Формирование и раскрытие учетной политики

Учетная политика предприятия на 2009 год утверждена приказом по предприятию (Приложение 8).

Ведение бухгалтерского и налогового учета осуществляет бухгалтерия Общества во главе с главным бухгалтером, который подчиняется непосредственно Генеральному директору ОАО "Воронежэнергоремонт".

Главный бухгалтер Общества несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, осуществляет контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Бухгалтерский учет Общества ведется по журнально-ордерной форме с одновременной автоматизацией всех участков учета. Регистры бухгалтерского учета подлежат ежемесячной распечатке и брошюрованию в виде специальных книг (журналов), отдельных листов (справок) и карточек, а также в виде электронной техники (на дисках и иных машинных носителях). Проводятся работы по подготовке регистров бухгалтерского учета на машинных носителях с возможностью вывода их на бумажные носители.

В работе бухгалтерии используется комплексная программа "1-С Бухгалтерия", "1С-Зарплата и кадры".

Бухгалтерия ОАО "Воронежэнергоремонт" состоит из восьми бухгалтеров, обязанности которых определены должностными инструкциями:

- зам. главного бухгалтера – формирование себестоимости, составление отчетности по МСФО;

- бухгалтер 1 категории – налоговый учет и учет основных средств;

- бухгалтер 1 категории – учет труда и заработной платы, составление годового отчета НДФЛ;

- бухгалтер 2 категории – учет материально-производственных запасов;

- бухгалтер 2 категории – учет расчетов с покупателями и заказчиками;

- бухгалтер 2 категории – учет расчетов с поставщиками и подрядчиками по услугам, расчетов с подотчетными лицами;

- экономист по бухучету – ведение управленческого учета, бюджетирование;

- кассир – ведение операций по кассе и банку.

На основании данных бухгалтерской отчетности ОАО "Воронежэнергоремонт" (Приложение 1, 2, 3), определены и проанализированы основные изменения структуры имущества организации и источников его формирования за 2007-2009 гг. (таблица 1.1).

Согласно показателям, характеризующих изменение структуры имущества организации и источников его формирования за исследуемый период можно сказать, что в активе баланса происходит увеличение валюты баланса. В 2009 году по сравнению с 2007 годом валюта баланса выросла на 7182 тыс. руб., а по сравнению с 2008 годом на 5123 тыс. руб.

Возросли запасы, а именно сырье, материалы, в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 1953 тыс. руб.

По данным, содержащимся в балансе нельзя объективно характеризовать размер задолженности перед кредитными организациями, либо перед поставщиками и подрядчиками. Как правило, в организациях такого типа размер задолженности перед поставщиками и подрядчиками постоянно меняется, так же как и меняется задолженность за покупателями в равной степени, при сопоставлении этих двух строк баланса достаточно наглядно видно, что доля кредиторской задолженности в 2009 году выросла по сравнению с 2007 годом на 4645 тыс. руб., а по сравнению с 2008 годом на 5258 тыс. руб.

Также произошло увеличение собственного капитала по отношению к 2007 году на 3389 тыс. руб., к 2008 году на 142 тыс. руб.

В целом, проанализировав актив и пассив баланса ОАО "Воронежэнергоремонт" можно выявить положительную тенденцию изменения баланса.

Так как за рассматриваемый период времени наблюдается рост валюты баланса и величины собственного капитала. Наблюдается превышение собственного капитала над внеоборотными активами, что говорит о наличии собственных средств. А они являются необходимым условием финансовой устойчивости организации.

 


Таблица 1.1 - Структура имущества ОАО "Воронежэнергоремонт" и источников его формирования за 2007 - 2009 гг.

Наименование показателя

2007г.

2008г.

2009г.

Изменения 2008г. к 2007г.

Изменения 2009г. к 2007г.

Изменения 2009г. к 2008г.

Тыс. руб. % к валюте баланса Тыс. руб.

% к валюте баланса

Тыс. руб. % к валюте баланса Тыс. руб.

%

Тыс. руб. % Тыс.руб.

%

Имущество организации

I. Внеоборотные активы

     

 

     

 

     

 

Нематериальные активы

- - -

-

- - -

-

- - -

-

Основные средства

64046 66,64 61484

62,63

59515 57,62 -2562

-4,01

-4531 -9,02 -1969

-5,01

Незавершенное строительство

6879 7,16 11778

12,0

11082 10,73 +4899

+4,84

+4203 +3,57 -696

-1,27

Долгосрочные финансовые вложения

- - -

-

- - -

-

- - -

-

Отложенные финансовые активы

973 1,01 839

0,85

862 0,83 -134

-0,16

-111 -0,18 +23

-0,02

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ I

71898 74,81 74101

75,48

71459 69,18 +2203

+0,67

-439 -5,63 -2642

-6,30

II. Оборотные активы

     

 

     

 

     

 

Запасы

6258 6,51 4180

4,26

6133 5,94 -2078

-2,25

-125 -0,57 +1953

+1,68

в том числе:

     

 

     

 

     

 

сырье и материалы

5712 5,94 3377

3,44

5319 5,15 -2335

-2,50

-393 -0,79 +1942

+1,71

затраты в незавершенном производстве

- - -

-

- - -

-

- - -

-

расходы будущих периодов

546 0,57 803

0,82

814 0,79 +257

+0,25

+268 +0,22 +11

-0,03

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

- - 45

0,05

- - +45

+0,05

- - -45

-0,05

Краткосрочная дебиторская задолженность

- - -

-

- - -

-

- - -

-

Долгосрочная дебиторская задолженность:

11715 12,19 11102

11,31

16360 15,84 -613

-0,88

+4645 +3,65 +5258

+4,53

покупатели и заказчики

5939 6,18 8145

8,30

12623 12,22 +2206

+2,12

+6684 +6,04 +4478

+3,92

Краткосрочные финансовые вложения

- - 8317

8,46

8735 8,47 +8317

+8,46

+8735 +8,47 +418

+0,01

Денежные средства

6240 6,49 425

0,44

606 0,57 -5815

-6,05

-5634 -5,92 +181

+0,13

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ II

24213 25,19 24069

24,52

31834 30,82 -144

-0,67

+7621 +5,63 +7765

+6,30

ВАЛЮТА БАЛАНСА

96111 100 98170

100

103293 100 +2059

-

+7182 - +5123

-

Источники образования имущества

III. Капитал и резервы

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 
Уставный капитал

89843

93,48

89843

91,51

54804

53,06

0

-1,97 -35039 -40,42 -35039

-38,45

 
Добавочный капитал

-

-

-

-

-

-

-

- - - -

-

 
Резервный капитал

-

-

-

-

2404

2,33

-

- +2404 +2,33 +2404

+2,33

 
в том числе, резервы, образ-е в соответствии с закон-м

-

-

-

-

160

0,15

-

- +160 +0,15 +160

+0,15

 
резервы, образ-е в соответ. с учредит. документами

-

-

-

-

2244

2,17

-

- +2244 +2,17 +2244

+2,17

 
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

(8129)

(8,46)

(4882)

(4,97)

27895

27,0

+3205

+3,49 +36024 +35,46 +32777

+31,97

 
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ III

81714

85,02

84961

86,54

85103

82,39

+3205

+1,52 +3389 -2,63 +142

-4,15

 
IV. Долгосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 
Отложенные налог. обязат-ва

1037

1,08

1048

1,07

1279

1,24

+221

-0,01 +242 +0,16 +231

+0,17

 
Прочие долгосрочн. обязат-ва

-

-

-

-

-

-

-

- - - -

-

 
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ IV

1037

1,08

1048

1,07

1279

1,24

+221

-0,01 +242 +0,16 +231

+0,17

 
V. Краткосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 
Займы и кредиты

-

-

-

-

-

-

-

- - - -

-

 
Кредиторская задолженность

13360

13,90

12161

12,39

16911

16,37

-1199

-1,51 +3551 +2,47 +1750

+3,98

 
в том числе, поставщики и подрядчики

2390

2,49

1221

1,24

2153

2,08

-1169

-1,25 -237 -0,41 +932

+0,84

 
задолженность перед персоналом организации

4933

5,13

5329

5,43

5672

5,49

+396

+0,30 +739 +0,36 +343

+0,06

 
задолж-ть перед гос.внебюджетными фондами

555

0,58

452

0,46

569

0,55

-103

-0,12 +14 -0,03 +117

+0,09

 
задолженность по налогам и сборам

1319

1,37

3408

3,47

5461

5,29

+2089

+2,10 +4142 +3,92 +2053

+1,82

 
прочие кредиторы

4163

4,33

1751

1,79

3056

2,96

-2412

-2,54 -1107 -1,37 +1305

+1,17

 
Доходы будущих периодов

-

-

-

-

-

-

-

- - - -

-

 
Прочие краткосрочные обязательства

-

-

-

-

-

-

-

- - - -

-

 
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ V

13360

13,90

12161

12,39

16911

16,37

-1199

-1,51 +3551 +2,47 +4750

+3,98

 
ВАЛЮТА БАЛАНСА

96111

100

98170

100

103293

100

+2059

- +7182 - +5123

-

 
                                     

 

По данным бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках организации за 2007, 2008 и 2009 гг. (Приложения 4,5,6) проведем анализ экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Воронежэнергоремонт" за 2007-2009 гг.

Данные таблицы 1.2 отражают, что выручка в 2009 году по сравнению с 2007 годом снизилась на 38610 тыс. руб., а с 2008 годом на 69919 тыс. руб.

Прибыль от продаж в 2009 году по отношению к 2007 году увеличилась на 438 тыс. руб., а по отношению к 2008 году уменьшилась на 6455 тыс. руб.

В 2009 году уменьшились прочие расходы по сравнению с 2007 годом на 21584 тыс. руб., а с 2008 годом на 147 тыс. руб. Прочие доходы по сравнению с 2007 годом уменьшились на 28315 тыс. руб., а по сравнению с 2008 годом увеличились на 941 тыс. руб.

Чистая прибыль в 2009 году уменьшилась по сравнению с 2007 г. и 2008 г. Наиболее плодотворный год был 2007, так как самая большая чистая прибыль – 3957 тыс. руб.

 


Таблица 1.2 - Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Воронежэнергоремонт" за 2007-2009 гг.

Показатели

Годы

Темп роста, %

Отклонение (+;-)

2007 2008 2009 2009г. к 2007 г. 2009г.к 2008 г. 2009г. к 2007 г. 2009г. к 2008 г.
1. Выручка от продажи товаров, услуг, т. р. 142492 173801 103882 -72,90 -59,77 -38610 -69919
2. Себестоимость прод. товаров, услуг, тыс. руб. -141556 -165972 -102508 +72,42 -61,76 +39048 +63464
3. Валовая прибыль, тыс. руб. 936 7829 1374 +146,79 -17,55 +438 -6455
4. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 936 7829 1374 +146,79 -17,55 +438 -6455
5. Проценты к получению, тыс. руб. - 161 232 +232,0 +14,41 +232 +71
6. Прочие доходы, т. р. 29834 578 1519 -5,09 +262,80 -28315 +941
7. Прочие расходы, тыс. руб. - 23958 - 2521 - 2374 +9,91 -94,17 +21584 +147
8. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. 6812 6047 751 -11,02 -12,42 -6061 -5296
9. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 3957 3205 142 -3,59 -4,43 -3815 -3063

 

Руководству ОАО "Воронежэнергоремонт" следует уделять больше внимания:

- изучению рынка сбыта и потенциальных заказчиков;

- проводить работу с должниками, своевременно производить сверку расчетов с дебиторами и взыскивать задолженность с них в принудительном порядке;

- принять меры по своевременному погашению кредиторской задолженности.

Чтобы иметь объективное представление о текущем финансовом состоянии организации, необходимо охарактеризовать такие показатели как: платежеспособность, финансовую устойчивость, рентабельность деятельности организации за исследуемый период.

Ликвидность - способность организации своевременно и полностью рассчитаться по своим обязательствам своими активами.

Для определения степени ликвидности баланса сопоставим итоги по каждой группе активов и пассивов (таблица 1.3), и определим абсолютные показатели ликвидности баланса. На основе абсолютных показателей ликвидности определяют платёжный излишек или недостаток средств.

От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность организации. Ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективное. Проведем анализ ликвидности баланса ОАО "Воронежэнергоремонт".

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей‚ ликвидности, с источниками формирования активов по пассиву, которые группируются по степени сокращения сроков их погашения. Для определения ликвидности баланса надо сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

 

А ³ П ; А ³П ; А ³П ; А £П .

 

Выполнение первых трех неравенств с необходимостью влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому практически существенным служит сопоставление итогов первых трех групп по активу и пассиву. Четвертое неравенство носит "балансирующий характер" и в то же время имеет глубокий экономический смысл: его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости.

В таблице 1.3 представлен анализ ликвидности баланса ОАО "Воронежэнергоремонт" на конец 2007 - 2009 гг.


Таблица 1.3 - Абсолютны показатели, характеризующие ликвидность баланса ОАО "Воронежэнергоремонт" на конец 2007 - 2009 гг.

АКТИВ

2007г.

2008г

2009г.

ПАССИВ

2007г.

2008г.

2009г.

Платежный излишек или недостаток

2007г.

2008г.

2009г.

Наиболее ликвидные активы (А1) стр. 250+260 6240

8742

9341

Наиболее срочные обязательства (П1) стр. 620 13360

12161

16911

7120

3419

7570

Быстрореализуемые активы (А2) стр.240 11715

11102

16360

Краткосрочные пассивы (П2) стр. 610+630+660 0

0

0

-11715

-11102

-16360

Медленно реализуемые активы (А3) стр.210+220+230+270 6258

4225

6133

Долгосрочные пассивы (П3)стр. 590+640+650 1037

1258

1279

-5221

-2967

-4854

Труднореализуемые активы (А4) стр.190 71898

74101

71459

Постоянные пассивы (П4) стр. 490 81714

84961

85103

9816

10860

13644

БАЛАНС 96111

98170

103293

БАЛАНС 96111

98170

103293

-

-

-

 

Таблица 1.4 - Анализ ликвидности баланса на конец 2007 - 2009 г.

Соотношения, требуемые для признания ликвидности баланса На конец 2007 г. На конец 2008 г. На конец 2009 г.
А1³П1 6240£13360 8742£12161 9341£16911
А2³П2 11715≥0 11102³0 1636³0
А3³П3 6258≥1037 4225³1048 6133³1279
А4£П4 71898≤81714 74101£84961 71458£85103

 

Первое соотношение не выполнятся.

Поэтому можно сделать вывод о том, что не хватает денежных средств и краткосрочных финансовых вложений для погашения кредиторской задолженности, которая является наиболее срочной для организации.


Текущую ликвидность характеризует неравенство:

 

А1+А2 ³ П1+П2,

 

8742+11102=19844; 12161=12161+0;

19844 ³ 12161, следовательно организация будет платежеспособна в ближайшее время.

Перспективную ликвидность характеризует неравенство:

 

А1+А2+А3 ³ П1+П2+П3,

 

8742+11102+4225=24069; 13209=12161+0+1048;

24069 ³ 12161, следовательно организация будет платежеспособна в перспективе.

По данным бухгалтерского баланса организации рассчитаем показатели платежеспособности и финансовой устойчивости организации за 2007-2009 гг. Проводя анализ основных показателей платежеспособности и финансовой устойчивости ОАО "Воронежэнергоремонт" организации за 2007-2009 гг., таблица 1.5, можно сделать вывод, что: общий показатель ликвидности удовлетворяет нормативному значению (2007 г. 1,02> 1, 2008 г. 1,24 > 1; 2009 г. 1,54 > 1). Коэффициент абсолютной ликвидности так же укладывается в нормативное значение, что означает возможность предприятия к погашению краткосрочной задолженности в ближайшее время за счет денежных средств (2007 г. – 0, 48; 2008 г. – 0,72, 2009 г. – 0,55). Коэффициент текущей ликвидности имеет оптимальное значение, приближенное к 2 (2007 г. – 1,81; 2008 г. – 1,98 2009 г. - 1,88) и показывает какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. Доля оборотных активов соответствует нормативному значению.


Таблица 1.5 - Основные показатели платежеспособности и финансовой устойчивости ОАО "Воронежэнергоремонт" за 2007 – 2009 гг..

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2008г. от 2007г. Отклонение 2009г. от 2007г. Отклонение 2009г. от 2008г.
1.Общий показатель платежеспособности (L1) 1,02 1,24 1,54 +0,22 +0,52 +0,3
2. Коэффициент абсолютной ликвидности (L2) 0,48 0,72 0,55 +0,24 +0,07 -0,17
3. Коэффициент "критической оценки" (L3) 1,34 1,63 1,52 +0,29 +0,18 -0,11
4. Коэффициент текущей ликвидности (L4) 1,81 1,98 1,88 +0,17 +0,07 -0,1
5. Доля оборотных активов - Коб 0,41 0,44 0,43 +0,03 +0,02 -0,01
6. Коэффициент автономии - Кавт 0,94 0,87 0,82 -0,07 -0,12 -0,05
7. Коэффициент финансовой устойчивости - Кфу 0,86 0,88 0,84 +0,02 -0,02 -0,04

 

Финансовая устойчивость — одна из важнейших характеристик оценки финансового состояния организации. Цель анализа финансовой устойчивости заключается в оценке способности организации погашать свои обязательства и сохранять права владения в долгосрочной перспективе.

Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка степени независимости от заемных источников финансирования.

Коэффициент финансовой устойчивости, показывающий, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников, имеет положительное значение. Как видно из таблицы 1.5 коэффициент финансовой устойчивости по сравнению с 2007 годом снизился на 0,02, по сравнению с 2008 годом также снизился на 0,04, что является неблагоприятной тенденцией.

В таблице 1.6 произведён расчёт показателей, характеризующих рентабельность.

 


Таблица 1.6 - Показатели рентабельности ОАО "Воронежэнергоремонт".

Показатель 2007г. 2008г. 2009г. Отклонение 2009г. от 2007г. Отклонение 2009г. от 2008г.
1. Рентабельность продаж – Рп, % 0,66 4,72 1,34 +0,88 -3,38
2. Рентабельность собственного капитала Ркап, % 0,01 0,09 0,02 0,01 -0,07
3.Рентабельность активов - Ра, % 0,04 0,32 0,05 0,01 -0,27

 

Анализируя показатели таблицы 1.6 можно увидеть, что на единицу оказанных услуг в ОАО "Воронежэнергоремонт" в 2009 году приходилось 1,34 руб. прибыли, а в 2008 году 4,72 руб.

Рентабельность собственного капитала в 2009 году уменьшилась на 0,07 и в 2009 году составила 0,02 %, т. е., на каждый руб. собственного капитала в 2009 году приходилось 0,02 коп. чистой прибыли.

Экономическая рентабельность в 2008 году составила 0,32 %, а в 2009 году 0,05 % т.е. наблюдается уменьшение на 0,2 7%.

Анализ показателей рентабельности показал уменьшение рентабельности:

- продаж на 3,38 % в 2009 году, по отношению к 2008 году;

- собственного капитала на 0,07 % к 2008 году;

- активов на 0,27 % к 2008 году.

 


Глава 2. Понятие учетной политики, ее значение и задачи

 

2.1 Значение учетной политики и её задачи

 

Обязанность организаций формировать учетную политику прямо установлена статьей 6 Закона "О бухгалтерском учете". Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут руководители организаций).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона "О бухгалтерском учете" ответственность за формирование учетной политики организации несет главный бухгалтер.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Хотя учетная политика для целей налогообложения разрабатывается и утверждается отдельно от учетной политики для целей бухгалтерского учета, организациями, которые в качестве приоритета выбирают минимизацию различий между бухгалтерским и налоговым учетом, данные изменения должны быть учтены.

В соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Таким образом, при разработке и утверждении учетной политики организации преследуются две основные цели:

1) закрепление выбранных способов ведения бухгалтерского учета;

2) регулирование (на уровне внутреннего нормативного акта) максимально возможного количества элементов организации бухгалтерского учета, включая организацию документооборота, организацию работы бухгалтерской службы, организацию горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.

При этом достижение первой цели является обязательным. О выбранных способах бухгалтерского учета должны быть извещены все группы заинтересованных пользователей. Налоговые органы не являются самыми приоритетными пользователями бухгалтерской отчетности, однако, разногласия во взаимоотношениях именно с ними с высокой степенью вероятности могут повлечь за собой наложение финансовых санкций и, как следствие, ощутимых материальных потерь. С введением в действие отдельных глав части второй НК РФ обязывает организации также разрабатывать учетную политику для целей налогообложения. Поэтому каждая организация обязана закрепить распорядительным документом (как правило, приказом руководителя организации) учетную политику, в которой закреплен обязательный минимум выбранных способов бухгалтерского учета, необходимый для однозначного определения активов и обязательств организации и исчисления налоговой базы по всем уплачиваемым налогам.

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В качестве "классического" примера последней ситуации можно назвать установленную п. 7 ст. 346.27 НК РФ обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при совмещении ЕНВД и иного режима (иных режимов) налогообложения, когда законодатель вообще не указал, каким образом и на основе каких показателей такой раздельный учет должен быть организован.

В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций.

Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри организации – правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.

Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика – это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

Наконец, в-третьих, учетная политика – это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст. 320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета исчерпывающее определение способов ведения бухгалтерского учета не приводится. Из этого следует, что учетная политика организации может представлять собой объемный документ, включающий несколько приложений и регулирующий практически все элементы учетного процесса. Столь тщательная проработка указанных элементов и закрепление их на уровне распорядительного документа позволяет обеспечить наиболее эффективное взаимодействие всех сторон, в той или иной степени участвующих в учетном процессе и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов.








Формирование и раскрытие учетной политики

 

Из пункта 1 ПБУ 1/2008 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов - формирования (выбор и обоснование) и раскрытия (придание гласности) учетной политики.

Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица. Исключение сделано только для кредитных организаций (в силу специфики осуществления ими предпринимательской деятельности) и для филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации (которые могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности).

Раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых установлена законодательно.

Учетная политика организации - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета:

- первичного наблюдения;

- стоимостного измерения;

- текущей группировки;

- итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета (в соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/2008) относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 1/2008 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с пунктом 9 ПБУ 1/2008 не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. По нашему мнению, так как вид организационно-распорядительного документа жестко не определен, наиболее целесообразным представляется оформление принятия учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены ее основные элементы, а те элементы, которые требуют подробной разработки и занимают сравнительно большой объем, следует помещать в приложения к данному приказу. В число таких приложений могут входить:

- формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм;

- структура и состав структурного подразделения организации, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;

- график документооборота и т.п.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При формировании учетной политики утверждаются:

1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В рабочий план счетов должны быть включены все счета бухгалтерского учета, а также субсчета всех уровней, используемые организацией, а не только те, которые отсутствуют в Плане счетов.

Рабочий план счетов следует уточнить с учетом практики использования отдельных субсчетов второго порядка (Приложение 7). Кроме того, на структуру рабочего плана счетов могут повлиять требования вновь принятых Положений по бухгалтерскому учету (новых редакций ранее принятых ПБУ), а также необходимость организации налогового учета и, связанной с этим группировкой и детализацией учетной информации.

При разработке или уточнении рабочего плана счетов следует учитывать законодательные и нормативные изменения не только в области бухгалтерского учета, но и в смежных областях. Например, посредством тщательной проработки системы субсчетов, открываемых к счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", можно практически исключить возможность допущения ошибок и разногласий с налоговыми органами.

2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

В общем случае первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Такие формы утверждаются и регулярно уточняются Росстатом.

Организация имеет право применять первичные документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм. Это является особенно актуальным в период реформирования бухгалтерского учета - то есть, когда альбомы унифицированных форм первичной учетной документации еще не охватывают всей совокупности хозяйственных операций, осуществляемых организациями, ведущими бухгалтерский учет. Кроме того, организация имеет право разработать и собственные формы первичных учетных документов. Это может быть обусловлено отсутствием соответствующих унифицированных форм либо спецификой осуществления отдельных видов организаций.

Для того чтобы формы документов, не входящие в альбомы унифицированных форм, могли использоваться в хозяйственной и управленческой деятельности, а также в бухгалтерском учете, законодательством установлены определенные условия.

Эти формы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа;

2) дату составления документа;

3) наименование организации, от имени которой составлен документ;

4) содержание хозяйственной операции;

5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

6) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

7) личные подписи указанных лиц.

Формы документов, разработанные организацией, должны быть утверждены учетной политикой. Наиболее целесообразным является утверждать их в составе одного из приложений к учетной политике организации.

Внедрение в организациях на территории Российской Федерации унифицированных форм первичной учетной документации как элемента учетной политики производится с начала финансового года.

3. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризаций определены статьей 12 Закона о бухгалтерском учете и пунктами 26-28 Положения по ведению бухгалтерского учета. Детализация требований осуществлена в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 года N 49.

Нормативного документа, который бы директивно определял сроки начала и окончания инвентаризаций различных видов имущества и обязательств, в настоящее время не существует. Обязательным является проведение инвентаризации перед составлением бухгалтерской отчетности. Причем результаты инвентаризации должны отражать состояние активов и обязательств по состоянию, не ранее, чем за три месяца до конца отчетного года.

В учетной политике организации приводится порядок проведения инвентаризации:

- количество инвентаризаций в отчетном году;

- даты проведения инвентаризаций;

- перечень имущества и обязательств, наличие, состояние и оценка которых проверяется при каждой инвентаризации;

- порядок урегулирования выявленных расхождений и др4. Способы оценки активов и обязательств.

4. Способы оценки активов и обязательств.

Основные принципы оценки активов и обязательств, сформулированы в статье 11 Закона о бухгалтерском учете:

1) оценка имущества и обязательств, производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении;

2) оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления;

3) начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.

В отношении нематериальных активов в учетной политике нужно раскрыть:

– о способах оценки НМА, приобретенных не за денежные средства;

– принятых организацией сроках полезного использования НМА (по отдельным группам);

– способах начисления амортизации по отдельным группам НМА;

Так же, как и основные средства, нематериальные активы подлежат амортизации. Причем есть три способа начисления амортизации:

– линейный;

– уменьшаемого остатка;

– списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Организация должна выбрать и закрепить в учетной политике один из них.

Выбранный способ отражения в бухучете амортизации по группе однородных нематериальных активов применяется в течение всего срока их полезного использования.

5. Правила документооборота и технология обработки учетной информации.

Правила документооборота определяются формой счетоводства, принятой в организации, а также объемом производственной или торговой деятельности и особенностями технологического процесса.

В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете при определении правил документооборота должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Право утверждения такого перечня предоставлено исключительно руководителю организации по согласованию с главным бухгалтером (подпункт 3 пункта 9 Закона о бухгалтерском учете).

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными на то лицами. Следовательно, в учетной политике целесообразно определить перечень таких документов.

Кроме того, эффективная работа бухгалтерской службы невозможна без организации (и соответствующего) регулирования порядка и сроков поступления первичных документов, их обработки, составления сводных документов и т.п. Следовательно, обязательным элементом учетной политики можно считать график документооборота - направление движения документов и сроки их представления в соответствующие подразделения организации (например, от цеховых кладовых до центральной бухгалтерии). Как правило, такой график разрабатывается и утверждается при создании организации (и бухгалтерской службы). Следовательно, для действующих организаций в этой части необходимо уточнение отдельных пунктов графика документооборота в связи с изменением объемов, технологии производства, технологии обработки документации или иных обстоятельств, влияющих на состав документации и сроки ее прохождения.

6. Порядок контроля за хозяйственными операциями.

Закон о бухгалтерском учете и Положение по ведению бухгалтерского учета не устанавливают каких-либо конкретных требований к организации контроля за хозяйственными операциями. Некоторые требования по организации контроля сформулированы в Методических указаниях по учету МПЗ. При формировании системы внутреннего контроля в организации следует руководствоваться отраслевыми или ведомственными инструкциями, сложившейся практикой, а также нормами иных нормативных документов.

7. Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В данном разделе учетной политики должны раскрываться вопросы, не нашедшие отражения в других разделах, но необходимые для организации бухгалтерского учета в организации.

Такими вопросами могут быть, например, вопросы, касающиеся менеджмента, маркетинговой политики организации, ценообразования, финансового и экономического анализа и т.п.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Учетная политика организации должна быть сформирована и раскрыта в соответствии с допущениями и требованиями, установленными документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Выделяются следующие допущения:

- имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение);

- непрерывности деятельности: организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

- последовательности применения учетной политики: принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;

- временной определенности фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

При разработке учетной политики и организации бухгалтерского учета должно быть обеспечено выполнение следующих требований:

- полноты отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. Это требование означает, что в учете должны отражаться все хозяйственные операции, которые могут оказать влияние на финансовое состояние организации, вне зависимости от степени вероятности и существенности такого влияния;

- своевременности отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

- осмотрительности: большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

- приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

- непротиворечивости: тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца. Ключевой в определении этого требования является вторая часть, устанавливающая обязательность соответствия данных аналитического и синтетического учета только на последний день месяца (но не ежедневно);

- рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. Документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности критериев рациональности не установлено.

Кроме того, в учетной политике организации должен быть закреплены:

- выбор организационной формы бухгалтерского учета. Статья 6 Закона о бухгалтерском учете допускает выбор из четырех вариантов, из которых для крупных и средних организаций подходит только один - учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- форма счетоводства (системы учетных регистров) - журнально-ордерная, упрощенная форма бухгалтерского учета (для субъектов малого предпринимательства); мемориально-ордерная (используется, как правило, в бюджетных организациях, а также государственных и муниципальных унитарных предприятиях); автоматизированная и т.п.;

- способы начисления амортизации;

- выбор метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) - метод начисления или кассовый;

- выбор метода оценки материально-производственных запасов;

- выбор варианта учета материалов;

- метод оценки готовой продукции;

- выбор варианта учета выпуска готовой продукции;

- выбор варианта оценки товаров;

- выбор метода оценки незавершенного производства;

- определение порядка и срока списания расходов будущих периодов;

- создание резервного фонда;

- создание резерва сомнительных долгов;

- создание резервов предстоящих расходов и платежей.

Оформляя документ, утверждающий учетную политику, следует помнить, что на нем должна быть проставлена подпись руководителя организации, без которой этот документ не сможет иметь юридической силы и будет считаться только проектом.

Согласно ПБУ 1/2008 изменение бухгалтерской учетной политики должно быть обоснованным и вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. При этом оно может производиться по причине изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности организации, связанного с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

 

2.3 Организация бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой

 

В зависимости от осуществляемых видов деятельности, производственной структуры, сложности технологического процесса производства продукции, численности работников, количества хозяйственных операций организации определяют порядок ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, выбор соответствующих синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета.

Для осуществления постановки бухгалтерского учета организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными правовыми актами МФ РФ и других федеральных органов исполнительной власти, а также отраслевыми особенностями своей производственно-хозяйственной деятельности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей своей деятельности.

Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета и порядок налогообложения.

Как мы уже отмечали, организация должна утвердить две учетные политики: для целей бухгалтерского учета, для целей налогообложения.

Оба документа можно оформить как по отдельности, так и в виде разделов общей учетной политики организации. На практике удобнее вести две независимые учетные политики.

Учетную политику для целей бухгалтерского учета формируют, руководствуясь ПБУ "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008). В ней перечисляют все способы ведения бухгалтерского учета, которые выбрала организация.

При формировании учетной политики из каждого Положения по бухгалтерскому учету выбирают один из предлагаемых в нем вариантов учета того или иного имущества (если он есть), предусмотренных законодательными и нормативными актами.

Если организация ведет или планирует вести несколько видов деятельности, нужно определиться, какие доходы считаются для нее поступлениями от обычных видов деятельности и прочими поступлениями.

От этого зависит, на каком счете будут отражаться полученные доходы - на счете 90 "Продажи" или 91 "Прочие доходы и расходы". Так, например, доходы от сдачи имущества в аренду могут быть отражены как на счете 90, так и на счете 91.

В учетной политике определяют критерий, по которому тот или иной вид деятельности относится к обычным.

Коммерческие организации могут не чаще одного раза в год проводить переоценку основных средств (п. 15 ПБУ 6/01). Это означает, что ежегодная переоценка зависит только от желания организации. Если это желание есть, его следует отразить в учетной политике. Далее придется проводить переоценку ежегодно.

Если организация решила проводить переоценку, то определяют метод, которым буд


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: