 10046 7820
3. % декларирования доходов 96,8 85 64,4
4. Подано деклараций физическими лицами, всего, шт. в том числе: 2721 3533 5204
4.1 по социальным налоговым вычетам, шт. 1288 1988 2526
4.2 по имущественным налоговым вычетам, шт. 1272 1498 2340

 

Как видно из табл. 2.5 количество деклараций, представленных индивидуальными предпринимателями имеет тенденцию к снижению в среднем на 18,2%, в то время как количество деклараций представленных физическими лицами увеличивается в среднем на 27,6 %, за счет увеличения числа налогоплательщиков, обращающихся в налоговые органы для получения социальных и имущественных налоговых вычетов. Наглядно данная ситуация видна на рисунке 2.6.


Рис. 2.6. Количество деклараций представленных в ИФНС России по Кировскому АО г. Омска за 2002-2004 г.г.

 

В 2004 г. произошла реорганизация налоговых органов, полностью перестроена работа по приему и камеральной проверке налоговых деклараций от физических лиц и индивидуальных предпринимателей, что повлекло за собой снижение процента декларирования.

Одна только автоматизация работы налоговой инспекции не сможет решить эту проблему. В районной налоговой инспекции в начале каж­дого года параллельно идут два чрезвычайно ресурсоемких и трудоемких процесса — это прием и ка­меральная проверка налоговых деклараций граждан и прием и обработка сведений о доходах граждан, получаемых от работодателей. В результате у инс­пекций может не хватить ни времени, ни сил на пол­ное взыскание налога на доходы физических лиц, рассчитанного по сведениям и декларациям, со всех граждан, кото­рые по каким-то причинам не внесли его сами.

Та­ким образом, стремление дважды подстраховаться может привести к реальным потерям бюджета.

 Эта ситуация возникает из-за того, что налоговое законодательство РФ пытается совместить два существующих в мире подхода к декларированию доходов граждан. При первом подходе упор делается именно на самостоятельную и добровольную подачу деклараций и уплату налога на доходы физических лиц гражданами, а сведения играют вспомогательную роль. При втором подходе упор делается на получение и обработку налоговыми органами сведений, на основании которых они рассчитывают налог на доходы физических лиц плательщикам. В этом случае декларации играют вспомогательную роль.

Было бы целесообразно обязать подавать декларации только предпринимателей без образования юридического лица и некоторых других плательщиков, которые по характеру своих доходов близки к предпринимателям (нотариусов, частных охранников, сдатчиков жилья, фермеров). Остальные граж­дане должны подавать декларации только по требо­ванию налоговых органов. Совокупный налог должен рассчитываться самими налоговыми инспекциями на основании данных, полученных в ходе обработки сведений о доходах.

В настоящее время камеральная проверка оста­ется существенным источником пополнения бюдже­та. В ее ходе, безусловно, невозможно выявить пред­намеренные нарушения налогового законодатель­ства, ошибки в исчислении налогооблагаемой базы, вызванные «внутренними» ошибками в ведении бух­галтерского учета, однако обнаружение в ходе ка­меральных проверок ошибок в самих налоговых де­кларациях, в обосновании налоговых вычетов дает существенную прибавку в платежах в бюджет.

Выездная налоговая проверка отчетности налогоплательщиков проводится с целью выявления допущенных ими ошибок и нарушений при исчислении налогооблагаемой базы и уплате налогов. Характерные нарушения, выявляемые при проведении выездных налоговых проверок представлены в Приложении 8.

Налоговые инспекции проводят выездные налоговые проверки юридических лиц, выполняющих обязанности сборщика платежей по подоходному налогу, по:

соблюдению требований по ведению налогового учета доходов физических лиц;

полноте и своевременности представления сведений о доходах и об удержанных суммах налога;

достоверности отчетов об итоговых суммах доходов и удержанного налога на доходы физических лиц;

правильности определения совокупного годового дохода физических лиц, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц;

Процесс проверки налога на доходы физических лиц физических лиц состоит из следующих этапов:

- до выхода инспекторов налоговых органов на предприятие – подготовительный этап, при котором составляется программа проведения документальных проверок;

- проведение выездной налоговой проверки на предприятии, где подлежат проверке учетные регистры бухгалтерского учета, относящиеся к данному налогу;

- оформление акта выездной налоговой проверки;

- вынесение решения о привлечении налогового агента к налоговой ответственности и направление требования об уплате налога.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, где фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

По результатам выездной налоговой проверки, не позднее двух месяцев после составления справки, составляется акт налоговой проверки по установленной форме, который подписывается руководителем проверяемой организации.

В акте налоговой проверки указываются факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, а также выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки установлены МНС РФ.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

По истечении срока, в течение не более 14 дней, руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. На основании вынесенного решения налогоплательщику направляется требование об уплате недобора по налогу и пени. По выявленным налоговым органом нарушениям виновные привлекаются к административной ответственности и составляется протокол об административном правонарушении.

В условиях увеличения числа налогоплательщиков налоговые инспекции все шире внедряют в практику процедуры целенаправленного их отбора на выездные проверки. Здесь важное место занимает информация: как внутриведомственная, так и от внешних источников. На постоянной основе осуществляется комплексный поиск налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство и анализ каналов ухода от налогообложения с использованием баз данных органов Управления юстиции, банков, таможни, лицензионной палаты ГИБДД и др. Анализ и сопоставление информации из внешних источников с имеющейся в налоговых органах информацией позволяет провести отбор налогоплательщиков на документальные проверки, по которым усматриваются наибольшие риски налоговых нарушений.

Средние доначисления на одну выездную проверку по целенаправленному отбору в 3 раза превышают данный показатель по прочим проверкам. При этом нарушения выявляются в 8 случаях из 10.

По данным инспекции ФНС по КАО г. Омска за 2003, 2004 гг. проведено следующее количество проверок физических лиц и организаций по исчислению и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц и сделаны доначисления по итогам этих проверок. (табл. 2.7)

 

Таблица 2.7.

Доначисления по результатам проверок в 2003г. и 2004 г. физических лиц и организаций Кировского административного округа

 

Показатели 2003 2004
1. Проведено проверок, шт. 166 169
2. Выявлено нарушений, шт. 65 55
3. Удельный вес, % 39,2 32,94
4. Доначислено по результатам проверок, тыс. руб. 1213,2 73268
5. В том числе финансовые санкции и пени, тыс. руб. 4767,0 25277,0
6. Взыскано, тыс. руб. 7172 48306,0
7. Удельный вес, % 59,1 65,9

 

Косвенная информация может служить и в пользу налогоплательщика, но только «надежного», которому можно доверять. В практике налоговых органов реализуется право на непроведение выездных налоговых проверок в установленный срок отдельных налогоплательщиков, деятельность которых соответствует законодательно установленным критериям. Один из них – отсутствие косвенной информации, ставящей под сомнение происхождение средств налогоплательщика или свидетельствующей о наличии нарушений налогового законодательства.

Осуществляя контрольную функцию, налоговые инспекции тесно работают с правоохранительными органами, и особенно с органами федеральной службы налоговой полиции: число совместных проверок из года в год растет. Совместные проверки более целенаправленные и более результативные: процент выявленных нарушений по ним равен 95 при среднем показателе 50, доначисления на одну совместную проверку более чем в 10 раз превышает среднюю результативность.

Контрольная деятельность налоговых органов не ограничивается рамками выездных и камеральных налоговых проверок. Актуальна и оперативно – рейдовая работа. На постоянной основе проводятся рейды по розыску физических лиц, уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации, уплаты налогов.

Только за последний год в инспекции проверено 46 ярмарок, рынков, имеющих торговые места. Для повышения эффективности контрольной работы проверки проводятся на постоянной основе, в выходные дни, а также в вечернее и ночное время. Проверены все основные рынки и ярмарки города, крупные торговые комплексы, такие, как «Торговый город», «Омский привоз», СКК «Иртыш». Выявлены нарушения у каждого четвертого физического лица.

Совершенствуется работа по взысканию штрафных санкций как с юридических, так и с физических лиц в случае их неуплаты в добровольном порядке в установленный срок. Для быстрого погашения штрафов при отсутствии денежных средств на счетах предпринимателей, нарушители составляют графики их погашения, которые утверждаются инспекцией. При невыполнении графика в указанные сроки или нарушении текущих промежуточных платежей, налоговый орган выходит с ходатайством в лицензионные службы о приостановлении действия лицензии до полного погашения задолженности.

Опыт работы налоговых инспекций в условиях действия НК РФ показывает, что установленная им процедура взыскания недоимок имеет ряд недостатков, которые серьезно снижают эффективность работы по их взысканию. Сложность и длительность этих процедур остро ставят вопрос определения минимальной суммы долга, взыскание которой эффективно с точки зрения государства. Это позволит не тратить ограниченные ресурсы налоговой инспекции на взыскание тех недоимок, работа по которым убыточна для государства. Проведенные расчеты РАЕН показывают, что при судебном порядке взыскания финансовых санкций со всех плательщиков, а также налогов и пени с физических лиц убыточной для государства становится сумма менее 850 рублей. В расчет этой суммы вошли затраты на бумагу, расходные материалы, амортизация компьютеров и оргтехники, почтовые отправления, а также оплата труда сотрудников. В случае если сумма задолженности плательщика меньше, имеет смысл переводить его лицевые счета в «замороженное» состояние и не принимать мер по взысканию недоимки (кроме периодической высылки требований) до того момента, когда сумма долга превысит установленный минимум. Это позволит сконцентрировать силы инспекции на взыскание крупных недоимок.

Законодательством РФ (УК РФ ст. 198) предусмотрена также уголовная ответственность за умышленное уклонение от выполнения обязательств по уплате налога на доходы физических лиц в особо крупном размере (сумма неуплаченного налога превышает 200 МРОТ, а в особо крупном размере – 500 МРОТ).

За годы существования налоговой службы наметилась устойчивая тенденция повышения качества контрольной работы. Но с каждым годом условия реализации этой функции для налоговых органов все более усложняются. Это происходит по многим причинам: и в связи с ростом числа налогоплательщиков и их компетентности, широким применением ими как легальных, так и нелегальных способов минимизации налогообложения, и изменением налогового законодательства в пользу налогоплательщика как в части прав, так и в части финансовых санкций), и недостаточной оснащенностью налоговых органов. Даже на коллегии МНС РФ по итогам 2000 года было отмечено, что налогоплательщики в своих методах и техники работы с налоговыми органами ушли далеко вперед и налоговики отстают от их уровня. Сложившейся практики контроля недостаточно. Для активизации работы по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений, наносящих экономический ущерб государству, связанных с незаконным использованием бюджетных средств, уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей, а также в целях повышения уровня координации деятельности федеральных ведомств издан совместный приказ МНС РФ, МВД РФ и ГТГ РФ о взаимодействии № 76/АС-3-06/37 от 22.01.04 г. Данный приказ дает возможность упорядочить информационные потоки между его участниками, что  позволит  избежать нестыковок  и  рассогласованности  действий  при организации проверок налогоплательщиков, оперативно подключать сотрудников необходимого профиля и уровня компетентности на любом этапе налоговой проверки, конкретного дела или расследования независимо от ведомственной принадлежности.

По результатам выездных и камеральных налоговых проверок бюджет дополнительно получает денежные средства, которые идут на финансирование расходной части бюджета.

 

2.3 Проведение выездной налоговой проверки по налогу на доходы физических лиц в ООО "Омсктелекомсвязь"

 

В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников предприятий. Многие функции государства при реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральной формах. Все многообразие выплат, производимых гражданам, аккумулируется в понятии «совокупный доход», который при исчислении налога на доходы физических лиц является налоговой базой. Налог исчисляется и удерживается налоговыми агентами по истечении каждого месяца с сумм совокупного дохода граждан нарастающим итогом с начала календарного года, уменьшенного на разрешенные НК РФ стандартные налоговые вычеты, по соответствующим ставке 13%.

Как уже выше отмечалось одним из крупных налогоплательщиков Инспекции МНС России КАО г. Омска является предприятие ООО «Омсктелекомсвязь». Оно обязано в соответствии со ст. 23 НК РФ (часть 1) производить удержания и своевременное перечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц с физических лиц в бюджет.

С целью контроля правильности удержания, полноты перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц в ООО «Омсктелекомсвязь, Инспекцией МНС России по КАО, была проведена выездная налоговая проверка.

ООО «Омсктелекомсвязь» является юридическим лицом, имеет отдельный баланс", расчетный счет в учреждении банка, печать

В соответствии с лицензией ООО «Омсктелекомсвязь» имеет своим назначением обеспечение населения, предприятий, организаций, учреждений г. Омска средствами и услугами телефонной связи, информационных сетей и систем, сетей передачи данных, компьютерных сетей.

“Омсктелекомсвязь” является монополистом в сфере предоставления телекоммуникационных услуг Омской области. Компания является одним из 88 дочерних предприятий холдинга “Связьинвест”, и в ряду региональных операторов электросвязи занимает 18-е место по емкости телефонной сети, 18-е место по объему продаж 2005 году и 25-е место по величине чистого дохода. В настоящее время в компании работает 6394 чел.

ООО «Омсктелекомсвязь» в своей деятельности руководствуется законами и кодексами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами, указаниями и другими нормативными актами Министерства связи РФ, Омской области, Уставом Общества, Положением осуществляется на основе сочетания централизованного руководства и самоуправления трудового коллектива. Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива, является общее собрание (конференция).

ООО «Омсктелекомсвязь» имеет разветвленную структуру управления.

Структура и положение о структурных подразделения утверждается непосредственно директором; должностные инструкции начальниками структурных подразделений.

В ООО «Омсктелекомсвязь» применяется повременно-премиальная система оплаты труда, при которой учитываются количество и качество труда, увеличиваются ответственность и личная заинтересованность работников в результатах труда. Размеры премий и показатели премирования определяются Положением о премировании, разработанном предприятием.

Также по некоторым категориям работников применяется сдельная форма оплаты труда, это в основном работники ремонтного цеха, у которых можно подсчитать объем выполненных работ каждым работником в натуральном измерении и установить на работы плановые нормированные задания в единицу времени. Учет рабочего времени ведется в табеле учета использования рабочего времени формы № Т-13.

Предприятие производит разные выплаты: премии, материальную помощь, подарки, выплаты дивидендов, оплата расходов на краткосрочные командировки, выдача сумм под отчет, оплата за посещение детьми детского сада, оплата за проживание в общежитии, пособия по временной нетрудоспособности и т. п.

В результате проведенной выездной налоговой проверки, были выявлены следующие нарушения по налогу на доходы физических лиц.

1) Работник ООО «Омсктелекомсвязь» Головин А.Г., оформил опекунство на 5-летнего внука, Головина Ивана, при наличии у ребенка матери-одиночки, не лишенной родительских прав и местонахождение которой не известно.

Бухгалтерией ООО «Омсктелекомсвязь» производилось уменьшение совокупного дохода Головина А.Г. на сумму стандартных налоговых вычетов на содержание внука.

Заработная плата за период с 01.01.2005 – 31.12.2005 г. составила 47209,03 руб. Предоставлены вычеты на сумму 6000 руб. Всего сумма облагаемого дохода по данным налогового агента составила 41209,03 руб.

Совокупный годовой доход занижен за счет вычетов на иждивенца в размере 3600 руб., в результате допущен недобор налога на доходы физических лиц в сумме  468 руб. (41209,03 х 13 %) – (47209,03-2400) х 13 %).

Для определения совокупного дохода граждан были проверены первичные бухгалтерские документы по счетам:

50 «Касса» - приходные и расходные ордера, платежные ведомости на выдачу заработной платы, при этом обращалось внимание на дату получения денежных средств на заработную плату из банка и на дату выплаты заработной платы из выручки.

2) Было выявлено, что гражданину Арбузову А.В. в течение 2005 года дважды оказывалась материальная помощь:

1) согласно приказа № 118-П от 21.02.2005 г. – в сумме 5 000 руб. по расходному кассовому ордеру № 85 от 22.02.2005 г.;

2) согласно приказу № 320-П от 25.12.2005 г. – в сумме 22 000 руб. по расходному кассовому ордеру № 817 от 26.12.1205 г.

Заработная плата за период с января по декабрь месяцы составила 54637,98 руб. Гражданин Арбузов А.В. имеет на своем иждивении двух детей до 18-летнего возраста. В состав совокупного годового облагаемого дохода следует включить:

- материальную помощь в размере 23000 руб. (5 000 +22 000-4000);

- заработную плату в размере 54637,98 руб.;

Предоставлены вычеты на сумму 15200 руб., в том числе – на работника и иждивенцев – 11200 руб. (400 х 4+600 х 8х2). Всего сумма облагаемого дохода составила 66437,00 руб. сумма налога на доходы физических лиц составила 8637 руб.

Фактически включено 44437,00 руб., удержан налог на доходы физических лиц в сумме 5777 руб. В совокупный доход не включена материальная помощь, выплаченная в декабре месяце в размере 22000 руб., в результате допущен недобор налога на доходы физических лиц в сумме 2860 руб.

51 «Расчетный счет» - платежные поручения, требования – при этом обращено внимание на перечисление средств на счета физических лиц или за них, а также на сумму и дату перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет. При этом выявлено неполное и несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет, в результате расчета, за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных налогов в соответствии со ст. 75 НК РФ начислена пени в размере 15428,28 руб.

3) К 50-летию работника Романова П.С. был издан приказ № 209 от 15.06.2005 г. о награждении его ценным подарком. Согласно авансового отчета № 87 от 16.06.2005 г. приобретен подарок стоимостью 8800 руб. Заработная плата за период за январь - июнь 2005 года составила 40886.88 руб. Иждивенцев нет.

Размер стандартного налогового вычета 400 рублей за каждый месяц налогового периода, в марте месяце доход превысил 20000 рублей, налоговый вычет применялся до марта месяца.

В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 4000 руб., в том числе:

- сумм материальной помощи, оказанных работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию;

- стоимости подарков, полученных налогоплательщиками от организаций.

1. В состав совокупного налогооблагаемого дохода следовало включить:

- стоимость подарка в размере 4800 руб. (8800-4000);

- заработную плату – 40 886,88 руб.

2. Предоставить вычеты работнику Романову П.С. в размере 4800 руб., в том числе на работника 800 руб. (2 Х 400).

Всего сумма облагаемого дохода составила – 41886,88 руб., по данным предприятия 40086,88 руб. В совокупный доход не включена стоимость подарка, превышающая 4000 рублей, в результате недобор налога на доходы физических лиц составил 624 руб. (41886,88 Х 13 % – 40086,88 х 13%).

4) С гражданином республики Казахстан Золоторевым Г.В. было заключено трудовое соглашение N 34 от 12.04.2005 г. на оказание посреднических услуг на 13 200 руб. Золотарев Г.В. на момент заключения договора находился на территории России 25 дней.

По расходному кассовому ордеру 289 от 18.05.2005 г. выплачены расходы по командировке в сумме 2 103,40 руб. и по расходному кассовому ордеру 316 от 06.06.2005 г. – 11 500 руб. согласно трудового соглашения. В бухгалтерию ООО «Омсктелекомсвязь» представлен авансовый отчет N 31 от 31.05.2005 г. без приложения оправдательных документов.

1.В налоговую базу следует включить:

- согласно трудовому соглашению – 13 200 руб.;

- сумму командировочных расходов – 2 103,40 руб.;

Всего сумма налогооблагаемого  дохода по данным инспекции ФНС  России по Кировскому АО г. Омска составила – 15 303,40 руб., а по данным ООО «Омсктелекомсвязь» – 13200 руб. В совокупный налогооблагаемый доход не включена сумма документально не подтвержденных расходов; в нарушение п. 3 ст. 224 НК РФ налог на доходы физических лиц удержан с нерезидента Российской Федерации по ставке 13 %.

В соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ нерезиденты, получившие доходы от источников в РФ, облагаются по ставке 30 %. При этом налоговая база определяется по каждому отдельному виду доходов, но без предоставления каких – либо вычетов и без зачета сумм уплаченных налогов.

В результате недобор налога составил 2875 руб. (15 303,40 х 30 %) – (13200 х 13%) руб.

5) Предприятием по платежному поручению № 141 от 30.09.2005 г. произведена оплата за обучение в Банковской школе Орловой Ольги, учащейся 1 курса, в сумме 10200 руб. Отец, Орлов А.И. является работником ООО «Омсктелекомсвязь», в его совокупный доход не включена данная выплата.

По данным предприятия облагаемая сумма дохода составила 97099 руб.; сумма удержанного налога с облагаемого дохода – 12623 руб.

По данным инспекции ФНС России по Кировскому АО г. Омска в совокупный доход необходимо включить стоимость обучения в размере 10200 руб. В результате налоговая база составит 107299 руб. (97099 + 10200), Следовало удержать налог в сумме 13949 руб. Недобор составил 1326 руб. (13949 – 12623).

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». На ООО «Омсктелекомсвязь» основным регистром, используемым для оформления расчетов с рабочими и служащими, являются расчетные листки для каждого работника за месяц, где указаны начисления по видам оплат – оборот по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и удержания по видам платежей – оборот по дебету этого же счета. Сальдо по счету 70 показывает сумму выдачи на руки, которая служит основанием для заполнения платежной ведомости для выдачи заработной платы.

Затем на основании расчетных листков по заработной плате за месяц машинным способом составлена сводная ведомость № 11, которая содержит расшифровку начисленных сумм по видам начислений и удержания по видам платежей.

В ООО «Омсктелекомсвязь» составляется оборотная ведомость по счету 68 «Расчеты с бюджетом» по видам налогов, итоги по которой записываются в главную книгу, где для налога на доходы физических лиц открыт субсчет 68-1 «Расчеты с бюджетом по налогу на доходы физических лиц».

Синтетический учет по счету 68 ведется в журнале-ордере № 9, где по кредиту счета отражена сумма удержанного налога, а по дебету – сумма фактически перечисленного налога в бюджет.

Следующий этап проверки – это полнота представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ). Этот вопрос проверяется по тем же счетам и учетным регистрам, как и совокупный доход.

При проверке установлено неполное представление сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, на 10 человек п. 2 ст. 230 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, ООО «Омсктелекомсвязь» привлекается к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 500 рублей.  

Все выплаты, полученные физическими лицами в календарном году, сумма предоставленных им вычетов и скидок, удержанного налога на доходы физических лиц, нашли отражение в налоговой карточке (по форме № 1-НДФЛ, согласно приказа МНС РФ от 30.10.2001 г БГ-3-04/458)

При проверке своевременности и полноты перечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц:

- сопоставлены записи бухгалтерского учета о начисленных суммах налога (по счету «Расчеты с бюджетом») с итогами сумм налога, начисленного по налоговым карточкам и документам, по которым выплачивался доход. Для выяснения, все ли документы предъявлены для проверки, сверена общая сумма начисленного по этим документам дохода с данными бухгалтерского учета по счетам: реализация продукции, реализация и прочее выбытие основных средств, реализация прочих активов, расчеты с персоналом по оплате труда и по выданным ссудам, расчеты с персоналом по прочим операциям, расчеты с разными дебиторами и кредиторами, расчеты с подотчетными лицами, расчеты с учредителями и по счету кассы, - подсчитаны на выборку по налоговым карточкам правильность итога удержанных сумм налога;

- сверены имеющиеся в налоговом органе данные о поступивших в бюджет суммах налога с имеющимися в делах бухгалтерии предприятия экземплярами копий платежных поручений на перечисление налога с отметкой банка о принятии этих поручений к исполнению, а также с данными бухгалтерского учета о перечисленных в бюджет суммах налога.

При перечислении налога на доходы физических лиц делают бухгалтерскую проводку:

Д 68 «Расчеты с бюджетом» К 51 «Расчетный счет».

Расчеты с бюджетом отражены в балансе ф. № 1:

по строке 246 – дебиторская задолженность;

по строке 626 - кредиторская задолженность.

Результаты проверки оформлены соответствующим актом. Акт проверки содержит все реквизиты, касающиеся проверяемого предприятия, сроки проверки и результаты, выявленные в ходе ее проведения.

Акт проверки составлен в двух экземплярах: первый – для инспекции ФНС РФ по Кировскому АО, второй – для предприятия. При оформлении акта соблюдена ясность и точность описания выявленных фактов нарушения законодательства, суммы таких нарушений. При этом по каждому нарушению, отраженному в акте проверки, изложено его содержание со ссылкой на соответствующие первичные бухгалтерские документы и другие материалы, с указанием нарушений законов и нормативных актов.

Руководитель налогового органа на основании акта проверки принял решение: устранить нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в результате проверки; на основании ст. 21 Закона РФ, ст. 226 НК РФ произвести перерасчет удержаний налога с доходов физических лиц, приведя их совокупный доход в соответствие с данными налогового органа; удержать недобор налога с доходов физических лиц с соблюдением гарантий, установленных законодательством; в пятидневный срок произвести перечисление в бюджет; внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Анализируя результаты выездной налоговой проверки по вопросу правильности удержания, полноты перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц можно сделать следующие выводы:

1. Исчисление налога на доходы физических производится в соответствии с требованиями п. 3 ст. 226 НК РФ, т. е. нарастающим итогом с начала года.

2. Исключение из совокупного дохода выплат, не подлежащих налогообложению, уменьшение совокупного дохода, на установленный законом размер стандартного налогового вычета производится с нарушением ст. 3 вышеуказанного Закона РФ, в результате чего допущен недобор налога в сумме 468 руб.

3. Сведения о доходах, полученных гражданами не по месту основной работы, подавались в инспекцию МНС РФ по Кировскому АО г. Омска не в полном объеме. Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в сумме 50 рублей.

4. В результате сверки в соответствии с Приказом МНС РФ от 30.10.2001 г № БГ-3-04/458 «Об утверждении форм отчетности» итогов удержания налога на доходы физических лиц по данным налоговых карточек с данными по главной книге расхождений не установлено.

5. Включение в совокупный доход граждан сумм материальной помощи и стоимости подарков производится с нарушением требований п. 28 ст. 217 НК РФ в результате чего допущен недобор налога на доходы физических лиц в сумме 3484 руб.

6. Предприятием нарушен пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ, то есть в совокупный доход физических лиц не включена плата за родителей на обучение детей в учебных заведениях. В результате этого допущен недобор налога на доходы физических лиц в сумме 1326 руб.

7. Возмещение расходов по командировке без оправдательных документов гражданину СНГ (нерезиденту РФ) производится с нарушением требований п.1ст.210 НК РФ, п.3 ст.224 НК РФ в результате допущен недобор налога на доходы физических лиц в сумме 2875 рублей.

Таким образом, в результате проверки выявлены следующие нарушения:

1. Сумма не удержанного (недобор) налога на доходы физических – 8153 руб.

2. Задолженность бюджету по удержанному налогу –30694,47 руб.

3. Пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет – 5428,28 руб., пени на сумму доначисленного налога – 2412,13 руб.

4. Непредставление налоговому органу сведений для осуществления налогового контроля на 10 человек.

За совершение налоговых правонарушений ООО «Омсктелекомсвязь» привлекается к налоговой ответственности в виде штрафа:

а) от суммы доначисленного налога на доходы физических лиц в размере 20 % в сумме 1630,60 руб.;

б) от суммы задолженности в бюджет в размере 20 % в сумме 6138,90 руб.;

в) за непредставление сведений в сумме 500 руб.

Итого по акту проверки – 8269,90 руб.

 ООО «Омсктелекомсвязь» необходимо устранить нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в результате проверки, в частности:

а) на основании ст.226 НК РФ произвести перерасчет удержаний налога на доходы физических лиц с доходов физических лиц, приведя их налоговую базу в соответствие с данными налогового органа.

б) суммы недобора удержать с физических лиц и вместе с задолженностью перечислить в бюджет, а суммы пени и штрафов перечислить в бюджет за счет средств предприятия.

в) сведения о суммах выплаченных доходах на 10 человек представить в налоговый орган.

Сведем результаты проверки в таблицу.

Таблица 2.8

 

Эффективность выездной налоговой проверки правильности исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет на примере ООО «Омсктелекомсвязь»

 

 Направление проверки Сумма доначисленного налога, руб. Сумма штрафа, руб. Сумма пени, руб.
1. Стандартные налоговые вычеты 468 - -
2. Материальная помощь 2860 - -
3. Подарки 624 - -
4. Доходы нерезидента 2875 - -
5. Оплата за обучение предприятием 1326 - -
6. Штраф за непредставление сведений - 500 -
7. Штраф за неперечисление сумм налога - 1630,60 2412,13
8. Штраф за неперечисление удержанного налога - 6138,90 5428,28
Итого 8153 8269,90 7840,41

 

Из таблицы 2.8 видно, что в результате проведения выездной налоговой проверки по вопросу правильности удержания, полноты перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц выявлено ряд нарушений, которые привели к недобору налога на доходы физических лиц в сумме 8153 руб., не перечислению удержанного налога в сумме 30694,47 руб.

 За совершение налоговых правонарушений ООО «Омсктелекомсвязь» привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 8269,90 руб., также начислено пени в сумме 7840,41 руб.

Инспекций ФНС России по Кировскому АО г. Омска проведена результативная проверка и бюджет дополнительно получил денежные средства для финансирования целевых программ.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе был рассмотрен мировой опыт налогообложения доходов физических лиц, проанализированы положения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, определено место этого налога в бюджетной системе Российской Федерации, охарактеризован порядок налогового контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления данного налога в бюджет.

На основании проведенного исследования, можно прийти к следующим выводам.

Налог на доходы физических лиц с граждан (подоходный налог) – наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики.

Широкое распространение этого налога во многих странах мировой системы, вызвано тем, что он удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот, а его плательщиками является практически все трудоспо­собное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального.

Принципы подоходного налогообложения, заложенные в главе 23 НК РФ, по своему содержанию и практической реализации схожи с принципами научной теории и мировой практики подоходного налогообложения. Так, цели взимания и основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с принятыми во многих развитых странах аналогичными налогами. Однако имеются специфичные, свойственные только нашей системе подоходного налогообложения, особенности его взимания, к числу которых в первую очередь следует отнести самую низкую в Европе ставку налога.

В Российской Федерации налог на доходы физических лиц занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны.

Налог на доходы физических лиц является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год. Плательщиками данного налога выс­тупают, исключи­тельно физические лица: как резиденты, так и нерезиден­ты. Объектом налогообложения у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объек­том обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в РФ.

Необходимо отметить, что налогообложение в Российской Федерации в целом и Омской области в частности, сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей.

Во-первых, отсутствие стабильности в проведении экономической и финансовой политики.

Во-вторых, несовершенство налогового законодательства, запутанность и неоднозначность трактовки законодательных и нормативных актов.

В-третьих, низкий уровень доходов подавляющего большинства населения.

В–четвертых, массовое уклонение от налогообложения.

Что касается непосредственно рассматриваемого налога, то из-за несовершенства налоговой системы в целом, он также далек от совершенства. Так, учет и применение льгот по данному налогу достаточно сложны. В связи с этим, в него постоянно вносятся поправки и изменения, регулирующие порядок его исчисления и взимания.

Однако есть и положительные моменты: налоговой реформой, проводимой в стране, взят курс на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщика, значительно расширена система льгот в подоходном налогообложении, впервые введены социальные, имущественные и профессиональные вычеты.

Объектом исследования данной дипломной работы являлась ИФНС Росси по Кировскому АО г.Омска, предметом - контрольная деятельность инспекции по налогу на доходы физических лиц.

Главными задачами контроля за соблюдением налогового законодательства является проверка соблюдения требований по ведению налогового учета доходов физических лиц; полноты и своевременности представления сведений о доходах и об удержанных суммах налога; достоверности отчетов об итоговых суммах доходов и удержанного налога на доходы физических лиц; правильности определения совокупного годового дохода физических лиц; удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.

Контрольная деятельность инспекции по налогу на доходы физических лиц, была показана на примере проведения выездной налоговой проверки в ООО "Омсктелекомсвязь"

Предприятие ООО «Омсктелекомсвязь» обязано в соответствии со ст. 23 НК РФ (часть 1) производить удержания и своевременное перечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц с физических лиц в бюджет.

В результате проведения выездной налоговой проверки по вопросу правильности удержания, полноты перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц  был выявлен ряд нарушений (представлены в приложении 8), которые привели к недобору налога на доходы физических лиц в сумме 8153 руб., не перечислению удержанного налога в сумме 30694,47 руб.

 За совершение налоговых правонарушений ООО «Омсктелекомсвязь» привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 8269,90 руб., также начислено пени в сумме 7840,41 руб.

Рассмотренный вопрос контроля за правильностью удержания, полнотой и своевременностью перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц с физических лиц не может быть изолирован от других проблем налогообложения.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: