Организация учетно-аналитической работы – это система построения учетного процесса. Учетный процесс слагается из следующих основных элементов:
1) первичный учет;
2) регистры бухгалтерского учета;
3) документооборот;
4) инвентаризация;
5) отчетность.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» в ОАО «Марий-Эл-Лада» ответственными являются:
− за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в целом в ОАО «Марий-Эл-Лада» - руководитель организации (генеральный директор);
− за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности – главный бухгалтер ОАО «Марий-Эл-Лада».
Бухгалтерский учет, контроль, методологическое руководство, составление бухгалтерской отчетности в целом по предприятию за отчетный период и представление ее в установленные сроки осуществляется бухгалтерией ОАО «Марий-Эл-Лада», созданной в структуре Общества, возглавляемой главным бухгалтером ОАО «Марий-Эл-Лада».
|
|
Отчетным годом является период с 1 января по 31 декабря включительно.
Главный бухгалтер ОАО «Марий-Эл-Лада» назначается или освобождается от должности генеральным директором Общества.
Первичный документ составляется в момент совершения операции или сразу после ее окончания. Учесть операцию значит сделать бухгалтерскую проводку, то есть отразить операцию на счетах бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах.
Порядок документооборота в организации также определяется главным бухгалтером ОАО «Марий-Эл-Лада» в учетной политике. Документооборот – это путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи в архив.
График документооборота по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ, представлен в приложении к учетной политике.Ответственность за соблюдение графика документооборота, своевременную и качественную подготовку документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, подготовившие и подписавшие их. Контролирует соблюдение графика документооборота главный бухгалтер.
Бухгалтерский учет осуществляется методом двойной записи.
Инвентаризация имущества и обязательств организации – это проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация обеспечивает достоверность бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер разрабатывает, а руководитель утверждает план проведения инвентаризаций в организации. В плане определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций. Инвентаризация имущества и обязательств производится по месту нахождения имущества, материально-ответственному лицу, в разрезе каждого финансового обязательства, кредита, займа и резерва. Инвентаризация проводится: при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, основных средств ежегодно; при смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел); при установлении фактов хищений, порче ценностей; в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций. Ежегодная инвентаризация имущества и обязательств проводится согласно приказу генерального директора Общества, устанавливающему перечень инвентаризируемого имущества и обязательств, сроки проведения инвентаризации и состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
|
|
Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с установленным порядком и сроками. Ответственность за организацию хранения несет директор Общества.
Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с документами и своевременную передачу их в архив несет главный бухгалтер Общества.
Учет имущества и обязательств ведется в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, являющегося приложением к учетной политике.
Бухгалтерский учет в Обществе организуется с применением бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия версия 7.7». Организация бухгалтерского учета с применением специальных бухгалтерских программ строится и сохраняет основные принципы единой журнально-ордерной формы счетоводства.
Для принятия квалифицированных и оперативных решений используется консультационно-правовая система «Дельта».
В Обществе принимаются к учету первичные учетные документы, составленные по форме, содержащиеся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлениями Госкомстата РФ, а документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах использованы формы первичной учетной документации, разработанные под технологию обработки их на ЭВМ, либо разработаны самостоятельно и утверждены приказом генерального директора Общества по каждому отдельному случаю.
Структурная схема бухгалтерии приведена на рис 2.
Главный
бухгалтер
___________________________________________________________
Старший Бухгалтер-
Бухгалтер Бухгалтер кассир
(4 чел.)
Рисунок 2 - Структурная схема бухгалтерии ОАО «Марий-Эл-Лада»
Организация бухгалтерского учета в ОАО «Марий-Эл-Лада» осуществляется в соответствии с учетной политикой.
Положение об учетной политике ОАО «Марий-Эл-Лада» с 2009 года утверждено приказом № 59 от “ 31 "декабря 2008 года (Приложение А).
Таблица 1 — Анализ учетной политики ОАО «Марий-Эл-Лада» в части применения основных ее элементов
Элементы учетной политики | Применяемые положения | Требуемые положения |
1. Основные средства | ||
1.1 Способ начисления амортизации основных средств | По всем объектам основных средств начисление амортизации производится линейным способом | 1.линейный способ; 2. способ уменьшаемого остатка; 3. списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; 4. списание стоимости пропорционально объему продукции (работ). |
1.2. Порядок учета расходов на ремонт основных средств | Резерв на ремонт основных средств не создается | 1. С созданием резерва на ремонт 2. Без создания резерва на ремонт |
|
|
Продолжение таблицы 1
1.3. Применение стоимостного критерия для учета объектов основных средств в составе МПЗ | Активы стоимостью не более 20000 рублей за единицу отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ и учитываются на счете 10 и списываются на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. | 1. Применяется 2. Не применяется | ||
2. Материально-производственные запасы | ||||
2.1.Единица бухгалтерского учета МПЗ | Единицей учета МПЗ является партия, по товарным автомобилям – номенклатурный номер, по лакокрасочным материалам – однородная группа. | 1. Номенклатурный номер; 2. Партия; 3. Однородная группа | ||
2.2. Оценка МПЗ при отпуске в производство и ином выбытии | Для автомобилей, лакокрасочных материалов, товаров в розничной торговле, материалов по себестоимости каждой единицы, а для остальных групп товаров применяется метод ФИФО. | 1.По себестоимости каждой единицы; 2.По средней себестоимости; 3. По себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО) | ||
2.3. Учет материальных ценностей на счете 10 (с использованием или без использования балансового счета 15 и 16) | Приобретенные и заготовленные материальные ценности учитываются на балансе по фактической себестоимости их приобретения на балансовом счете 10 "Материалы" в разрезе субсчетов, открытых по классификационным группам материалов без использования счетов 15 и 16. Транспортно-заготовительные расходы по ТМЦ включаются в стоимость ТМЦ пропорционально стоимости ТМЦ. | 1. Используется; 2. Не используется | ||
3. Нематериальные активы
|
Окончание таблицы 1
3.1 Способ начисления амортизации нематериальных активов | Амортизация нематериальных активов производится линейным способом. | 1.линейный способ; 2. способ уменьшаемого остатка; 3. способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). |
4. Учет товаров | ||
4.1 Оценка товаров | По автомобилям и товарам на складах без использования счета 42, по запасным частям в розничной торговле с использованием счета 42 "Торговая наценка". | 1. оценка по стоимости приобретения 2. оценка по продажным ценам |
4.2 Отражение в учете расходов по доставке товаров до складов | В состав расходов на продажу не включаются. Сумма транспортно-заготовительных расходов включается в стоимость ТМЦ пропорционально стоимости ТМЦ. | 1. Включаются в состав расходов на продажу; 2. Не включаются в состав расходов на продажу |
5. Учет расходов | ||
5.1 Порядок списания общехозяйственных расходов | Признаются текущими расходами без распределения по видам продукции (работ, услуг) и закрываются на счет 90 | 1. Закрываются на счет 20; 2. Закрываются на счет 90. |
6. Учет резервов | ||
6.1 Создание оценочных резервов | Резервы не создаются | 1.Могут создаваться резерв по сомнительным долгам, резерв под снижение стоимости материальных ценностей и др. 2. Резервы не создаются |
6.2 Создание резервов предстоящих расходов | Резервы не создаются | 1. Резервы создаются 2. Резервы не создаются |
7. Учет отложенных налогов | ||
7.1 Применение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» | Не отражено | 1. Применяется 2. Не применяется |
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что учетная политика ОАО «Марий-Эл-Лада» соответствует деятельности организации, законодательным и нормативным актам, входящим в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ и Положениям по бухгалтерскому учету.
Учетная политика предприятия обеспечивает полноту отражения в бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).
Каждый отчетный период бухгалтерией предприятия наряду с бухгалтерской отчетностью составляется консолидированный отчет, который предоставляется в установленные сроки в ОАО «АВТОВАЗ», как в электронном виде, так и на бумажных носителях. Годовой отчет представляется непосредственно руководителями на собрании директоров.