Глава 2. Разработка конструкции

 

2.1 Технические требования к упаковке

 

Разработка комплекса технических требований к упаковке связана с необходимостью выполнения ею всех известных функций:

1. дозирующая;

2. транспортная;

3. защитная;

4. нормативно-законодательная;

5. маркетинговая;

6. эксплуатационная;

7. хранения;

8. информационная;

9. экологическая.

Среди перечисленных функций наиболее важными для проектируемого шоу-бокса являются: транспортная, маркетинговая, эксплуатационная, экологическая.

Транспортная функция предполагает оптимальное сочетание типа упаковки с рациональным видом транспорта, маршрутом транспортировки. Важнейшим фактором является максимальное использование полезной площади грузового транспортного средства.

Упаковка, выполняя функцию маркетинга, эффективно используется как средство продвижения товара на потребительский рынок. Упаковка, представляя продукт, должна быть привлекательна за счет умелого дизайна и высокого качества полиграфического оформления. Сочетанием внешнего вида и содержащейся информации она способствует идентификации – установлению соответствия распознаваемого предмета своему образу, знаку.

Идентификация содержимого подбором соответствующей формы, художественного оформления и возможностью визуального обозрения была освоена давно. Постепенно это превратилось в одну из основных функций упаковки. Использование символов, торговых марок, фирменных знаков и различной информации помогает установить связь между производителем и потребителем.

Эксплуатационная функция упаковки предполагает легкость обращения с ней в процессе эксплуатации, перемещения.

Удобство пользования – очень существенный фактор. В данном случае речь идет о легкости сборки конструкции в единый элемент, легкости перемещения из одного места в другое без ущерба для конструкции. Разработка упаковки, способной сделать этот процесс более удобным, приведет к оптимальным эксплуатационным свойствам.

Экологическая функция упаковки в последние годы приобретает все более важное значение. По мере увеличения темпов производства возникают проблемы уничтожения используемой упаковки, вызывающие ухудшение экологической обстановки. Это связано с медленной скоростью ассимиляции природой под естественным воздействием света, тепла, влаги, микроорганизмов материалов использованной упаковки.

Решают экологические проблемы использованной упаковки путем сбора и вторичной переработки традиционными способами.

Упаковка подвергается критике за расточительство ценных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Эта критика редко бывает справедливой, ведь польза, вносимая упаковкой в процесс использования продукта, гораздо выше ее недостатков.

Для выполнения каждой из рассмотренных функций упаковка должна отвечать определенному комплексу требований. Помимо требований, продиктованных функциональным назначением, следует учесть и производственные условия – экономические условия, требования к внешнему виду и материалу, требования к технологичности конструкции, технико-экономические показатели упаковки и др.

Транспортная функция выдвигает к конструируемому шоу-боксу ряд требований:

- приспособленность конструкции к использованию средств механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

- соизмеримость и сопоставимость с транспортными средствами;

- стойкость к различным климатическим условиям;

- приспособленность к длительной транспортировке с многократными статистическими и динамическими перегрузками;

- простота и четкость маркировки и штрихкодирования.

Маркетинговая функция предъявляет комплекс требований к размерам, форме, художественному оформлению.

Одним из способов формирования потребительского спроса и воздействия на него – реклама. Для упаковки этот способ является главным. В нашем случае – в случае разработки совершенно новой формы демонстрации мужских галстуков в магазинах – рекламный эффект является ведущим, т.е. маркетинговая функция становится лидирующей. При этом очень важно разобраться, какое место в системе маркетинга занимает упаковка, какими способами и средствами мы решаем проблемы продвижения товара на рынке, какие предварительные шаги (исследования) обеспечивают создание упаковки, которая бы смогла увеличить количество продаж данного продукта в несколько раз. [8]

Эксплуатационная функция выдвигает требования к конструкции упаковки, предусматривающие особенности всех этапов жизненного цикла шоу-бокса, а также удобство для потребителя.

Экологическая функция требует в первую очередь возможности оптимальной утилизации отходов упаковки с предотвращением загрязнения окружающей среды.

При конструировании эти требования удовлетворяются различными путями:

- уменьшение массы упаковки за счет снижения толщины стенок;

- рациональным выбором материала упаковки;

- применение конструкции, использование которой может занимать несколько циклов обращения.

Такое количество и разнообразие предъявляемых к упаковке требований выдвигают необходимость проведения их системного анализа. Некоторые требования оказываются общими для нескольких функций, некоторые – сугубо специфическими, характерными для какой-либо одной функции. А некоторые требования противоречат друг другу. В этом случае приходится находить компромиссное решение.

 

2.2 Выбор материала

 

Выбор материала для упаковки тех или иных товаров – не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд, так как зависит от совокупности ряда факторов: веса и конфигурации упаковываемого продукта, расстояния транспортирования, процесса упаковывания (ручного или автоматического) и т. д. Поэтому прежде чем выбрать подходящий материал, необходимо с тщательностью оценить весь имеющийся на рынке ассортимент материалов.

Учитывая функциональное назначение шоу-бокса, из перечня упаковочных материалов следует исключить бумагу, а также гофрокартон.

 

2.2.1 Виды упаковочного картона

Картон – это материал, который относится к вспомогательным и тароматериалам.

Картон является многослойным материалом с ярко выраженной анизотропией свойств. Упаковочный картон состоит из нескольких слоев: верхнего, представляющего лицевую сторону картона, одного или нескольких внутренних – промежуточный и прослойка - и нижнего слоя, служащего оборотной стороной картона. Поверхностный (или лицевой) слой вместе с промежуточным составляет около 25 % от общей толщины картона, прослойка – около 55%, внутренний слой – около 20%. Все слои соединяются во влажном состоянии в процессе производства и спрессовываются.

Поверхностный слой картона предназначен для обеспечения необходимой твердости, прочности, жесткости, износостойкости, стойкости к истиранию и царапанию поверхности картона. Этот слой определяет внешний вид тары и способность к последующей отделки поверхности.

Наилучшей способностью к получению высококачественных изображений отличаются сорта с мелованным покрытием. Покрытие состоит из пигментов и связующего. В качестве пигментов могут применяться сульфат бария, оксид титана, белый цинк, карбонат кальция, тальк и др. Связующими могут быть казеин, дисперсии полимеров, целлюлозный клей и др. Величину мелованного слоя выражают в граммах на квадратный метр поверхности картона. Обычно она составляет от 160 до 200 г/м2.

Для получения поверхностных слоев используют самые высококачественные полуфабрикаты, для прослойки – самые дешевые. Например, макулатуру.

Картон может поставляться в листах или рулонах. Форма поставки зависит от способа печати: для офсетной печати необходимы листы, для глубокой – рулоны.

По составу слои картона подразделяются на не содержащие древесную массу, с малым и большим содержанием древесной массы и на серые. Не содержащие древесную массу слои состоят преимущественно из целлюлозы с незначительными примесями древесной массы, не превышающими 5%. Слои с малым содержанием древесной массы состоят из целлюлозы и древесной массы в количестве не выше 30%. В слоях с большим содержанием количество древесной массы превышает 30%. Серые слои состоят из полуфабрикатов макулатуры и древесной массы или только из древесной массы.

Белыми называют слои из отбеленных полуфабрикатов, светлыми – из неотбеленных.

По отделке поверхности сорта картона подразделяются на следующие группы: литого мелования, мелованные, немелованные, подверженные обработке в каландрах и суперкаландрах.

Картон литого мелования имеет особенно высокую гладкость и глянец. Это достигается благодаря тому, что мелование осуществляется одновременно с его глянцеванием, которое производится в контакте с нагретым металлическим цилиндром, имеющим зеркальную полированную поверхность. Высота рельефа такого картона не превышает 0,2-0,3 мкм, тогда как у мелованных сортов она составляет более 1,0-1,5 мкм. Такая структура обеспечивает наилучшее восприятие и закрепление печатных красок, высокий глянцевый эффект при лакировании.

Для производства используют следующие волокнистые материалы:

- различные варианты древесной целлюлозы;

- различные виды древесной массы (обычно используют белую и бурую);

- используют также макулатурный картон.

Упаковочный картон должен отвечать следующим требованиям:

- иметь хорошее соединение слоев между собой;

- высокую прочность скрепления мелованного слоя с картоном;

- должен иметь хорошие печатные свойства и способность к последующей отделке;

- относительная влажность не должна выходить за пределы допусков.

В соответствии с ГОСТом 7933-89 упаковочный картон делится на три основные типа:

1. хромовый Z – чисто целлюлозный картон. По типу отделки хромовый картон бывает мелованным GZ и немелованный UZ, за рубежом выделяют также хромовый картон литого мелования GGZ. Хромовый картон чаще всего используют для потребительской тары с многокрасочной печатью; имеет высокую стоимость по сравнению с другими видами упаковочного картона, поэтому чаще всего используется для элитной упаковки.

2.  хром – эрзац UZ – содержит наряду с целлюлозой древесную массу, может использоваться также макулатурная масса. По отделке может быть мелованным GC и немелованным UC. Используется для изготовления потребительской тары с многокрасочной печатью. Может быть двухслойным (Д-дуплекс) и трехслойным (Т-триплекс).

3. коробочный картон - производится из небеленой целлюлозы, древесной массы и макулатурной массы. Состав картона не нормируется. Предназначен для изготовления потребительской тары без печати, не устанавливаются особых требований к равномерности по толщине.

4. картон тарный плоский склеенный выпускают по ГОСТ 9421-80. Его применяют для производства картонных ящиков без печати, решеток и перегородок к ним. Картон тарный плоский склеенный различают по виду применяемого клея. Картон марок КС, КС-1, КС-2, КС-3 склеен силикатным клеем. Картон марок КСВ, КСВ-1, КСВ-2 склеен водостойким клеем, поэтому он обладает повышенной влагопрочностью и рекомендован для изготовления тары, которая эксплуатируется в условиях повышенной влажности, например, при морских и речных перевозках.

Среди обозначенных видов упаковочного картона для изготовления шоу-бокса, применяемого в качестве выставочного варианта, не может быть использован картон тарный плоский склеенный и коробочный картон, т.к. их внешние качества не соответствуют функциональному назначению шоу-бокса. Чтобы определить группу упаковочного картона, который может быть использован для производства предлагаемых шоу-боксов, необходимо оценить ряд показателей качества картона. [1]


2.2.2 Основные показатели качества картона различного вида

1. Упаковочный картон хром-эрзац

 

Картон хром-эрзац относится к группе упаковочного картона для изготовления складных коробок. Он представляет собой многослойный спрессованный картон с высокой односторонней гладкостью. Его структура содержит оптимальное соотношение различных волокон во внутреннем и наружных слоях. Кроющие слои могут содержать древесную массу, или изготавливаться без нее, или древесную массу может содержать только один слой картона. Кроющий слой определяет свойства поверхности картона, включая печатные, а также внешний вид.

Картон хром-эрзац является гигроскопичным материалом и легко поглощает воду из окружающей среды.

Толщина картона по ТУ 63.151-01-83 изменяется в пределах от 0,35 до 0,7 мм, что соответствует массе 1 м2 картона 250-500 г. Плотность (г/см3) для картона хром-эрзац с высоким содержанием макулатуры составляет 0,67-0,83 г/см3, для финского картона хром-эрзац из первичных полуфабрикатов – 0,55-0,65 г/см3, вследствие того, что в его композиции содержится древесная масса. В табл. 2.1 приведены технические показатели картона подгруппы хром-эрзац, выпускаемые в России согласно ГОСТ 7933-89, а также картона «Такопак» этой группы, выпускаемого фабрикой «Тако», входящей в финский концерн «Мется-Серла». Картон «Такопак» имеет двойное покрытие плотностью 20 г/м2, обладает превосходными печатными свойствами.


Табл.2.1.Показатели качества картона хром-эрзац

Наименование показателей

Виды и норма для картона

Выпускают в России

Хром-эрзац немелованный марки Н

Хром-эрзац «Такопак» («Мется-Серла»)

хромовый Хром-эрзац Хром-эрзац склеенный
Масса картона, г/м2 170-850 170-850 600-2500 220-440 245-400
Толщина, мм 0,30-1,50 0,30-1,50 1,00-3,00 0,29-0,60 0,36-0,68
Минимальное сопротивление расслаиванию, Н 100-150 90-150 60-150 140 Более 100, Дж/м2
Жесткость, Н*см 0,30-30,0 0,2-20,0 0,9-100,0 0,25-1,40 -
Белизна, % из целлюлозы из облагороженной макулатуры   80-86 -   73-86 65-81   73-86 65-84   84     83 (ISO)
Влажность, % 5,0-12,0 5,0-12,0 6,0-14,0 7 -
Гладкость, с 50-200 30-200 30-180 машинная По Бендерсу мл/мин < 30
Стойкость покровного слоя к выщипыванию в машинном направлении, м/с 1,6-2,2 1,6-2,2 1,6-2,2   >0,7

 

2. Картон с мелованным покрытием

 

Картон с мелованным покрытием представляет собой картон-основу, на поверхность которого с одной или двух сторон нанесен один или два слоя покрытия, состоящего из пигмента, связующих веществ и добавок, придающих различные свойства.

Согласно ТУ ОП 5441-079-00279611-98 картон изготавливают следующих марок:

КМ – картон с мелованным покрытием;

КМО – картон с окраской мелованного слоя.

Основой для нанесения мелованного слоя является картон для плоских слоев гофрированного картона или другие виды картона и бумаги, обеспечивающие прочностные показатели изготавливаемого картона.

Показатели качества картона должны соответствия нормам, указанным в табл.2.2.

Мелованные сорта картона в отличие от немелованных характеризуются лучшим поведением в печати, более интенсивным воспроизведением красок и лучшим глянцем при лакировании.

Картон литого мелования – это высокоглянцевый картон. Высокий глянец достигается способом литого мелования. Мелованная сторона картона сушится под подогревом в хромированном цилиндре, имеющем зеркальную гладкость, которая воспроизводится на поверхности картона. [1]

 

Табл.2.2 Показатели качества картона с мелованным покрытием

Наименование показателя норма Метод испытания
Масса картона, г/м2 150-300 ГОСТ 13199
Толщина, мм 0,27-0,60 ГОСТ 27015
Жесткость при статическом изгибе в поперечном направлении, ед. жесткости 10-70 По ТУ
Абсолютное сопротивление продавливанию, кПа 4,8 ГОСТ 13525.8
Влажность, % 5-10 ГОСТ 13525.19

 

3. Плоский склеенный картон

 

Плоский склеенный картон – картон, который представляет собой многослойный материал, состоящий из двух и более слоев картона, плотно склеенных между собой.

Согласно ГОСТ 9241 «картон тарный плоский склеенный» изготавливают следующие марки картона:

КС и КС-1 – для изготовления тары для сливочного масла и маргарина, а также для упаковки изделий подшипниковой поверхности;

КС-2 – для изготовления тары, используемой в электротехнической и легкой промышленности.

Основные технические показатели картона приведены в табл.2.3.

Количество слоев картона определяется в зависимости от требований к ящикам из сплошного картона, при этом учитываются свойства исходного материала и прочностные показатели.

Технология изготовления плоского склеенного картона позволяет использовать разные материалы на наружные и внутренние слои. На внутренние слои используются более низкие марки картона. При изготовлении марок КС и КС-1 для наружных слоев должен применяться картон, имеющий основу с поверхностным слоем из сульфитной целлюлозы, цвета натурального волокна (по согласованию с потребителем допускается изготовление картона с окрашенным поверхностным слоем), с канифольной проклейкой. Склеивание картона производится жидким натриевым стеклом по ГОСТ 13078, при изготовлении специального картона могут применяться влагостойкие клеи. [1]

 

Табл.2.3 Основные технические показатели склеенного картона

Наименование показателя

Норма для картона марки

Метод испытания

КС КС-1

КС-2

Масса картона, г/м2 1650 125 1650 125 1000 100 1250 100 ГОСТ 13199
Толщина, мм 2,2 2,2 1,4 1,8 ГОСТ 27015
Сопротивление продавливанию (абсолютное), МПа (кгс/см2) 1,96 (20,0) 1,57 (16,0) 0,75 (7,7) 1,08 (11,0) ГОСТ 13525.8
Сопротивление торцовому сжатию в поперечном направлении, кН/м (кгс/см) 5,4 (5,5) 5,4 (5,5) - - ГОСТ 20683
Сопотивление расслаиванию, Н (кгс) 176 (18) 147 (15) - - ГОСТ 13648.6
Впитываемость при одностороннем смачивании за 60 с., г 30 30 - - ГОСТ 12605
Влажность, % 20 20 20 20 ГОСТ 13525.19

 

Для шоу-бокса, учитывая выполняемую им демонстрационную функцию, особенно важны следующие показатели картона:

1. внешний вид картона, что подразумевает его гладкость и способ отделки;

2. гигроскопичность;

3. масса 1 м2;

4. плотность г/м2;

5. жесткость, которая должна позволять свободно сворачивать картон.

Определив перечень необходимых свойств картона, применяемого для изготовления шоу-бокса, можно обозначить следующий перечень материалов среди перечисленных, которые могут быть использованы в качестве основы для производства рассматриваемой упаковки:

1) хромовый картон, но стоит при этом учитывать, что это один из самых дорогих видов картона, а предлагаемый шоу-бокс предназначен и для «недорогих» магазинов, поэтому не стоит забывать и о его себестоимости;

2) картон хром-эрзац, но следует не забывать, что эта группа материалов обладает достаточно высокой по сравнению с хромовым картоном гигроскопичностью, поэтому вполне возможен процесс повышения влажности картона в случае расположения образца шоу-бокса рядом с входом в магазин.

В данной работе предлагается использовать картон хром-эрзац толщиной 0,5мм и плотностью 350 г/м2. Яблоком раздора в споре между персоналом по маркетингу и техническим персоналом является уровень полиграфического оформления. Отдел по маркетингу стремится всегда его повысить, а технический отдел может смотреть на эту проблему сквозь призму чрезмерных затрат и трудоемкости [6]. Чтобы избежать подобных споров и с учетом особенностей конструкции, рекомендуется использовать окрашенный в массе картон, что позволяет подбирать различные сочетания галстуков и цветов рубашек. Поговорим немного о предлагаемой цветовой гамме для шоу-бокса.

Наибольшая опознавательная способность – у формы, у ее сочетания ее с цветом – практически абсолютная различительная способность. Основным фактором, влияющим на эмоциональное восприятие, наиболее действенным и первичным, является цвет. Именно цвет в первую очередь привлекает внимание. Цвет, являясь одним из первых способов в познании мира и самого себя человеком, имеет наиболее глубокие корни в психике человека.

Несмотря на общие корни появления цветовых архетипов, разные народы по-разному воспринимают оттенки основных цветов. Например, родовое понятие «голубой», как цвет неба, носит в силу различия географического обитания, различный оттенок при изображении и восприятии у различных народов.

Помимо цветовых предпочтений, обусловленных культурной традицией и географической средой, существуют предпочтения возрастные. Так, дети и молодежь, то есть наиболее эмоциональная и энергичная часть социума, любят чистые и яркие цвета, особенно красный, правда необходимо учитывать веяния моды.

Цветовые предпочтения связаны также с традициями культуры.

Существует еще такой феномен восприятия цвета, как перенос цветовых ощущений на качество товара, который представлен соответствующей упаковкой.

Влияя на психологическое восприятие человека через форму и цветовое решение создаваемой упаковки, можно повысить привлекательность предлагаемого товара и наоборот, неправильно выбранные цвет и форма способны «отпугнуть» покупателя. Вот почему к вопросам о цветовой гамме и выборе формы следует относиться очень осторожно, принимая во внимание, какая категория населения является потенциальным покупателем товара.

Учитывая приведенные выше рассуждения, можно рекомендовать следующие цветовые гаммы картона:

- персиковые оттенки;

- зеленоватые или фисташковые, но не особенно яркие;

- бледно-голубые и яркие синие, на фоне которых эффектно смотрятся галстуки золотых и серебряных оттенков;

- бледно-розовые;

- бордовые, выделяющие золотистые галстуки.

Возможен также вариант использования картона с фактурным рисунком, т.е. возможен вариант использования дизайнерского картона.

Выбор отделки производится по соглашению с заказчиком.

 

2.3 Особенности конструкции

 

Конструкция шоу-бокса включает в себя четыре детали:

деталь 1 – колонна, имитирует тело мужчины;

деталь 2 – стойка, позволяющая демонстрировать галстук, а за счет загнутых концов создается прообраз воротника рубашки;

деталь 3 – основная подставка;

деталь 4 – фиксирующая подставка.



Колонна

Высота колонны вместе с замковыми устройствами составляет 780 мм (см. приложение 1), максимальная ширина – участок, где формируются «плечи», - 500 мм. Формирование детали 1 в колонну осуществляется следующим образом. Склеивая по клеевому клапану с помощью ПВА, получаем цилиндрообразную основу. Верхнюю часть колонны отгибаем и вставляем замок 1 в прорезь 7 (см. приложение 1). Это позволяет создать образ мужской спины. Она несколько шире, чем цилиндрообразная основа колонны: ширина «спины» составляет 240 мм, а диаметр основы 102 мм.

Плечи формируются путем соединения надрезанных язычков у места склеивания цилиндрообразной основы путем огибания колонны и закрепляются в этом положении за счет замка 6, вставляемого в прорезь 8.

Стойка

В плоском виде представляет собой прямоугольник высотой 592 мм и шириной 325,3 мм вместе с клеевым клапаном (см. приложение 2). После склеивания деталь приобретает форму цилиндра диаметром 100,36 мм. Разница в диаметрах цилиндрообразной основы и стойки позволяет свободно вставлять ее в колонну. Создать ощущение наличия воротника позволяют отгибающиеся кончики в верхней части воротника.

Стойка возвышается над колонной на величину, равную 42 мм. Именно на этой части шоу-бокса помещается галстук, а удерживают его в таком положении «плечи» колонны.

Основная подставка

Выполнена в виде окружности диаметром 480 мм (см. приложение 3). Часть окружности вырезается. Она составляет разницу между длиной основной окружности, в дальнейшем составляющей высоту основной подставки, и длиной окружности, которая непосредственно образует подставку - сцену. После склеивания приобретает форму пьедестала высотой 40 мм. В центральной части окружности имеются прорези, служащие для соединения подставки с колонной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: