Рентабельность капитала и продаж ООО «Завод ТЕХНОПЛЕКС» в 2007-2009 г

 

Рассчитаем показатели рентабельности (убыточности) капитала для рассматриваемого предприятия ООО «Завод ТЕХНОПЛЕКС» за 2007-2009 год. Проведем факторный анализ рентабельности (убыточности) всех видов капитала организации. В тексте приведены сокращенные варианты таблиц по факторному анализу рентабельности, полные таблицы по факторному анализу рентабельности всех видов капитала, а так же рентабельности продаж за весь рассматриваемый период представлены в приложении 4 (см. табл. 4.1 – 4.6)

В таблице 15 представлены итоги расчета рентабельности всех видов капитала рассматриваемой организации по всем видам прибыли за 2009-2007г.

 

Таблица 15

Показатели рентабельности (убыточности) всех видов капитала ООО «Завод ТЕХНОПЛЕКС» 2009 - 2007

Показатель

2007

2008

2009

Изменения 2009-2007

Рентабельность (убыточность) совокупного капитала по чистой прибыли, %

- 0,78

0,07

- 0,07

0,71

Рентабельность (убыточность) основного капитала по чистой прибыли, %

- 2,10

0,58

- 0,35

1,74

Рентабельность (убыточность) оборотного капитала по чистой прибыли, %

- 0,12

0,07

- 0,10

0,02

Рентабельность (убыточность) собственного капитала по чистой прибыли, %

1,34

- 0,29

0,45

- 0,88

Рентабельность (убыточность) заемного капитала по чистой прибыли, %

- 0,49

0,05

- 0,06

0,43

 

В целом по предприятию в течение всего исследуемого периода наблюдается рост активов, а так же положительное изменение всех показателей рентабельности (убыточности), за исключением показателя рентабельности (убыточности) по валовой прибыли (см. таблицу 3.1 приложения 3). Если в 2008 году по сравнению с 2007-ым произошел значительный рост показателей рентабельности (убыточности), то в 2009 году показатели вновь снизились, хотя и остались выше показателей 2007-го года. Однако, говорить о том, что предприятие рационально и эффективно использует свое имущество, еще слишком рано, хотя количество денежных единиц убытка, полученных организацией с каждого рубля всех активов, уменьшилось в 2009 году по сравнению с 2007 годом. На основании этого можно сделать выводы, что уровень деловой активности предприятия растет.

Результаты факторного анализа рентабельности (убыточности) всего капитала представлены в таблице 16. Факторный анализ рентабельности (убыточности) всего капитала по прибыли от продаж показал, что в 2009 году по сравнению с 2007 годом, экстенсивный фактор - среднегодовая стоимость всего капитала - проявил себя положительно. В результате его воздействия рентабельность всего капитала организации увеличилась на 71,20%. Интенсивный фактор – прибыль (убыток) от продаж- проявил себя отрицательно, в результате его влияния рентабельность всего капитала снизилась на 2,60%. В результате влияния обеих факторов рентабельность всего капитала по прибыли от продаж приросла на 68,6%.

Значительный рост рентабельности всего капитала по прибыли от продаж наблюдается в 2008 году. По сравнению с 2007 годом он составил 100,19%. Положительное влияние на динамику роста оказали оба фактора- и экстенсивный и интенсивный, которые обеспечили прирост на 63,16% и 37,03% соответственно.

В 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается некоторое снижение показателя рентабельности (убыточности) всего капитала организации (- 31,59%). Отрицательно проявили себя оба фактора. Экстенсивный фактор дал снижение на 4,78%, а интенсивный – на 26,81%.

Таблица 16

Факторный анализ рентабельности (убыточности) всего капитала

№ п/п расчета и замены

Частные показатели

Обобщающий показатель рентабельности (убыточности) всего капитала, %

Расчет фактора

Причины изменений

среднегодовая величина всего капитала за период исследуемый период Прибыль (убыток)от продаж

2007-2009 год

1 расчет (2007 год)

15 791,50

- 13 641,00

-86,38

-

-

2 расчет 1-я замена

89 838,50

- 13 641,00

-15,18

=-15,18-(-86,38)= + 71,20

за счет изменения среднегодовой величина заемного капитала
3 расчет 2-я замена

89 838,50

- 15 977,00

-17,78

=-17,78-(-15,18)= - 2,60

за счет изменения прибыли (убытка) от продаж

2007-2008 год

1 расчет (2007 год)

15 791,50

- 13 641,00

-86,38

-

-

2 расчет 1-я замена

58 730,00

- 13 641,00

-23,23

=- 23,23-(-86,38)= + 63,16

за счет изменения среднегодовой величина заемного капитала
3 расчет 2-я замена

58 730,00

8 107,00

13,80

=13,80-(-23,23)= + 37,03

за счет изменения прибыли (убытка) от продаж

 

В таблице 3.2 приложения 3 представлены итоги расчета рентабельности основного капитала рассматриваемой организации по всем видам прибыли за 2007-2009 год.

По данным таблицы 3.2 приложения 3 можно сделать следующие выводы. За рассматриваемый период наблюдается рост основного капитала. Также положительная динамика наблюдается и по росту всех показателей рентабельности (убыточности) основного капитала по всем видам прибыли, за исключением показателя рентабельности основного капитала по валовой прибыли. Так как отмечается положительная динамика роста как показателей рентабельности основного капитала, так и показателей рентабельности всего капитала организации, то можно сделать вывод, что предприятие имеет тенденцию к снижению излишних запасов сырья и материалов, неходовых и залежалых товарно-материальных ценностей, затоваривания готовой продукцией по причине снижения спроса на нее или роста количества неплатежеспособных заказчиков, а так же увеличения краткосрочной дебиторской задолженности по причине роста товарного кредита, предоставляемого данной организацией своим клиентам.

Результаты факторного анализа основного капитала приведены в таблице 17. Факторный анализ проводился методом цепных подстановок.

Факторный анализ рентабельности (убыточности) основного капитала по прибыли от продаж показал, что в 2009 году по сравнению с 2007 годом, экстенсивный фактор - среднегодовая стоимость основного капитала- проявил себя положительно. В результате его воздействия рентабельность основного капитала организации увеличилась на 159,67 %. Интенсивный фактор – прибыль (убыток) от продаж- проявил себя отрицательно, в результате его влияния рентабельность основного капитала снизилась на 12,34%. В результате влияния обеих факторов рентабельность основного капитала по прибыли от продаж приросла на 147,33 %. Прирост произошел в большей степени из-за влияния экстенсивного фактора.

Значительный рост рентабельности основного капитала по прибыли от продаж наблюдается в 2008 году. По сравнению с 2007 годом он составил 350,53 %. Положительное влияние на динамику роста оказали оба фактора- и экстенсивный и интенсивный, которые обеспечили прирост на 31,85% и 318,68% соответственно.

Таким образом, положительное изменение основного капитала в 2008 году произошло, в большей степени, за счет влияния интенсивного фактора- прибыли (убытка) от продаж.

В 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается некоторое снижение показателя рентабельности (убыточности) основного капитала организации (- 203,20 %). Оба фактора проявили себя отрицательно. Экстенсивный фактор дал снижение на 75,79 %, а интенсивный – на 127,23%. Таким образом, в 2009 году отрицательное изменение величины показателя рентабельности основного капитала произошло, в большей степени, из-за влияния интенсивного фактора. Анализируя полученную таблицу, наблюдаем снижение оборотного капитала. По данным анализа показателей рентабельности оборотного капитала (см. таблицу 3.3 Приложения 3) в совокупности с анализом показателей рентабельности всего капитала можно сделать вывод о том, что предприятие имеет избыточное увеличение иммобилизованных средств и, в первую очередь, основных фондов. Но положительная динамика показателей говорит о том, что существует тенденция к снижению негативных факторов. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что не происходит накапливания физически и морально устаревших основных средств. Результаты факторного анализа оборотного капитала приведены в таблице 18. Факторный анализ проводился методом цепных подстановок. Факторный анализ рентабельности (убыточности) оборотного капитала по прибыли от продаж показал, что за весь рассматриваемый период (2007-2009), экстенсивный фактор - среднегодовая величина оборотного капитала- проявил   себя отрицательно. В результате его воздействия рентабельность оборотного капитала организации снизилась на 7,16 %.

Таблица 17

Факторный анализ рентабельности (убыточности) основного капитала

№ п/п расчета и замены

Частные показатели

Обобщающий показатель рентабельности (убыточности) основного капитала, %

Расчет фактора

Причины изменений

среднегодовая величина основного капитала за период исследуемый период Прибыль (убыток)от продаж

2007-2009

1 расчет (2007 год)

5 886,50

- 13 641,00

-231,73

-

-

2 расчет 1-я замена

18 929,50

- 13 641,00

-72,06

=-72,06-(-231,73)= + 159,67

за счет изменения среднегодовой величина заемного капитала
3 расчет 2-я замена

18 929,50

- 15 977,00

-84,40

=-84,40-(-72,06)= - 12,34

за счет изменения прибыли (убытка) от продаж

2007-2008

1 расчет (2007 год)

5 886,50

- 13 641,00

-231,73

-

-

2 расчет 1-я замена

6 824,50

- 13 641,00

-199,88

=- 199,88-(-231,73)= + 31,85

за счет изменения среднегодовой величина заемного капитала
3 расчет 2-я замена

6 824,50

8 107,00

118,79

=118,79-(-199,88)= + 318,68

за счет изменения прибыли (убытка) от продаж

 

Таблица 18

Факторный анализ рентабельности (убыточности) оборотного капитала

№ п/п расчета и замены

Частные показатели

Обобщающий показатель рентабельности (убыточности) оборотного капитала, %

Расчет фактора

Причины изменений

среднегодовая величина оборотного капитала за период исследуемый период Прибыль (убыток)от продаж

2007-2009

1 расчет (2007 год)

103 205,00

- 13 641,00

-13,22

-

-

2 расчет 1-я замена

66 932,00

- 13 641,00

-20,38

=-20,38-(-13,22)= - 7,16

за счет изменения среднегодовой величина заемного капитала
3 расчет 2-я замена

66 932,00

- 15 977,00

-23,87

=-23,87-(-20,38)= - 3,49

за счет изменения прибыли (убытка) от продаж

2007-2008

1 расчет (2007 год)

103 205,00

- 13 641,00

-13,22

-

-

2 расчет 1-я замена

56 272,00

- 13 641,00

-24,24

=- 24,24-(-13,22)= - 11,02

за счет изменения среднегодовой величина заемного капитала
3 расчет 2-я замена

56 272,00

8 107,00

14,41

=14,41-(-24,24)= + 38,65

за счет изменения прибыли (убытка) от продаж

 

Интенсивный фактор – прибыль (убыток) от продаж- также проявил себя отрицательно, в результате его влияния рентабельность оборотного капитала снизилась на 3,49%. В результате влияния обеих факторов рентабельность оборотного капитала по прибыли от продаж снизилась на 10,65 %. Снижение произошло, в большей степени, из-за влияния экстенсивного фактора.

Рост рентабельности оборотного капитала по прибыли от продаж наблюдается в 2008 году. По сравнению с 2007 годом он составил 27,62 %. Положительное влияние на динамику роста оказал интенсивный фактор, который обеспечил прирост на 38,65%. Экстенсивный же фактор в этом периоде проявил себя отрицательно, что привело к снижению уровня рентабельности оборотного капитала на 11,02%. Таким образом, положительное изменение оборотного капитала в 2008 году произошло, в большей степени, за счет влияния интенсивного фактора - прибыли (убытка) от продаж.

В 2009 году, по сравнению с 2008 годом, наблюдается снижение показателя рентабельности (убыточности) оборотного капитала организации (- 38,28 %). Оба фактора проявили себя отрицательно. Экстенсивный фактор дал снижение на 2,29 %, а интенсивный – на 35,98 %. Таким образом, в 2009 году отрицательное изменение величины показателя рентабельности оборотного капитала произошло, в большей степени, из-за влияния интенсивного фактора - прибыли (убытка) от продаж.

Анализируя динамику коэффициентов рентабельности собственного капитала (см. таблицу 3.4 Приложения 4) делаем вывод о том, что величина собственного капитала за исследуемый период имеет тенденцию к снижению. Количество прибыли всех видов, кроме валовой, полученное с каждого рубля собственного капитала уменьшилось в 2009 году по сравнению с 2007-ым годом.

Результаты факторного анализа собственного капитала приведены в таблице 19. Факторный анализ проводился методом цепных подстановок.

Факторный анализ рентабельности (убыточности) собственного капитала по прибыли от продаж показал, что за весь рассматриваемый период (2007-2009г.), экстенсивный фактор - среднегодовая величина собственного капитала - проявил себя отрицательно. В результате его воздействия рентабельность собственного капитала организации снизилась на 55,56 %. Интенсивный фактор – прибыль (убыток) от продаж- проявил себя положительно, в результате его влияния рентабельность собственного капитала увеличилась на 15,79%. В результате влияния обеих факторов рентабельность собственного капитала по прибыли от продаж снизилась на 39,77 %. Снижение произошло, в большей степени, из-за влияния экстенсивного фактора- снижения среднегодовой величины собственного капитала.

Еще большее снижение рентабельности собственного капитала по прибыли от продаж наблюдается в 2008 году. По сравнению с 2007 годом этот показатель снизился на 208,11 %.

Оба фактора проявили себя отрицательно. Экстенсивный фактор дал отрицательную динамику на 46,19%, а интенсивный – на 161,92%. Таким образом, отрицательное изменение собственного капитала в 2008 году произошло, в большей степени, за счет влияния интенсивного фактора - прибыли (убытка) от продаж.

В 2009 году по сравнению с 2008 годом,наоборот, наблюдается увеличение показателя рентабельности (убыточности) собственного капитала организации (+ 168,34 %). Оба фактора проявили себя положительно. Экстенсивный фактор дал прирост на 5,57 %, а интенсивный - на 162,77%.

Таблица 19

Факторный анализ рентабельности (убыточности) собственного капитала 2007-2009

№ п/п расчета и замены

Частные показатели

Обобщающий показатель рентабельности (убыточности) собственного капитала, %

Расчет фактора

Причины изменений

среднегодовая величина собственного капитала за период исследуемый период Прибыль (убыток)от продаж

2007-2009

1 расчет (2007 год)

- 9 232,50

- 13 641,00

147,75

-

-

2 расчет 1-я замена

- 14 796,00

- 13 641,00

92,19

=92,19-147,75= - 55,56

за счет изменения среднегодовой величина заемного капитала
3 расчет 2-я замена

- 14 796,00

- 15 977,00

107,98

=107,98-92,19= + 15,79

за счет изменения прибыли (убытка) от продаж

2007-2008

1 расчет (2007 год)

- 9 232,50

- 13 641,00

147,75

-

-

2 расчет 1-я замена

- 13 431,00

- 13 641,00

101,56

=101,56-147,75= - 46,19

за счет изменения среднегодовой величина заемного капитала
3 расчет 2-я замена

- 13 431,00

8 107,00

-60,36

=-63,36-101,56= - 161,92

за счет изменения прибыли (убытка) от продаж

 

Таким образом, в 2009 году положительное изменение величины показателя рентабельности собственного капитала произошло, в основном, из-за влияния интенсивного фактора - прибыли (убытка) от продаж.

Данные таблицы 3.5 приложения 3 позволяют сделать выводы о том, что заемный капитал используется не достаточно эффективно. Хотя показатели рентабельности (убыточности) заемного капитала по всем видам прибыли, кроме валовой, и имеют положительную динамику роста, но в 2007 и 2009 годах показатели рентабельности заемного капитала имеют отрицательные значения. Наилучшее использование заемного капитала достигнуто в 2008 году. Но в 2009 году рентабельность заемного капитала вновь снижается.

Результаты факторного анализа заемного капитала приведены в таблице 20. Факторный анализ проводился методом цепных подстановок.

Факторный анализ рентабельности (убыточности) заемного капитала по прибыли от продаж показал, что за рассматриваемый период (2007-2009г.), экстенсивный фактор - среднегодовая величина заемного капитала - проявил себя положительно. В результате его воздействия рентабельность заемного капитала организации увеличилась на 41,47 %. Интенсивный фактор – прибыль (убыток) от продаж- проявил себя отрицательно, в результате его влияния рентабельность заемного капитала снизилась на 2,23%. В результате влияния обеих факторов рентабельность заемного капитала по прибыли от продаж увеличилась на 39,24%. Увеличение произошло, в основном, из-за влияния экстенсивного фактора- повышения среднегодовой величины заемного капитала.

Повышение рентабельности заемного капитала по прибыли от продаж наблюдается в 2008 году. По сравнению с 2007 годом этот показатель прирос на 65,75 %. Оба фактора проявили себя положительно. Экстенсивный фактор обеспечил положительную динамику на 35,61%, а интенсивный – на 30,14%.

Таблица 20

Факторный анализ рентабельности (убыточности) заемного капитала

№ п/п расчета и замены

Частные показатели

Обобщающий показатель рентабельности (убыточности) заемного капитала, %

Расчет фактора

Причины изменений

среднегодовая величина заемного капитала за период исследуемый период Прибыль (убыток)от продаж

2007-2009

1 расчет (2007 год)

25 024,00

- 13 641,00

-54,51

-

-

2 расчет 1-я замена

104 634,50

- 13 641,00

-13,04

=-13,04-(-54,51)= + 41,47

за счет изменения среднегодовой величина заемного капитала
3 расчет 2-я замена

104 634,50

- 15 977,00

-15,27

=-15,27-(-13,04)= - 2,23

за счет изменения прибыли (убытка) от продаж

2007-2008

1 расчет (2007 год)

25 024,00

- 13 641,00

-54,51

-

-

2 расчет 1-я замена

72 161,00

- 13 641,00

-18,90

=-18,90-(-54,51)= + 35,61

за счет изменения среднегодовой величина заемного капитала
3 расчет 2-я замена

72 161,00

8 107,00

11,23

=11,23-(-18,90)= + 30,14

за счет изменения прибыли (убытка) от продаж

 

Таким образом, положительное изменение рентабельности заемного капитала в 2008 году произошло, в большей степени, за счет влияния экстенсивного фактора - прибыли (убытка) от продаж.

В 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение показателя рентабельности (убыточности) заемного капитала организации (- 26,5%). Оба фактора проявили себя отрицательно. Экстенсивный фактор обеспечил снижение на 3,49 %, а интенсивный – на 23,02%. Таким образом, в 2009 году отрицательное изменение величины показателя рентабельности заемного капитала произошло, в основном, из-за влияния интенсивного фактора - прибыли (убытка) от продаж.

Анализ показателей рентабельности капитала позволяет сделать выводы о том, что предприятие не достаточно эффективно использует свое имущество, хотя и наблюдается положительная тенденция – с каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие получило в 2009 году прибыли больше, чем в 2007 году. Особенно хорошо виден подъем по большинству показателей в 2008 году. В 2009 году показатели снижаются по отношению к 2008 году, но они выше, чем в 2007 году. Считаю, что снижение показателей рентабельности 2009 года обусловлено кризисными явлениями в экономике страны в целом, что повлекло за собой снижение спроса на продукцию и рост количества неплатежеспособных заказчиков.

В целом по предприятию наблюдается улучшение в использовании имущества.

Рассчитаем и проанализируем рентабельность продаж в целом по организации за 2007-2009 годы.

По результатам анализа таблицы 21 делаем вывод, что объем продаж в 2009-ом году вырос по сравнению с 2007-ым годом на 719,14%, прибыль от продаж снизилась на 17,12% в 2009-ом году, но в 2008-ом очевиден значительный рост прибыли от продаж. Чистая прибыль имеет тенденцию к значительному росту в 2008 году. В 2009 году идет снижение чистой прибыли по отношению к 2008-му году, но по сравнению с 2007 годом уровень чистой прибыли выше на 45,89%.

 

Таблица 21

Показатели прибыли и рентабельности продаж

Показатель

2007

2008

2009

Абсолют. отклонение 2007-2009 Относит. отклонение 2007-2009, %

Выручка от продаж (объем продаж)

60926,00

294841,00

499067,00

438141,00

719,14

прибыль от продаж

-13641,00

8107,00

-15977,00

-2336,00

-17,12

Рентабельность продаж по прибыли от продаж

-0,22

0,03

-0,03

0,19

85,70

чистая прибыль

-12335,00

3938,00

-6674,00

5661,00

45,89

Рентабельность продаж по чистой прибыли

-0,20

0,01

-0,01

0,19

93,39

 

Показатели рентабельности продаж имеют тенденцию к росту. Показатель рентабельности продаж по прибыли от продаж дал прирост в 2009-ом году по отношению к 2007-му году на 85,70%, а показатель рентабельности продаж по чистой прибыли - на 93,39%. Это дает повод признать деятельность предприятия эффективной.

Некоторое снижение показателей 2009-го года по отношению к 2008-му году считаю издержками кризисных явлений 2009-го года в экономике страны в целом, что не могло не отразиться на финансовых результатах деятельности молодого, развивающегося предприятия.

Результаты факторного анализа рентабельности продаж по прибыли (убытку) от продаж представлены в таблице 22. Таблица с данными факторного анализа за весь рассматриваемый период представлена в приложении 4 (табл. 4.6).

 

Таблица 22

Факторный анализ рентабельности продаж ООО "Завод ТЕХНОПЛЕКС" за 2007 - 2009 г

№ п/п расчета и замены

Частные показатели

Обобщающий показатель рентабельности (убыточности) продаж, %

Расчет фактора

Причины изменений

Выручка от продаж (объем продаж)

Прибыль (убыток) от продаж

2007-2009

1 расчет (2007 год)

60 926,00

- 13 641,00

-22,39

-

-

2 расчет 1-я замена

499 067,00

- 13 641,00

-2,73

=-2,73-(-22,39)= + 19,66

за счет изменения выручки от продаж (объема продаж)
3 расчет 2-я замена

499 067,00

- 15 977,00

-3,20

=-3,20-(-2,73)= - 0,47

за счет изменения прибыли (убытка) от продаж

2007-2008

1 расчет (2007 год)

60 926,00

- 13 641,00

-22,39

-

-

2 расчет 1-я замена

294 841,00

- 13 641,00

-4,63

=-4,63-(-22,39)= + 17,76

за счет изменения выручки от продаж (объема продаж)
3 расчет 2-я замена

294 841,00

8 107,00

2,75

=2,75-(-4,63)= + 7,38

за счет изменения прибыли (убытка) от продаж

 

В интервале 2007-2009 год рентабельность продаж приросла на 19,19%.

Положительное влияние на рост рентабельности продаж оказал фактор изменения выручки от продаж (+ 19,66%). Отрицательное влияние оказал фактор изменения прибыли (убытка) от продаж (- 0,47%).

В результате действия положительного влияния обеих факторов, показатель рентабельности продаж в 2008 году увеличился на 25,14% по сравнению с 2007 годом. Показатель объема продаж дал прирост на 17,76%, а показатель прибыли (убытка) от продаж дал прирост на 7,38%.

На величину показателя рентабельности 2009 года по сравнению с 2008 годом оба фактора подействовали отрицательно: за счет изменения объема продаж показатель рентабельности продаж уменьшился на 1,13%, а изменение прибыли (убытка) от продаж снизило показатель рентабельности продаж 2009 года на 4,83%. Результатом воздействия обеих факторов стало снижение рентабельности продаж 2009 года по отношению к рентабельности продаж 2008 года на 5,95%.

Резервы увеличения прибыли и рентабельности предприятия ООО "Завод Техноплекс"

В процессе изучения и анализа финансовых результатов и в целом деятельности исследуемого предприятия, мы сделали выводы, что предприятие имеет скрытые резервы и возможности улучшения финансовых результатов. Не все возможности получения дохода реализуются на предприятии на данный момент.

Так, при анализе использования основных средств организации, выяснилось, что не все основные средства задействованы и используются.

В распоряжении организации имеются основные средства, которые не используются уже в течении значительного периода времени. Предлагается рассмотреть возможность продажи этих основных средств или сдачи их в аренду.

На балансе предприятия имеется дробильная машина UNTHA RS 4096030 для дробления полистирола. Из-за изменений в технологии производства, на данном этапе это оборудование не используется и не планируется к использованию. Рыночная стоимость дробильной машины составляет 1 850 000 рублей. Остаточная стоимость данной машины составляет 337 000 рублей. Во избежание простоя, физического и морального устаревания данного оборудования, возможен вариант продажи дробильной машины по рыночной цене, который приведет к повышению доходов от прочих видов деятельности, а соответственно, и прибыль. Таким образом, экономический эффект от данной операции составит 1 513 000 рублей.

Кроме того, после ознакомления с процессом производства пенополистирола, нам представляется возможным предложить и другой, на наш взгляд более выгодный, вариант использования этого оборудования. Данное производство не является безотходным. При формовании и выравнивании краев пенополистирольной плиты, образуется обрезная кромка, которую на данный момент предприятие никаким образом не использует. Кроме того, за утилизацию этих промышленных отходов предприятие вынуждено платить немалые средства.

Так, обрезная кромка составляет порядка 3% от выпущенной продукции. В 2009 году было выпущено 123 674,32 куб. м. готовой продукции. Обрезная кромка составила 3 710,23 куб. метра. Утилизация одного кубического метра промышленных отходов данного вида вместе с затратами на вывоз данных отходов составляет порядка 1700 рублей. Таким образом, в год только на вывоз и утилизацию обрезной кромки, при уровне выпуска 2009 года, расходуется 6 307 391 руб., что очень значительно для экономики данного предприятия.

Кроме того, обрезанную кромку можно использовать как вторичное сырье, снизив при этом затраты на основное сырье. Для использования кромки во вторичной переработке, ее необходимо дробить и снова пускать в расплав. Для дробления кромки можно использовать ранее упомянутую дробилку. Таким образом, не потребуется затрат на приобретение нового оборудования. Не потребуется и привлечения дополнительной рабочей силы, так как засыпание кромки в дробилку и добавление ее в расплав, возможно осуществлять силами бригады основного производства. Единственными дополнительными расходами будут затраты на электропитание дробилки, которые составят незначительную долю от экономического эффекта, полученного в результате использования вторичного полистирола. Мощность дробильной машины по данным технического паспорта равна 6000 кВт/ч. Стоимость 1 кВт/ч электроэнергии на текущий момент с НДС составляет 2,87 руб, без НДС- 2,43 руб. Производительность дробилки составляет 50 куб. метров в час. Для дробления количества кромки равного примерному годовому объему (3 710,23 куб. метра) потребуется около 74 часа работы дробилки в год. Считаем годовые затраты на электроэнергию:

 

74 часов* 6000 кВт/ч* 2,43руб = 1 078 920 рублей

 

Стоимость полистирола на текущий момент составляет 64 рубля за один килограмм сырья. При обрезке и дроблении получаем вторичный полистирол, который имеет все качества первичного полистирола и отвечает всем требованиям технологии производства. Ранее мы рассчитали, что при объеме выпуска 2009 года, мы имеем 3 710,23 куб. метра обрезной кромки. При дроблении объем вторичного полистирола не изменяется. Один кубический метр обрезки равен примерно 30 кг вторичного полистирола. Таким образом, несложно рассчитать экономию этого варианта:

 

3 710,23 куб. м * 30 кг * 64 руб./кг = 7 123 642 руб.

 

Вычитаем из этой суммы затраты на электроэнергию, получаем:

 

7 123 642 – 1 078 920 = 6 044 722 руб.-

 

сумма прибыли по данному варианту.

Хотя прибыль от первого варианта использования оборудования значительна и составит более полутора миллиона рублей, все же мы считаем второй вариант более целесообразным, не только с точки зрения доходности, но и с точки зрения перспективы - второй вариант рассчитан на долгосрочную перспективу. Кроме того, он делает производство менее затратным и безотходным.

Сырье для производства (полистирол) поступает расфасованным в большие мешки, так называемые «биг-бэги». Эта тара не является возвратной. Она приходуется по нулевой цене и складируется. В данный момент, на самом предприятии используется только небольшая часть биг-бэгов в качестве емкостей для мусора при уборке территории. Учитывая, что в месяц поступает порядка 950 штук такой упаковки, «запасы» биг-бэгов на предприятии уже очень значительны. Предлагается начать продажу биг-бэгов предприятиям и частным лицам по рыночной цене, равной 75 рублей за штуку. Тогда, прибыль от реализации биг-бэгов за месяц составит 71 250 рублей, а за год – уже 855 000 рублей.

При анализе использования производственных мощностей выяснилось, что производственные мощности используются только на 72%. На неиспользуемых мощностях предлагается наладить выпуск нового вида готовой продукции - более тонкой плиты, которая могла бы использоваться в качестве утеплителя там, где требуется экономия пространства. Кроме того, изучение в процессе написания данной работы рынка изоляционных материалов и спроса на них, позволяет сделать выводы, что такая плита могла бы пользоваться повышенным спросом из-за возможности самостоятельного изменения потребителем толщины утеплительного слоя путем варьирования количества слоев укладки.

При анализе производственных и офисных площадей, которые имеются в распоряжении организации, выяснилось, что немалая часть офисных помещений и некоторая часть производственных площадей не используется и при этом не сдается в аренду. Кроме того, не полностью используется асфальтированная площадка перед зданием офиса, которая вполне может быть использована, например, под платную автостоянку, либо для каких-либо других нужд предполагаемых арендаторов. Предлагается рассмотреть вариант сдачи в аренду перечисленных площадей.

Арендная плата за один квадратный метр офисной площади, такого уровня и месторасположения, стоит порядка 800 рублей в месяц. У предприятия пустует порядка 80 метров офисной площади. Это равно 768 000 рублей арендной платы в год. Даже если из этой суммы вычесть коммунальные расходы и другие возможные расходы по обслуживанию помещений, то прибыль от сдачи в аренду офисных помещений составит не менее 700 000 рублей в год.

Рыночная стоимость арендной платы за один квадратный метр производственной площади, имеющейся в распоряжении исследуемой организации, составляет порядка 450 рублей в месяц за квадратный метр. У предприятия пустует порядка 250 квадратных метров производственных площадей. Данная площадь может быть сдана под мини-производство, либо под какие-либо другие нужды. Арендная плата в год составит порядка 1 350 000 рублей.

Неиспользуемая часть стоянки перед офисом также может быть сдана в аренду либо под стоянку автомобилей, либо под открытую площадку для хранения. Кроме того, существует вариант использования площадки в качестве платной стоянки и самим предприятием при условии оформления всех необходимых документов и разрешений.

Неиспользуемая часть автостоянки составляет 150 квадратных метров. Стоимость аренды квадратного метра такой площади составляет около 200 рублей за квадратный метр. В результате можно получить дополнительный доход в размере 270 000 рублей в год.

Кроме всего перечисленного, для повышения финансовых результатов, предприятию необходимо постоянно искать пути снижения себестоимости продукции при неизменно высоком качестве. Здесь возможны и варианты поиска новых поставщиков сырья, и усовершенствование технологий и более эффективное использование оборудования, и снижение производственных затрат, экономии электроэнергии и т.д.

Необходимо работать и над оптимизацией управленческих и коммерческих расходов, расширять линейку выпускаемой продукции, искать новые рынки сбыта продукции, постоянно работать над повышением качества выпускаемой продукции, активно заниматься изучением потребительского спроса.

 


 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Поиск резервов повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов - одно из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансово - экономического анализа.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия является неотъемлемой частью финансово-экономического анализа. Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия является прибыль и рентабельность.

Как показал анализ финансовых результатов производственного предприятия ООО "Завод ТЕХНОПЛЕКС", данное предприятие достаточно стремительно развивается и успешно работает на рынке не только города, но и России, и даже зарубежья. Продукция предприятия пользуется спросом у покупателя, является конкурентоспособной.

Как и любое развивающееся предприятие, оно испытывает определенные трудности, но положительная динамика развития говорит о том, что они вполне преодолимы.

За рассматриваемый период 2007-2009 г. предприятие улучшило свои финансовые результаты. Чистый убыток 2009 года составил всего -6674 тыс. рублей по сравнению с -12335 тыс. рублей убытка 2007 года, что в процентном соотношении составляет 45,89 %. При этом в 2008 году размер чистой прибыли достиг 3938 тыс. рублей.

Сумма убытка до налогообложения в 2009 году снизилась на 9681 тыс. рублей (-61,68%) и составила -6014 тыс. рублей по сравнению с -15695 тыс. рублей в 2007 году. В 2008 году сумма прибыли до налогообложения составила 4417 тыс. рублей.

Убыток от продаж, наоборот, хотя и незначительно, но все же вырос и составил в 2009 году -15977 тыс. рублей против -13641 тыс. рублей в 2007 году. В 2008 году была получена прибыль от продаж в размере 8107 тыс. рублей.

Кроме того, в 2009 году произошло снижение валовой прибыли по сравнению с 2007 годом на 12141 тыс. рублей (-39,63%). Хотя в 2008 году наблюдался прирост валовой прибыли по сравнению с 2007 годом на 54030 тыс. рублей.

Снижение валовой прибыли и прибыли от продаж говорит о том, что предприятию необходимо работать над снижением себестоимости продукции и над оптимизацией коммерческих и управленческих расходов. Это же показал и факторный анализ прибыли и рентабельности.

Наиболее полно, чем прибыль, окончательные результаты хозяйствования характеризуют показатели рентабельности.

Убыточность продаж по прибыли от продаж, показывающая долю прибыли в сумме выручки от реализации, в 2009 году составила -3,2%, что на 85,7% лучше показателя 2007 года (- 22,39%). В 2008 году рентабельность продаж составила 2,75%.

Убыточность всего капитала уменьшилась в 2009 году по сравнению с 2007 годом на 79,41%, убыточность основного капитала снизилась на 63,58%, убыточность заемного капитала уменьшилась на 71,99%.

На примере данного предприятия очень хорошо прослеживается негативное воздействие кризисных явлений 2009 года в экономике страны в целом, что не могло не отразиться на финансовых результатах молодого, развивающегося предприятия. Предприятие зарегистрировано в 2006 году, но производство готовой продукции начато в мае 2007 года. Это объясняет получение убытка в 2007 году. Но уже в 2008 году были достигнуты отличные результаты деятельности и получена прибыль в размере 3938 тыс. рублей. При этом отмечаем, что все показатели 2008 года значительно выше показателей 2007 года, а также выше показателей 2009 «кризисного» года.

В данной дипломной работе нами был проведен анализ финансовых результатов производственного предприятия ООО "Завод ТЕХНОПЛЕКС". Данный анализ является ретроспективным, т.к. использовано информация уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности; внутренним, т.е. изучалась деятельность только одного предприятия; финансово-экономическим, т.е. его содержанием является изучение взаимодействия экономических процессов и финансовых результатов.

По использованной методике проведенный нами анализ является сравнительным и факторным. По охвату изучаемых объектов - выборочный и тематический, т.е. рассматривались не все стороны хозяйственной деятельности ООО "Завод ТЕХНОПЛЕКС", а лишь финансовые результаты.

Данный анализ не носит исчерпывающего характера. Это продиктовано

ограниченностью предоставленной предприятием информации и, в некоторой степени, ограниченностью объема данной дипломной работы. Одна из задач выполнения данной работы - показать владение различными методами и способами финансового анализа, а также знанием правил бухгалтерского учета финансовых результатов.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: