Для оценки технического состояния и движения основных средств и их влияния на торгово-производственные процессы определяют следующие показатели:
- коэффициент физического износа основных средств, рассчитываемый отношением суммы износа к первоначальной или восстановительной их стоимости;
- коэффициент обновления, определяемый отношением суммы вновь поступавших основных средств за год (или за более длительный период) к их остатку на конец года;
- коэффициент выбытия, определяемый отношением выбывших основных средств за год (или за более длительный период) к их остатку на начало года;
- коэффициент прироста основных средств, исчисляемый отношением суммы их прироста за год к остатку основных средств на начало года;
- долю активной части производственных основных средств в обшей их стоимости, которая характеризует технический уровень торгового предприятия;
- показатель фондовооруженности труда, рассчитываемый отношением среднегодовой стоимости производственных основных средств к среднесписочной численности работников;
|
|
- показатель технической вооруженности труда, определяемый отношением среднегодовой стоимости активных производственных основных средств к среднесписочной численности работающих.
Анализ показателей оценки состояния основных средств обычно проводят в динамике, так как на практике отсутствует планово-нормативная информация. Коэффициенты обновления, выбытия и прироста основных средств необходимо изучать взаимосвязанно (по всем основным средствам и отдельно — по производственным основным фондам, а внутри их — по отдельным видам основных средств), что позволяет глубоко проанализировать и оценить воспроизводство материально-технической базы торговли (табл.3.4).
Таблица 3.4. Анализ показателей оценки состояния основных средств
за 2002-2004 года
Коэффициенты | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Коэффициент физического износа | 0,45 | 0,44 | 0,45 | 0,45 | 0,45 | 0,45 |
Коэффициент обновления | 0,30 | 0,24 | 0,25 | |||
Коэффициент выбытия | 0,003 | 0,02 | 0,05 | |||
Коэффициент прироста основных средств | 0,42 | 0,30 | 0,27 | |||
Доля активной части производственных основных средств, % | 32,65 | 39,56 | 39,56 | 31,45 | 31,45 | 29,17 |
Фондовооруженность труда, тыс.руб./чел | 7512,11 | 10390,8 | 14115,56 | |||
Техническая вооруженность труда, тыс.руб./чел | 2 757,7 | 3 635,2 | 4 259,7 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Согласно коэффициенту физического износа, основные фонды ОАО «Горпищеторг» практически наполовину изношены и требуют немедленного обновления.
|
|
Несмотря на то, что в 2002-2004 гг. коэффициенты обновления составили соответственно 0,3; 0,24 и 0,25 (фонды обновились на 30,24 и 25%) физический износ все равно велик.
Коэффициент выбытия свидетельствует о выбывших основных средствах. Как видим уровень выбывших основных средств очень мал. Наиболее высоки уровень выбытия был в 2004 году. Уровень введенных в эксплуатацию значительно превышает уровень выбывших основных фондов.
Коэффициент прироста основных средств наиболее высоким был в 2002 году и составил 42%, в 2003 году прирост основных средств составил 30%, а в 2004 – 27%. Как видим, в организации наблюдается тенденция к снижению прироста основных средств.
Далее определим долю активной части производственных основных средствв обшей их стоимости:
- на начало 2002 года
- на конец 2002 года и начало 2003 г.
- на конец 2003 года и начало 2004 года
- на конец 2004 года
Средний уровень активной части производственных основных средствв обшей их стоимости составляет 29-39%. Наибольший уровень активной их частей отмечен на конец 2002, начало 2003 года – 39,56%. Далее стоимость активной части основных средств стала снижаться, но не по причине выбытия данной группы, а по причине увеличения стоимости зданий и сооружений в общей структуре основных средств.
Обобщающими показателями оценки обеспеченности предприятий торговли производственными основными фондами являются фондовооруженность и техническая вооруженность труда. Рост фондовооруженности и особенно технической вооруженности ведет к повышению производительности труда
Рассчитаем техническую вооруженность труда (ТВТ) в ОАО «Бобруйский горпищеторг» за 2002-2004 гг.
Для оценки технической оснащенности торговых предприятий определяют стоимость активной части основных производственных средств на 100 м2 торговой площади:
Как видим, наибольшая стоимость активной части основных производственных фондов на 100м2 торговой площади была в 2004 году – 56 274 тыс.руб.
Важным показателем технического состояния производственных основных средств является возрастной состав машин и оборудования. Машины и оборудование со сроком службы более 10 лет физически и особенно морально устаревают и их необходимо своевременно заменять. Анализ возрастного состава машин и оборудования должен проводиться по отдельным их видам с использованием стоимостных, натуральных и относительных показателей. Относительным показателем, в частности, может быть удельный вес (доля) каждой возрастной группы в общем количестве или в общей стоимости машин и оборудования. Машины и оборудование по срокам их службы обычно группируют в следующих интервалах: до 5 лет; 5—10 лет; 10—15 лет; 15-20 лет и свыше 20 лет.
Результаты анализа возрастного состава оборудования свидетельствуют о том, что средний его "возраст" 14.78 года, средний возраст отдельных групп оборудования в пределах 12.33 - 17.87 лет, наиболее устаревшее оборудование – машины и оборудование, составляющее значительную долю во всех возрастных группах. Анализ показывает, что около четверти установленного оборудования (22.5%) имеет срок службы свыше 20 лет и является явно устаревшим.
В процессе анализа было установлено, что материально-техническая база торгового предприятия развивается невысокими темпами. Причина такого медленного развития заключается в отсутствии свободных денежных средств. Как правило, вся прибыль от реализации продукции идет на выплату заработной платы и уплату налогов.
Построенные основные средства, как правило вводятся в эксплуатацию своевременно. Согласно действующим нормативам, продолжительность строительства одноэтажного продовольственного магазина площадью 700 м2 — 14 месяцев; непродовольственного одноэтажного магазина площадью до 800 м2 — 11 месяцев; двухэтажного универмага площадью до 700 м2 — 21 месяц и т.д.
|
|
Важным вопросом анализа является изучение размеров магазинов и их специализации. Практика показывает, что наиболее высокую эффективность имеют в продовольственной торговле универсамы, а в непродовольственной — универмаги. Универсамы обычно функционируют на основе индустриальной технологии Доставки и продажи товаров, прогрессивных методов обслуживания покупателей. В них примерно на 30 % выше выработка на 1 м торговой площади, на 25 % ниже издержки обращения, чем в продовольственных магазинах с универсальным ассортиментом. В универсамах обеспечивается комплексное предложение продовольственных товаров повседневного спроса, что сокращает нерациональные затраты времени покупателей на совершение покупок. По расчетам научно-исследовательских институтов, оптимально доля универсамов должна составлять примерно 70 % от общей площади всех продовольственных магазинов города. Аналогичные преимущества имеют и универмаги.
Большое значение для развития розничного товарооборота и улучшения обслуживания покупателей имеет правильное размещение торговой сети. Исследования показывают, что радиус обслуживания покупателей по товарам повседневного спроса не должен превышать 400—500 м.
Улучшению обслуживания покупателей и повышению эффективности использования материально-технической базы способствует развитие прогрессивных форм торговли (самообслуживания, продажи товаров по заказам, образцам, с открытой выкладкой, доставки товаров на дом). Практика показывает, что в торговых залах магазинов самообслуживания можно разместить и реализовать на 20-30 % больше разновидностей товаров, чем в магазинах с традиционными формами торговли. При продаже товаров по методу самообслуживания на 15—20 % сокращаются затраты времени покупателей на приобретение товаров. Наибольшая эффективность в продовольственных магазинах самообслуживания достигается, если доля фасованных товаров в их товарообороте составляет более 90 %, в том числе промышленной фасовки — не менее 80 %. По рекомендациям Украинского научно-исследовательского института торговли и общественного питания (УкрНИИТОПа) доля продажи товаров по методу самообслуживания должна составлять не менее 80 %, в том числе в торговле продовольственными товарами — не менее 85 % [8, с.90-92].
|
|