Организация бухгалтерского учета и управления

Организация учетно-аналитической работы – это система построения учетного процесса. Учетный процесс слагается из следующих основных элементов:

1) первичный учет;

2) регистры бухгалтерского учета;

3) документооборот;

4) инвентаризация;

5) отчетность.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» в ОАО «Марий-Эл-Лада» ответственными являются:

− за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в целом в ОАО «Марий-Эл-Лада» - руководитель организации (генеральный директор);

− за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности – главный бухгалтер ОАО «Марий-Эл-Лада».

Бухгалтерский учет, контроль, методологическое руководство, составление бухгалтерской отчетности в целом по предприятию за отчетный период и представление ее в установленные сроки осуществляется бухгалтерией ОАО «Марий-Эл-Лада», созданной в структуре Общества, возглавляемой главным бухгалтером ОАО «Марий-Эл-Лада».

Отчетным годом является период с 1 января по 31 декабря включительно.

Главный бухгалтер ОАО «Марий-Эл-Лада» назначается или освобождается от должности генеральным директором Общества.

Первичный документ составляется в момент совершения операции или сразу после ее окончания. Учесть операцию значит сделать бухгалтерскую проводку, то есть отразить операцию на счетах бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах.

Порядок документооборота в организации также определяется главным бухгалтером ОАО «Марий-Эл-Лада» в учетной политике. Документооборот – это путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи в архив.

График документооборота по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ, представлен в приложении к учетной политике.Ответственность за соблюдение графика документооборота, своевременную и качественную подготовку документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, подготовившие и подписавшие их. Контролирует соблюдение графика документооборота главный бухгалтер.

Бухгалтерский учет осуществляется методом двойной записи.

Инвентаризация имущества и обязательств организации – это проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация обеспечивает достоверность бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер разрабатывает, а руководитель утверждает план проведения инвентаризаций в организации. В плане определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций. Инвентаризация имущества и обязательств производится по месту нахождения имущества, материально-ответственному лицу, в разрезе каждого финансового обязательства, кредита, займа и резерва. Инвентаризация проводится: при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, основных средств ежегодно; при смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел); при установлении фактов хищений, порче ценностей; в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций. Ежегодная инвентаризация имущества и обязательств проводится согласно приказу генерального директора Общества, устанавливающему перечень инвентаризируемого имущества и обязательств, сроки проведения инвентаризации и состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии.

Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с установленным порядком и сроками. Ответственность за организацию хранения несет директор Общества.

Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с документами и своевременную передачу их в архив несет главный бухгалтер Общества.

Учет имущества и обязательств ведется в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, являющегося приложением к учетной политике.

Бухгалтерский учет в Обществе организуется с применением бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия версия 7.7». Организация бухгалтерского учета с применением специальных бухгалтерских программ строится и сохраняет основные принципы единой журнально-ордерной формы счетоводства.

Для принятия квалифицированных и оперативных решений используется консультационно-правовая система «Дельта».

В Обществе принимаются к учету первичные учетные документы, составленные по форме, содержащиеся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлениями Госкомстата РФ, а документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах использованы формы первичной учетной документации, разработанные под технологию обработки их на ЭВМ, либо разработаны самостоятельно и утверждены приказом генерального директора Общества по каждому отдельному случаю.

 Структурная схема бухгалтерии приведена на рис 2.

                                            Главный

                                           бухгалтер

 


___________________________________________________________

Старший                                                                                             Бухгалтер-

Бухгалтер                                     Бухгалтер                                      кассир

(4 чел.)

Рисунок 2 - Структурная схема бухгалтерии ОАО «Марий-Эл-Лада»

 

Организация бухгалтерского учета в ОАО «Марий-Эл-Лада» осуществляется в соответствии с учетной политикой.

Положение об учетной политике ОАО «Марий-Эл-Лада» с 2009 года утверждено приказом № 59 от “ 31 "декабря 2008 года (Приложение А).

Таблица 1 — Анализ учетной политики ОАО «Марий-Эл-Лада» в части применения основных ее элементов

Элементы учетной политики Применяемые положения Требуемые положения

1. Основные средства

1.1 Способ начисления амортизации основных средств По всем объектам основных средств начисление амортизации производится линейным способом 1.линейный способ; 2. способ уменьшаемого остатка; 3. списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; 4. списание стоимости пропорционально объему продукции (работ).
1.2. Порядок учета расходов на ремонт основных средств Резерв на ремонт основных средств не создается 1. С созданием резерва на ремонт 2. Без создания резерва на ремонт

 

 

Продолжение таблицы 1

1.3. Применение стоимостного критерия для учета объектов основных средств в составе МПЗ Активы стоимостью не более 20000 рублей за единицу отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ и учитываются на счете 10 и списываются на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. 1. Применяется 2. Не применяется

2. Материально-производственные запасы

2.1.Единица бухгалтерского учета МПЗ Единицей учета МПЗ является партия, по товарным автомобилям – номенклатурный номер, по лакокрасочным материалам – однородная группа. 1. Номенклатурный номер; 2. Партия; 3. Однородная группа  
2.2. Оценка МПЗ при отпуске в производство и ином выбытии   Для автомобилей, лакокрасочных материалов, товаров в розничной торговле, материалов по себестоимости каждой единицы, а для остальных групп товаров применяется метод ФИФО.   1.По себестоимости каждой единицы; 2.По средней себестоимости; 3. По себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО)
2.3. Учет материальных ценностей на счете 10 (с использованием или без использования балансового счета 15 и 16) Приобретенные и заготовленные материальные ценности учитываются на балансе по фактической себестоимости их приобретения на балансовом счете 10 "Ма­те­ри­а­лы" в разрезе субсчетов, открытых по классификационным группам материалов без использования счетов 15 и 16. Транспортно-заготовительные расходы по ТМЦ включаются в стоимость ТМЦ пропорционально стоимости ТМЦ.   1. Используется; 2. Не используется

3. Нематериальные активы

 

Окончание таблицы 1

3.1 Способ начисления амортизации нематериальных активов Амортизация нематериальных активов производится линейным способом.   1.линейный способ; 2. способ уменьшаемого остатка; 3. способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

4. Учет товаров

4.1 Оценка товаров По автомобилям и товарам на складах без использования счета 42, по запасным частям в розничной торговле с использованием счета 42 "Торговая наценка". 1. оценка по стоимости приобретения 2. оценка по продажным ценам
4.2 Отражение в учете расходов по доставке товаров до складов В состав расходов на продажу не включаются. Сумма транспортно-заготовительных расходов включается в стоимость ТМЦ пропорционально стоимости ТМЦ.   1. Включаются в состав расходов на продажу; 2. Не включаются в состав расходов на продажу

5. Учет расходов

5.1 Порядок списания общехозяйственных расходов Признаются текущими расходами без распределения по видам продукции (работ, услуг) и закрываются на счет 90 1. Закрываются на счет 20; 2. Закрываются на счет 90.

6. Учет резервов

6.1 Создание оценочных резервов Резервы не создаются 1.Могут создаваться резерв по сомнительным долгам, резерв под снижение стоимости материальных ценностей и др. 2. Резервы не создаются
6.2 Создание резервов предстоящих расходов Резервы не создаются 1. Резервы создаются 2. Резервы не создаются

7. Учет отложенных налогов

7.1 Применение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» Не отражено 1. Применяется 2. Не применяется

 

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что учетная политика ОАО «Марий-Эл-Лада» соответствует деятельности организации, законодательным и нормативным актам, входящим в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ и Положениям по бухгалтерскому учету.

Учетная политика предприятия обеспечивает полноту отражения в бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).

Каждый отчетный период бухгалтерией предприятия наряду с бухгалтерской отчетностью составляется консолидированный отчет, который предоставляется в установленные сроки в ОАО «АВТОВАЗ», как в электронном виде, так и на бумажных носителях. Годовой отчет представляется непосредственно руководителями на собрании директоров.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: