Описание работы программы

 

Для запуска работы программы необходимо запустить на выполнение файл ARM.exe при этом на экране отобразится следующая картинка (рисунок 3.1).

После этого можно переходить непосредственно к использованию программы по назначению. Это выполняется путем нажатия левой кнопки мыши на соответствующем элементе меню (рисунки 3.2, 3.3).

 

Рисунок 3.1

 

Рисунок 3.2

 


Рисунок 3.3

 

Для формирования формы путевого листа необходимо щелкнуть мышью по кнопке с надписью «Форма 3‑спец» (рисунок 3.4), при этом на экране отобразится заполненный бланк путевого листа (рисунок 3.5).

 

Рисунок 3.4


Рисунок 3.5

 

Для распечатывания путевого листа необходимо щелкнуть мышью по кнопке с надписью «Печать» (рисунок 3.6), при этом документ будет отправлен на печать.

 

Рисунок 3.6

 

Для работы с таблицей клиентов необходимо щелкнуть мышью по кнопке с надписью «Клиенты» и выбрать соответствующий пункт меню (рисунки 3.7… 3.8).


Рисунок 3.7

 

Рисунок 3.8

 

Для вызова справочной информации по трудовому законодательству необходимо щелкнуть мышью по меню с надписью «Справка». при этом откроется текстовый редактор с загруженным в него приложением (рисунки 3.8, 3.9).

 

Рисунок 3.8

 


Рисунок 3.9

 

Выход из программы осуществляется путем нажатия на кнопку меню «Выход».

 

3.2 Предложения по организации рабочего места начальника отдела

 

Рассмотрим влияние эргономических характеристик рабочего места на работоспособность и здоровье работника

Негативное воздействие компьютера на человека является серьезной проблемой. В рамках проведения японскими учеными исследования у проработавших с компьютером всего 3 месяца отмечены:

- усталость глаз (78,6% из более 1200 служащих);

- ухудшение зрения (46,6%);

- повышенная раздражительность (36,7%).

На основании анализа приведенной выше информации можно сформулировать предложения по оптимизации рабочего места с целью улучшения условий труда управляющего персонала [18].

При работе на ПК необходимо одновременно пользоваться документами, то следует иметь в виду, что зрительная работа с печатным текстом и с изображением на экране имеет принципиальные отличия: изображение светится, мелькает, дрожит, состоит из дискретных элементов, менее контрастно. Снизить или устранить утомление можно только правильным выбором режима воспроизведения изображения на экране, источника освещения (местного или общего), расположения материалов (в целях уменьшения длины или частоты перевода взгляда).

Необходимо так организовать свое рабочее место, чтобы условия труда были комфортными и соответствовали требованиям СНиП:

- удобство рабочего места (ноги должны твердо опираться на пол; голова должна быть наклонена немного вниз; должна быть специальная подставка для ног);

- достаточное пространство для выполнения необходимых движений и перемещений (руки при работе с клавиатурой должны находиться перед человеком; пальцы должны обладать наибольшей свободой передвижения; клавиши должны быть достаточно чувствительны к легкому нажатию);

- необходимый обзор (центр экрана монитора должен быть расположен чуть ниже уровня глаз; монитор должен отстоять от глаз человека на расстоянии 45–60 сантиметров; должна регулироваться яркость и контрастность изображения);

- рациональное расположение аппаратуры и ее органов управления и контроля (монитор должен быть расположен на расстоянии 60 сантиметров и более от монитора соседа; человек должен использовать держатель бумаги);

- достаточное освещение (внешнее освещение должно быть достаточным и равномерным; должна быть настольная лампа с регулируемым плафоном для дополнительного подсвета рабочей документации);

- нормальные условия в отношении шума;

- нормальный температурный режим;

- нормальная влажность воздуха;

- необходимая вентиляция.

Эргономическая безопасность персонального компьютера может быть охарактеризована следующими требованиями:

к визуальным параметрам средств отображения информации индивидуального пользования (мониторы);

к эмиссионным параметрам ПК – параметрам излучений дисплеев, системных блоков, источников питания и др.

Кроме того, важнейшим условием эргономической безопасности при работе перед экраном монитора является правильный выбор визуальных параметров самого монитора и светотехнических условий рабочего места.

Работа с дисплеем при неправильном выборе яркости и освещенности экрана, контрастности знаков, цветов знака и фона, при наличии бликов на экране, дрожании и мелькании изображения приводит к зрительному утомлению, головным болям, к значительной физиологической и психической нагрузке, к ухудшению зрения и т.п.

Запылённость воздуха не должна превышать 0.75 мг/м3. На одного сотрудника должен приходиться объём помещения 15м3 при площади 4.5 м2 (без учёта проходов и оборудования). В течение трудового дня необходимо обеспечить воздухообмен помещения объёмом 25–50 м3, отвод влаги 350–500 г. и тепла 50 кДж на каждый килограмм массы тела работающего.

Уровень шума составляет не более 50 дБ.

Нормативное значение коэффициента естественного освещения (КЕО) для третьего пояса при боковом освещении равно 1.2%, освещённость при работе с экраном дисплея – 200 лк, при работе с экраном дисплея и документом – 300 лк.

Время работы за дисплеем не должно превышать 4‑х часов в сутки.

Для обеспечения требований эргономики и технической эстетики конструкция рабочего места, расположение и конструкция органов управления должны соответствовать анатомическим и психофизическим характеристикам человека. Вместе с этим всё оборудование, приборы и инструменты не должны вызывать психологических раздражений.

Рабочее место экономиста состоит из монитора, системного блока, клавиатуры, мыши, принтера. Клавиатура должна быть расположена непосредственно перед работником. Расстояние от глаз работника до монитора должно составлять 0.5 – 0.7 м. На столе, на котором расположена ПЭВМ, должно оставаться место для наглядного, графического материала, для возможности работать с литературой, делать какие-либо пометки.

В случае пожара необходимо:

- отключить щит электропитания;

- вызвать к месту пожара заведующего лабораторией, вызвать пожарную помощь;

- по возможности вынести легковоспламеняющиеся, взрывоопасные материалы и наиболее ценные предметы;

- приступить к тушению пожара имеющимися средствами (огнетушитель, песок и т.д.);

- для тушения пожара в лаборатории предусмотрен огнетушитель химический воздушно-пенный ОХВП‑10, установленный в легко доступном месте.

Рассмотрим требования безопасности при работе с ЭВМ.

При начале работы с ЭВМ необходимо проверить герметичность корпуса, не открыты ли токоведущие части. Убедиться в подключении заземляющего проводника к общей шине заземления, проверить его целостность. Если заземляющий проводник отключен, подключать его можно только при отключении машины от питающей сети. Для повышения безопасности работать можно с использованием резиновых ковриков.


4. Расчет экономической эффективности

 

В настоящее время необходимо не только разработать полнофункциональную систему, но и рассчитать экономическую эффективность. Классические методы оценки эффективности ИТ проектов предполагают рассмотрение различных методов, таких как доходный и затратный. В рамках данного проекта был выбран затратный метод, так как он дает наиболее обоснованные результаты [19]. Таким образом, экономическая эффективность проекта состоит из прямого эффекта и косвенного эффекта.

Прямой эффект характеризуется уменьшением затрат на реализацию определенных операций, и как следствие, экономией средств.

Косвенный эффект характеризуется увеличением прибыли, привлечением большего числа клиентов и повышением имиджа фирмы.

Целью оценки экономической эффективности является сопоставление результатов выполнения автоматизируемой задачи до и после внедрения разработанной информационной системы.

Клиентское приложение планируется разрабатывать на языке высокого уровня Borland Delphi 7.

Затраты труда на разработку программного продукта будут приниматься в соответствии с анализом подобных разработок, исходные данные представлены в таблице 4.1.

При применении процедурных языков программирования расчет количества условных команд выполняется по формуле (4.1):

 

)                                            (4.1)

 

где Q – предполагаемое число команд программы;

q = qO – число команд на одну операцию;

Ксл – коэффициент сложности программы (1.0 – 1.5);

Р – коэффициент коррекции программы;

п – количество коррекций программы в ходе разработки;

q = 2000 (условных команд).

 

Таблица 4.1 – Затраты труда на разработку программного продукта

Наименование стадии Содержание стадии Трудоемкость, %
1. Подготовительная стадия Изучение научно–технической литературы. Согласование и утверждение тех. задания и календарного плана проведения работ. 8
    Проектирование базы данных  
2. Теоретическая разработка информационной системы. Технико–экономическое обоснование и описание задач для алгоритмизации. 16
3. Алгоритмизация и программирование Разработка алгоритмов, блок–схем, разработка сценариев, запросов, модулей на интерпретируемом языке, их отладка 67
4. Обобщение и выводы Обобщение результатов работы, выводы 3
5. Техническая отчетность Подготовка отчетной документации по выполненной работе и утверждение результатов 3
6. Заключительная стадия Оформление и утверждение результатов 3

 

Каждый модуль программы потребует следующих доработок:

• 15% серьезной доработки изменений текста программы;

• 2% уточняющей отладочной доработки исходного текста.

Коэффициент типизации (повторение близких фрагментов в различных программных модулях) – 15%.

С учетом применяемого инструмента (Borland Delphi 7) – 15% соответственно разработка программы составляет 35%.

Таким образом, количество условных команд Q разрабатываемого программного продукта составляет:

Q = 2000 × 1,3 × 0,35 × (1 + 0,15 + 0,02) = 1065 (условных команд).

Произведем расчет трудоемкости разработки программного изделия по стадиям.

Работы, выполняемые на третьей стадии разработки – алгоритмизации и программирования, являются наиболее сложными и наиболее длительными.

Трудоемкость работ на стадии алгоритмизации и программирования вычисляются по формуле (4.2):

 

,           (4.2)

 

где – затраты труда на изучение (и описание) задачи;

 – затраты труда на изучение задачи в целом и на разработку алгоритмов;

 – затраты труда на разработку блок–схем;

 – затраты труда проектирование базы данных;

 – затраты труда на программирование;

 – затраты труда на отладку программы;

 – время машинного счета на ЭВМ.

Затраты труда на изучение задачи –  определяются по формуле (4.3):

 

,                                        (4.3)

 

где Q – общее количество команд в программном комплексе (1065 условных команды);

 – производительность исполнителя на этапе алгоритмизации и программирования (90 ком. час);

 – коэффициент, отражающий квалификацию специалиста (для стажа более 3 лет, коэффициент равен 1,1);

 – коэффициент, учитывающий требуемое качество описания задачи (для нашего случая =1,2).

Произведем расчет затрат труда на первом этапе стадии алгоритмизации и программирования:

 

 (чел. час).

 

Затраты труда на изучение задачи в целом и разработку алгоритмов рассчитываются по формуле (4.4)

 

, (4.4)

 

где  – производительность исполнителя на втором этапе стадии алгоритмизации и программирования (60 ком. час).

 (чел. час).

Затраты труда на разработку блок–схем программного продукта определяются по формуле (4.5)

 

,                                                              (4.5)

 

где  – производительность исполнителя на третьем этапе стадии алгоритмизации и программирования (50 ком. час).

 (чел. час).

Затраты труда на этапе программирования определяются по формуле (4.6).


, (4.6)

 

где  – производительность на четвертом этапе стадии алгоритмизации и программирования (40 ком. час).

 (чел. час).

Затраты труда на отладку программы определяются по формуле (4.7)

 

, (4.7)

 

где  – производительность на пятом этапе третьей стадии алгоритмизации и программирования (30 ком. час).

 (чел. час),

Таким образом, трудоемкость работ на стадии алгоритмизации и программирования:

= 147 (чел. час) = 18 (чел. дн.).

Трудоемкость остальных стадий разработки программного изделия по формуле (4.8)

 

,                                  (4.8)

 

где  – трудоемкость каждой стадии.

Результаты расчета остальных стадий разработки программного изделия представлены таблице 4.2.

 


Таблица 4.2 – Результаты расчета остальных стадий разработки

Стадия Трудоемкость, Трудоемкость,
разработки (чел. час.) (чел. дн.)
Т1 43 6
Т2 85 11
ТЗ 16 2
Т4 16 2
Т5 16 2
Т6 16 2

 

В целом трудозатраты на разработку системы составят:

Т = Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5 + Т6 = 193 чел. час.

Распределение трудоемкости работ между исполнителями на различных стадиях представлено в таблице 4.3.

Расчет календарной продолжительности стадии определяется по формуле (4.9), (4.10), предполагающей равную степень загруженности Rj исполнителей на j‑ой стадии.

 

,                                            (4.9)

 

где  – общая трудоемкость j стадии;

р – доля дополнительных работ (0,1);

 – количество часов в рабочем дне;

f – переводной коэффициент, обеспечивающий переход от человеко-дней с календарным интервалом.

 

,                                (4.10)

 

где  – относительная доля работ, выполняемых j‑м исполнителем на i‑й стадии.

 (раб. дн. / кал. дн.).

Полученные данные представлены в таблице 4.4.

 

Таблица 4.3 – Распределение трудоемкости между исполнителями

№ п/п Наименование стадий Трудоемкость, чел. час. Занятые исполнители Доля выполненных работ, % Трудоемкость по исполнителям, чел. час.
1 Подготовительная стадия 43 Программист (сист.) Программист (БД) 50 50 22 22
2 Теоретическая разработка 85 Программист (сист.) Программист (БД) 40 60 34 51
3 Алгоритмизация и программирование 16 Программист (сист.) Программист (БД.) 40 60 6,5 9,5
4 Обобщение и выводы 16 Программист (сист.) 100 16
5 Техническая отчетность 16 Программист (сист.) 100 16
6 Внедрение и сопровождение 16 Программист (сист.) 100 16

 

Таблица 4.4 – Длительность этапов разработки

Наименование этапа Длительность этапа, кал. дн.
T1K 6
T2K 11
T3K 2
T4K 2
T5K 2
T6K 2

 

Таким образом, общая продолжительность разработки составит 25 календарных дней.

Основными статьями затрат, которые должны быть предусмотрены сметой являются: заработная плата (ПФ, ФОМС, ФСС), накладные расходы, затраты на расходные материалы, специальное программное обеспечение.

В разработке информационной системы принимают участие два программиста. Функции программистов разделялись на программирование дружественного и удобного интерфейса, а также программирования функций БД. Месячные оклады специалистов приводились в соответствие со статистическими показателями по Смоленской области, которые составили 7000 рублей.

В таблице 4.5 произведен расчет затрат на разработку, связанных с заработной платой.

 

Таблица 4.5 – Расчет затрат, связанных с заработной платой

Специалист Среднедневной заработок ЗСДО/Ф, руб. Общие затраты на зар. плату З=ЗСД×Т, руб.
Программист (сист.) 318 4650,75
Программист (БД) 318 3472,3
Итого 636 8123

 

Среднедневной заработок определяется по формуле (4.11)

 

,                                          (4.11)

 

где – оклад в рублях;

Ф – месячный фонд рабочего времени в днях.

Общие затраты на заработную плату отдельного работника определяется по формуле (4.12).

 

З=ЗСД×Т,                                        (4.12)

 

где Т – время, затрачиваемое на разработку конкретным специалистом – участником (раб. дн.).

Отчисления на социальные нужды по видам фондов, устанавливаются законодательством в процентном отношении от основной заработной платы и дополнительных выплат: пенсионный фонд (ПФ) – 20%; фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – 3,1%; фонд социального страхования (ФСС) – 2,9%.

Расчет отчислений от ФОТ представлен в таблице 4.6.

 

Таблица 4.6 – Расчет отчислений от ФОТ

Вид отчисления Сумма, руб.
ПФ 1624,6
ФОМС 251,8
ФСС 235,5
Итого 2111,9

 

Суммарные затраты на оплату труда исполнителей составят 10234,9 руб. Накладные расходы на создание программного продукта принятые равными 60% от оплаты труда исполнителей, составят 6140 руб.

Расходы на закупку программного обеспечения – стоимость минимально необходимого пакета Borland Delphi 7 и составляют 18020 руб.

Общие затраты на разработку программного комплекса рассчитываются по формуле (4.13).

 

. (4.13)

 

С учетом выполненных ранее расчетов, общая сметная сумма затрат на разработку составит 34 395,9 руб.

Из анализа структуры затрат видно, что основными затратными статьями являются затраты на оплату исполнителей и закупка ПО.

Необходимо отметить, что работа по внедрению программы составит 2 дня, ответственный за данную работу – инженер–программист.

Так как разработка осуществлялась своими силами, то стоимость сопровождения включается в стоимость разработки а, следовательно, в совокупную стоимость владения.

ССВ = Lразр + Lвнедр + Lconp = 34 395,9 руб.

Годовой прирост прибыли (экономия денежных средств) от внедрения АРМ составит 64000 руб.

Экономия денежных средств (годовой прирост прибыли) достигается за счет изменения штата отдела лабораторного обеспечения путем перемещения специалиста по учету и движению материальных средств на вакантную должность начальника склада с дальнейшим сокращением должности специалиста по учету и движению материальных средств.

Эдс = 12 * ЗП = 12 * 5300 т.р. = 64 000 т.р.,

где ЗП – месячная заработная плата специалиста по учету и движению материальных средств.

Расчетный коэффициент экономической эффективности рассчитывается по формуле (4.14)

 

,                                       (4.14)

 

где П – годовой прирост прибыли, руб.;

К – единовременные затраты, руб. на разработку и внедрение АИС.

Пгод = 64000 ÷ 34 395,9 = 1,86.

Срок окупаемости (Т) представляет собой отношение капитальных затрат на разработку и внедрение ЭИС к годовому приросту прибыли. Срок окупаемости рассчитывается по формуле (4.15)

 

,                                          (4.15)

 

Тр = 34 395,9 ÷ 64000 = 0,5 (лет) (~6 мес.).

Таким образом, данный проект по внедрению АРМ окупится за 6 месяцев.

Исходя из проделанного анализа видно, что продолжительность разработки данного проекта составит 25 календарных дней, из которых 4 дня будет идти процесс внедрения. Основными суммами затрат по данному проекту являются затраты связанные с покупкой ПО и затраты на оплату труда. Годовой прирост прибыли составит 64000 рублей, поэтому проект стоимостью в 34395,9 рублей окупится за 6 месяцев, а коэффициент экономической эффективности капитальных затрат составит 1,86. Данный факт обуславливается улучшением условий труда оператора автотранспортного предприятия.

На основании данных анализа можно сказать, что проект по автоматизации рабочего места оператора автотранспортного предприятия будет выгодным.

 










Заключение

 

В ходе данного дипломного проекта были проанализированы назначение, состав, основные характеристики и способы создания автоматизированных рабочих мест. В состав АРМ должны входить технические и программные средства вычислительной техники, а также необходимая методическая документация, позволяющая пользователю эффективно взаимодействовать с данными средствами.

Для реализации поставленной цели дипломного проекта был проведен анализ функциональных обязанностей оператора автотранспортного предприятия. В работе показано что на оператора автотранспортного предприятия возложены обязанности ведения большого количества бумажной документации, часть которой состоит из документов с повторяющейся или не сильно изменяющейся содержательной частью.

В ходе работы была предложена структура автоматизированного рабочего места и составлен алгоритм работы АРМ.

Для разработки модели АРМ оператора автотранспортного предприятия была использована среда программирования Delphi 7.0, которая представляет собой систему, позволяющую на самом современном уровне создавать как отдельные прикладные программы, так и разветвлённые комплексы.

Данный программный продукт построен по модульному принципу и удовлетворяет всем задачам, ставившимся в задании.

Разработанная программа построена по модульному принципу, поэтому открыта для проведения различного вида доработок с целью расширения возможностей.

Исходя из проделанного экономического анализа видно, что продолжительность разработки данного проекта составит 25 календарных дней. Годовой прирост прибыли составит 64000 рублей, поэтому проект стоимостью в 34395,9 рублей окупится за 6 месяцев, а коэффициент экономической эффективности капитальных затрат составит 1,86. Данный факт обуславливается улучшением условий труда оператора автотранспортного предприятия.

На основании данных анализа можно сказать, что проект по автоматизации рабочего места оператора автотранспортного предприятия будет выгодным.



Список использованной литературы

 

1. Василевский И.М. О содержании компьютерных программ. Информатика и образование, 1998 г.

2. Гаврилов А.Д., Жмурин С.А., Ребров А.С. Дипломное проектирование: Учеб. пособие для курсантов, Смоленск. Издание академии, 2007. – 198 с.

3. Информационные системы и технологии в экономике: Учебное пособие под ред. В.Н. Федорова, Кемерово Кузбассвузиздат, 2003 г.

4. Карлберг, Конрад Бизнес-анализ с помощью Excel 2000.: пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 480 с.: ил.

5. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 416 с.: ил.

6. Левин А., Самоучитель работы на компьютере. 10‑е издание, Питер‑2008 г.

7. Попов В.М. и др. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / В.М. Попов, Р.А. Маршавин, С.И. Лапунов; Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 272 с.:

8. Экономическая информатика: Учебник/ Под ред. В.П. Косарева, Л.В. Еремина. – М.: Финансы и статистика, 2001. -592 с.: ил.

9. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 545 с.

10. Елисеева Т.П. Система информационного обеспечения управления. – Мн.: Ураджай, 1999

11. Информационные системы в экономике: Учебник/ Под ред. проф. В.В. Дика. – М.: Финансы и статистика, 1996 г.

12. Осмоловский В.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. – Мн.: Новое знание, 2001. – 314 с.

13. Основы экономической информатики: Учебное пособие / А.Н. Морозевич, Н.Н. Говядинов, Б.А. Железко и др.; Под общ. Ред. А.Н. Морозевича. – Мн.: ООО «Мисанта», 1998

14. Охрана труда и экологическая безопасность: Метод. Указания по дипломному проектированию для студентов всех специальностей/ Сост. И.С. Асаенок, Т.Ф. Михнюк, Г.М. Дунаева и др. – Мн.:БГУИР, 1998.

15. Разработка и оформление конструкторской документации РЭА. Справочное пособие / Романычева и др. – М.: 1984.

16. Степанова Е.Е., Хмелевская Н.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебное пособие – М.: ФОРУМ: ИНФРА‑М, 2002

17. Челноков А.А., Ющенко Л.Ф., Фридлянд М.Е. Экологические проблемы природопользования Беларуси. – Мн.: 2001 – 157 с.

18. Ширяев Д., Аншелес В., Мочалин В. Сбор и обработка информации для принятия управленческих решений. «Открытые системы», 2001, №4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: