Особенности стиля египетской архитектуры

 

За 3000-летнию историю своего развития – от плетёных хижин и вырытых в песке ям-могил до грандиозных пирамид Древнего царства и храмов-исполинов Нового царства – египетская архитектура пережила несколько периодов, из которых каждый имел свои признаки и отличительные черты. И вместе с тем для египетской архитектуры может быть в большей степени, чем для архитектуры какой-либо иной страны, свойственно наличие общих признаков, характерных для всех периодов развития.

Один из этих признаков – монументальность. Пирамида поражает и подавляет своей грандиозностью. Как отмечает советский египтолог В.В. Павлов, «культ количественного корениться во всей природе Древнего Египта». Однако сами по себе размеры пирамиды не определяют ещё целиком ее монументальности. Монументальность пирамиды выражается всеми особенностями её архитектурной композиции: геометризмом формы, величественным спокойствием, лаконизмом, отсутствием декора. Гладкие полированные плиты известняка, покрывающие всю её наружную поверхность, создают впечатление монолита идеальной геометрической формы.

Монументальность, коренящаяся во всей природе египетского зодчества, в каждый отдельный период его истории находит иное воплощение.

Монументальность храмов Нового царства проявляется в грандиозности их размеров, величественность пропорций, обязательном введении масштаба.

Деталь, повторяющая в меньшем размере форму, доминирующую в сооружении, подчёркивает величину сооружения. Небольшая дверь между башнями пилонов акцентировала величину пилона. Статуя в человеческий рост, помещённая 20-метровых колоссов Рамсеса в Абу-Симбеле, подчёркивала его сверхчеловеческую сущность. Тысячи мелких фигурок поверженных врагов возвеличивали высившуюся над ними фигуру фараона-победителя.

Введение масштаба позволяло создать иллюзию грандиозности даже сравнительно небольших памятников: небольшие фигурки людей, помещённые между лапами сфинксов, ведущих к карнакскому храму, способствовали зрительному увеличению их размеров.

Древнеегипедские храмы.

Симметричность, выраженная в равномерном распределении массы по отношению к центральной оси в пирамиде и в тождественности граней в храме, воплотилась в размещении всех помещений на одной продольной оси: аллея сфинксов, доходящая до центрального входа, вход, главный неф гипостильного зала, дверь, ведущая в святилище, наконец само святилище. При этом направление центральной оси подчёркивалось особым архитектурным приёмом: сооружением специального карниза над дверью, расширением главного нефа, увеличением высоты колонн.

Архитектура сооружения сливается с его декоративным убранством – с колоннами, имеющими капители в форме цветов и бутонов лотоса, папируса, пальмовых листьев, с расписными потолками в виде звёздного неба, со статуями, стоящими во дворах, залах и святилищах, с рельефами, украшающими пилоны и стены. Рельефы, покрывающие всю неотъемлемую часть. Они дополняют архитектурный образ, раскрывают смысл. Египетский рельеф, плоскостной по своему характеру, сливается с плоскостью стены и ещё больше подчёркивает её монументальность.

Египетский художник умел использовать отдельную часть стены для создания композиции, согласованной с общим замыслом сооружения. При этом он не ограничивался лишь требованиями эстетики. Строго установленная символика обусловливала выбор сюжета изображения и определяла его место в здании, подобно тому как принятая схема расположения помещений диктовала план сооружения, который подчинялся существующим правилам.

Основные правила построения, сложившиеся в глубокой древности, освящённые религии и ставшие канонами, определили развитие египетской архитектуры, её сущность.

Как показывают памятники, правила эти не были незыблемы на всём протяжении истории египетской архитектуры, они изменялись по мере развития египетского общества, мировоззрения и искусства, но сущность их, обусловленная спецификой египетского социального строя, сохранялась на всём протяжении истории Др. Египта.

 



Заключение

 

В период Нового царства Столярное дело было самостоятельным ремеслом. Технология была весьма развитой, однако несовершенство инструментов сдерживало мебельное искусство. Египетской мебели присуще определенное однообразие. Типы и формы изделий не менялись веками. Заимствованные у природы формы, например ножки в виде звериных лап, не всегда подвергались сознательной стилизации и не всегда превращались в выразительные элементы мебели. Часто отсутствовали уравновешенность пропорций и органическая связь между конструктивными и декоративными элементами.

Несмотря на недостатки, искусство Египта уже в древности оказало большое влияние на культуру других народов. Европа обязана Египту созданием основных форм мебели, инструментов и технологии обработки древесины. После похода Наполеона в Египте в 1798 г. Забытые египетские формы снова привлекли к себе внимание, и нашли яркое выражение в стиле ампир, особенно во французской мебели.

Религиозная система с культом богов и мёртвых объединила в этой стране все проявления культуры в настоящий монолит, а дешёвый труд рабов по велению фараонов и жрецов воплотили эти религиозные представления в гробницах-пирамидах и храмах. Соразмерные лишь с мощью власти фараонов, громадные пирамиды символизировали её незыблемость. Египетский стиль архитектуры, дл которого характерны строгость и упорядоченность, симметрия и ритмическое повторение форм, психологически подавлял человека и являлся средством увековечения порабощения.

архитектура древнеегипетский жилище мебель

 



Список литературы

1. Барташевич А.А. и др. История интерьера и мебели Москва: Гос. издательство литературы по строительству, архитектуры и строительным материалом, 1958. – 686 с.

4. 3. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том I Н.А. Ковешникова – Моссква: Омега‑Л, 2007. – 223 с.

5. Сурин А.А. История образования и цветодидактики / А.А. Сурин, М.О. Сурина – Моссква: МарТ, 2003. – 348 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: