Пример решения задачи

Бригада из 5 человек производит за смену продолжительностью 6 часов 300 деталей. Определите производительность труда рабочего бригады.

Решение

Производительность труда = 300 дет. / (5 чел. * 6 час.) = 10 дет./час.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое производство?

2. Охарактеризуйте основные этапы эволюции производства.

3. Что такое фактор производства? Перечислите эти факторы.

4. Охарактеризуйте труд, капитал, землю и предпринимательство как факторы производства.

5. Дайте определение производительности. Какие виды производительности вам известны?

 

Ситуационное задание 2.1

Распределите по видам факторов производства производственные ресурсы, необходимые для выпечки пирога.

 

Задача 2.1

В пекарне работают 10 человек. Каждый из них работает по 8 часов в день. За рабочий день в данной пекарне выпекают 4800 буханок хлеба. Чему равна производительность труда 1 работника пекарни?

 

Тема урока: Ограниченность ресурсов и ее экономические последствия

1) Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов

Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ. Экономические ресурсы – все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Ресурсы всегда ограничены, поскольку их количество, существующее в данный момент времени, всегда конечно. Поэтому для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества существующего количества ресурсов недостаточно. Это абсолютная ограниченность ресурсов.

В то же время, безгранично возрастающие потребности общества всегда опережают рост количества ресурсов. И относительно растущих потребностей человека увеличившегося количества ресурсов опять становится недостаточно. Это относительная ограниченность ресурсов.

Ввиду безграничности потребностей человека проблема ограниченности ресурсов не может быть решена. Эта проблема является главной проблемой экономики. Для ее решения необходимо максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы для максимального удовлетворения потребностей человека и общества.

2) Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена

Любой экономический субъект (человек, его семья, предприятие, регион, страна), постоянно сталкивается с необходимостью выбора из двух или более взаимоисключающих вариантов (альтернатив).

Альтернатива – это необходимость выбора одной из двух или более взаимоисключающих возможностей.

Примеры ситуаций, требующих выбора из нескольких альтернатив: расходование карманных денег школьника; бюджета семьи; бюджета страны.

Причина необходимости выбора – безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.

Альтернативная стоимость (АС) – ценность для человека наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится невозможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов.

Альтернативная стоимость не тождественна денежной стоимости.

Например, сумму в 2000 руб. можно потратить либо на покупку 1 велосипеда, либо на покупку одного костюма. Можно выбрать покупку велосипеда, таком случае альтернативная стоимость велосипеда составит 1 костюм, и наоборот.

Альтернативные издержки почти синонимичны альтернативной стоимости, но объясняют результат выбора из нескольких альтернатив с точки зрения упущенной выгоды вследствие выбора одного из вариантов. Т.е., альтернативные издержки – это те блага, которые мы не можем приобрести, поскольку ресурсы затрачены на производство или покупку альтернативного блага, выбранного нами.

В рассмотренном выше примере это всё тот же некупленный костюм. Иными словами, альтернативными издержками покупки велосипеда является некупленный костюм.

N.B. Следует обратить внимание на то, что в определении сказано «ценность для человека наиболее предпочтительного из благ». Это означает, что, если расширить пример до необходимости выбора из трёх альтернатив:

1 велосипед, или 1 костюм, или 1 пара туфель,

и установить следующую шкалу предпочтительности (желанности) приобретения этих товаров:

1) велосипед;

2) костюм;

3) туфли,

то в случае покупки велосипеда, его АС – это костюм, но не туфли. Если же был куплен костюм, то его АС – это велосипед (не туфли!).

АС помогает искать ответ на три главных вопроса экономики – что, как и для кого производить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: