Свою исследовательскую работу мы проводили на базе 8-9 классов (61 ученик)

Мы предложили учащимся данных классов заполнить анкету для подростка (Приложение 5) и ответить на вопросы "Опросника", провели тест "Наедине с самим собой" (Приложение 2). Тест показал, что 11,5% участвующих в эксперименте имеют недостаточный контакт с родителями (рис.1).

 

Рис.1. Результаты теста "Наедине с самим собой" (об отношениях с родителями)

 

Анализируя работу гимназии с детьми группы риска мы увидели, что вся работа начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих "трудных" учеников. Он взаимодействует со всеми гимназическими структурами (директором, завучами, социальным педагогом, психологом, учителями-предметниками, классным и школьным родительскими комитетами и т.п.) Взяв новый классный коллектив, классный руководитель выясняет:

кто из ребят относится к "группе риска", по какой причине;

кто состоит на внутришкольном учёте, когда и почему был поставлен на него;

какие формы работы использовались с данным учащимся, какие из них явились более эффективными;

в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащихся, составленными предыдущим классным руководителем.)

Исследования показали, что классному руководителю необходимо узнать особенности нового коллектива, какую роль играют в нём состоящие на учёте ребята из "группы риска" и заполнить на каждого из них карту учащегося. На основании собственных исследований и знакомства с работой классного руководителя мы составили социальные паспорта классов (Приложение 6). На основании всех социальных паспортов классов социальный педагог составляет социальный паспорт гимназии. Его анализ позволил нам составить таблицу 1, в которой указаны учащиеся требующие особого внимания.

 

Таблица 1.

Учащиеся, требующие особого внимания

№ п/п Дети из семей разного типа Количество детей %
1 Дети из малообеспеченных семей 10 16
2 Дети из многодетных семей 3 5
3 Дети пьющих родителей 13 21
4 Опекаемые 2 3
5 Дети-инвалиды 2 3
6 Дети, склонные к противоправным действиям 5 8
7 Дети из семей родителей - инвалидов 2 3

 

Изучение документов классного руководителя дополнили представления об обследуемых учащихся. Беседуя со школьным врачом, мы выяснили вопрос о состоянии здоровья исследуемых детей. Анализ исследований показал, что только 35% из числа исследованных относятся к практически здоровым детям (рис.2).

 

Рис.2. Состояние здоровья учащихся 8-9 классов

 

Посещали вместе с классным руководителем некоторых исследуемых на дому. Посетили два заседания внутришкольной комиссии, на которых заслушивались вопросы поведения, учёбы и пропусков уроков учащихся из этих классов.

На основании проведённой работы мы определи круг учащихся, которых, по нашему мнению можно отнести к группе риска (таблица 2).

 

Таблица 2.

Причины попадания детей гимназии №6 в группу риска

№ п/п Список детей группы риска Причины попадания детей в группу риска.
1 Дмитрий Н. Полностью сохранены связи с семьёй и школой, много времени проводит на улице. Общается с друзьями, которые намного его старше, негде не работают и не учатся. Замечен в употреблении спиртных напитков. Курит.
2 Никита В. Сохранены семейные отношения, но существует отсутствие взаимопонимания с родителями. Частые пропуски уроков без уважительных причин, невыполнение домашних заданий. Частичное включение в уличную среду. Замечен в общении с криминальными "элементами". Курит.
3 Ира С. Опекаемая. Убийство матери на глазах у ребёнка. Проживает с бабушкой. Допускает нецензурную брань. Курит. В общении замкнута.
4 Костя М. Неблагополучная семья. Отец-алкоголик, мать часто уезжает в командировки. Ребёнок много времени проводит на улице, общается со взрослыми неработающим людьми. Курит, несколько раз замечен в нетрезвом состоянии.
5 Максим Г. Семья неполная. Проживает с матерью и бабушкой. Мать устраивает свою личную жизнь, приводит в дом мужчин. Агрессивен. Часто оскорбляет бабушку, бьёт мать, угрожает её ножом. Курит. Замечен в употреблении спиртных напитков.
6 Алексей Т. Опекаемый. Опекуном является бабушка. Часто пропускает уроки без уважительных причин. Слабая успеваемость в школе. Много времени проводит на улице. Курит. Имелся случай употребления наркотического средства. Приводы в милицию.
7 Наталья Я. Неполная семья, проживает с мамой. Семья малоимущая. Груба. Курит. Участвовала в краже мобильного телефона. Поставлена на внутришкольный учёт.

 

На каждого из этих учащихся мы заполнили карту личности школьника группы риска (Приложение 3).

Исследования показали, что основными причинами попадания детей в группу риска в гимназии являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; асоциальное поведение (воровство); устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; убийство матери отцом на глазах ребёнка; отбывание одного из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма; психические заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения, голод и т.д.); побеги из дома, конфликты со сверстниками.

Анализ исследовательской работы по выявлению детей группы риска в гимназии показывает, что невозможно выделить одну причину, послужившую фактором риска. Чаще всего это сочетание многих неблагоприятных условий, которые приводят к возникновению значительных отклонений, как в поведении, так и в личностном развитии.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: