Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений его деятельности, рентабельность продукции и отдельных ее видов, они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, так как показывают способность предприятия к наращению собственного капитала. Исходные данные для расчета показателей рентабельности и расчет показателей представлены в таблице 2.15. Расчет показателей рентабельности осуществляется по формулам (1.2), (1.4).
Таблица 2.15 – Расчет показателей рентабельности
Показатель | Ед. изм. | Год | Темп изменения, % | 2008 г. | Темп изменения, % | ||||||||
2006 | 2007 | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
Реализованная продукция | млн. р. | 14648,60 | 17007,00 | 116,10 | 20893,10 | 122,80 | |||||||
Себестоимость реализованной продукции | млн. р. | 13931,50 | 16104,80 | 115,60 | 19406,30 | 120,50 | |||||||
Прибыль от реализации продукции | млн. р. | 717,10 | 902,20 | 125,80 | 1486,60 | 164,00 | |||||||
Прибыль отчётного периода до налогообложения | млн. р. | 917,10 | 1186,00 | 129,30 | 1560,50 | 131,50 | |||||||
Чистая прибыль | млн. р. | 670,20 | 784,40 | 117,04 | 1045,00 | 133,20 | |||||||
Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения | % | 6,26 | 6,97 | 111,30 | 7,47 | 107,20 | |||||||
Рентабельность продаж по прибыли от реализации | % | 4,90 | 5,30 | 108,10 | 7,15 | 134,90 | |||||||
Рентабельность продаж по чистой прибыли | %
| 4,58 | 4,61 | 100,60 | 5,00 | 108,40 | |||||||
Продолжение таблицы 2.15 | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
Рентабельность продукции по прибыли до налогообложения | % | 6,58 | 7,36 | 111,80 | 8,04 | 109,20 | |||||||
Рентабельность продукции по чистой прибыли | % | 4,82 | 4,87 | 101,00 | 5,38 | 110,50 | |||||||
Рентабельность продукции по прибыли от реализации | % | 5,15 | 5,60 | 108,70 | 7,66 | 136,70 | |||||||
Как видно из таблицы 2.15 все рассчитанные показатели рентабельности увеличиваются в анализируемом периоде, при этом наибольший темп роста имеет рентабельность продаж (темп изменения 2006-2007 гг. составил 111,3%, а в 2007-2008 гг. составил 134,9%) и рентабельность продукции (темп изменения 2006-2007 гг. составил 101,0%, а в 2007-2008 гг. составил 110,5%), рассчитанные по прибыли от реализации. Это объясняется ростом прибыли от реализации за счет увеличения отпускных цен предприятия и изменения структуры производства, т.е. выпуска более рентабельных видов продукции, а также превышением темпов роста выручки от реализации над темпами роста затрат на производство и реализацию продукции. Темпы роста рентабельности продаж и рентабельности продукции в 2008 г. замедляются, это объясняется незначительными темпами роста прибыли предприятия в результате увеличения себестоимость продукции.
Расчет рентабельности продаж и продукции по чистой прибыли показывает, как влияет налоговая нагрузка на эти показатели. В 2007 г. темп изменения рентабельности продаж по чистой прибыли составил по сравнению с 2006 г. – 100,6%, а в 2008 г. – 108,4%. Показатели рентабельности продукции по чистой прибыли в 2007 г. составили по сравнению с 2006 г. – 101,,0%, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. – 110,5%. В целом рост показателей рентабельности свидетельствует об эффективной работе предприятия.