Налоговый учет денежных средств

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой руководителем предприятия. Следует обратить внимание, что составление учетной политики организации в соответствии с п. 5 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, никто не отменял. Таким образом, у предприятий будет две учетных политики - для бухгалтерского учета и в целях налогообложения.

Данные налогового учета основываются на первичных учетных документах (включая справку бухгалтера), аналитических регистрах налогового учета и расчете налоговой базы (ст. 313 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Аналитические регистры налогового учета - это разработочные таблицы, ведомости, журналы, книги, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. В то же время формы аналитических регистров налогового учета обязательно должны содержать следующие реквизиты, установленные ст. 313 НК РФ: наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Налоговый учет денежных средств ведется в регистрах налогового учета, которые формируются для обобщения информации о поступлении в организацию денежных средств с целью выявления доходов, относящихся как к текущему, так и к будущим периодам, или операций, определяющих суммы признаваемых в будущем расходов (Табл.1).

 

Таблица 1. Регистр учета поступления денежных средств.

 

Наименование показателя Источник информации
1 Дата поступления Первичные документы (банк, касса)
2 Основание поступления (реквизиты договора) Первичные документы (платежные документы)
3 Условия поступления Первичные документы (платежные документы) или дополнительная информация
4 Сумма Первичные документы (банк, касса)
5 Признак операции в иностранной валюте Первичные документы (банк, касса)

 

Записи в регистре производятся по каждому факту поступления денежных средств на расчетный (валютный) счет организации или в кассу, влекущему за собой появление объекта налогового учета.

Рекомендуемые показатели аналитического учета, включаемые в данный Регистр:

- "Дата поступления"

Дата поступления денежных средств на расчетный счет организации или в кассу формируется на основании первичных документов (выписка со счета, расходный кассовый ордер).

- "Основание поступления (реквизиты договора)"

Показатель отражает реквизиты договора (иного основания), по которому произошло поступление. Используется для анализа информации об условиях договора.

- "Условия или вид поступления"

Учет операций ведется по следующим видам расходов (доходов):

- получение денежных средств безвозмездно (одновременно формируется запись Регистра учета доходов текущего периода);

- получение денежных средств в рамках целевых поступлений, целевого финансирования, благотворительности (одновременно формируется запись в Регистре учета целевого финансирования);

- получение денежных средств, переданных ранее на условиях возврата (одновременно формируется запись в Регистре учета операций по движению дебиторской задолженности);

- поступление денежных средств в счет авансов под будущие поставки имущества, работ, услуг, прав (одновременно формируется запись в Регистре учета операций по движению кредиторской задолженности);

- поступление в счет оплаты за ранее переданное имущество, работы, услуги, права (одновременно формируется запись в Регистре учета операций по движению дебиторской задолженности);

- иные виды.

- "Сумма"

Заполняется на основании первичных документов, подтверждающих поступление.

- "Признак операции в иностранной валюте"

Заполняется при получении средств в иностранной валюте. Указывается вид валюты. Используется для выборки информации для расчета курсовых разниц и анализа движения кредиторской и дебиторской задолженности.

Регистры учета расхода денежных средств формируются для обобщения информации о расходовании организацией денежных средств с целью выявления расходов, относящихся как к текущему, так и к будущим периодам, или операций, определяющих суммы признаваемых в будущем доходов (Табл.2).

 

Таблица 2. Регистр учета расхода денежных средств.

 

Наименование показателя Источник информации
1 Дата расхода Первичные документы (банк, касса)
2 Основание расхода (реквизиты договора) Первичные документа (платежные документы)
3 Условия расхода Первичные документы (платежные документы) или дополнительная информация
4 Вид расхода Первичные документы (платежные документы) или дополнительная информация
5 Сумма Первичные документы (банк, касса)
6 Признак операции в иностранной валюте Первичные документы (банк, касса)

 

Записи в регистре производятся по каждому факту списания денежных средств с расчетного (валютного) счета организации или выдачи денежных средств из кассы, влекущему за собой появление объекта налогового учета.

Рекомендуемые показатели аналитического учета, включаемые в данный регистр:

- "Дата расхода"

Дата списания денежных средств с расчетного счета организации или выдачи денежных средств из кассы формируется на основании первичных документов (выписка со счета, расходный кассовый ордер).

- "Основание расхода (реквизиты договора)"

Показатель отражает реквизиты договора (иного основания) по которому произведена выплата. Используется для анализа информации об условиях договора.

- "Условия или вид расхода"

Учет операций ведется по следующим условиям:

- перечисление денежных средств на условиях возврата (одновременно формируется запись в Регистре учета операций по движению дебиторской задолженности);

- в счет авансовых платежей (предварительная оплата) (одновременно формируется запись в Регистре учета операций по движению дебиторской задолженности);

- возврат полученных ранее авансов (одновременно формируется запись в Регистре учета операций по движению кредиторской задолженности);

- за ранее полученное имущество, работы, услуги, права (одновременно формируется запись в Регистре учета операций по движению кредиторской задолженности);

- "Вид расхода"

Учет операций ведется по следующим видам:

- выплата подъемных (одновременно формируется запись в Регистре- расчете формирования стоимости объекта);

- выплата компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей подъемных (одновременно формируется запись в Регистре- расчете формирования стоимости объекта);

- перечисления денежных средств в оплату страховых взносов (одновременно формируется запись в Регистре учета договоров на добровольное страхование работников);

- перечисления взносов, вкладов и иных обязательных платежей (одновременно формируется запись в Регистре учета расчетов с бюджетом);

- выплаты, связанные с расходованием целевых средств (одновременно формируется запись в Регистре учета целевых средств);

- иным существенным видам

- "Сумма"

Заполняется на основании первичных документов, подтверждающих расходование средств.

- "Признак операции в иностранной валюте"

Заполняется при несении расхода в иностранной валюте. Указывается вид валюты. Используется для выборки информации для расчета курсовых разниц и анализа движения кредиторской и дебиторской задолженности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: