Следует отметить, что уровень развития фирм во многом предопределяет и уровень развития национальной экономики, и ее конкурентоспособность

Достаточно внимательно рассмотреть списки 10, 50, 100, 500, 1000 крупнейших фирм мира, а затем сопоставить их (фирм) принадлежность к определенной стране с уровнями конкурентоспособности национальных экономик, чтобы увидеть очевидную связь первого со вторым.

 

Глава 2.

Конкурентная стратегия, концепция фирмы,

 гипотеза максимизации прибыли в неоклассической теории.

 

Я начну с выяснения того, что в экономическом анализе подразумевается под конкуренцией. Здесь можно выделить две основные концепции, одна делает акцент на поведении продавцов и покупателей, а другая – на структуре рынка. Общеизвестные комментарии Адама Смита, касающиеся как поведенческих, так и структурных характеристик, определяли доминирующее направление экономических исследований на протяжении восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Условия конкурентного поведения в краткосрочном периоде были более определёнными.

По мере того как в XIX в. математические доказательства стали проникать в экономическую теорию, другая, главным образом структурная, концепция конкуренции вышла на первое место. В современной экономической теории рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико, а доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путём изменения объёма продаж.

Анализ общего экономического равновесия раскрывает превосходство конкурентной рыночной системы при определённых предпосылках в решении проблем размещения ресурсов общества и распределения доходов.

Вся концепция эффективного размещения ресурсов построена на базовом допущении о том, что потребитель суеверен, а индивидуальные предпочтения учитываются в качестве социальных ценностей. Доказательство эффективности размещения ресурсов в конкурентной системе сохраняется даже при введении осложняющих факторов, связанных с рекламой, неведением и т.д.

Направление критики воззрений экономистов утверждает, что при условиях, известных под названием «естественная монополия», фирмы могут быть достаточно крупными и действительно получать выгоду от эффекта масштаба только в том случае, если они являются монополистами.

До сих пор предполагалось, что монополисты, защищённые от штормовых ветров конкуренции, не заинтересованы в развитии и внедрении технологических инноваций, которые снижают затраты или повышают качество продукции. Однако ряд экономистов вслед за поздним Шумпетером доказывают противоположное: фирмам требуется защита от конкуренции до того, как они возьмут на себя риск и издержки изобретений и инноваций.

Существует много факторов, из-за которых в реальном мире невозможно или нежелательно реализовывать все предпосылки модели чистого конкурентного общего равновесия.

Когда предложение продукции фиксировано и все производители продают свою продукцию непосредственно всем потребителям, абсолютно эффективное размещение ресурсов может быть достигнуто путём выравнивания отношений «цена \ предельные издержки» во всех отраслях. Это правило пропорциональности было предложено несколькими экономистами в 30-е годы как возможное решение проблемы монополии в качестве метода прямого правительственного вмешательства в области ценообразования.

Проблема возникает при рассмотрении отношений по горизонтали и вертикали, характеризующих современную экономику. Многие продукты не продаются только одному конечному потребителю; они также используются полностью или частично как промежуточное сырьё другими фирмами.

Эти и аналогичные проблемы пытается решить общая теория второго оптимума.

Подход с точки зрения следующего «наилучшего решения» может быть представлен как выбор между альтернативными направлениями общей политики, которая в среднем предлагает более благоприятное размещение ресурсов. С этой точки зрения основная альтернатива сводится к допущению монополии в ещё не монополизированные отрасли или к поощрению настолько сильной конкуренции, насколько это возможно при существующем эффекте масштаба, продуктовой дифференциации и т.д.

До сих пор нет окончательного ответа на вопрос, каким образом современные активно действующие корпорации стремятся максимизировать прибыль. Обширные, хотя часто неуточнённые данные говорят о том, что предпосылка о максимизации прибыли даёт, по крайней мере, неплохое первое представление о поведении фирмы. Отклонений, как намеренных, так и непредвиденных, несомненно, много, но они сохраняются в относительно более или менее узких границах конкурентного давления, личного интереса управляющих – владельцев акций и угрозы поглощения фирмы или смещения и замены на более влиятельных наёмных управляющих. В той степени, в которой отклонения существуют, они, как правило, оказываются более сильными при небольшой конкуренции и при более влиятельной позиции руководителей, достигнутой благодаря их положению как акционеров или из-за отсутствия сильной коалиции собственников корпорации. Если фирма, обладающая монопольной властью, терпима к организационным промахам, выплачивает роскошную зарплату управляющим, то её экономическая неэффективность будет больше, чем можно предположить при жёстком условии максимизации прибыли.        

Глава 3.

Последствия неопределённости,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: