Использование произведений художественной литературы на уроках чтения

 

Работая в школе можно было заметить, что школьники любого возраста легко и естественно возникает душевный отклик на умело введенный в беседу художественный рассказ, несущий определённый эмоциональный заряд? Образный язык, стиль повествования, в котором нет, и не может быть штампов и банальных истин, вызывает у детей адекватные чувства: нравственные оценки, сопереживания, идентификацию с собственными личностными качествами – «А как бы поступил я?», «А какой я?»

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что – то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям о моральных качествах человека.

Первоклассники, прежде всего, должны усвоить понятие о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действенную и ложную помощь товарищу. Очень важно подбирать такие тексты для чтения, которые посвящены воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Подбирать рассказы и сказки таким образом, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Так же важно подбирать рассказы, посвящённые воспитанию в детях любовь ко всему живому. При подборе рассказов ставить задачу привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Эта задача очень важна, так как при не выполнении этой задачи может получиться так, что ребёнок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей. Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания. Учителю начальных классов, необходимо подбирать рассказы на разные темы. Например, «О добре и отзывчивости», где включены рассказы и очерки, повествующие о том, как важно думать об окружающих, уметь понимать их чувства и переживания. В то же время в этих произведениях должны быть приведены примеры человеческого равнодушия и показной доброжелательности. Негативные примеры дают учителю возможность обратить внимание детей на проявления черствости, эгоизма и невнимательного отношения к окружающим.

Или тема, например, «О товариществе и дружбе» - дети узнают, что настоящая дружба основывается на общности интересов, взаимной симпатии и уважении, готовности помочь товарищу. Учителю важно обращать внимание школьников на то, как часто дружбе мешает неумение ребят быть уступчивыми, внимательными, чуткими. А так же можно подбирать рассказы на тему «любить всё живое», где рассматриваются отношения человека к природе. Эти рассказы учат школьников любить и оберегать всё живое.

Важную роль играет эмоциональный настрой самого учителя. Голосом, интонацией, мимикой педагог должен показать ученикам своё отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические и драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции учителя передаются детям, способствуют формированию у школьников определённого отношения к прочитанному.

Восприятие себя и другого человека, восприятие его и своего настроения, желаний, побуждений сначала не является осознанным. В дальнейшем, с помощью речи происходит осознание малышом своих чувств и эмоций, управление ими. Но сначала необходимо научить всматриваться, вслушиваться, быть внимательным к своим ощущениям, тонко воспринимать всеми рецепторами мир предметов и природы, а потом это чуткое, уже натренированное восприятие естественно обращается и на людей.

Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования объектов эмпатии:

а) знакомые детям животные и птицы;

б) интересные предметы и, в первую очередь, движущиеся игрушки;

в) растения и явления природы;

г) взрослые, чьи профессии имеют характерные внешние атрибуты.

В литературе описываются способы и приемы развития творческих способностей воображения ребенка, его эмоционального мира, которые построены из собственно «эмоционального материала».

На базе развития творческого воображения детей возможно успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения – сопереживания и содействия другим при сочетании детских деятельностей (восприятие художественной литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, найти выход и привести к результату (помогающее поведение, содействие) в соответствующем контексте, который может и должен создавать взрослый. Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста.

В определенной последовательности могут быть использованы такие формы: кукольный творческий спектакль, игра-беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки.

Сказка. Нравственная, эмоциональная сторона личности – это её ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место. Что же такое гармонического развития? Гармония – это соотношение всех частей целого, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные стороны личности ребёнка как бы подтягивают слабые, поднимая их на более высокие уровни, заставляя всю сложнейшую систему – человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно. Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, понимать «головой», что такое быть нравственным, а также только высказываться в пользу нравственных поступков, надо воспитывать себя и своего ребёнка так, чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область чувств, переживаний, эмоций.

Как же развить в ребёнке отзывчивость, как сделать его добрее? На этот вопрос есть общий и, безусловно, правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный аспект жизни взрослых и вся окружающая действительность учат этому. А вот как сделать этот процесс целенаправленным?

Путь этот лежит через художественную литературу. Почему именно литературу, и особенно сказки? Да потому, что искусство, литература - богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).  Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, только в сказочной форме ребёнок сталкивается с такими сложнейшими явлениями чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т.п. Форма изображения этих явлений, как мы уже говорили, особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл оставляют подлинными, «взрослыми».

Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживают своё, порой неожиданное для взрослых воздействие на ребёнка.

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний мир к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет реализации. Правда, они, как аккумулятор, заряжают душу нравственной энергией. Слушая, читая книгу, ребёнок оказывается перед моральным выбором. Что это значит? Ребёнок включается в такую ситуацию, что вынужден принять решение, совершить поступок, отказавшись от каких – либо собственных интересов, пожертвовав ими в пользу другого или же в соответствии со своими принципами. Такими ситуациями морального выбора полны сказки.

Как научить ставить себя на место другого, ощутить его настроение, чувства, заботы? Ведь, чтобы изменить, улучшить то – то, необходимо понять его взаимоотношения с другими.

 

С чего начать?

1. Художественные произведения, в которых отражается точка зрения литературных героев. Необходимо обратить внимание на особенности этих произведений /стихи, рассказы, сказки, загадки/.

2. После чтения произведения необходимо обсудить механизм передачи чувств. Предложить детям представить себя на месте героя сказки, рассказа, - подумать, как это можно показать.

3. Очень полезно использовать эмпатию для придумывания сказок от имени предметов, растений / “я – бабочка”, “я – дождевая туча” и т.д.

4. Загадки:

- загадывание загадок от имени предметов, объектов, явлений.

- придумывание загадок с использованием эмпатии.

5. Наблюдение предметов и явлений в окружающем мире, детям предлагается представить себя на месте наблюдаемого.

Сближение с персонажами, предпочтение в ситуации свободного выбора и ролевое изображение самих персонажей – вот те способы и приемы, которые использует взрослый для обучения детей глубокому пониманию нравственного смысла художественного произведения. Эффективность указанных способов обеспечивается при соблюдении взрослым определенных способов работы над книгой:

а) подготовка детей к восприятию как серьезному и радостному событию;

б) постепенность, последовательность перехода от одного этапа к другому;

в) возврат к некоторым методическим приемам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций – могут повторяться все указанные приемы, особенно игры-контакты с персонажами;

г) сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок и их активным «общением» с детьми – любимые герои в этом случае «помогают» осваивать новое, более сложное нравственное содержание других произведений;

д) усилению сопереживания соответствующим героям и созданию более глубокого проникновения в нравственное содержание произведения помогает повтор игр-драматизаций.

Однако воспитательная задача взрослого в этой сфере воспитания будет выполнена, если взрослый сумеет создать такие условия, при которых эмпатийные переживания и помогающее поведение могут быть перенесены ребенком из  связи «Я – персонаж» в сферу «Я – другой человек». Для этого необходимо:

- научить детей видеть эмоциональное состояние другого: творческие сюжетные игры; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, нацеленных на проникновение «внутрь» эмоциональных ситуаций;

- создавать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношении со взрослыми и детьми ситуации, аналогичные литературным по своей нравственной сути; воспитывать активное отношение к реальным ситуациям;

Достижением дошкольного возраста справедливо считается открытие ребенком своего собственного внутреннего мира и посильное овладение своими эмоциями и чувствами («эмоциональная произвольность»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: