Определение оптимального парка подвижного состава
Определение потребности в подвижном составе и распределение автобусов по маршрутам.
Потребность в подвижном составе устанавливают исходя из необходимости назначения на каждый маршрут такого количества автобусов определенной пассажировместимости, которое обеспечивает минимум издержек перевозчика при условии освоения пассажиропотока с соблюдением нормативных требований к качеству транспортного обслуживания. При этом выбирают типы и число автобусов на перспективу для формирования рациональной структуры парка подвижного состава. Распределение автобусов по маршрутам проводят при тех же условиях, дополнительно учитывая наличие подвижного состава в распоряжении перевозчика. Распределение автобусов - необходимый этап в переходе от пассажиропотока к числу автобусов на маршруте. Обе указанные задачи имеют общую информационно-методическую основу.
В общем случае руководствуются сохранением приемлемого для пассажиров интервала движения автобусов I=1.12 мин и затратами на эксплуатацию автобусов. Эти затраты возрастают пропорционально пассажировместимости автобуса, но при ее повышении требуется меньшее число автобусов, в связи с чем затраты для автобусов различных типов различны.
Принимая во внимание временный характер части вводимых маршрутов (№№15, 12,3) и открытие нового маршрута (№11), необходимо пересчитать часовой пассажиропоток на данных маршрутах. Для маршрутов №№15, 12 и 16 пассажиропоток будет совпадать с существующими маршрутами №5 и №200. Пассажиропотоки маршрутов №3 и №16э перейдут на маршрут №16.
Для микрорайона "Вертолётная площадка" характерно ярко выраженное преобладание трудовых перемещений, поэтому предлагается обслуживать данный пункт тяготения только в утренний и вечерний часы "пик" (завоз и вывоз пассажиров на работу). Вариантное распределение пассажиров по часам суток на маршруте № 11 следующее:
а) утренний час "пик":
1) 0.6-0.7 ч. - 115 пас.;
2) 0.7-0.8 ч. - 218 пас.;
3) 0.8-0.9 ч. - 110 пас.;
б) вечерний час "пик":
1) 16-17 ч. - 85 пас.;
2) 17-18 ч. - 241 пас.;
3) 18-19 ч. - 116 пас.
Далее по формуле 5.14 производится расчёт оптимальной вместимости подвижного состава и округляется до ближайшего значения номинальной вместимости существующего ряда автобусов (таблицы 5.3-5.4). Все полученные значения сводятся в таблицу 7.1.
Таблица 7.1 - Расчёт оптимальной вместимости подвижного состава для проектируемой маршрутной сети:
Маршрут | Время | ||||||||||
05-06 | 06-07 | 07-08 | 08-09 | 09-10 | 10-11 | 11-12 | 12-13 | 13-14 | 14-15 | ||
1 (левое) | 40 | 40 | 89 | 100 | 55 | 55 | 89 | 89 | 89 | 55 | |
1 (правое) | 40 | 40 | 89 | 89 | 55 | 55 | 55 | 89 | 55 | 55 | |
12 | - | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | |
3 | 0 | 40 | 89 | 40 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
16 | 10 | 0 | 0 | 0 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | |
4 | 10 | 89 | 160 | 150 | 150 | 150 | 150 | 89 | 89 | 100 | |
5 | - | 150 | 160 | 160 | - | - | - | - | - | - | |
15 | 40 | - | - | - | 160 | 160 | 140 | 150 | 160 | 160 | |
6 | - | 89 | 160 | 150 | 100 | 89 | 89 | 89 | 100 | 89 | |
11 | - | 40 | 89 | 40 | 89 | 40 | - | - | - | - | |
Маршрут | Время | ||||||||||
15-16 | 16-17 | 17-18 | 18-19 | 19-20 | 20-21 | 21-22 | 22-23 | 23-24 | 24-01 | 01-02 | |
1 (левое) | 55 | 55 | 89 | 55 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | - | - |
1 (правое) | 55 | 89 | 89 | 89 | 55 | 40 | 40 | 40 | 40 | - | - |
12 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 15 | 15 | 15 | - | - |
3 | - | 40 | 89 | 40 | - | - | - | - | - | - | - |
16 | 40 | - | - | 0 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 0 | - |
4 | 150 | 150 | 150 | 89 | 89 | 40 | 55 | 55 | 15 | 6 | - |
5 |
| 160 | 160 | 160 | - | - | - | - | - | - | - |
15 | 160 | - | - | - | 160 | 150 | 89 | 89 | 89 | 55 | 40 |
6 | 89 | 150 | 160 | 150 | 89 | 100 | 89 | 55 | 40 | 40 | 40 |
11 | - | 40 | 89 | 40 | - | - | - | - | - | - | - |
В таблице 7.2 приведены автобусы, соответствующие выбранным значениям вместимости в течение суток по каждому маршруту.
Таблица 7.2 - Оптимальный подвижной состав для работы на предлагаемой маршрутной сети
Маршрут | Время | ||||||
05-06 | 06-07 | 07-08 | 08-09 | 09-10 | 10-11 | 11-12 | |
1 (левое) | А 09212 | А 09212 | Маз 103 | Маз 103 | МАЗ-256 | МАЗ-256 | МАЗ-256 |
1 (правое) | А 09212 | А 09212 | Маз 104 | Маз 104 | МАЗ-256 | МАЗ-256 | МАЗ-256 |
12 | - | А 09212 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | А 09212 |
3 | - | Маз 104 | Маз 104 | Маз 104 | - | - | - |
16 | А 09212 | - | - | - | А 09212 | А 09212 | А 09212 |
4 | А 09212 | Маз 104 | Маз 105 | Маз 105 | Маз 105 | Маз 105 | Маз 105 |
5 | - | Маз 105 | Маз 105 | Маз 105 | - | - | - |
15 | МАЗ-256 | - | - | - | Маз 105 | Маз 105 | Маз 105 |
6 | - | Маз 104 | Маз 105 | Маз 105 | Маз 103 | Маз 104 | Маз 104 |
11 | - | МАЗ-256 | МАЗ-256 | МАЗ-256 | - | - | - |
Маршрут | Время |
|
|
|
|
|
|
| 12-13 | 13-14 | 14-15 | 15-16 | 16-17 | 17-18 | 18-19 |
1 (левое) | Маз 103 | Маз 103 | МАЗ-256 | МАЗ-256 | Маз 103 | Маз 103 | Маз 103 |
1 (правое) | Маз 104 | Маз 104 | МАЗ-256 | МАЗ-256 | Маз 104 | Маз 104 | Маз 104 |
12 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | А 09212 |
3 | - | - | - | - | А 09212 | Маз 104 | А 09212 |
16 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | - | 0 |
4 | Маз 104 | Маз 104 | 100 | Маз 105 | Маз 105 | Маз 105 | Маз 104 |
5 | - | - | - |
| Маз 105 | Маз 105 | Маз 105 |
15 | Маз 105 | Маз 105 | Маз 105 | Маз 105 | - | - | - |
6 | Маз 104 | Маз 103 | Маз 104 | Маз 104 | Маз 105 | Маз 105 | Маз 105 |
11 | - | - | - | - | МАЗ-256 | МАЗ-256 | МАЗ-256 |
Маршрут | Время |
|
|
|
|
|
|
| 19-20 | 20-21 | 21-22 | 22-23 | 23-24 | 24-01 | 01-02 |
1 (левое) | Маз 103 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | - | - |
1 (правое) | Маз 104 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | - | - |
12 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | - | - |
3 | - | - | - | - | - | - | - |
16 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | А 09212 | - | - |
4 | Маз 104 | Маз 104 | Паз 3205 | Паз 3205 | А 09212 | А 09212 | - |
5 | - | - | - | - | - | - | - |
15 | Маз 105 | Маз 105 | МАЗ-256 | МАЗ-256 | МАЗ-256 | МАЗ-256 | МАЗ-256 |
6 | Маз 103 | Маз 103 | Маз 103 | Маз 103 | А 09212 | А 09212 | А 09212 |
11 | - | - | - | - | - | - | - |
При подборе подвижного состава исколются автобусы марок Икарус-280 и Икарус-260, которые заменяются автобусами МАЗ-105 и МАЗ-103 соответственно. Данная замена вызвана тем, что срок эксплуатации практически всех Икарусов превышает предельно допустимый (20 лет), и их эксплуатация с 1.01.07г. будет прекращена, поэтому вести расчёт для данных автобусов не целесообразно. Эксплуатация автобусов марки МАЗ-107 также затруднена по причине трудности заезда в ремонтные боксы из-за особенностей конструкции автобуса. Поэтому автобус марки МАЗ-107 также не рассматривается как возможный вариант и заменяется автобусом марки МАЗ-105.
Особенностью данного выбора автобусов является отсутствие жёсткого закрепления транспортных средств за маршрутами: один автобус может поочерёдно работать на нескольких маршрутах. Это позволяет более эффективно использовать вместимость транспортного средства. Пунктами, на которых может проходить перераспределение автобусов по маршрутам, являются остановочный пункт "Поликлиника" и "Железнодорожный вокзал". Данные остановочные пункты являются конечными во всех маршрутах и позволяют исключить холостой пробег автобусов.