Безубыточность – это состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия используют аналитический и графический способы.

 

Таблица 16 - Данные для проведения анализа

Показатель Фактическое значение 2007 года
1. Объем реализации, тыс. т. 291,47
2. Цена, руб./т. 1973,89
3. Выручка от реализации, тыс. руб. 575329,00
4. Переменные затраты, тыс. руб. 249855,48
5. Удельные переменные затраты, руб./т. 857,22
6. Валовая маржа, тыс. руб. 325473,52
7. Постоянные затраты, тыс. руб. 425297,04
8. Прибыль, тыс. руб. -99823

 

Проведем анализ безубыточности традиционным способом.

Для проведения анализа необходимо рассчитать следующие показатели:

1) Порог рентабельности

Порог рентабельности (точка безубыточности) - это сумма выручки, необходимая для покрытия всех постоянных расходов предприятия. Прибыли при этом нет, но нет и убытка.

  Постоянные затраты.  Доля маржинального дохода


Порог рентабельности =                                                          (34)

 

1) Определим порог рентабельности:

 

425297,04 / 0,57 = 746135,16 тыс. руб.

 

2) Пороговое количество товара


425297,04 / (1973,89 – 857,22) = 380862 тонн.

 

3) Рассчитаем запас финансовой прочности в рублях (ЗФП) = Выручка (В) – порог рентабельности (ПР)

 

575329 – 746135 = -170806 тыс. руб.

 

4) Рассчитаем запас финансовой прочности (ЗФП) в % = (ЗФП руб / Вфакт) * 100%

(-170806 / 575329) * 100 % = -29,69%

 

Построим график безубыточности. График безубыточности представлен на рисунке 2.

По данным рисунка 2 видно, что предприятие в данный момент находится в зоне убытков. Чтобы достигнуть точки безубыточности, необходимо увеличить объем реализации до 380862 тонн. Чтобы предприятие получило прибыль, нужно превысить данный объем реализации.

Дефицит финансовой прочности составляет -170806 тыс. руб. или 29,69%.

 

Рисунок 2 - График безубыточности  

 

 

3 МЕТОДИКА МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА

 

3.1 Понятие и значение маржинального анализа

 

Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный (предельный) анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей «издержки - объем производства (реализации) продукции – прибыль» и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.

Основу этой методики составляет деление операционных затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные и использование предельных величин.

Предельные (добавочные, дополнительные, маржинальные) величины показывают характер и скорость изменения средних удельных величин исследуемых показателей. Их рассчитывают как разность предыдущих и последующих средних удельных величин, связанных с производством добавочной единицы продукции. В итоге маржинальный анализ позволяет установить, как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства продукции на единицу. Предельные величины в экономике начали исследоваться со второй половины ХIХ в., когда возникла новая школа - маржинализм. В настоящее время вся экономическая наука западных стран строится на предельных и критических величинах объемов продаж, себестоимости, прибыли, цены, постоянных затрат и их оптимизации.

Использование данной методики позволяет:

- более точно исчислять влияние факторов на изменение суммы операционных затрат, прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования себестоимости продукции и финансовых результатов;

- определить критические уровни объема продаж, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

- установить зону безопасности (безубыточности) предприятия;

- исчислять необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

- более точно оценить эффективность производства отдельных видов продукции и эффективность работы отдельных сегментов предприятия;

- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Проведение маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

- необходимость деления издержек на две части переменные и постоянные по отношению к динамике объема производства продукции;

- изменение переменных издержек пропорционально объему производства (реализации) продукции;

- отсутствие изменения постоянных издержек в пределах релевантного объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

- потребность исчисления и использования показателя маржи покрытия (маржинальной пробыли).

3.2 Анализ функциональной связи между операционными затратами и объемом производства продукции

 

Все операционные затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, можно разделить на переменные и постоянные. Основу такой классификации затрат составляет принцип их эластичности к изменению уровня деловой активности предприятия.

Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции. Отдельные элементы переменных расходов, в свою очередь, в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дигрессивные.

Степень реагирования отдельных видов затрат (ΔЗi) на изменение масштабов деятельности предприятия (ΔХ) оценивается с помощью коэффициента эластичности (Кэл):

 

эл) = ΔЗi / ΔХ                                                                          (35)

 

Пропорциональные затраты находятся в прямой пропорциональной зависимости от динамики объема производства продукции (прямая заработная плата, расходы сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Коэффициент эластичности для таких затрат будет больше единицы.

Прогрессивные затраты растут более высокими темпами, чем объем производства продукции, например, оплата труда рабочих по сдельно – прогрессивной системе. Коэффициент эластичности для таких затрат будет больше единицы.

Дигрессивные затраты растут медленнее, чем объем производства (затраты на текущий ремонт машин и оборудования). Коэффициент эластичности для таких затрат будет меньше единицы.

Но в целом переменные затраты с некоторой степенью условности изменяются соразмерно объему производства продукции.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции – это амортизация, арендная плата заработная плата обслуживающего персонала на почасовой оплате, расходы связанные с управлением и организацией производства, лизинговые платежи, коммунальные расходы и т.д.

Предприятию более выгодно если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции на имеющихся производственных мощностях.

Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:

 

Z =a + bx,                                                                                  (36)

 

где Z- сумма затрат на производство продукции;

a – абсолютная сумма постоянных расходов в отчетном периоде;

b – уровень переменных расходов на единицу продукции;

x – объем производства продукции.

 

3.3 Методы определения суммы постоянных и переменных затрат

 

Для эффективного управления процессом формирования себестоимости продукции очень важно правильно определить сумму постоянных и переменных затрат. Для этой цели используется разные методы:

- алгебраический

- графический

- статистический, основанный на корреляционно – регрессивном анализе;

- селективный, построенный на содержательном анализе каждой статьи и элемента затрат.

Алгебраический (минимаксный) метод можно применять при наличии информации о минимальном и максимальном объемах производства продукции в натуральном выражении (X min и X max) и соответствующих им затратах (Z min и Z max).

Переменные затраты на единицу продукции (b) определяются следующим образом:

 

B = (Z min и Z max) / (X min и X max)                                               (37)

 

Узнав переменные затраты на единицу продукции, можно подсчитать сумму постоянных затрат (а).

 

а = Z maxbx max или Z minbx min                                                 (38)

 

Графический метод нахождения постоянных затрат состоит в следующем. На графике откладываются две точки, соответствующие общим издержкам для минимального и максимального объемов производства. Затем они соединяются до пересечения с осью ординат, на которой откладывается уровень издержек. Точка, где прямая пересекает ось ординат, показывает величину постоянных затрат, которая будет одинаковой как для максимального, так и для минимального объема производства.

Селективный метод позволяет более точно определить сумму постоянных и переменных затрат, но он более трудоемкий по сравнению с предыдущими методами. Однако в условиях современных технологий обработки экономической информации этот процесс упрощается.

Многие затраты являются полупеременными или полупостоянными (затраты на ремонт машин и оборудования, затраты на рекламу и т.д.). Поэтому с целью более точного разделения их на постоянные и переменные необходимо экспертным путем или с помощью корреляционного анализа установить коэффициент зависимости определенного вида затрат от объема производства продукции.

 

3.4 Методика маржинального анализа себестоимости продукции

 

Маржинальный анализ позволяет точнее измерить влияние факторов на изменение уровня себестоимости продукции, прибыли и рентабельности и на этой основе вырабатывать более эффективную политику управления затратами и финансовыми результатами.

По методике анализа издержек производства, которая традиционно применяется на отечественных предприятиях, общая сумма затрат на производство и реализацию продукции рассматривается как функция изменения общего объема выпуска продукции (VBП общ ), ее структуры (Уdi) и уровня себестоимости изделий (Ci):

 

Зобщ = Σ(VBП общ * Уdi * Ci) = Σ(VBПi * Ci).                                                  (39)

 

Здесь допускается, что все затраты — и постоянные и переменные изменяются прямо пропорционально объему производства продукции. В действительности, соразмерно с объемом выпуска продукции изменяется только переменная часть операционных затрат, сумма постоянных затрат от него не зависит. Поэтому более правильные результаты факторного анализа общей суммы затрат будут получены по следующей модели:.

 

Зобщ = Σ(VBП общ * Уdi *bi) + А = Σ(VBПi * bi) + А                (40)

По данной модели на фактический объем производства пересчитывается не вся сумма затрат прошлого периода или плана отчетного периода, а только переменная ее часть, что позволяет более точно исчислить влияние факторов на изменение общей суммы затрат и всех производных от нее показателей (затратоемкости, себестоимости отдельных изделий, рентабельности).

Затратоемкость, (ЗЕ) определяется отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в текущих ценах:

 

ЗЕ = (Зобщ / ВП) * 100                                                               (41)

 

По первому варианту методики (без деления затрат на постоянные и переменные) для факторного анализа данного показателя используется следующая модель:

 

ЗЕ = ((Зобщ / ВП))= (Σ(VBП общ * Уdi * Ci)) / (Σ(VBП общ * Уdi * Ci)). (42)

 

Поскольку по этой методике с изменением объема производства продукции пропорционально изменяются числитель и знаменатель, то этот фактор не оказывает влияния на уровень затратоемкости продукции. Затраты на рубль продукции зависят только от структуры продукции, уровня затрат на единицу продукции и отпускных цен.

По второму варианту методики, которая основывается на делении затрат на постоянные и переменные, затратоемкость продукции зависит от объема производства продукции, ее структуры, изменения удельных переменных, суммы постоянных затрат и уровня отпускных цен на продукцию:

 

ЗЕ = ((Зобщ / ВП))= (Σ(VBП общ * Уdi *bi) + А) / (Σ(VBП общ * Уdi * Цi)).

Сi = Зi / VBПi                                                                                                                                   (43)

 

Данная модель позволяет установить изменения уровня затратоемкости продукции из-за изменения объема ее производства. Чем больше производится продукции на имеющейся производственной мощности предприятия, тем меньше постоянных затрат приходится на рубль продукции. Напротив, при спаде производства повышается издержкоемкость продукции.

Аналогичные преимущество имеет методика маржинального анализа себестоимости отдельных видов продукции. Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции по традиционной методике изучают с помощью факторной модели

 

Сi = Зi / VBПi                                                                             (44)

 

где Зi — общая сумма затрат на производство (i-го вида продукции;

VBПi — количество произведенной продукции i-го вида.

При расчете влияния факторов по данной модели предполагается, что объем выпуска продукции и затраты изменяются сами по себе, независимо друг от друга, и что все затраты на единицу продукции находятся в обратно пропорциональной зависимости с объемом производства продукции. В действительности же, с увеличением (уменьшением) объема производства изменяются только постоянные затраты на единицу продукции, переменные затраты при этом остаются на том же уровне.

Отсюда факторная модель себестоимости единицы продукции по методике маржинального анализа выглядит следующим образом:

 

Сi = (Аi / VBПi) + bi                                                                                                                  (45)

 

где Сi — полная себестоимость единицы i-го вида продукции;

Аi — сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;

VBПi — объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах;

bi — сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции (усеченная себестоимость продукции).

Преимущество данной модели состоит в том, что она позволяет видеть, насколько велика сумма постоянных затрат, какую долю они занимают в себестоимости изделия и как изменяется их уровень в зависимости от объема выпуска продукции.

В систематизированном виде методика маржинального анализа себестоимости продукции представлена в таблице –17

 

Таблица 17 - Методика факторного анализа себестоимости продукции

Показатель

Детерминированные факторные модели

Традиционные Применяемые в маржинальном анализе
Общая сумма затрат З = Σ(VBПi * Ci). Недостаток: все затраты изменяются пропорционально объему производства З = Σ(VBПi * bi) + А. Преимущество: позволяет более точно исчислить влияние объема выпуска продукции на общую сумму затрат
Затратоемкость продукции ЗЕ = ((Зобщ / ВП))= (Σ(VBПi * Ci)) / (Σ(VBПi * Цi). Недостаток: объем производства не влияет на затратоемкость продукции ЗЕ = ((Зобщ / ВП))=(Σ(VBПi *bi) + А) / (Σ(VBПi * Цi).  Преимущества: позволяет определить влияние объема выпуска продукции на изменение затратоемкости прдукции.
Себестоимость отдельных видов продукции Сi = Зi / VBПi Недостаток: все затраты на единицу продукции (услуг) сокращаются (увеличиваются) пропорционально объему ее производства Сi = (Аi / VBПi) + bi Преимущество: в обратно пропорциональной зависимости с объемом производства находится только постоянные затраты на единицу продукции (услуг)
Уровень издержек обращения УИО = ИОобщ / ТО где УИО – уровень издержек обращения; ИОобщ – сумма издержек обращения; ТО- объем товарооборота. УИО = (ИОпост /ТО) + УИОперем. где: УИОперем. –уровень переменных издержек обращения; ИОпост – сумма постоянных издержек.

Таким образом, методика маржинального анализа, основанная на делении затрат на постоянные и переменные, имеет очень большое значение в анализе, планировании и прогнозировании себестоимости продукции. Внедрение ее на отечественных предприятиях позволит более эффективно управлять процессом формирования себестоимости и финансовых результатов на микроуровне.

 

3.5 Анализ маржи покрытия (маржинальной прибыли)

 

Маржа покрытия (маржинальная прибыль) — разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию, — очень ценный показатель при анализе финансовых результатов. С ее помощью можно правильнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.

Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли. Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат от операционной деятельности. Ее величина зависит от следующих факторов:

- на единицу продукции (удельная маржинальная прибыль):

 

МПед = рi - bi                                                                             (46)

 

- на весь объем продаж i-го вида продукции:

МПi = VPПi * (рi - bi)                                                               (47)

 

- в целом по предприятию:

 

МПобщ = Σ VPПi * (рi - bi) = Σ VPПобщ * Уdii - bi)                (48)

 

где МП — сумма маржи покрытия;

р — цена единицы продукции;

b — переменные затраты на единицу продукции (усеченная себестоимость);

VPП— физический объем реализованной продукции;

Уdi — удельные веса отдельных видов продукции в общем объеме продаж.

Расчет влияния данных факторов покажет вклад каждого из них в формирование общей суммы маржи покрытия отчетного периода. По данным моделям можно оценивать степень чувствительности ее величины к изменению соответствующих факторов в прогнозном периоде.

Определение усеченной себестоимости по переменной части затрат и маржи покрытия по каждому виду продукции позволяет более правильно определить доходность каждого продукта и его вклад в генерирование общей маржи покрытия и прибыли предприятия по сравнению с традиционным методом калькулирования полной себестоимости продукции. При полном калькулировании себестоимости продукции, как правило, допускается значительное искажение ее уровня, поскольку очень трудно правильно выбрать базу распределения накладных расходов, в результате чего себестоимость одних видов продукции явно завышается, а других — занижается. Принятые на этой основе изменения в структурной политике могут оказаться ошибочными, т.е., могут быть сняты с производства изделия, вносящие на самом деле значительный вклад в общий доход предприятия.

Таким образом, показатель маржи покрытия в процентах к выручке является важным инструментом принятия решений. Если предприятие увеличит продажи продукции с более высокими значениями данного показателя, оно получит более высокую сумму покрытия, а соответственно, и более высокую сумму прибыли. Поэтому планирование производства и сбыта продукции должно ориентироваться именно на этот критерий с целью достижения оптимального финансового результата.

 

3.6 Методика маржинального анализа прибыли и рентабельности

 

Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

Традиционная методика факторного анализа прибыли предполагает использование следующей модели:

 

П = VPП * (р - с)                                                                               (49)

 

где VPП — физический объем продаж;

р — цена реализации;

с — полная себестоимость единицы продукции.

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга, данная модель не учитывает взаимосвязь объема реализации продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на единицу продукции. Напротив, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозировании ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:

 

П = VPП * (р - b) – А                                                              (50)

 

где р - цена единицы продукции;

b- переменные затраты на единицу продукции;

А - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Данная модель позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Здесь учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное - посредством влияния данного фактора на себестоимость изделия, что дает возможность более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель

 

П = Σ(VPПобщ * Уdii - bi) - А)                                              (51)

 

где Уdi - удельный вес i-го вила продукции в общем объеме продажи.

Особенно большое значение имеет многоуровневый порядок расчета прибыли, когда постоянные затраты периода учитывают по местам их возникновения: для каждого вида продукции; общие для нескольких однородных видов продукции; общие для структурного подразделения и общие для предприятия в целом.

Порядок многоступенчатого расчета маржи покрытия и конечного финансового результата представлен на рисунке 3.

Такой порядок определения финансового результата покажет участие каждого центра затрат в формировании его величины, позволит выявить и конкретизировать причины убытков, определить основные направления их снижения.

 

 


Рисунок - 3 Многоступенчатый порядок определения финансового результата.

 

Методика маржинального анализа показателей рентабельности и ее отличие от традиционных подходов показаны в таблице – 18.

 

Таблица 18 - Методика анализа показателей рентабельности

Показатель

Детерминированные факторные модели

Традиционные Применяемые в маржинальном анализе
Рентабельность i-го вида продукции (RЗi) RЗi = (П/З) = VPПii - сi)/ VPПii = (рi - сi)/ сi. RЗi = (VPПii - bi) – А)/ (VPПi*bi + А)
Рентабельность продукции в целом по предприятию (RЗ) RЗ = (Σ VPПобщ * Уdii - сi))/ (ΣVPПобщ * Уdi * сi.). RЗ = (Σ VPПобщ * Уdii - bi) – А)/ (ΣVPПобщ * Уdi * bi.).
Рентабельность оборота i-го вида продукции (Rоб) Rоб = (П/В) = VPПii - сi)/ VPПii = (рi - сi)/ рi. Rоб = VPПii - bi) -А / VPПi * рi.

Показатель

Детерминированные факторные модели

Традиционные Применяемые в маржинальном анализе
Рентабельность оборота общая (Rобщ) Rобщ = (Σ VPПобщ * Уdii - сi))/ (ΣVPПобщ * Уdii.). Rобщ = (Σ VPПобщ * Уdii - bi)- А)/ (ΣVPПобщ * Уdii.).

 

По традиционной методике факторного анализа объем продаж не оказывает влияния на изменение уровня рентабельности, поскольку числитель и знаменатель этих моделей изменяются пропорционально ему. Преимущество методики маржинального анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уровня рентабельности. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие - более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

Кроме того, данная система учета и анализа ориентирована не на производство, а на реализацию. Она побуждает изыскивать резервы увеличения объема продаж: чем больше объем продаж, тем меньше постоянных затрат, отнесенных прямо на финансовый результат, приходится на единицу реализованной продукции, тем больше прибыль и выше рентабельность.

 

3.7 Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

 

Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия - основополагающие показатели при разработке бизнес планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия.

Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как не нужно чертить каждый раз график. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении (Вкр) необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржи покрытия в выручке:

 

В кр = А / ДМП                                                                                                                                  (52)

 

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:

 

VPПкр = А / р – b                                                                                                                                        (53)

 

Для расчета критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:

 

VPПкр = А / МП * 100%                                                                     (54)

 

Для определения объема реализации продукции с целью получения запланированной суммы прибыли нужно сделать следующий расчет:

 

VPП = (А + П) / (р – b)                                                                     (55)

 

При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:

 

В = (А + П) / ДМП                                                                                                                                       (56)

 

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

 

ЗБ = (В –В кр) / В                                                                      (57)

 

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

 

ЗБ = (VPП – VPПкр) / VPП                                                       (58)

 

Данные модели можно использовать для расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия не только в ретроспективном, но и в перспективном анализе.

 

3.8 Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

 

Графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.

Поэтому предприятие стремится сокращать постоянные издержки. Оптимальным считается план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.

Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж;

Для факторного анализа зоны безопасности предприятию можно использовать следующую модель:

 

ЗБ =(VPП – VPПкр) / VPП = VPП-((А /(р –b))) / VPП                      (59)

 

Последовательно заменяя базовый уровень каждой составляющей данной формулы на фактический, способом цепной подстановки определим изменение зоны безопасности за счет объема продаж, суммы постоянных затрат, цены изделия, удельных переменных затрат.

Если безубыточный объем продаж определяется в стоимостном выражении, то для факторного анализа изменения его величины может быть использована следующая модель:

 

Вкр = А / ДМП =А / ΣУd * ДМПi = А / ΣУdi ((рi – bi) / рi)                      (60)

 

где ДМП - средняя доля маржи покрытия в общей сумме выручки нетто);

ДМПi - доля маржи покрытия по i-му виду продукции;

Уdi - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме продаж.

 


3.9 Определение критической суммы постоянных затрат, переменных расходов на единицу продукции и критического уровня цены реализации

 

С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, при котором прибыль будет равна нулю, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов. Основу этих расчетов составляет все та же базовая модель прибыли, учитывающая взаимосвязь «затраты - объем продаж - прибыль»:

 

П = VPП (р –b) – А = 0, или П = В * ДМП – А =0                   (61)

 

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывается следующим образом:

 

Акр = VPП (р – b) или Акр = В * ДМП                                                 (62)

 

Суть этого расчета состоит в определении максимально допустимой величины постоянных расходов, которая будет равна марже покрытия при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным.

Чтобы определить, за сколько месяцев окупятся постоянные затраты отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет:

 

t = 12 * Безубыточный объем продаж) / Годовой объем продаж (63)

 

Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (bкр) при заданном объеме продаж (VРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:

bкр = р – (А / VРП)                                                               (64)

 

Из данной формулы видно, что если сумма удельных переменных и удельных постоянных затрат равна цене единицы продукции, то уровень переменных затрат действительно будет критическим, при котором финансовый результат будет равен нулю.

Критический уровень цены (ркр) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

 

ркр = (А / VРП) +b                                                                     (65)

 

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т. д).

Если сумму прибыли представить в виде формулы:

 

П = VPП (р – b) – А = VPП * СМП – А                                    (66)

 

 где неизвестной величиной является объем продаж в натуральном выражении (VPП), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту:

 

VPП1 * СМП1 – А1 = VPП2 * СМП2 – А2                                     (67)

 

то объем продаж можно найти следующим образом:

 

VPП = (А1 - А2) / (СМП1 - СМП2)                                                 (68)


Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего приравнивают затраты по разным вариантам:

 

VPП1 * b1 + А1 = VPП2 * b2 + А2                                               (69)

 

Тогда искомый объем продаж находят следующим образом:

 

VPП = (А2 - А1) / (b1 - b2)                                                           (70)

 

На основании проведенных расчетов выбирают один из вариантов управленческих решений.

 

3.10 Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта

 

С помощью маржинального анализа можно обосновать целесообразность увеличения производственной мощности. Поскольку с ее увеличением происходит рост суммы постоянных затрат, следует установить, увеличатся ли прибыль предприятия и зона ею безопасности.

Окончательное решение об увеличении производственной мощности должно приниматься с учетом окупаемости инвестиций на строительство дополнительных помещений, приобретение и модернизацию оборудования. Учитываются также возможности сбыта продукции, создание новых рабочих мест, наличие необходимых материальных и трудовых ресурсов и т. д.

Следует учитывать также эффект кривой опыта (ЭКО), сущность которого состоит в том, что по мере увеличения производства, наращивания производственных мощностей происходит постепенное снижение переменных затрат в связи с повышением уровня стандартизации производственных процессов, квалификации и профессионализма кадров, совершенствования техники, технологии и организации производства.

Опыт развитых стран показывает, что при каждом удвоении производства продукции переменные затраты на единицу продукции снижаются примерно на 20—З0%.

Эффект кривой опыта проявляется не автоматически, а реализуется при условии постоянного повышения квалификации персонала, внедрения новой техники, новых технологий и рациональных предложений. Администрация предприятия должна постоянно заботиться о проведении текущих улучшений, способствующих снижению затрат на производство продукции.

 

3.11 Аналитическая оценка решения, о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня

 

Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно,

Чтобы избежать убытков, предприятие будет искать выход из сложившейся ситуации. И если в это время поступит предложение от заказчика на выпуск продукции, которая требует несколько иной технологии и, соответственно, дополнительных постоянных затрат, то менеджеры предприятия могут принять такой заказ даже по ценам ниже критического уровня.

Следовательно, даже на таких невыгодных условиях принятие дополнительного заказа экономически оправдано. Дополнительный заказ позволяет значительно снизить постоянные затраты на единицу продукции за счет наращивания объемов производства и вместо убытка получить прибыль.

 


3.12 Выбор варианта машин и оборудования

 

Одним из направлений поиска резервов сокращения затрат на производство продукции и увеличения прибыли является выбор оптимального варианта машин и оборудования.

Необходимо определить, при каком объеме производства выгоднее применять тот или иной вариант оборудования. Для этого нужно найти критический объем производства продукции, при котором затраты по двум вариантам оборудования будут одинаковыми. Решение можно произвести аналитическим и графическим способами.

 

3.13 Обоснование решения производить или покупать

 

Минимизации затрат и увеличению прибыли содействует оптимизация выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов, услуг и т.д. для решения проблемы «производить или покупать» также может быть использован маржинальный анализ.

Стоимость приобретенных продукции можно выразить следующим образом:

 

З1 = b1 * x                                                                                  (71)

 

где b — цена одной детали;

х — требуемое количество деталей в год.

Себестоимость производства деталей будет включать постоянные и переменные затраты:

 

З2 = а2 + = b2 * x                                                                        (72)


Для определения, при какой потребности в продукции стоимость их приобретения и производства совпадет:

 

b1 *x = а2 + b2 *x                                                                       (73)

 

При расчете определим годовую потребность, и при потребности свыше годовой потребности в год, более экономным является собственное производство, а при меньшей потребности для предприятия более выгодно покупать.

Для окончательного принятия решения нужно учитывать мощность предприятия, качество продукции, колебания объемов, создание или сокращение рабочих мест и т.д.

Производить самому или приобретать со стороны - это задача из области стратегических решений, связанных с долгосрочной оптимизацией производственной программы. Это решение сложное и должно быть тщательно продумано и обосновано. Оно должно оцениваться не только с экономической, но и с технологической, качественной, организационной позиций. При этом нужно учитывать степень использования мощности, качество продукции и услуг, создание или сокращение рабочих мест, колебания объемов спроса и т.д.

 

3.14. Выбор решения с учетом ограничений на ресурсы

 

Задача выбора оптимального решения значительно усложняется, если требуется учитывать разные ограничения:

а) объем реализации продукции (существуют границы спроса на продукцию);

б) трудовые ресурсы (общее количество или по профессиям);

в) материальные ресурсы (недостаток материалов для изготовления продукции в необходимом количестве);

г) недостаток фонда рабочего времени оборудования и т.д.

Процесс принятия решений с учетом ограничений предусматривает определение маржи покрытия, которую дает каждый вид продукции на единицу недостающего ресурса. Предпочтение отдается производству тех видов продукции, которые обеспечивают более высокий уровень данного показателя.

Аналогичным образом максимизируется величина прибыли по трудовым ресурсам и по оборудованию, которые могут быть одновременно использованы на производстве нескольких видов продукции. Только в данном случае нужно учитывать маржу покрытия за человеко-час, машино-час и т.д.

Таким образом, деление затрат на постоянные и переменные и использование критических и предельных величин позволят получить более точные результаты расчетов и на этой основе выбрать более оптимальный вариант управленческого решения из имеющихся альтернатив. Использование этой методики в практике работы предприятий будет способствовать более эффективному управлению процессом формирования затрат и финансовых результатов.

 


4  АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ШАХТА «КРАСНОГОРСКАЯ»

 

4.1 Анализ производства и реализации продукции

 

4.1.1 Анализ качества продукции

 

Таблица 19 - Качество угля и продуктов переработки

Показатель

2007 год

Тонн

Зольность,%

Влажность,%

Отклонение от плана по

План Факт План Факт План Факт Тонн Зольность, % Влажность, %
Добыча 297000 244938 21,6 22 8,3 8,5 -52062 0,4 0,2
Отгружено фабрикам 292000 222993 21,6 22,1 7,8 7,8 -69007 0,5 0
Выпуск продуктов обогащения 216870 203647 9 8,5 7,8 7,8 -13223 -0,5 0
в т.ч. концентрат 212920 203647 8,5 8,5 7,8 7,8 -9237 0 0
прмпродукт 3950 0 34 0 7,8 0 -3950 0 0

 

По данным таблицы 19 видно, что фактическая добыча угля в 2007 году меньше запланированной на 52062 тонны. Фактически добытый уголь по зольности выше плана на 0,4%, по влажности – на 0,2%.

Количество угля, отгруженного фабрикам, ниже планового на 69007 тонн. Зольность этого угля выше запланированного показателя на 0,5%. Влажность находится в соответствии с планом.

Фактический выпуск концентрата ниже планового выпуска на 9273 тонны. Зольность ниже запланированной на 0,5%.

Выпуск промпродукта фактически не осуществлялся.

Отклонения качества продукции по зольности и влажности приводит к увеличению цены на продукцию, снижению конкурентоспособности, а следом и снижение объема продаж при уже фактическом отклонение от плана.

 

4.1.2 Анализ ритмичности работы предприятия

 

Таблица 20 - Анализ ритмичности работы предприятия

Период

Объем товарной продукции, тыс.т.

Выполнение плана, %

Отклонение от плана тыс.т.

Отклонение квартального выпуска к годовому, %

План Факт План Факт
1 квартал 65 82,7 127,23 17,7 21,9 33,8
2 квартал 71 75 105,63 4 23,9 30,6
3 квартал 92 48,9 53,15 -43,1 31,0 20,0
4 квартал 69 38,3 55,51 -30,7 23,2 15,6
Итого: 297 244,9 82,46 -52,1 100 100

 

Приведенные данные таблицы 20 свидетельствуют о том, что план выполнен на 82,46%. Добыто меньше, чем запланировано на 52,1 тыс.т.

Невыполнение плана в 3 и 4 кварталах связано с вынужденной остановкой очистных забоев для приведения горных работ в безопасное состояние.

 

4.1.3 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции

 

Таблица 22 - Анализ факторов изменения объемов реализованной продукции

Показатели

Факт 2006г.

2007 год

Отклонение (+,-)к

План Факт 2006 г. Плану
1.Остаток готовой продукции на начало года, тыс. руб. 74536 29031 100050 25514 71019
2.Выпуск товарной продукции, тыс. руб. 352397 422135 494241 141844 72106
3.Остаток готовой продукции на конец года, тыс. руб. 11362 11253 18962 7600 7709
4.Отгрузка продукции, тыс. руб. 415571 439913 575329 159758 135416

Δ РП = 71019 +72106 – 7709 = 135416 тыс. руб

 

Реализация продукции в 2007 году превысила плановый показатель на 135416 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения выпуска товарной продукции на 72106 тыс. руб.; увеличения остатков готовой продукции на начало года на 71019 тыс. руб. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков товарной продукции на конец года на 7709 тыс. руб.

 

4.2 Анализ использования трудовых ресурсов ООО «Шахта «Красногорская»

 

4.2.1 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда, соответствующим отрасли.

Основными задачами анализа использования трудовых ресурсов предприятия являются:

1) Изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям.

2) Определение и изучение показателей динамики персонала.

3) Выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и эффективного их использования.

Обеспеченность предприятия промышленным персоналом определяется сопоставлением плановой и фактической среднесписочной численности. Выполнение производственной программы предприятия в большей степени зависит от производительности труда и укомплектованности добычных участков и других служб рабочими. Сверхплановая численность рабочих на основных работах должна оправдываться дополнительным объемом добычи угля. Она не должна образовываться за счет численности других звеньев производства.

Обеспеченность ООО «Шахта «Красногорская» кадрами смотреть в таблице 23.

 

Таблица 23 - Анализ обеспеченности кадрами

Категория персонала

Численность, чел.

Структура, %

План Факт Отклонение План Факт Отклонение
Среднесписочная численность ППП 1078 1039 -39 100,0 100,0 0,0
в том числе:            
руководители 133 138 5 12,3 13,3 0,9
специалисты 60 60 0 5,6 5,8 0,2
служащие 2 2 0 0,2 0,2 0,0
рабочие 883 839 -44 81,9 80,8 -1,2

 

По данным таблицы 23 видно, что плановая численность превышает фактическую на 39 человек. Наибольшую долю работников в общем числе ППП составляют рабочие: по плану 81,9%, по факту 80,8%. Руководители фактически составляют 13,3%, запланировано 12,3%.

Фактическое количество специалистов составило 5,8% вместо 5,6% запланированных. Меньше всего служащих 0,2% по плану и фактически.

В 2007 году 60 руководителей и 12 специалистов шахты прошли повышение квалификации по производственно-техническим направлениям, охране труда и промышленной безопасности.

Без отрыва от производства продолжают обучение 13 человек в высших учебных заведениях, 16 человек – в средне - профессиональных.

Изменение количественного состава трудящихся происходит в результате его движения.

Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:

- коэффициент по приему показывает долю работников принятых на предприятие в общей их численности;

- коэффициент по выбытию показывает долю работников уволенных с предприятия в общей их численности;

- коэффициент постоянства персонала предприятия определят количество рабочих, проработавших весь год на предприятии в общей численности персонала.

 

Таблица 24 – Анализ динамики численности трудовых ресурсов

Показатель

Численность человек, чел.

Отклонение (+,-)

  2006 год 2007 год
1.Численность на начало года 1127 1106 -21
2.Принято, всего 231 183 -48
3.Уволено, всего 252 272 20
В т.ч. по неуважительным причинам 174 152 -22
4.Численность на конец года 1106 1017 -89
5.Среднесписочная численность работников 1104 1052 -52
Показатели оборота, %      
1.Коэффициент оборота по приему 20,9 17,4 -3,5
2.Коэффициент оборота по выбытию рабочих 22,8 25,9 3,0
3.Коэффициент текучести кадров 15,8 14,4 -1,4
4. Коэффициент постоянства персонала 79,3 79,3 0,0

 

По данным таблицы 24 динамика численности рабочих ООО «Шахта «Красногорская» показывает, что количество работников в 2007 году уменьшилось по сравнению с 2006 годом.

Показатели оборота показывают:

- коэффициент оборота по приему в 2006 году был значительно выше, то есть на 3,5%, чем в 2007 году;

- коэффициент оборота по выбытию, наоборот, в отчетном году выше, чем в 2006 году, то есть на 3,1%, что говорит о большом увольнении работников;

- коэффициент текучести кадров в 2007 году уменьшился. В 2007 году текучесть кадров уменьшилась на 1,4%;

- коэффициент постоянства составляет 79,3% в 2007 году и, остался без изменений.

При этом можно сделать следующий вывод: сокращение численности происходит из-за нарушения трудовой дисциплины и низкой заработной платы.

Причиной снижения коэффициента приема является сокращение штата работников.

Коэффициент постоянства говорит о том, что определенный сложившийся круг рабочих не собирается прерывать стаж из-за временных экономических трудностей предприятия.

 

4.2.2 Анализ использования рабочего времени

Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником, а также по степени использования фонда рабочего времени

Использование трудовых ресурсов на ООО «Шахта «Красногорская»

смотреть в таблице 25.

Проанализируем изменение фонда рабочего времени, за счет нижеследующих факторов:

1) За счет снижения количества отработанных дней одним работающим на 6 дней в среднем за год произошло снижение ФРВ на 37872 часов.

 

Таблица 25 - Анализ использования трудовых ресурсов предприятия в 2007 г

№п/п

Показатели

Всего за 2007 год

На 1 работающего за 2007 год

План Факт План Факт +,-
1 Среднесписочная численность персонала, чел 1052 1052      
2 Всего явок на работу, дн. 252480 246168 240 234 -6
3 Всего не явок на работу, дн. 105200 130448 100 124 +24
4 Итого максимально возможный фонд рабочего времени, дн 157680 376616 340 358 +18
5 Ежегодные отпуска, дн. 32612 31560 31 30 -1
6 Итого табельный фонд рабочего времени, дн. 190292 408176 356 354 -2
7 Нерабочие дни предприятия 9468 11572 9 11 +2
8 Календарный фонд рабочего времени, дн. 199760 419748 365 365 0
9 Продолжительность рабочего дня, ч. 6 5,99 6 5,99 -0,01

 

∆ФРВД = ЧРф´∆Д´Ппл = 1052 ´ (-6) ´ 6 = -37872 час

 

2) За счет снижения средней продолжительности рабочего дня на 0,01 часа произошло снижение ФРВ на 2462 часов.

 

∆ФРВП = ЧРф´Дф´∆П = 1052 ´234 ´ (-0,01) = -2462 час

 

Анализ показал, что под влиянием факторов фонд рабочего времени снизился на 40336 часов.

 

4.2.3 Анализ производительности труда

Выявление резервов роста производительности труда и разработка мер по их использованию – главная задача анализа выполнения плана по труду. Повышение производительности труда означает экономию овеществленного и живого труда и является одним из важнейших факторов повышения эффективности производства.

При анализе и планировании производительности труда важнейшей задачей является выявление и использование резервов ее роста, то есть конкретных возможностей повышения производительности труда.

Показателями производительности труда являются: среднегодовая выработка продукции одним работником (ГВ), которая зависит от доли рабочих в общей численности отработанных дней (УД), количества отработанных дней одним работником за год (Д) и среднегодовой выработки продукции одним работником (ДВ).

Анализ производительности труда смотреть в таблице - 26.

По приведенным данным таблицы 26 видно, несмотря на то, что плановые дни превышают фактические на 3 дня и средняя продолжительность рабочего дня меньше на 0,01 час, план по выработке перевыполнен на 68,54 тыс. руб.

 

Таблица 26 - Анализ производительности труда

Показатель

2007 год

План Факт Отклонение от плана(+,-)
1.Товарная продукция, тыс. руб. 422135 494241 72106
2.Среднесписочная численность, чел. 1052 1052 0
3.Отработано дней 1 работником за год, дней

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow