Для решения практических задач управления товарно-материальными запасами АВС-анализа по какому-то одному классификационному признаку недостаточно. Осуществляя классификацию товаров только по одному признаку, будет упрощено решение какой-то одной логистической задачи, но при этом может быть проигнорирована другая задача. Например, выбрав в качестве классификационного признака количество сделок с товаром, будут оптимизированы складские запасы по ассортименту и по объему запасов в натуральном выражении. С другой стороны, выбрав в качестве классификационного признака объем реализации в ценах приобретения, будут оптимизированы складские запасы в стоимостном выражении, но, скорее всего, ухудшатся показатели уровня обслуживания клиентов.
Для избегания таких конфликтов применяют многопараметрический АВС-анализ. В данном случае – анализ по двум классификационным признакам.
Порядок проведения АВС-анализа.
1. Выбор объекта анализа. Для целей управления запасами в качестве объекта анализа выбирается номенклатурная позиция «вид продукции».
|
|
2. Выбор классификационного признака. Для управления запасами в качестве классификационных признаков будут выбраны: количество сделок за отчетный период и объём реализации в стоимостном выражении за отчетный период по конкретному виду продукции.
3. Ранжирование объектов анализа в порядке убывания классификационного признака.
4. Расчет доли показателя в общем объеме данного показателя и доли показателя в общем объеме показателя нарастающим итогом.
5. Разбиение по группам. При анализе по признаку «количество сделок за период» объекты разбиваются на три группы: «А», «В» и «С». При анализе по признаку «объем реализации за период» объекты разбиваются по группам: «As», «Bs» и «Cs». Затем результаты анализа по двум классификационным признакам обобщаются, и объект разбивается по группам: «AAs», «ABs», «ACs», «BAs», «BBs», «BCs», «CAs», «CBs», «CCs».
Для более эффективного управления запасами необходимо сконцентрировать внимание на видах продукции, которые попали в группу «AAs».
Анализ по признаку «количество сделок за период», по признаку «объём реализации за период» представлены в таблице 3.7 и таблице 3.8.
Таблица 3.7 – АВС-анализ по признаку «количество сделок за 2008 г.»
№ п/п | Вид продукции | Количество сделок за 2008 г. | Доля в общем количест ве сделок | Доля в общем количестве сделок с нарастающим итогом | Группа | Доля в ассорти менте с нарастающим итогом |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Виброплиты | 1356 | 0,116 | 0,116 | А | 0,011 |
2. | Камнерезные станки | 1330 | 0,114 | 0,230 | В | 0,022 |
3. | Резчики швов | 1299 | 0,112 | 0,342 | В | 0,033 |
4. | Сверлильные машины | 1287 | 0,111 | 0,453 | С | 0,044 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5. | Круги алмазные | 1285 | 0,111 | 0,564 | С | 0,055 |
6. | Резчики кровли | 1280 | 0,110 | 0,674 | С | 0,066 |
7. | Круги шлифовальные | 1278 | 0,109 | 0,783 | С | 0,077 |
8. | Сверла трубчатые | 1276 | 0,109 | 0,892 | С | 0,088 |
9. | Мозаично-шлифоваль ные машины | 1269 | 0,108 | 1,000 | С | 1,000 |
ИТОГО | 11660 | 1,000 |
|
|
А = 10%, В = 15%, С = 75%
Таблица 3.8 – АВС-анализпо признаку «объем реализации за 2008 г.»
№ п/п | Вид продукции | Объем реализа ции за 2008 г., млн. р. | Доля в общем объеме реализа ции | Доля в общем объеме реализации с нарастающим итогом | Группа | Доля в ассортименте с нарастающим итогом |
9. | Мозаично-шлифовальные машины | 12690 | 0,187 | 0,187 | Аs | 0,011 |
1. | Виброплиты | 12204 | 0,180 | 0,367 | Аs | 0,022 |
2. | Камнерезные станки | 11970 | 0,177 | 0,544 | Вs | 0,033 |
6. | Резчики кровли | 7400 | 0,109 | 0,653 | Вs | 0,044 |
3. | Резчики швов | 6845,5 | 0,101 | 0,754 | Вs | 0,055 |
4. | Сверлильные машины | 5148 | 0,076 | 0,830 | Сs | 0,066 |
5. | Круги алмазные | 4855 | 0,072 | 0,902 | Сs | 0,077 |
7. | Круги шлифовальные | 3556 | 0,052 | 0,954 | Сs | 0,088 |
8. | Сверла трубчатые | 3126,5 | 0,046 | 1,000 | Сs | 1,000 |
ИТОГО | 67795 | 1,000 |
А = 45%, В = 35%, С = 20%
Двухпараметрический анализ представлен в таблице 3.9.
Таблица 3.9 – Результат двухпараметрического анализа
№ п/п | Вид продукции | Доля в общем количестве сделок | Доля в общем объеме реализации | Группа по двум признакам | Доля в ассорти менте с нарастающим итогом |
1. | Виброплиты | 0,116 | 0,180 | ААs | 0,011 |
2. | Камнерезные станки | 0,114 | 0,177 | ВВs | 0,022 |
3. | Резчики швов | 0,112 | 0,101 | ВВs | 0,033 |
9. | Мозаично-шлифовальные машины | 0,108 | 0,187 | САs | 0,044 |
6. | Резчики кровли | 0,110 | 0,109 | СВs | 0,055 |
4. | Сверлильные машины | 0,111 | 0,076 | ССs | 0,066 |
5. | Круги алмазные | 0,111 | 0,072 | ССs | 0,077 |
7. | Круги шлифовальные | 0,109 | 0,052 | ССs | 0,088 |
8. | Сверла трубчатые | 0,109 | 0,046 | ССs | 1,000 |
Показатели классификационных признаков в их общем объеме и показатели долей в ассортименте показаны в таблице 3.10.
Таблица 3.10 - Показатели классификационных признаков группы «ААs».
Группа по двум признакам | Доля в общем количестве сделок | Доля в общем объеме реализации | Доля в ассортименте |
ААs | 0,116 | 0,180 | 0,011 |
ВВs | 0,226 | 0,278 | 0,022 |
САs | 0,108 | 0,187 | 0,011 |
СВs | 0,110 | 0,109 | 0,011 |
ССs | 0,440 | 0,246 | 0,045 |
Как видно из таблицы продукция группы «ААs» занимает в общем количестве сделок 11,6% и 18,0% в общем объеме реализации.
Для того, чтобы оптимизировать товарные запасы группы «ААs» и составить корректный план продаж необходимо вычислить уровень обслуживания по товарам, попавшим в данную группу. Для этого необходимо проанализировать все сделки по отдельным товарам этой группы и выявить количество не полностью выполненных сделок. Необходимая информация была взята из журнала регистрации заявок покупателей и накладных на отгруженные товары со склада за 2008 г.
Таблица 3.11
Информация о выполнении заказов покупателей за 2008г.
Месяц | Товар | Требовалось | Отгружено | Упущено |
Январь | Виброплиты | 115 | 115 | 0 |
Февраль | Виброплиты | 225 | 221 | 4 |
Март | Виброплиты | 30 | 0 | 30 |
Апрель | Виброплиты | 115 | 115 | 0 |
Май | Виброплиты | 230 | 222 | 8 |
Июнь | Виброплиты | 20 | 0 | 20 |
Июль | Виброплиты | 150 | 150 | 0 |
Август | Виброплиты | 110 | 110 | 0 |
Сентябрь | Виброплиты | 150 | 110 | 40 |
Октябрь | Виброплиты | 110 | 100 | 10 |
Ноябрь | Виброплиты | 100 | 100 | 0 |
Декабрь | Виброплиты | 115 | 113 | 2 |
Для того чтобы рассчитать уровень обслуживания по количеству единиц проданного товара, необходимо вычесть из единицы отношение количества недостающих единиц товара к общему количеству проданных единиц товара:
, (3.15)
где КНЕТ – количество недостающих единиц товара;
ОКПЕТ – общее количество проданных единиц товара.
Показатели уровня обслуживания по товарам, сделки по которым не были выполнены полностью, представлены в таблице 3.12.
Таблица 3.12 - Показатели уровня обслуживания
|
|
Товар | Количество упущенных сделок | Не хватило товара | Общее количество проданных единиц товара |
Виброплиты | 7 | 114 | 1356 |
Воспользуемся формулой (3.15).
Итак, уровень обслуживания составил 0,92.
Исходя из такого анализа, очевидна необходимость скорректировать план закупок в планируемом периоде, для того чтобы уровень обслуживания по выявленным товарным позициям был равен 100%, что в свою очередь позволит предприятию избежать потерь прибыли.
Для определения планируемого объема продаж в 2009 г. необходимо применить экспертных методов прогнозирования.
Данные об объеме продаж виброплит за период 2006 – 2008 гг. представлены в таблице 3.13.
Таблица 3.13
Данные об объеме продаж виброплит за период 2006 – 2008 гг.
Объем продаж виброплит | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
1240 | 1450 | 1356 |
Воспользуемся формулой (3.14).
Хож =(3×1240+2×1450)/5=1324
Скорректированный план продаж с учетом уровня обслуживания представлен в таблице 3.14.
Таблица 3.14 - Скорректированный план продаж на 2009 г.
Товар | Уровень обслуживания | Плановый объем продаж в 2009 г., шт. | Плановый объем продаж в 2009 г. с корректировкой по показателю уровня обслуживания, шт. |
Виброплита | 0,92 | 1324 | 1439 |
Прирост дохода от продаж товаров группы «ААs» при использовании предложенного плана закупок рассчитан и показан в таблице 3.15.
Таблица 3.15
Прирост дохода от продаж товаров группы «ААs» в 2009 г.
Наименование товара | 2008 г. | 2009 г. | Прирост | |||
шт. | млн. р. | шт. | млн. р. | шт. | млн. р. | |
Виброплиты | 1356 | 12204 | 1439 | 12951 | +83 | +747 |
Исходя из данного плана закупок, предприятие сможет полность удовлетворить потребности покупателей и получит дополнительный доход в 2009 г. (747 млн. р.).
Таким образом, ИЗАО необходимо сосредоточить планирование закупок на товарах группы «ААs» (виброплитах).
То есть, чтобы избежать в последствии «затоваривания» продукцией специалистам ИЗАО следует ежегодно разрабатывать планы закупок, с учетом ранжирования товаров по группам важности, объема реализации в стоимостном выражении и количества сделок за предыдущие периоды.
|
|
Дополнительные затраты на приобретение программного оборудования с помощью которого производится анализ и прогнозирование предприятию не потребуется, так как данный продукт уже установлен на компьютерах организации. Таким анализом товарных запасов может заниматься коммерческий директор предприятия, так как данный процесс не занимает значительных затрат времени, вследствие этого предприятию не потребуется привлечение специализированного сотрудника.
Исходя из вышеизложенного экономический эффект от использования данного плана закупок в 2009 г. можно рассчитать по следующей формуле:
Эк. эфф.3 = (ВД - УЗ)·В, (3.16)
где ВД – фактический уровень валового дохода на 1 рубль выручки;
УЗ - уровень затрат на 1 рубль выручки;
В - количество дополнительно поступившей выручки от реализации.
Таким образом экономический эффект от использования плана закупок в 2009 г. составит:
Эк.эфф = (0,188 – 0) · 747 = 140,4 млн. р.