Эмпатия её виды и уровни

Данная тема имеет связь с чувственной областью деятельности нашего мозга. Образно – чувственное мышление проявляется ещё одной, чрезвычайно важной формой – эмпатией, способностью человека перевоплощаться во что – либо и сопереживать другим людям, животным, природе и т.д. потребность быть другим и способность удовлетворять эту потребность формируется ещё в детстве. Дети обычно играют роль взрослых: космонавта, учителя, продавца, миллионера, мамы, папы и другие во взрослом состоянии эта способность остаётся, но чаще в виде “угасшей”, заторможенной, забытой доминанты и получает своё развитие в форме “ эмпатии”.

Благодаря этому свойству мы приобретаем навык непроизвольного перевоплощения в других людей, а предметы, явления с той целью, чтобы стать на место перевоплощения и постараться почувствовать и понять то, как чувствует он и почему он так поступает.

Эмпатия может наступать не только по отношению к людям, но и к животным, и природе. Она может быть полной (ко всему окружающему миру) и может быть частичной (к объектам). Нас постоянно сопровождает эмпатическое переживание: при общении с друзьями – мы то радуемся за них, то огорчаемся; при общении с детьми – мы то рады за них, то тревожимся за них; при общении с животными - то удивляемся их “разумности”, то не довольны ими. Способность к эмпатии даёт нам друзей, любимых, близких по духу коллег. В нашем организме происходят важные изменения – появляется новое мышление – на этом этапе “инстинктивный” ум человека соприкасается с его “духовным” умом, в результате человек, получает мощный толчок к творчеству. Известно, что для педагога – эмпатия становится его основополагающей способностью.

Эмпатия – это сопереживание чувствам другого человека. Она немыслима без проявления “обратной связи”, то есть человек не только ощущает, что именно чувствует другой, но и, проникаясь его переживаниями, начинает чувствовать то же самое.

Считается, что развитие эмпатии происходит вместе с жизненным опытом, когда методом проб и ошибок человек начинает различать чувственные волны, исходящие от собеседника, точно диагностируя его состояние. Также с личным опытом приходит и нахождение общности в переживаниях друг друга, что, опять же, ведет к эмоциональному объединению.

Одного возможен и иной путь, который позволяет развить в себе сверхчувственное восприятие и вход в резонанс с собеседником. И при этом нет потери наблюдателя, что очень важно, так как чувства другого, без взгляда на них со стороны, могут захлестнуть личное видение ситуации.

По мере проявления ребёнком своей индивидуальности и осознания себя развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой и неживой), то есть эмпатии. Эмпатия - от греч. cmpathtia – сопереживание – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.

Различают три вида эмпатии:

è эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;

è когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.);

è предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм эмпатии выделяют:

­ сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним;

­ сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

­ содействие – способность помочь человеку в любой жизненной ситуации.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрализации и), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Рефлексия - лат. Reflexio – это обращение  назад

а) размышление, самонаблюдение, самопознание;

б) в философии – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действии и их законов или способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

В психологии выделены три уровня эмпатии:

1-й уровень эмпатии - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии, и собственные заблуждения могут длиться все жизнь.

2-й уровень эмпатии - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Этот уровень свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.

3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего "Я", строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма, то есть на основе бескорыстной заботы о благе других людей.

Эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения детей возможно на базе развития творческого воображения.

Вывод: Таким образом, зная, что такое эмпатия её виды и уровни можно выяснить на каком уровне развития находится эмпатия у детей младшего школьного возраста и в зависимости от этого продолжать развивать и воспитывать чувство эмпатии. Также зная уровень и вид эмпатии у ребёнка, мы можем подбирать индивидуализированные упражнения и задания для развития у него чувство эмпатии, то есть способность сопереживать и сочувствовать другим людям или животным.

 

Ведущая деятельность младшего школьного возраста – учение, а учение осуществляется в процессе общение. Рассмотрим общение как взаимопонимание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: