Эколого-экономический расчет

 

Природопользование в Российской Федерации является платным. Важным элементом системы экономического регулирования природопользования являются платежи за природные ресурсы, платежи за загрязнение окружающей среды и размещение отходов.

Цель введения платного природопользования – рациональное и комплексное использование природных ресурсов, улучшение охраны окружающей среды, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов, формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Выделяют следующие виды платы за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир и другие природные ресурсы): за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. За сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов устанавливаются штрафы [44].

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах [41].

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Формами платы за использование земли являются:

– земельный налог;

– арендная плата;

– нормативная цена земли.

Земельный налог – основная форма платы за пользование земельными ресурсами, вид местного налога.

Налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований [48].

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации [48].

Размеры платы за землю определяются в зависимости от площади, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки. Земельный кадастр – систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях. В земельном кадастре приводится описание земельных угодий, участков, указывает их площадь и месторасположение, конфигурация, качество, оценка стоимости, а так же собственник данной земли. Кадастровая стоимость земельных участков определяется по «Методике Государственной кадастровой оценке земель», и отображена в [52]. Ставка налога земельных участков исчисляется как 1,5 % от кадастровой стоимости земли.

Платежи за землю поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Частично они централизуются на специальных бюджетных счетах субъектов РФ и в республиканском бюджете РФ [49].

При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата поступает на его счет.

Аренда – предоставление имущества (земли) его хозяином во временное пользование другим лицам на договорных условиях, за плату.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления [49].

Арендная плата, получаемая собственником земли используется им по собственному усмотрению.

В случае если федеральным законодательством установлено, что размер арендной платы за земельный участок не может превышать размера земельного налога, установленного за такой земельный участок, ставка арендной платы по договору аренды земельного участка устанавливается в размере ставок земельного налога, определяемого в соответствии с действующим законодательством.

В случае если на земельном участке расположены здания, сооружения, строения с различными видами функционального использования, то размер арендной платы за весь земельный участок определяется сложением арендной платы по каждому виду функционального использования, при этом площадь земельного участка для каждого вида рассчитывается пропорционально общей площади зданий, сооружений, строений каждого вида функционального использования.

Методики определения арендной платы за пользование объектами краевой собственности утверждаются Губернатором края. Нормативы отчисления арендной платы за использование земель несельскохозяйственного назначения 100% в местный бюджет. (Закон Красноярского края «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае»)

Нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости [41].

Нормативная цена земли применяется в случаях, когда кадастровая стоимость земельного участка не установлена, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ, для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям и т.д. Нормативная цена земли, установленная в соответствии с [41], не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения

Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. На территории России платность водопользования как метод экономического регулирования водных отношений действует с 1982 г.

Основы водопользования, осуществляется в соответствии с Водным законодательством состоящего из Водного кодекса и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Основные принципы водного законодательства:

- значимость водных объектов в качестве основы жизни на земле;

- приоритет охраны водных объектов перед их использованием;

- целевое использование водных объектов.

За пользование водными объектами предусматривается следующие виды платежей:

- плату, за пользование водными объектами (водный налог);

- плату, направленную на восстановление и охрану водных объектов за пользование водными ресурсами.

Водный налог относится к федеральным налогам и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации [48]. Налогоплательщиками водного налога признаются организации, осуществляющие водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

- забор воды из водных объектов;

- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и т.д. Налоговые ставки за использование водных объектов определяет Налоговый кодекс Российской Федерации [48].

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды [1].

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Существует несколько методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды. К ним относятся [1]:

- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, установление лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

- сбросы загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, а также на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Плата за выброс (сброс) загрязняющих веществ является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей среды.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются: юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные физические лица. Плата за негативное воздействие обязательна при ведении любой деятельности, при которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Установлены два вида нормативов платы:

-за нормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (в пределах ПДВ, НДС);

-за сверхнормативные (сверхлимитные) выбросы.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены в [42].

Нормативы платы определяются исходя из затрат на предотвращение и компенсацию ущерба, наносимого загрязнением окружающей среде [42]. Данные нормативы определены по каждому ингредиенту загрязняющего вещества, виду вредного воздействия с учетом степени их опасности. Они установлены в рублях за одну тонну загрязняющих веществ или один кубометр отходов. Нормативы за размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода четвертого класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов. Показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества рассчитываются как величина, обратная ПДК данного вещества в атмосферном воздухе или водном объекте.

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием:

- коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия;

- коэффициента 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока [42].

К нормативам платы применяются поправочные коэффициенты:

-коэффициент, учитывающий экологические факторы

-коэффициент для особо охраняемых природных территорий,

-коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете на соответствующий год,

-коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов [50].

Нормативы платы ежегодно увеличиваются на коэффициенты индексации с учетом инфляции, а также корректируются на коэффициенты экологической ситуации, которые учитывают суммарное воздействие, оказываемое выбросами, сбросами и размещением отходов загрязняющих веществ на данной территории.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду налоговым платежом не является.

Поэтому меры принудительного взыскания, обеспечения исполнения обязательства и налоговой ответственности к ней не применяются. Однако за нарушения в области охраны окружающей среды установлена административная ответственность. Она определена главой 8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Платежи за загрязнение окружающей среды должны стимулировать предприятия к самостоятельному осуществлению природоохранных мероприятий, а также аккумулировать средства в системе внебюджетных экологических фондов для проведения природоохранных мероприятий [44].

Целью данного раздела является расчет платы за землю и за пользование водными объектами, платы за выброс пыли от золоотвала, за выброс загрязняющих веществ от передвижных источников, за размещение золошлаковых отходов на специализированном полигоне. Приведены затраты на рекультивацию золоотвала, приведен расчет предотвращенного экологического ущерба почвам и земельным ресурсам. Дана оценка экономической эффективности проведения рекультивации золоотвала.

Плата за землю

 

Плата за землю предусматривает компенсацию владельцу потерь сельскохозяйственных и лесных угодий от использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства.

За земли, занятые золоотвалом Железногорской ТЭЦ, предусмотрены выплаты в виде земельного налога.

Размер годовой суммы налога рассчитывается по формуле

 

ЗН=Д·С, (4.1)

 

где С – ставка налога, %;

Д – денежная оценка земли, руб;

 

Д=S·К,

 

где S – площадь земельного участка, га;

К – кадастровая стоимость 1 м² земельного участка, руб/ м2,[16].

Ставку налога принимаем 1,5 % от кадастровой стоимости, она определяется согласно [55], равна 62,47 руб/м². Значение кадастровая стоимость земельного участка берем в приложении 1 [55] «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов ЗАТО Железногорска».

 

Д=589000·62,47=551922,45 руб,

 

Подставляя эти значения в формулу (4.1), получим

 

ЗН=551922,45·1,5=827883,6 руб/год.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: