Мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов

 

В настоящее время функционирует 14 Таможенных союзов: Европейский союз (ЕС-27), Андское сообщество, Карибское сообщество и общий рынок, Центральноамериканский общий рынок, Восточноафриканское сообщество, ЕС — Андорра, ЕС — Турция, Экономическое и монетарное сообщество Центральной Африки, Экономическое сообщество западноафриканских государств, ЕврАзЭС, Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, Южный общий рынок, Южноафриканский таможенный союз и Западноафриканский экономический и монетарный союз.

Большинство Таможенных союзов возникли в течение последних двух десятилетий, что также свидетельствует о все большей активизации процессов региональной экономической интеграции.

Опишем кратко историю и деятельность крупных таможенных союзов.

25 марта 1957 года шесть стран — Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды — подписали в Риме соглашение об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Составной частью ЕЭС стал Таможенный союз, созданный 1 июля 1968 года. Сегодня его членами являются все 27 стран — членов ЕС, а также Андорра, Монако, Сан-Марино и Турция. На 2008 год доля ЕС в мировом экспорте оценивалась в 36,9 процента. При этом экспорт внутри союза составляет примерно 67 процентов общеевропейского экспорта.

По всей ЕС, от Финляндии до Мальты, нет внутренних экономических границ. Более того, государства содружества проводят единую таможенную политику по отношению к третьим странам. Процессы европейской интеграции начались в 1951 году после создания Европейского объединения угля и стали (ЕСУС), В 1957 году ЕСУС превращается в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), а в 1968 году в нем был создан таможенный союз. Историческим образцом для таможенного союза ЕЭС было Германское таможенное объединение, созданное в 1834 году под давлением Пруссии. В него вошли все карликовые германские государства, за исключением Гамбурга и Бремена. Таможенный союз стал предпосылкой для формирования экономического и валютного союзов внутри будущего ЕС. Шесть государств-основателей ЕЭС - Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург ввели 1 июля 1968 года единый таможенный тариф для третьих стран.

Все таможенные платежи и ограничения на торговлю внутри «шестерки» были отменены. В отличие от зон свободной торговли (например, Mercosur в Южной Америке) государства ЕЭС стали проводить единую таможенную политику по отношению к внешнему миру. Начался нелегкий процесс согласования таможенных положений государств сообщества. Важной вехой на этом пути стало введение в 1988 году единого таможенного формуляра, который заменил 150 различных формуляров, действовавших одновременно в разных странах ЕЭС. После завершения формирования единого экономического пространства к 1 января 1993 года в Европейском Союзе прекращен таможенный контроль над потоком товаров между странами-участницами. С 1975 года все таможенные пошлины поступают в бюджет ЕС. Германия перевела в 2003 году около 2,9 миллиардов евро. По мере расширения Европейского Сообщества к таможенному союзу присоединялись новые государства: 1 июля 1973 года Великобритания, Дания и Ирландия, 1 января 1981 года Греция, 1 января 1986 года Испания и Португалия, 1 января 1995 года Финляндия, Австрия и Швеция. Самое неординарное событие в развитии таможенного союза произошло 3 октября 1990 года: в результате объединения Германии в его состав вошли пять новых федеральных земель. А 1 мая 2004 года в результате самой мощной волны расширения организации в состав союза вошли страны Восточной Европы, Мальта и Кипр. Среди государств, которые не входят в ЕС, членом таможенного союза с 1996 года является Турция.

Внутри Европейского Союза есть островки, которые, административно являясь частью территории того или иного государства ЕС, не включены в общую таможенную территорию. Это, например, Фарерские острова и Гренландия (Дания), Канарские острова, а также города Сеута и Мелилья (Испания), Гибралтар (Великобритания), итальянские воды озера Лугано (Италия) и остров Хельголанд (Германия). Еще в 1977 году ЕЭС отменило таможенные пошлины почти на все промышленные товары, импортируемые из стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) Норвегии, Исландии, Швейцарии и Лихтенштейна. Европейский Союз заключил соглашения о взаимных таможенных преференциях с большинством государств, выходящих к Средиземному морю, со многими странами Африки, а также Карибского и Тихоокеанского регионов. Кроме того, ЕС в одностороннем порядке предоставляет таможенные скидки развивающимся странам.

Договор о создании Андского сообщества (Comunidad Andina) был подписан в 1969 году. 1 февраля 1995 года для членов сообщества введен общий внешний таможенный тариф. В союз входят Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу. Чили, Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай являются ассоциированными членами. С 1990 по 2008 год экспорт внутри блока вырос с 0,5 млрд до 6,7 млрд долларов. Доля сообщества в мировом экспорте составляет 0,6 процента. При этом на торговлю друг с другом приходится 7,5 процента экспорта участников союза.

Андская система интеграции (АСИ, одновременно широко используется термин Андское сообщество) - старейшее в Латинской Америке интеграционное объединение. В настоящее время в его состав входят пять стран: Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. В мае 1969 г. представители Боливии, Колумбии, Чили, Эквадора и Перу подписали учредительный документ – Договор Картахены (Андский пакт) - о создании субрегиональной организации, призванной содействовать их сбалансированному и гармоничному экономическому развитию. В феврале 1973 г. к договору присоединилась Венесуэла. В 1976 г. Чили вышла из Андского пакта, не добившись удовлетворения некоторых своих требований. С 1997 г. Андское сообщество (АС) имеет статус наблюдателя в работе сессий ГА ООН.

Целью интеграции АС является содействие сбалансированному и гармоничному развитию стран-членов, создание политического и экономического союза, единого научного, образовательного, культурного поля.

Основными органами АС являются: Президентский совет, Совет министров иностранных дел, Комиссия АС, Андский Парламент, Андская корпорация развития, Суд и Генеральный секретариат.

Президентский совет андских стран (создан в 1990 г.) - высший коллегиальный орган пяти государств - определяет основные направления и рассматривает результаты интеграционного процесса. По итогам последней встречи Глав государств АС (27-28 июня 2003 г., Кирама, Колумбия) была принята Кирамская декларация, в которой зафиксировано намерение стран - членов Сообщества проводить согласованную внешнюю политику, добиваться реального объединения государств Южной Америки, создания субрегионального общего рынка, вести совместную борьбу с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, коррупцией и бедностью. Андский Парламент (создан в 1979 г., состоит из депутатов национальных парламентов) участвует в выработке нормативных актов Сообщества, следит за соответствием принимаемых решений законодательствам стран-членов АС. Андская корпорация развития (АКР, создана в 1968 г.) - финансовый институт Сообщества - призвана содействовать устойчивому развитию стран-членов и их интеграционному развитию путем предоставления кредитов. Акционерами АКР являются страны - члены АС, еще 11 стран Латинской Америки и 18 частных банков в государствах АС.

Комиссия андских стран (наряду с Советом обладающая законотворческими функциями) занимается вопросами торговли и инвестиций. Суд АС контролирует правомочность принятых в рамках объединения решений.

Определенные достижения достигнуты в деле либерализации внутризональной торговли: примерно 2 тыс. наименований товаров с 1999 г. ввозятся беспошлинно, а на остальные товары пошлины планируется снизить на 20-40%. Предпринимаются усилия по сближению АС с Карибским сообществом (КАРИКОМ), Ассоциацией карибских государств (АКТ) и Центральноамериканской интеграционной системой (ЦАИС), а также с такими внерегиональными объединениями и странами, как ЕС, США, Канада, Китай.

В настоящий момент Венесуэла официально вышла из Андского сообщества наций, вместе с тем они продолжать торговые отношений с Колумбией, Перу, Боливией и Эквадором на основе других правил и принципов. Венесуэльское правительство, после того как в 2006 году было объявлено о нашем намерении выйти из Андского сообщества наций, планомерно работало над созданием новых схем торговой интеграции с Колумбией, Боливией, Перу и Эквадором. За последнее время Венесуэла заключала целый ряд новых торгово-экономических соглашений с Боливией и Эквадором, направленных, по мнению венесуэльского руководства, на установление «справедливой торговли».

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива был создан в 1981 году для координации экономической политики Саудовской Аравией, ОАЭ, Оманом, Катаром, Кувейтом и Бахрейном. Таможенный союз заработал с 1 января 2003 года. В мировом экспорте доля Совета в 1990-2008 годах увеличилась с 2,6 до 4,3 процента. Торговля внутри блока за этот период выросла с 6,9 млрд до 32,7 млрд долларов. Однако его доля в общем экспорте стран-участниц сократилась с 8 до 4,7 процента. Более 2/3 товарооборота внутри союза обеспечивают Саудовская Аравия и ОАЭ.

В 2003 году все шесть стран подписали единое таможенное соглашение с Европейским Союзом, своим главным экономическим партнером, для упрощения правил торговли между двумя организациями. В последнее время страны GCC все более активно проводят совместную внешнюю и оборонную политику. В начале декабря 2007 года члены GCC договорились о создании валютного союза и введении единой валюты к 2010 году, однако это решение вызвало некоторые разногласия среди участников. Так, представители Омана пригрозили выходом из проекта, если остальные страны будут настаивать на единой валюте, а представители ОАЭ предупредили, что не успеют технически подготовиться к переходу на единую валюту к указанному сроку. В настоящее время экономики всех стран — членов GCC, кроме Кувейта, привязаны к американскому доллару.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива — региональная международная организация. В официальном названии организации слово Персидский отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив Арабским. Организация создана 25 мая 1981 года. В GCC входят шесть монархий, экономики которых опираются на добычу и продажу нефти: Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия. Совокупная площадь этих стран составляет 2,6 млн. квадратных километров. На этой территории проживают около 35,1 млн. человек, хотя гражданами GCC является не более 60% от этого количества. Остальные 40% — иностранцы, приехавшие на заработки. Совокупные запасы нефти стран — членов GCC насчитывают 484 млрд. баррелей, что составляет больше половины нефтяных резервов стран — членов ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти). Торговый оборот между участниками Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива на сегодняшний день равен 10% мирового товарооборота, однако по мнению президента Торговой палаты Бахрейна Иссама Фахру (Issam Fakhro), эта доля может увеличиться до 25% в течение следующих двух лет.

Договор о создании общего рынка государств Южной Америки (Mercado Comun del Sur, MERCOSUR) был подписан в 1991 году. Таможенный союз действует с 1994 года. В объединение входят Аргентина, Парагвай, Уругвай, Бразилия, в ближайшее время к ним присоединится Венесуэла. Боливия, Чили, Эквадор, Перу и Колумбия имеют статус ассоциированных членов. С 1990 по 2008 год экспорт внутри блока вырос с 4,1 млрд до 42,7 млрд долларов. Доля MERCOSUR в мировом экспорте — 1,8 процента.

МЕРКОСУР - субрегиональный рынок ряда стран, который носит торгово-экономический характер и размещен на территории Южной Америки. Он объединяет двести пятьдесят миллионов человек и более чем семьдесят пять процентов совокупного валового внутреннего продукта континента. По своим размерам и потенциалу в экономической сфере, МЕРКОСУР занимает второе место в мире, уступая лишь Европейскому Союзу. Он является примером крупнейшего в развивающемся мире таможенного союза. Название в переводе с испанского обозначает - «Рынок Южного конуса». «Южный конус» - общепринятое название части территории континента Южная Америка, которая располагается южнее восемнадцатого градуса южной широты. Эмблемой организации является изображение созвездия Южного креста.

Стратегической целью союза МЕРКОСУР является создание объединения, которое способно было бы сопутствовать экономическому росту стран-участников, основываясь на интенсивной взаимной торговле и эффективном использовании инвестиций. А также повышение конкурентоспособности экономик субрегиона на международном рынке.

История попыток создания на территории Южной Америки регионального экономического союза, на подобие Европейского, была долгой, однако не очень удачной. Началась она еще в 60-х годах. Именно тогда в Южной Америке впервые задумали создать зону свободной торговли, а впоследствии и Центральноамериканский общий рынок. Так в 1960-ом году появилось Латиноамериканское объединение свободной торговли (оно же в 1980-ом году было переименовано в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции). В состав союза вошли страны: Аргентина, Мексика, Бразилия, Уругвай, Чили, Парагвай, Перу, Колумбия, Венесуэла, Эквадор и Боливия. Но в связи с политическими и экономическими кризисами конца 60-х годов грандиозные планы не осуществились. Ввиду серьезных различий между государствами Латинской Америки последующие попытки развить региональную экономическую интеграцию направлялись на то чтоб объединить лишь некоторые страны, в экономическом смысле наиболее схожих между собой. Таким образом, в 1969-ом году внутри вышеупомянутого союза появилась более малочисленная группа (Боливия, Эквадор, Колумбия и Чили; позже к ним присоединилась и Венесуэла, однако выбыла Чили). Но и эта группа не смогла добиться каких-либо значительных успехов относительно развития взаимной торговли.

Внимание к вопросу интеграционных соглашений снова обострилось в 80-е годы, в момент разочарования стран Латинской Америки в помощи со стороны Соединенных Штатов Америки после войны Великобритании с Аргентиной. Это послужило стимулом для повторного появления интереса к вопросу сближения на региональной основе. В 1986-ом году Бразилия и Аргентина - наиболее крупные в экономическом смысле державы региона Латинская Америка - создали совместный проект, направленный на развитие межгосударственной интеграции и экономического сотрудничества. Также запланированный союз был провозглашен открытым для возможного присоединения и других стран. Буферные между Аргентиной и Бразилией государства, а именно - Парагвай и Уругвай – в скором времени отозвались на предлагаемую инициативу. В марте 1991-го года был подписан договор между этими четырьмя странами в городе Асунсьон (Парагвай) регламентирующий создание общего рынка и таможенного союза - МЕРКОСУР. Существует путаница, касающаяся датировки создания данного экономического союза, связана она с тем, что на самом деле торговый блок был сформирован лишь к 1995-му году. До этого момента происходила непростая и продолжительная подготовительная работа. В 1994-ом году в Асунсьонский договор было включено дополнительное соглашение, служившее для подтверждения создания зоны свободной торговли, кроме того, оно провозгласило задачу для последующей интеграции этой зоны в таможенный союз. В 1995-ом году договор вступил в законную силу. Начиная с первого января того же года, согласно Соглашению Оуро Прето, МЕРКОСУР достиг более высокого интеграционного уровня: из зоны свободной торговли превратился в таможенный союз. На внешних границах межгосударственного блока начали действовать общие для стран союза таможенные тарифы, распространяющиеся на импорт товаров из других стран. Они охватили приблизительно восемьдесят пять процентов всех видов импортируемых товаров в страны, относящиеся к объединению МЕРКОСУР. Ставка пошлин для различных импортных товаров варьируется от нуля до двадцати процентов. В то же время, нужно отметить тот факт, что отсутствие пошлин в отношении взаимной торговли и единого внешнего тарифа распространяется далеко не на все группы товаров, в связи с этим данный таможенный союз нельзя считать полным. Например, определенные товары во взаимной торговле стран-участников МЕРКОСУР еще не освобождены от тарифов. Перечень данных товаров входит в утвержденные списки исключений, основанием служит факт недостаточной конкурентоспособности. Для этих товаров устанавливается переходный период для устранения пошлин. В результате, либерализованная торговля касается лишь девяносто процентов товаров из таможенной номенклатуры (десять процентов входят в списки исключений). К двухтысячному году было запланировано распространение правил свободной торговли на весь взаимный товарообмен, но, исключения все еще существуют, помимо того время от времени то одним, то другим государством вводятся новые нетарифные барьеры.

Однако нельзя не заметить того, что результатом либерализации внутри-зональной торговли стал прирост ее объема (увеличился за период с 1991-го года по две тысячи восьмой год в восемь раз, в итоге превысил тридцать миллиардов долларов США).

В то же время существенным недостатком объединения МЕРКОСУР является тот факт, что союз до сих пор не утвердил таможенный кодекс, результатом является практика двойного таможенного налогообложения. То есть, товар, импортируемый третьей страной на территорию одной из стран-участников МЕРКОСУР, в случае дальнейшей его продажи в другое государство союза облагается пошлинными сборами дважды. Не существует также и разработанного механизма необходимого для того, чтоб распределять доходы, получаемые от таможенных сборов.

На сегодняшний день в состав объединения входят следующие страны: Аргентина, Парагвай, Бразилия, Уругвай а также Венесуэла. Процедура вступления в союз Венесуэлы была начата в июле 2006-го года, но и до теперешнего времени согласие на вступление этого государства в число членов союза утверждено не всеми парламентами уже существующих участников объединения. Ассоциированными членами являются: Чили, Колумбия, Боливия, Перу и Эквадор.

Ведущую роль среди административных органов объединения играют: Совет общего рынка, Комиссия по торговле, Группа общего рынка, Совместная парламентская комиссия, Административный секретариат и Социально-экономический консультативный форум. Совет Общего рынка является главным органом управления. Он собирается на наивысшем уровне периодически (участники - главы государств и правительств, министры иностранных дел) и необходим для осуществления политического планирования развития интеграции. Группа Общего рынка является главным исполнительным органом. Она функционирует на постоянной основе и располагает административным секретариатом, штаб-квартира которого находится в Монтевидео (Уругвай), помимо того имеет в подчинении десять технических комиссий, которые занимаются вопросами таможенного регулирования, торговли, технических норм, макроэкономической политики, валютно-финансовой политики, наземного и морского транспорта, сельского хозяйства, промышленной технологии и энергетики. Помимо этого, при содействии Центрального банка государства Бразилия существует Подгруппа, занимающаяся финансовыми соглашениями. В ее обязанности входит: согласование вопросов банковского надзора, унификация фондового и банковского законодательства, борьба против отмывания нелегальных доходов и так далее. В последние годы создаются наднациональные органы: Высший Арбитражный Суд и Парламент МЕРКОСУР.

Основным принципом для деятельности высших органов союза МЕРКОСУР является достижение консенсуса. Идея относительно создания наднациональной структуры, из серии Европейского союза в данном случае не получила поддержки.

Восемнадцатого декабря 2007-го года МЕРКОСУРОМ было заключено соглашение о свободной торговле с Израилем. МЕРКОСУР в статусе регионального объединения подписал ряд внешнеторговых преференциальных соглашений и с другими странами, к примеру - с Индией, а также и с некоторыми экономическими группировками, примерами являются: Совет по сотрудничеству между арабскими государствами Персидского залива и Южноафриканский таможенный союз. С Европейским Союзом в одна тысяча девятьсот девяносто пятом году было подписано соглашение по поводу взаимовыгодного экономического сотрудничества, на данном этапе имеют место переговоры конечной целью, которых является создание зоны свободной торговли.

На повестке дня для организации сегодня стоят вопросы, связанные с углублением интеграции, распространением ее на общеэкономическую и валютную политику, а также на область инвестиций.

В 2008-ом году Бразилия и Аргентина согласовали принятие решения об отказе использовать американский доллар для межгосударственных платежей. Этот факт естественно положительно повлиял на дальнейшее сближение двух государств. Новая схема расчетов между странами предполагает использование аргентинских песо и бразильских реалов. Она вступила в законную силу в конце 2008-го года. По мнению экспертов случившееся ярко иллюстрирует наличие желания у лидеров стран региона Латинская Америка к тому, чтоб обезопасить свои экономики от пагубного влияния финансовой системы Соединенных Штатов Америки.

C 2004-го года МЕРКОСУР и Сообщество государств Анд производят переговоры, целью которых является создание нового межгосударственного объединения Унасур (дословно обозначает - союз государств Южной Америки), также планируется создание единого центрального банка. Но на данный момент переговоры еще не дали ожидаемого результата.

Проанализировав геополитические и экономические особенности взаимоотношений между странами региона Латинская Америка, а также практику других региональных сообществ можно сделать вывод, что процессы мировой интеграции развиваются в наше время весьма неоднозначно, но в тоже время весьма интенсивно, им присущи одновременно положительные и отрицательные тенденции. И не исключено, что в скором времени может появиться качественно более высокая ступень международной, можно даже сказать межконтинентальной интеграции - всемирный общий рынок.

Южноафриканский таможенный союз считается старейшим в мире таможенным союзом. История его создания восходит к 1889 году, первый договор был подписан в 1910 году. В настоящее время в союз входят ЮАР, Ботсвана, Лесото, Намибия и Свазиленд. Помимо общего внешнего тарифа и свободного движения товаров внутри союза действует единая формула распределения доходов от сбора таможенных и акцизных пошлин. В 2008 году экспорт внутри организации составил 19 млрд долларов. Доля союза в мировой торговле — примерно 0,5 процента.

В ЮАТС вошли африканские страны, различающиеся по размерам и уровню экономического развития (ЮАР является самой крупной и развитой страной континента, Лесото относится к наименее развитым государствам Африки), отраслевой структуре, системам экономического и торгово-политического регулирования. В отличие от ЮАР производственная и экспортная база остальных стран Объединения остается узкой: основными экспортными товарами Ботсваны и Намибии являются алмазы и минералы, Лесото – текстиль, Свазиленда – сахар. Центром притяжения интеграционной группировки выступает ЮАР, на которую ориентирован почти весь торговый поток остальных четырех стран. Взаимная торговля Намибии, Ботсваны, Лесото и Свазиленда развита очень слабо.

ЮАТС имеет особенности, отличающие его от региональных группировок большинства развивающихся стран. Государства Таможенного

союза (кроме Ботсваны) входят в Единое валютное пространство (образовано в 1986 г.). В его рамках осуществляется свободное движение капитала, при этом Лесото, Намибия и Свазиленд имеют право доступа на валютный и финансовый рынок ЮАР. Все страны-члены ЮАТС являются также участниками более широкой региональной группировки – Южно-Африканского Сообщества развития (входят еще 9 африканских стран), нацеленной на поэтапное создание зоны свободной торговли. Действующее с 2004 г. Соглашение о ЮАТС поставило новые цели, изменило систему управления Объединением, расширило сферу его деятельности. В соответствии со ст. 2 Соглашения Объединение призвано:

- облегчить трансграничное перемещение товаров между государствами-членами;

- создать эффективные, прозрачные и демократические институты, которые обеспечат справедливое распределение торговой выгоды;

- поощрять справедливую конкуренцию на территории таможенного союза;

- способствовать экономическому развитию, диверсификации, индустриализации и повышению международной конкурентоспособности стран-членов;

- содействовать интеграции в мировую экономику на основе развития внешней торговли и инвестиционной деятельности;

- обеспечить справедливое распределение доходов от таможенных пошлин и других таможенных платежей, взимаемых странами-членами;

- способствовать формированию общей политики и стратегии.

Соглашение внесло ряд новых моментов в функционирование Таможенного союза. Важнейшим стало изменение институционального устройства ЮАТС: были созданы первые совместные институты, призванные демократизировать процесс принятия решений и управление Союзом. (По Соглашениям 1910 г. и 1969 г. деятельностью Объединения руководила ЮАР, в том числе устанавливала размер таможенных пошлин и акцизов, осуществляла распределение поступлений в зависимости от доли участников во внешней торговле).

Высшим органом ЮАТС стал Совет министров, состоящий из министров финансов или торговли (по крайней мере одного министра от каждой страны). Совет принимает все важнейшие решения, включая установление внешнего таможенного тарифа Объединения. Все решения принимаются на условиях консенсуса; заседания проводятся раз в квартал или по требованию одного из государств-членов.

Экономическое сообщество государств Центральной Африки. Договор о создании CEEAC (Communaute Economique des Etats d'Afrique Centrale) был подписан в 1994 году. В объединение входят Камерун, ЦАР, Габон, Республика Конго, Экваториальная Гвинея и Чад. С 1990 по 2008 год экспорт внутри блока увеличился со 139 млн до 355 млн долларов. При этом его доля в общем экспорте стран снизилась с 2,3 до 0,8 процента. Доля CEEAC в мировом экспорте — 0,3 процента.

Общий рынок государств Центральной Америки. 13 декабря 1960 года Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Никарагуа подписали договор об экономической интеграции Центральной Америки. В 1962 году к договору присоединилась Коста-Рика. К 1980-м годам из-за политических и экономических противоречий объединение де-факто распалось. Новую жизнь в таможенный союз вдохнуло создание в 1993 году зоны свободной торговли в Центральной Америке. Сейчас ее доля в мировом экспорте составляет около 0,2 процента. Экспорт внутри союза — 6,7 млрд долларов.

Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), организация развивающихся стран Центральной Америки, созданная в целях постепенного объединения национальных хозяйств стран-участниц в единый «общий рынок». Страны Центральной Америки раньше др. развивающихся стран, в том числе латиноамериканских, вступили на пут интеграции. Генеральный договор центральноамериканской экономической интеграции заключён в 1960 в г. Манагуа (Никарагуа) и вступил в силу 4 июня 1961. Участники ЦАОР: Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас (до января 1971), Коста-Рика (с 1962 по сентябрь 1972).

Участники ЦАОР договорились постепенно либерализовать взаимную торговлю, ввести в действие единую центрально-американскую таможенную номенклатуру, применять единый таможенный тариф «общего рынка» в отношении третьих стран. Договор запрещает субсидирование экспорта и «нелояльную конкуренцию», рассматривает вопросы финансирования экономического развития на основе регионального равенства, определяет режим транспорта и транзитных перевозок, предусматривает унификацию налоговых стимулов промышленного развития, разрешает свободное движение рабочей силы и капиталов в пределах территории стран-участниц.

Единый таможенный тариф был введён в 1965. К началу 70-х гг. торговля товарами, составляющими 98% единой центральноамер. таможенной номенклатуры, была полностью либерализована. (В то же время оставшиеся 2% составляют по стоимости 1/5 внутризонального товарооборота стран ЦАОР и включают такие товары, как нефтепродукты, пшеница, сахар, кофе, электрооборудование, средства транспорта.) В 1974 товарооборот в рамках ЦАОР составил 535 млн. долл. по сравнению с 80 млн. долл. в 1961. Удельный вес внутризонального экспорта в общем экспорте стран — членов ЦАОР возрос за тот же период с 7% до 29%. Значительно возросла торговля готовыми промышленными изделиями, особенно тех отраслей промышленности, которые перерабатывают сырьё несельскохозяйственного происхождения.

Интеграция в промышленности, сельском хозяйстве, электроэнергетике, транспорте и связи развивается медленно. Интегрируются прежде всего отрасли промышленности, по которым возможно самообеспечение в рамках ЦАОР. Согласованы меры по созданию интегрированных предприятий по производству автопокрышек, каустической соды, инсектицидов, удобрений, фанеры, муки, координируется производство зерновых, разработаны 4 проекта объединения энергосистем. Создана система взаимных расчётов на основе общей расчётной валюты — центрально-американское песо, равного по курсу доллару США (введена с 1962).

С начала 70-х гг. процесс центрально-американской экономической интеграции переживает период трудностей и противоречий. Они связаны с относительно низким уровнем мировых цен на товары центрально-американского экспорта, с недостатком стимулов для осуществления капиталовложений в многонациональные проекты, корыстной деятельностью империалистических монополий. Правящие круги, прежде всего наиболее развитых в промышленном отношении Гватемалы и Сальвадора, и стоящие за ними иностранные монополии пытаются решить ряд задач интеграции за счёт более слабых в экономическом отношении партнёров.

О кризисном положении ЦАОР свидетельствуют разрыв торговых отношений между Гондурасом и Сальвадором после вооруженного конфликта между ними в 1969 и развернувшаяся «торговая война» между партнёрами по ЦАОР.

В связи с тем, что ЦАОР основан на принципе «равных возможностей» иностранного и национального капитала, монополии США получили новый, более широкий рынок, а также возможность обходить импортные ограничения, использовать низкие налоги и дешёвую рабочую силу. Это привело к резкому росту прямых инвестиций США в Центральной Америке — с 37 млн. долл. в 1960 до 750 млн. долл. в 1972. Более 75% промышленных предприятий, на которые распространяются договоры ЦАОР, принадлежат иностранному капиталу, главным образом капиталу США. Имея в своих руках мощные экономические рычаги, американский империализм пытается также использовать интеграционный процесс в целях сколачивания военно-полицейского блока в Центральной Америке.

В целях поиска выхода из кризисного положения, сложившегося в ЦАОР, было решено создать т. н. Комитет на высшем уровне из представителей всех 5 стран. Однако состоявшиеся в 1973—75 тринадцать заседаний этого комитета окончились по существу безрезультатно. Основной пункт разногласий — различное отношение стран к иностранному капиталу.

На проведённом в июле 1975 совещании президентов Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики было принято решение «разработать новый договор, который должен, среди прочих аспектов, отвечать критериям технической и политической осуществимости и гарантировать соответствующее участие каждой из пяти стран в процессе интеграции».

Создание ЦАОР не способствовало решению наиболее насущных проблем социально-экономического развития стран Центральной Америки: преодолению монокультурного характера их экономики, ослаблению зависимости этих стран от диктата американских монополий, проведению аграрных реформ, повышению жизненного уровня трудящихся масс.

Таможенный союз в рамках Карибского сообщества, объединяющего 15 государств бассейна Карибского моря, существует с 1973 года. За последние 20 лет члены союза, за исключением Багамских островов, снизили общий внешний таможенный тариф с 20 до 10 процентов. Карибское сообщество и общий рынок представляет собой интеграционный блок, созданный в соответствии с договором, подписанным Барбадосом, Гайаной, Ямайкой, Тринидадом и Тобаго в Чагуарамасе (Тринидад и Тобаго) 4 июля 1973 г. КАРИКОМ заменил существовавшую с 1968 года Карибскую ассоциацию свободной торговли.

В последующем к договору примкнули другие англоязычные страны Карибского бассейна - это Антигуа и Барбуда, Белиз, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия. Багамские о-ва. принадлежат к политической части организации - Карибскому Сообществу и не входят в экономический союз - Общий Рынок. В 1995 г. четырнадцатым членом организации и первой неанглоязычной страной в ней стал Суринам.

Новое сообщество было создано для «координирования экономической и политической деятельности карибских стран». В задачи организации также входила совместная торговая и промышленная политика и программы технической и финансовой помощи ее отстающим членам.

В рамках сообщества предусматривается развитие экономического сотрудничества стран-членов, осуществляется координация внешней политики; налажено сотрудничество в таких областях, как здравоохранение, образование, культура, наука и техника, налогообложение. В рамках общего рынка предусмотрены следующие мероприятия: введение общего внешнего тарифа; проведение единой протекционистской политики; усиление координации внешнеторговой политики; согласование программы налоговых стимулов для промышленности и другие мероприятия.

Одним из способов повышения конкурентоспособности КАРИКОМ стало расширение экономического блока этой организации и создание на его основе Ассоциации Карибских Государств (Association of Caribbean States, ACS), которая включила в себя 25 государств Карибского бассейна и Центральной Америки, среди которых помимо членов КАРИКОМ государства, входящие в Группу Трех, шесть центрально-американских государств, Доминиканская Республика и Куба. Таким образом, страны Латинской Америки пытаются найти пути для стабильного экономического развития, создания более широкой зоны свободной торговли.

В то же время, в самом Карибском сообществе дела не всегда обстоят гладко. Так, 29 февраля 2004 года членство Гаити - одного из полноправных членов КАРИКОМ - в организации было приостановлено по политическим мотивам. Однако в начале июня 2006 года членство страны в сообществе и участие в общем рынке было восстановлено. В июле 1999 года членом КАРИКОМ снова стала Ангилья, которая уже являлась участницей сообщества в 1974-1980 годах как часть другой страны - Сант-Кристофор-Невис-Ангилья.

В 2005 году с просьбой о членстве в Карибском сообществе обратилась Доминиканская Республика, однако этот вопрос пока не решен, по политическим и экономическим мотивам.

Несмотря экономическую интеграцию экономики стран-членов КАРИКОМ продолжают испытывать существенные трудности. Уровень безработицы и внешний долг на фоне растущего ВВП этих стран не только не уменьшились, но и возросли. К тому же создание мощных региональных интеграционных объединений таких как НАФТА или ЕС только уменьшили конкурентные возможности стран КАРИКОМ на мировом рынке.

Большинство государств региона, за исключением нескольких, оказались неспособны восстановить свой экономический уровень, имевшийся до 80-х годов, и в целом за последние 30 лет в регионе наблюдался лишь скромный экономический рост. Основу экспорта по-прежнему составляют в основном потребительские товары и сырье, особенно нефть и нефтепродукты, минеральные полезные ископаемые, продукция сельского и лесного хозяйства. В этом отношении традиционная уязвимость региона и его внешняя зависимость еще более возросли в связи с неустойчивым характером экономической деятельности, обусловленным нестабильностью рынков и ограниченностью природных ресурсов. Во многих странах импорт продолжает расти быстрее, чем экспорт. Уровень неравенства в регионе является самым высоким в мире, продолжая расти во всех субрегионах.

Восточноафриканское сообщество создано Танзанией, Угандой и Кенией в 1967 году, однако в 1977 году из-за противоречий между участниками его распустили. В 2000 году был подписан новый договор об учреждении EAC (East African Community). В 2007 году к организации присоединились Руанда и Бурунди. Экспорт внутри блока составляет 1,6 млрд долларов, или 17,6 процента от общего экспорта пяти государств. Более 50 процентов от общего объема товарооборота обеспечивает Кения. Доля сообщества в мировом экспорте — около 0,1 процента.

Однако большинство проблем, возникших с первых дней существования Союза, до сих пор остаются нерешенными. Недостаток осведомленности среди участников ВЭД о едином таможенном регулировании, противоречия положений национальных таможенных законодательств, односторонние действия, предпринимаемые странами-участницами Союза, – это лишь одни из немногих проблем, которые и по сей день не позволяют Таможенному Союзу полноценно функционировать. Большинство предпринимателей региона имеют смутное представление о цели создания Союза. Опрос, проведенный Восточноафриканской Комиссией по связям, торговле и инвестициям выявил достаточно интересный факт: большинство предприятий мелкого бизнеса не знают о существовании Таможенного Союза, а тем более о правилах, действующих на его территории. Согласно информации, предоставленной Комиссией, уровень незаконного перемещения товаров через границы Союза до сих пор высок. Причем интересно заметить, что в большинстве случаев перемещаются товары, в отношении которых, согласно положениям Протокола Таможенного Союза, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлинам и налогов.

На данный момент на территории стран Восточноафриканского Сообщества складывается следующая ситуация: несмотря на существование Таможенного Союза и единых правил перемещения товаров, участники ВЭД продолжают руководствоваться положениями внутреннего законодательства отдельных государств. В частности, различные подходы к налогообложению операций по перемещению товаров существенно отражаются на внутренних ценах на перемещаемые товары.

Таким образом, создание большинства таможенных союзов развивающихся стран нельзя считать полностью завершенным в силу сохраняющихся исключений из режима свободной торговли, неполного охвата товарной номенклатуры общим внешним тарифом, применения нетарифных мер регулирования внешней торговлей, отсутствия гармонизации инструментов торговой политики и др. В таможенных союзах развивающихся стран, в отличие от ЕС, не были созданы наднациональные органы управления; руководство объединениями осуществляется на межправительственном уровне.

Еще одной характерной чертой ныне функционирующих межгосударственных объединений развивающихся стран является расширение контактов с другими странами и группировками, что отражает параллельное развитие процессов регионализации с процессами глобализации в современном мире. В последние годы проведены переговоры и заключен ряд соглашений, в том числе о преференциальном сотрудничестве, с крупными странами (США, Китаем, Индией), другими интеграционными группировками развитых (ЕС, ЕАСТ) и развивающихся стран (МЕРКОСУР). Заключение таких соглашений расширило возможности сотрудничества, но усложнило систему регулирования внешней торговлей.

Все большее увеличение числа таможенных союзов, расширение и укрепление их позиции на международной арене свидетельствуют о том, что данная форма межгосударственной интеграции приносит огромные экономические, политические, социальные и иные выгоды для их участников: союз делает национальные экономики значительно сильнее, позволяет выступать его участникам единым интегрированным экономическим и политическим блоком в международных отношениях, увеличивает политический и экономический вес государств в глобальном масштабе, а также открывает большие перспективы для частных лиц данных стран, в особенности для хозяйствующих субъектов. В этом смысле Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России не является исключением.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: