Подбор методик по типам

Займемся определением доминирующей установки. Знание о том, на какой вид деятельности преобладает установка в группе, поможет подобрать методы обучения, эффективные именно для этих типов личности. Нынешнему преподавателю, по правде говоря, нет нужды что-то изобретать, придумывать. К настоящему времени уже столько всего напридумано, что выгоднее всего просто взять подходящую методику и адаптировать ее для своей ситуации.

Преподаватели с сильной функцией интуиции все равно будут это делать. Но с точки зрения социальной отдачи целесообразно систематизировать уже имеющиеся опробованные методы и применить их по назначению. Именно соционика позволяет это сделать логично, обоснованно.

К сожалению, многие авторы нашумевших теорий обучения и воспитания настолько самонадеянны, что объявляют явно или подразумевают, что их способы обучать универсальны, пригодны для всех. С точки

зрения соционики, это большое заблуждение. Любая методика несет на себе отпечаток социотипа ее создателя! Поэтому хорошо обучаться по ней будут лишь те учащиеся, которые близки по своему устройству психики типу личности автора. А противоположные - будут сопротивляться!

Возьмем для примера методику учителя - новатора Шаталова. Сам автор, по-видимому, относится к социотипу СЛЭ. Его обучение напоминает штурм крепости противника, некое подобие смелого марш-броска по стрелкам, прочерченным на карте. Роль карты выполняет так называемый опорный конспект. Нетрудно догадаться, что по такой методике хорошо обучаются только логики, да и то не все.

Лучше всего она подходит для управленческих социотипов. Сайентисты, которые наделены творческим воображением, уже будут недовольны жесткой директивой. Они станут оспаривать схемы, предлагать свои. Это - демократические и в мышлении, и в поведении типы, поэтому подобная организация материала им быстро наскучит. А хуже всего придется гуманитариям: для них вообще чужд дух штурмовщины, жестких схем, рапортов по военному образцу.

Надеюсь, я вас убедил в необходимости соблюдать принципы индивидуального подхода. Я не встречал еще ни одной методики, которая это бы отрицала. А в действительности нет даже намеков, для каких по психологическому складу учащихся она рекомендуется, а для каких - нет. Такой подход плодит иллюзии.

Убедительный выход предлагает соционика, которая в данном случае играет роль методики по отбору других методик. Она позволяет вам укомплектовать пакет обучающих технологий и растолковать инструкцию по его употреблению.

1. Для управленческих типов (СЛЭ, ЛСЭ, ЛСИ, СЛИ): методика Шаталова, деловые игры, спортивные разминки, различные виды практики и лишь после нее - теоретические знания.

2. Для социальных типов (ЭСЭ, СЭЭ, СЭИ, ЭСИ): коллективные методы обучения, в частности, методика КТД Иванова - коллективные творческие дела, игровые методы. Теоретические знания должны подаваться обзорно и быть сведены к минимуму.

3. Для гуманитарных типов (ЭИЭ, ИЭЭ, ЭИИ, ИЭИ): любые методики воспитания так называемой «всесторонне развитой личности». Их суть сводится к тому, что учащиеся что-то сочиняют (сказку, историю, пьесу...), затем это рисуют, лепят, разыгрывают, танцуют, - любым способом самовыражаются. Для этого класса методик важно также умение философствовать на отвлеченные темы.

4. Для научно-исследовательских типов (ИЛЭ, ЛИЭ, ЛИИ, ИЛИ):

проблемно-дискуссионный метод обучения, «мозговой штурм», методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), развивающие игры в духе Никитина. Теория должна быть серьезной, сложной и предшествовать практике.

В примере с нашей группой в основу его обучения целесообразно положить методики, построенные на коллективных формах общения, так как тон в нем задают социотипы с установкой на социальную сферу.

В наихудшее положение в группе попадают учащиеся - сайентисты. Хотя их число и равно числу управленцев, но управленческая установка, как известно, имеет больший вес в обществе. Они образуют «группу риска», так как их стимулы к научно-теоретическим исследованиям не находят поддержки в группе с интегральным типом СЭС. Поэтому с ними нужно работать отдельно, давать задания другого типа, вести разъяснительную работу.

Существуют ли методики, которые предназначались бы для функционально полных групп, то есть тех, в которых приблизительно в равной мере представлены все соционические установки? Да, хотя их значительно меньше. Упомяну здесь лишь метод проектов, по которому учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, внедряет, эмоционально поддерживает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: