Российский рынок питьевой воды

План

Введение

Российский рынок питьевой воды

Добыча и розлив воды

Оценка качества питьевой воды

Различные рынки одного продукта

Виды бутилированной воды

Общий обзор рынка потребления бутилированной воды     

Упаковка питьевой воды

Домашняя» вода

Офисная» вода

Питьевая вода в индивидуальной упаковке       

Фальсификация питьевой воды

Прогнозы развития рынка

Заключение

Список литературы



Введение

 

За рубежом, да и у нас, бутилированная вода получила большое распространение и признание. Она сравнительно недорога и по окупаемости среди безалкогольных напитков не имеет себе равных. Например, в Европе потребление безалкогольных напитков в 2000 году составило 200 литров на человека, из которых половина приходится на долю бутилированной питьевой воды.

Но не все так однозначно в стремлении производителей и продавцов убедить нас в том, что покупая бутилированную воду мы решим все проблемы с водой. По мнению некоторых специалистов по водоочистке бутилированная вода и вода из-под крана мало чем отличаются друг от друга. Причем, по информации Общенациональной ассоциации генетической безопасности, качество бутилированной воды зачастую хуже, чем водопроводной. Потребитель даже не догадывается, какие вредные эффекты способны вызвать соединения, образующиеся в процессе водоподготовки и очистки уже хлорированной воды с целью ее обеззараживания (озонирование, ультрафиолетовое облучение) при бутилировании.

В результате хлорирования воды в ней образуются тригалометаны. В природе эти вещества обычно не встречаются. Излишки хлора, особенно при кипячении, вступают во взаимодействие с органическими веществами, и в результате образуются хлорорганические соединения, которые могут спровоцировать рак. Наибольшее беспокойство вызывает предельно допустимое количество тригалометанов (60 мкг/дм3), обнаруженное в результате исследования в водопроводной воде в Москве.

При повторной обработке уже обработанной воды удаляются необходимые для человеческого организма компоненты, повышенное содержание которых более физиологично для организма, чем их недостаток.

Рынок питьевой бутилированной воды в России с каждым годом увеличивается. Общее число фирм, реализующих бутилированную воду, уже достигает нескольких тысяч. В России высокая рентабельность «бизнеса» по производству и продаже поддельной бутилированной воды и пробелы в законодательстве стали причиной засилья суррогатов, выдаваемых за качественный продукт. В итоге человек, купивший воду на рынке, в продуктовом киоске или супермаркете, может получить вредное для здоровья соединение, проданное как «кристально чистая вода, добытая из артезианской скважины».

Развитие рынка в России обусловлено не только модой на здоровый образ жизни, но и реальными опасениями людей пить воду из-под крана. Весной многие россияне начинают чувствовать, что вода из-под крана пахнет хлоркой, поскольку попавшие в источники талые воды потребовали более тщательной очистки. Это лишний раз заставляет потребителя покупать воду в бутылках. По статистике, сейчас в среднем один житель нашей страны покупает примерно 20 л воды в год. В 2008 г. Производители поставили на прилавки около 340 млн декалитров бутилированной воды. С конца 2004 г., когда были утверждены списки обязательных документов для производства питьевой воды, Роспотребнадзор выдал более 2000 разрешений на тот или иной вид продукции. Эксперты отмечают темпы роста российского рынка бутилированной воды на 12-15% в год.

При всем многообразии товара, представленного на полках в магазинах, эксперты отмечают, что найти качественную бутилированную воду, которая бы по качеству отвечала бы всем требованиям Санпина, крайне сложно. Зачастую информация на этикетке не соответствует истине. Среди российских производителей есть только несколько добросовестных компаний, которые честно пишут, что в бутылке находится «водопроводная вода высокой степени очистки». Многие компании ограничиваются довольно туманными определениями типа «вода из центрального источника водоснабжения» или просто «минеральная вода». Это касается и зарубежных производителей. На подавляющем большинстве их продукции указано, что вода взята из природных источников, например, в Альпах. Однако лабораторные исследования показывают, что она ни разу не соприкасалась с горными регионами.

Бутилированная вода должна быть не только безопасной для здоровья, она должна быть еще и полезной; т.е. быть насыщенной полезными микро- и макроэлементами – катионами калия, натрия, магния, сульфат-анионами, хлоридами и др. – всего около 50 показателей. Этим требованиям в полном объеме соответствуют лишь единицы продукции на российском рынке. Как правило, ее производят новые российские бренды, которые смогли найти хороший источник воды и могут выпускать качественный товар при небольших финансовых затратах. Так, хорошо себя зарекомендовала бутилированная вода из Липецка, Костромы, Орла и других регионов. А вот производители наиболее раскрученной продукции, как правило, финансово не заинтересованы в том, что бы насыщать воду полезными элементами. Что касается импортной воды, то, по мнению специалистов, почти вся она искусственно минерализована. Из-за дороговизны процесса и цена на нее очень высока.

Очень важно, чтобы вода, употребляемая для питья и приготовления пищи, была максимально чистой. Доброкачественная питьевая вода укрепляет здоровье и препятствует возникновению многих заболеваний. Специалисты по питанию настоятельно рекомендуют употреблять только экологически чистую питьевую бутилированную воду, чтобы быть уверенными в качестве воды.

И, наконец, эксперты советуют также доверять собственному вкусу – только попробовав можно понять, какая именно вода вам подходит лучше всего.

В настоящей работе под минеральной водой подразумеваются все перечисленные типы воды, расфасованной в емкости и предназначенные для свободной продажи. Но поскольку наибольший интерес представляет наиболее молодой рынок, то далее в основном будет рассмотрена питьевая очищенная вода.



Российский рынок питьевой воды

 

На российском рынке питьевой воды много иномарок – это сравнительно дешевые итальянские Vera, Bon Aqua (производства Coca-Cola), Aqua Minerale (PepsiCo), более дорогие французские Perrier, Evian, Vittel, Thonon, Volvic, Pier Val и бельгийские SPA и Valvert. Все они являются натуральными (кроме Воп Aqua) и содержат очень мало солей – не более 1 грамма на литр.

Perrier и Vittel на российском рынке представляет компания Nestle. Бутылка Perrier, сделанная из светло-зеленого стекла, отличается весьма своеобразным дизайном, что, по всей видимости, и защитило эту марку от фальшивок. Правда, подделывать дорогую Perrier не очень-то и выгодно – не так уж много людей могут себе позволить ее купить. Для минеральных пиратов куда интереснее в этом смысле любимый россиянами Боржоми.

Evian и Volvic продвигает на наш рынок компания Danone. Благодаря сравнительно низкому содержанию солей и ту и другую воду можно смело употреблять для приготовления детского и диетического питания. Их основное достоинство – чистота: Evian и Volvic добывают в Альпах, а горные породы, как известно, являются прекрасным естественным фильтром. В то же время по составу эти воды почти не отличаются от подмосковных.

А вот бельгийские SPA (производитель – S. A. SPA Monopole MV) и Valvert (Perrier Vittel Belgilux) содержат меньше ионов натрия, магния и кальция, чем московская водопроводная вода. И тоже исключительно чистые.

Vera, которую поставляет из Падуи компания САМОС, на Западе практически неизвестна. Россию она завоевала главным образом благодаря хорошо организованной рекламной кампании. Популярность Vera настолько выросла, что по числу фальшивок она едва ли не сравнялась с Боржоми. Наш рынок залило сильногазированными подделками под Vera. От оригинала их можно было отличить по криво наляпанным этикеткам и совершенно ужасному вкусу. Кроме того, крышки на них очень плотно пригнаны – сразу не открутишь. По просьбе Итальянской торговой палаты подделки выявляют и уничтожают. Но все-таки на оптовых рынках Vera лучше не покупать.

Производят питьевую воду и в России – более 500 наименований. Но известны из них лишь немногие, так как большинство вод не покидают пределов своего регионального бассейна. Более или менее распространены Краинская (Тула), Лагуна, Рамено и Дворцовая (Лагуна, Самара), Московия (Зеленоградский водоканал), Вами (Черкизовский мясокомбинат – ТОО Черкизово – Кашира) и, конечно же, Святой источник (Костромская область). Последняя по-настоящему популярна, что, возможно, не в последнюю очередь объясняется ее названием: на святость денег не жалко.

Корпоративным можно назвать успех газированной питьевой воды Сарова. В продаже ее найти трудно, зато «Сарову» закупает администрация президента – ее пьют на заседаниях правительства. Выпускает Сарову арзамасская фирма «Божественные источники Сарова», организованная бывшими физиками-ядерщиками. Они прекрасно поняли, что главное в питьевой воде – красивая фирменная бутылка.

 

 



Добыча и розлив воды

 

В соответствии с «Гигиеническими требованиями к качеству воды, расфасованной в емкости» (СанПиН 2.1.4.1116-02) существует разделение на воду из подземных источников (артезианскую, родниковую/ключевую и грунтовую) и из поверхностных источников (речную, озерную и ледниковую).

После специальной обработки воды потребитель вряд ли почувствует разницу на вкус, но так сложилось, что артезианская вода вызывает больше доверия: считается, что если у производителя есть деньги на бурение дорогостоящей скважины, то, скорее всего, у него найдутся деньги организовать контроль качества производства по всей технологической цепочке.

Несмотря на то, что вода из артезианской скважины глубиной более 300 метров, как правило, уже пригодна к употреблению, при прохождении по металлическим трубам она может засориться частицами ржавчины и другими включениями. Поэтому, в любом цехе по розливу питьевой воды установлена целая линия по подготовке, очистке и обеззараживанию.

Вода из артезианской скважины попадает в танк хлорирования воды, где происходит обеззараживание воды и окисление некоторых металлов (железо, марганец и др.), которые переходят в нерастворимую в воде форму и удаляются последующими фильтрами. Далее вода проходит песочный фильтр, в котором оседают твердые механические включения и частицы.

После этого следует угольный фильтр, где, посредством адсорбции, из воды удаляется остаточный хлор и другие химические соединения. Эта стадия очистки является одной из наиболее важных, и поэтому, в зависимости от позиционирования бренда, производитель выбирает для этого фильтра соответствующую марку угля, начиная от отечественного березового и заканчивая импортным из кокосовой скорлупы (степень очистки между ними различается на порядок).

Остаточная взвесь угля ликвидируется фильтрами тонкой очистки, после чего вода поступает в накопительный бункер, где и хранится некоторое время до момента розлива. Непосредственно перед расфасовкой в емкости, вода проходит последнюю стадию очистки – облучение ультрафиолетом для уничтожения микроорганизмов, которые могли туда попасть в процессе фильтрации и хранения воды.

 

Рис.1

 

Похожая схема подготовки воды характерна для подавляющего большинства ботлеров, разливающих не только питьевую воду, но и другие напитки. Исключениями из такой технологической цепочки выступают либо подпольные предприниматели (разливающие воду прямо из водопроводных кранов), либо крупные бренды, использующие в своем производстве дополнительные серебряные фильтры, осмотические барьеры и т.п.

Не секрет, что в любой воде (и в простой, и в газированной) содержатся те или иные растворенные минеральные соли и, по сути, вся питьевая вода является «минералкой».

В России, в соответствии с принятой бальнеологией классификацией, воду делят на столовую (солесодержание до 1 г/л), лечебно-столовую (солей от 1 до 10 г/л) и лечебную (с минерализацией более 10 г/л).

В последнее время все чаще отечественная классификация воды дополняется еще одним, «западным» стандартом – питьевая очищенная вода с уровнем общей минерализации не более 0,5 г/л. В соответствии с требованиями международной ассоциации бутилированной воды (IBWA), такая вода не должна содержать подсластителей или добавок искусственного происхождения, а ароматизаторы, экстракты и эссенции естественного происхождения могут быть добавлены к бутилированной воде в количестве, не превышающем одного весового процента.

По оценкам специалистов ситуация в России с бутилированной водой намного лучше, чем на Западе. Дело в том, что практически вся западная вода (и западные бренды, присутствующие на российском рынке) производится при помощи технологии обратного осмоса. Специальные мембранно-осмотические фильтры «отбирают» только молекулы воды, потом такая сверхочищенная вода насыщается необходимыми, в соответствии с санитарными нормами, минералами. Таким способом можно очистить воду из лужи, и это будет чистая, безвредная для здоровья вода. Но это будет «мертвая», механическая вода. «Живой» водой можно назвать природную воду, лишь слегка очищенную от взвеси и бактерий. Такая вода берется из подземных источников, и такая вода есть на российском рынке. В Америке воду из родников не продают в 1,5 и 5-литровой таре, тем более, ее не наливают в бутыли для кулеров. Она продается в маленьких – 0,2 литра – стеклянных бутылках за большие деньги.

Производство воды не является масштабным, но и, по словам производителей, также не является быстроокупаемым бизнесом. Для того чтобы начать реально зарабатывать на воде, должно пройти как минимум пять лет.

Как правило, производители воды предлагают не только воду, но и сервис, и ряд дополнительных услуг. Некоторые фирмы продают кулеры и помпы для воды, а также занимаются ремонтом и санобработкой оборудования.

Кроме того, часть фирм готова обеспечить клиента и другими сопутствующими товарами – одноразовыми стаканчиками и др. Этот дополнительный сервис востребован 10% клиентов, покупающих воду для кулеров.

Для организации небольшого производства бутилированной воды достаточно двух комнат – в одной вода очищается, в другой – разливается и упаковывается. Обычно в процессе производства вода сначала очищается несколькими фильтрами – угольными и песчаными, на следующем этапе воду пропускают через специальные фильтры, снижающие минерализацию или, наоборот, насыщающие воду определенными минералами – серебром, фтором и т.д. Потом воду обеззараживают, подвергая воздействию ультрафиолета, а затем насыщают озоном с той же целью. Озон, как сильный окислитель, очень реакционноспособен (как тот же самый хлор, которым обеззараживается водопроводная вода), обладает биологической активностью и разрушающе воздействует на организм на молекулярном уровне. В принципе любое обеззараживание – это нарушение структуры воды. Самый безопасный способ – ионизация воды серебром. По данным Центра гигиены и эпидемиологии, бутилированных вод, обеззараженных с помощью ионов серебра очень мало из-за высокой стоимости серебряных ионизаторов.

После предварительной подготовки вода разливается в бутыли, которые также обрабатываются специальным раствором, обеззараживаются и прополаскиваются той же водой, что наливается в бутыли, – чтобы создать в емкости среду, аналогичную наливаемой воде. Пробка, которой закупоривается бутыль, также проходит обработку – ультрафиолетом.

Почти весь процесс производства бутилированной воды автоматизирован. Если случается какой-то сбой, все производство останавливается. На заводах крупных производителей есть собственные лаборатории, в которых каждый час проверяют качество производимой воды. Кроме того, пробы от каждой партии произведенной воды отправляются на изучение в лабораторию Центра гигиены и эпидемиологии. Каждый месяц вода сдается на бактериологический анализ, а раз в полгода проводится подробная экспертиза воды.

Глубина скважины, которую обычно все производители указывают на бутылке, в принципе не имеет решающего значения для определения качества воды. Вряд ли вода с глубины 120 метров будет в чем-то лучше, чем вода из той же скважины, взятая с глубины 100 метров. Все зависит от места, откуда добывается вода. Но если скважина совсем уж неглубокая, то существует опасность, что в подземный источник могут проникнуть талые воды.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: