Рекомендаций по совершенствованию системы составления и анализа текущей бухгалтерской отчетности

 

В условиях развития учета и отчетности, ориентированных на международные принципы и стандарты, существенные изменения необходимы во всей системе управления, включая формирование бухгалтерско-аналитической информации, контроль, планирование, бюджетирование. Важным этапом таких изменений является согласованность финансового и управленческого систем учета, поскольку первым шагом на пути к установлению реального и действенного механизма управления деятельностью предприятия, становится получение оперативной, точной и достоверной информации о его функционировании, в первую очередь из бухгалтерской и управленческой отчетности.

В дипломной работе приведены примеры эффективных контрольных процедур, которые были внедрены на конкретном предприятии с целью улучшения контроля и повышения прибыли в организации.

В качестве наиболее значимых процедур для любого предприятия являются:

– процедура по учету товарно-материальных ценностей;

– процедура по контролю за состоянием дебиторской задолженности;

– процедура по закупкам.

Эти процедуры имеют различные цели. Так, процедура по учету товарно-материальных ценностей предназначена для контроля за достоверным отражением движения готовой продукции. Основной задачей этой процедуры является контроль за наличием и сохранностью активов предприятия, контроль за своевременностью и точностью отражения операций по движению товарно-материальных ценностей в учете.

Контрольная процедура по управлению дебиторской задолженностью необходима, в основном, для аналитических целей. Эта процедура предназначена для анализа и повышения ликвидности предприятия, уменьшения риска возникновения безнадежных долгов, а также для снижения уровня просроченной дебиторской задолженности, обеспечения своевременного притока денежных средств. Кроме того, данная процедура способствует принятию адекватных управленческих решений, таких как: выбор надежных покупателей на основании анализа их финансового состояния, расчет кредитного лимита, расчет резерва по безнадежной задолженности.

Контрольная процедура, связанная с закупами, позволяет оптимизировать процесс закупки товаров и услуг через информационную систему. Существующий документооборот, используемый при закупках товаров и услуг и реализованный в информационной системе, позволяет осуществить: определение потребности в товарах и услугах; определение количества, качества, сроков доставки товаров и услуг и сроков оплаты, а также позволяет разрешать возникающие претензии, связанные с движением товаров и услуг.

Организация и управление финансовой устойчивостью являются важнейшим аспектом работы финансово-экономической службы предприятия и включают целый ряд организационных мероприятий, охватывающих планирование, оперативное управление, а также создание гибкой организационной структуры управления всего предприятия и его подразделений. Особое внимание уделяется должностным обязанностям сотрудников и движениям информационных потоков в разбивке по срокам, ответственным лицам и показателям.

Организация текущего управления финансовой устойчивостью предполагает обработку особым способом бухгалтерских данных. В результате получаются очень нужные выходные документы – внутренние формы отчетности, анализа и аудита. Эти формы представляют собой стандартные типовые документы для служебного пользования, формируются на базе бухгалтерских данных и могут быть получены в любой момент по требованию пользователя – за год, квартал, месяц и день.

Основная задача отчетов заключается в информационном обеспечении руководителей разных уровней в целях принятия ими управленческих решений в оперативном режиме. В этой связи актуальность отчетов полностью зависит от своевременности внесения и обработки исходных данных в бухгалтерии предприятия. Простота, доступность и читабельность предлагаемых аналитических документов позволяют руководителю понять финансовое состояние предприятия без специальных знаний бухгалтерского, финансового и налогового учета.

На основе эти отчетов, представляется возможность анализировать работу не только отдельного участка, но и группы участков, ряда предприятий и подразделений, сводить полученные данные в таблицы и строить графики с разбивкой по видам товарно-материальных ценностей, поставщиков и покупателей, материально ответственных и подотчетных лиц.

Необходимо отметить, что для получения отчетности:

– доступ конкретного пользователя к базе бухгалтерских данных изначально ограничивается пределами его компетенции;

– в каждой таблице указывается необходимый уровень аналитики — укрупненные группы, подгруппы и учетные единицы;

– определяется занятость, финансовый результат и ритмичность работы того или иного участка, объекта, подразделения и предприятия в целом;

– обеспечивается прозрачный контроль за своевременностью внесения исходных данных, упрощается поиск ошибок и нестыковок, а также проведение инвентаризации и переоценки товарно-материальных ценностей;

– эти формы позволяют видеть движение материальных, финансовых и документарных потоков.

Работа с этими сводными аналитическими документами возможна при выполнении по меньшей мере пяти условий:

1) постановка задачи (что хотим анализировать, что хотим получить и в каком виде);

2) настройка плана счетов бухгалтерского учета в соответствии с нуждами оперативного и управленческого учета (введение подробных аналитических справочников);

3) ускоренная обработка текущей информации (день в день и без запаздывания);

4) наличие сетевой бухгалтерии;

5) защита информации и ограничение доступа к ней.

Таким образом, разработка, и последующее внедрение внутренних форм отчетности, анализа и аудита открывают широкие перспективы для укрепления финансового состояния предприятия за счет своевременного получения аналитической информации в читабельном формате и в режиме реального времени.

Распределение денежных средств в соответствии со структурой плановой калькуляции должно распространяться на все поступающие суммы со стороны, пока не будет получена вся выручка (по методу оплаты) или закрыта вся дебиторская задолженность денежными средствами (по методу отгрузки).

Отсюда следует: для того чтобы не было путаницы, что оплачивать в первую очередь – материалы, заработную плату или налоги, – необходимо строго придерживаться принятой структуры сводной калькуляции и не допускать использования одних источников в ущерб другим.

Такое представление механизма образования и использования сначала заемных, а затем собственных денежных средств делает «прозрачным» процесс движения денежных средств, а каждая статья затрат получает конкретное содержание. При этом по каждой статье устанавливается верхний предел, выход за который может привести к перерасходу предусмотренного источника и, следовательно, уменьшению прибыли и собственного капитала в денежной форме.

Таким образом, работа с плановой калькуляцией и составление баланса движения денежных средств дают все основания для организации и осуществления оперативного управления финансовой устойчивостью предприятия. Результативность этого управления прослеживается через внутренние формы отчетности, анализа и аудита.

Проведение подобных мероприятий позволит снизить расходы предприятия, и, как следствие, увеличить показатели прибыли и рентабельности.

Увеличение выручки, и, соответственно, прибыли предприятия, позволит ООО «Лагуна – Новосибирск» погасить свою кредиторскую задолженность.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная цель анализа бухгалтерской отчетности – своевременно выявлять и устранять недостатки финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния организации и ее платежеспособности. Для оценки состояния организации использовалась система показателей характеризующих изменения:

– структура капитала организации по его размещению и источникам образования;

– платежеспособности;

– кредитоспособности;

– финансовой устойчивости.

Анализ финансового состояния организации подразделялся на следующие этапы:

– выявление важных характеристик баланса – оценка соотношения иммобилизованных и мобильных средств, собственных и заемных средств. Сопоставление динамики задолженности организации и динамики объема реализации и прибыли;

– анализ изменений в составе и структуре активов и пассивов.

В дипломной работе был проведен анализ финансового состояния предприятия ООО «Лагуна–Новосибирск».

В ходе работы были изучены состав и основные показатели бухгалтерской отчетности, рассмотрены методики оценки финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности, проведен анализ состава, структуры, динамики активов и пассивов организации, рассчитаны показатели платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности, оценена рентабельность предприятия и предложенырекомендаций по совершенствованию системы составления и анализа текущей бухгалтерской отчетности.

На основании анализа, проведенного в главе 2, можно дать общую оценку финансового состояния предприятия ООО «Лагуна – Новосибирск».

Анализ финансового состояния проводился в динамике и показал следующее. На протяжении 2006 – 2009 гг. наблюдается тенденция увеличения валюты баланса за счет роста оборотных активов.

В структуре пассивов наибольшую долю занимают краткосрочные обязательства, причем их доля с каждым годом увеличивается. В 2009г. краткосрочные обязательства составили 84% от общей структуры пассивов.

Доля собственного капитала в совокупных обязательствах в 2009 г. составляет 24% при минимальном рекомендуемом значении 50%, что также показывает увеличению зависимости организации от внешних кредиторов.

Актив баланса представлен только оборотными активами, большую часть которых занимают запасы и дебиторская задолженность. Из анализа абсолютных показателей финансовой устойчивости за рассматриваемый период, видно, что предприятие имеет неустойчивое финансовое состояние на протяжении всего анализируемого периода.

Все относительные показатели финансовой устойчивости, характеризующие структуру финансовых источников предприятия и его финансовую независимость, находятся ниже нормативных коэффициентов. Малая доля собственных средств является основной причиной отрицательной динамики показателей финансовой устойчивости.

Значение данных коэффициентов в 2009 г. немного повысилось в сравнении с 2008 и 2007 гг., что положительно характеризует финансовое состояние.

Данные анализа показывают, что должны быть приняты определенные меры для повышения финансовой устойчивости ООО «Лагуна – Новосибирск».

Можно предложить следующие решения.

1. Реализация излишних материально-производственных запасов.

Материальные запасы являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов. Поэтому эффективность деятельности организации зависит от правильного определения потребности в материалах. Оптимальная обеспеченность материалами ведет к минимизации затрат и улучшению финансовых результатов. Завышение запасов на складе ведет к замораживанию и омертвлению ресурсов, возникают дополнительные затраты на хранение и складирование.

2. Увеличение доли источников собственных средств в оборотных активах.

Усилению финансовой устойчивости предприятия способствует увеличение доли собственных средств в любой форме за счет любого источника, например за счет увеличения уставного капитала, привлечение дополнительного паевого или акционерного капитала, получение предприятием безвозмездной помощи, чистой прибыли, амортизационных отчисления и др.

3. Рост суммы прибыли, снижение производственных издержек;

4. Оптимизация расчетов с дебиторами и кредиторами;

Таким образом, выявлены следующие существенные проблемы предприятия:

– высокий уровень запасов;

– высокий уровень кредиторской задолженности;

– длительная оборачиваемость дебеторской задолженности.

Нужно помнить, что бухгалтерская устойчивость – это результат управления продажами и в первую очередь грамотного подхода к определению их объемов.

Для решения имеющихся проблем предприятию предлагаются следующие мероприятия:

1) разбить запасы ТМЦ на ассортиментные группы по показателю оборачиваемости;

2) своевременно выявлять некондиционные единицы;

3) обеспечить возврат существующих долгов;

4) предотвратить рост дебиторской задолженности.

Особенность рекомендаций по совершенствованию системы составления промежуточных отчетов, заключается в том, что управление финансовой устойчивостью предприятия осуществляется в оперативном режиме, при этом экономическую оценку получают как всё предприятие, так и отдельные виды деятельности и соответствующие изменения в финансово-экономическом состоянии предприятия можно отслеживать в реальном режиме времени с помощью сводных отчетов и не дожидаясь отчетных данных.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: