Становление и развитие организационных и экономических основ сотрудничества ЕС и африканских стран
Сегодня мир переживает стремительную трансформацию всей системы международных отношений. Ускорились некоторые эволюционные процессы, наметившиеся еще в 90-е годы и связанные с необходимостью реформирования
Миропорядка и, в том числе, изменили значение Африки в мировом сообществе.
Потеряв свое значение в качестве арены конфронтации, между Востоком и Западом, регион, с одной стороны, приобрел возможность больше сосредоточиться на собственных реальных, а не привнесенных проблемах, но с другой — лишился прежнего внимания великих держав. Результатом этого стала относительная потеря интереса к предоставлению помощи Африке со стороны стран Европы.
Самостоятельная политика каждой из европейских стран в отношении Африки характеризовалось удачами и неудачами. В 1992 г. начался очередной этап во взаимоотношениях Европы и Африки. Европейские страны вступили на качественно новый уровень сотрудничества и кооперации - был создан Европейский Союз. Уже в конце 90-х годов XX века интерес мирового сообщества и коллективной дипломатии стран ЕС к проблемам континента стал вновь неустанно возрастать. Это нашло отражение в самом тексте Маастрихтского договора, в проведении специальных саммитов «ЕС-Африка», в заседаниях, посвященных африканским проблемам, в комплексных инициативах международных организаций в области африканской политики и экономики.
|
|
В настоящее время, отношения между Европой и Африкой осуществляются по трем направлениям:
1). двусторонние, т.е. отношения между отдельными государствами членами ЕС с их бывшими колониями;
2). соглашения о сотрудничестве и развитии или коммерческом сотрудничестве между ЕС и африканскими государствами;
3). связи между ЕС и африканскими региональными и субрегиональными организациями.
Правительства стран Европы так же стремятся к сотрудничеству на Африканском континенте. В числе совместных действий можно назвать:
1. поддержка инициативы африканских лидеров, ратующих за новые партнерские отношения с Африкой;
2. сотрудничество в деле урегулирования конфликтов на континенте, в том числе контроль за торговлей оружием, контрабандой алмазов и редких металлов;
3. интенсификация усилий, направленных на обеспечение прочного мира в ДРК и Сьерра Леоне;
4. сотрудничество в поддержке миротворческих операций в Африке;
5. решение организовать миссию ЕС во всех африканских странах;
6. работа в многосторонних банках развития, чтобы усовершенствовать практику помощи развитию.
|
|
Основными вопросами, на которых сосредоточивалось в последние годы внимание Европейского Союза, когда речь шла об Африке, были вопросы долгового бремени, региональной безопасности, урегулирования конфликтов, борьбы с эпидемией СПИДа и борьбы с нелегальной иммиграцией. Однако угроза международного терроризма и смещение оси конфронтации в мировых делах в сферу «западные цивилизации - исламский фундаментализм» стали причиной известного временного спада интереса ЕС к проблемам Африканского континента.
Государства ЕС выражали озабоченность поиском точек соприкосновения и компромиссов, пытаясь воспользоваться моментом и решить ряд застарелых проблем, осложнявших их отношения в прошлом.
Общая политика сотрудничества Европейского Сообщества с африканскими странами была определена в Яундских соглашениях (1963 и 1969 гг.) и Ломейских (1975, 1979, 1984 и 1989 гг., пересмотрено в 1995 г.), которые обеспечивали постоянные и паритетные контакты между сторонами. Характерные особенности сотрудничества между Европейским союзом и африканскими странами заключаются в следующем:
- Создан торговый режим, очень благоприятный для африканских стран;
- Осуществляются значительные европейские инвестиции в экономику африканских стран;
- Имеют место быть масштабные проекты взаимодействия, как в промышленности, так и сельском хозяйстве;
- Евро-африканская экономическая интеграция продолжает углубляться.
Прямое управление африканскими делами Европейским Союзом на наднациональном уровне - недавнее явление. Это стало возможно с принятием Маастрихтского Договора, который открыл путь появлению внешней политики и общей безопасности ЕС, а затем - внешней политики безопасности и обороны.
Благодаря этой политике Европа может самостоятельно, без мандата ООН или НАТО, урегулировать военные кризисы. Мир и нормализация обстановки служат предварительными условиями улучшения экономического и социального положения на этом континенте. Осторожный оптимизм в отношении преодоления конфликтов, нестабильности и улучшения показателей экономического роста все больше подкрепляется масштабными международными и сугубо африканскими инициативами по обеспечению всем странам континента возможностей устойчивого развития.
Заинтересованность в сближении ЕС с государствами Африки, как на двусторонней, так и на многосторонней основе в значительной степени предопределена рядом факторов и, в первую очередь, обилием в странах Африки топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). [11, 43-44]