Свободные экономические зоны в России

 

Первые свободные экономические зоны на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть в эпоху СССР. Были выпущены официальные документы, в которых формулировались концепции и цели создания, обосновывалась планируемая специализация зон. Основной целью создания свободных экономических зон в тот период была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания совместных предприятий в СЭЗ.

Свободные экономические зоны рассматривались как вспомогательный институт государственной экономической политики, способ стимулирования межгосударственных экономических отношений СССР. Предполагалось, что первые зоны возникнут на Дальнем Востоке, то есть в регионе с развитым научно-техническим потенциалом, и будут способствовать росту производства наукоемкой продукции на базе действовавших национальных технологий и иностранного капитала.

Союзная программа по созданию свободных экономических зон не была реализована по целому ряду причин. К главным из них следует отнести: несовместимость концепции СЭЗ с действовавшим общенациональным механизмом хозяйствования; отсутствие средств, предназначенных для создания инфраструктуры этих зон; неразрешенность огромного количества технологических проблем функционирования этих зон; пассивное отношение потенциальных инвесторов к данной программе.[12]

Можно отметить, что зоны совместного предпринимательства не представляли большого интереса ни для потенциальных иностранных инвесторов в связи с ограниченностью возможностей освоения советского рынка через механизмы этих зон, ни для советских предприятий в связи с отсутствием как эффективных стимулов для образования предприятий в этих зонах, так и возможностей по реализации эффективных проектов.

Вторая волна в создании и развитии российских свободных экономических зон – это 1990 г., когда были изданы постановления парламента страны “О создании зон свободного предпринимательства”, а также постановления правительства о СЭЗ “Сахалин”. В результате, в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько.

Третья волна связана с внесением в Госдуму в 1994-1995 гг. трех альтернативных вариантов проекта Закона “О свободных экономических зонах”. И хотя ни один из них так и не был принят, обозначенные в этих документах новые параметры свободных экономических зон послужили как бы толчком к переориентации федеральных и местных властей в политике и практике создания свободных экономических зон[13].

К началу 2000 года в РФ на федеральном уровне официально существовало 12 свободных экономических зон, большая часть из которых была создана еще в начале 90-х гг., и сегодня реально функционирует скорее на бумаге, чем на деле.

В 2001 году Вячеслав Володин, являющийся на тот момент первым заместителем руководителя фракции “Отечество - вся Россия”, членом Комитета по законодательству, высказал свое мнение по этому вопросу:              “К сожалению, имеющийся российский опыт экономических зон в ряде регионов показал несостоятельность этого экономического механизма. Как правило, экономические зоны становились прибежищем криминальных элементов, пытающихся нажить себе личное состояние, пользуясь всеми льготами на благо собственного кармана. В таких регионах благополучие народа не повышалось, а следственные органы выявляли десятки подставных фирм, качающих деньги в зарубежные банки за счет налоговых и других многочисленных льгот. Моя точка зрения в этом вопросе такова: экономические зоны нужны в крайнем случае, и каждая из них должна создаваться не распоряжением отдельных чиновников в келейном кругу «заинтересованных лиц», а путем принятия отдельного федерального закона по каждой экономической зоне. Все пункты этого механизма должны быть оговорены в законе, каждая копейка, пущенная в оборот, подотчетна. В принципе государство должно в целом создавать благоприятные условия - как экономические, так и социальные - для всех перспективных видов производства во всех регионах страны, а не строить капитализм в отдельно взятом субъекте Федерации...”[14]

В настоящее время информация о свободных экономических зонах в СМИ различная: от скептических высказываний до оптимистических прогнозов.  

Их активно рекламируют правительство и чиновники различных рангов, особые экономические зоны постоянно посещают различные делегации. Например, 5 октября 2009 года представители Международного Инвестиционного и Международного промышленного банков, Сбербанка России, Банка ВТБ, Номос-Банка, Внешэкономбанка, а также ОАО “Росгазификация” и официального дилера компании “Катерпиллер” – “Восточная техника” в рамках рабочей поездки по Алтайскому краю посетили территорию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа “Бирюзовая Катунь”. На их территориях постоянно проводятся различные конференции и деловые встречи как российских, так и зарубежных компаний. К примеру, 5 октября 2009 года в Конгресс-центре ОЭЗ “Дубна” состоялась деловая встреча с представителями американской компании “Agel Enterprises”. Гостей интересовали в первую очередь условия предоставления площадей на территории Инновационно-технологического центра для крупных мероприятий, возможность организации региональных семинаров. Участников деловой встречи в Конгресс-центре ОЭЗ ТВТ «Дубна» заинтересовала полученная информация, они планируют в будущем сотрудничество, а одну из первых конференций наметили провести на территории Инновационно-технологического центра уже в ближайшее время[15].

Все вышеперечисленные факты вселяют надежду, что свободные экономические зоны в России будут существовать не только на бумаге, но и в реальной, повседневной жизни, и они принесут немалую пользу как для экономики России, так и для ее населения.

 



Заключение

 

Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов. 

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория. Применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Цели создания свободных экономических зон зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.



Список литературы

 

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Экономистъ, 2004.

2. Багудина Е.Г. Экономический словарь. – М.: Проспект, 2008.

3. Гурова И.П. Мировая экономика. – М: Инфра-М, 2008.

4. Дергачев В.А. Международные экономические отношения. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2007.

6. Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

7. Динес И., Швыряев Я., Володин В., Зубов В., Семенов В., Боос Г. “Нужны ли России свободные экономические зоны?”// “Экономика России. XXI век”, № 4, 2003.

8. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.// http://www.rosoez.ru/news/press_service/

 


[1] Багудина Е.Г. Экономический словарь. – М.: Проспект, 2008

[2] Гурова И.П. Мировая экономика. – М: Инфра-М, 2008.

[3] Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2007

[4] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Экономистъ, 2004

[5] Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2007

[6] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Экономистъ, 2004

[7] Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006

[8] Дергачев В.А. Международные экономические отношения. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

[9] Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2007

[10] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Экономистъ, 2004

[11] Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2007

[12] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Экономистъ, 2004

 

[13] Гурова И.П. Мировая экономика. – М: Инфра-М, 2008.

[14] Динес И., Швыряев Я., Володин В., Зубов В., Семенов В., Боос Г. “Нужны ли России свободные экономические зоны?”// “Экономика России. XXI век”, № 4, 2003г.

[15] Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.// http://www.rosoez.ru/news/press_service/



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: