Пример микросценария.
(5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Вам случалось ходить в походы, отдыхать на природе. Давайте с учетом вашего опыта обсудим вопрос о том, как изменилась жизнь человека после овладения огнем.
Определять намерения говорящего.
Определять (предположительно) цели участников будущего обсуждения, их возможные роли в групповом «разделении труда», личные качества и позиции.
Пример микросценария.
(5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Распределение ролей: Кто будет вести список выгод, полученных в связи с овладением огнем? Кто будет следить за тем, чтобы уже сказанное не повторялось? И т.д.
3. Планировать свои действия (стратегия) в будущей дискуссии
Пример микросценария.
(5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Роль учителя: учителю важно инициировать обсуждение, оставаясь в тени. Лучше назначить кого-то в качестве «жюри» для оценки приводимых примеров использования огня. Учитель «отсутствует» и в случае попытки втянуть его в дискуссию просит обращаться с вопросами к жюри. Он оценивает активность участников и «появляется» только в конце для оценки итогового списка.
|
|
4. Придерживаться темы и фокусировать внимание на цели обсуждения
Пример микросценария.
(5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Рамки темы: Учитель сообщает жюри, что в его обязанности входит следить за соблюдением рамок темы. Непресеченные жюри попытки уйти от темы (в область рассказа о походе или переключиться на другие способы охоты помимо тех, когда для загона крупного зверя в яму использовался огонь) фиксируются и отмечаются после дискуссии при разборе результатов.
В 5 кл. не рекомендуется пользоваться провокационными приемами (увести тему разговора в сторону, а потом указать классу на неумение держаться темы).
Корректировать цели и предмет обсуждения
Пример микросценария.
(5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Корректировка целей: Тема способов добывания огня может вызвать повышенный интерес и увести от разговора о применении огня. Надо показать жюри, как корректно вернуть осуждение в нужное русло. «Хорошо, я понял, о чем речь. Огонь уже есть. Как его будем применять?»
Делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения
Пример микросценария.
(5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Обобщение: Жюри может заранее получить рекомендательный список, к которому надо стремиться при обобщении применений огня:
9. Приготовление пищи (включая копчение).
10. Отопление жилища.
|
|
11. Защита от хищников.
12. Охота.
13. Расчистка участков для посевов.
14. Приготовление керамики.
15. Гигиена
16. Другое
Итог подводится учителем. Не рекомендуется связывать примеры неудачных формулировок с присутствующими. Они обсуждаются без перехода на лица. А удачи надо подкрепить и назвать авторов.
2.2. Структура компетентности в решении проблем.
В описании микросценария будут освещены следующие блоки, выделяемые в решении проблем:
1. Ориентационно-мотивационный блок. Постановка целей
2. Определение проблемы, ее описание и анализ
3. Планирование решения, поиск способов и средств (моделирование решения)
4. Проверка и описание результатов
2.2.1. Обсуждение
Как указывает Равен, при формировании компетентностей важен «постепенный переход детей от более легких целей к более сложным». Устное обсуждение поможет включить в зону рефлексии учащихся и постепенно сформировать следующие составляющие компетентности в решении проблем:
Ниже предлагается сценарий для создания в классе развивающей среды для работы с терминологией и постоянного обсуждения терминов в кругу школьников. Мотивация должна быть многоплановой: баллы, списки освоенных терминов, поощрение со стороны родителей, периодические викторины на знание терминов, поощрение авторов кроссвордов, загадок, создателей новых способов запоминания терминов и заданий для проверки на знание терминологии.
Определение цели
Пример сценария.
Что обсуждаем? – Создание в классе развивающей среды для работы с терминологией.
Постановка задачи и цели обсуждения. – Чтобы усвоить термин, надо его употреблять.
Перевод цели в задачи
Обсудить структуру проблемы:
знать термин – это
5. знать, как он пишется,
6. знать, как он произносится,
7. знать, как он употребляется,
8. знать его определение.
Определение структуры задач:
1. Чтобы знать, как термин пишется, надо посмотреть в словаре, спросить у товарища, употреблять термин в письменной речи.
2. Чтобы знать, как термин произносится, надо посмотреть в словаре ударение, спросить у товарища, употреблять термин в устной речи.
3. Чтобы знать, как термин употребляется, надо посмотреть в словаре, спросить у товарища, слушать, как употребляют термин другие.
4. Чтобы знать определение термина, надо посмотреть в словаре, спросить у товарища, понять и выучить определение термина.
Сформулировать основные вопросы:
1. Чтобы посмотреть термин в словаре, надо, чтобы он постоянно был в классе.
2. Чтобы спросить у товарища, надо, чтобы все стремились знать термины.
3. Чтобы слышать, как употребляют термин другие, надо, чтобы другие термин употребляли.
4. Чтобы понять определение термина и проверить правильность своего понимания, надо термин употреблять в общении со знающими людьми.
5. Чтобы выучить определение термина, надо не только хотеть, но и знать зачем это нужно.
Сформулировать критерии, по которым можно определить, что проблема решена, надо индивидуально. Каждый ведет словарик терминов и готов пройти проверку на их усвоение. Термины, выходящие за рамки школьной программы, оцениваются также, но при условии, что ученик справился с программой.
Получив информацию или совет со стороны, ученик получает поощрительный балл. За консультацию товарища также начисляется балл.
Создание плана и его согласование
Определение временного ресурса – 1 учебный год.
Календарный план.
Создается в конкретном классе. Главные принципы – наличие словаря, готовность учителя помочь, создание условий для соревнования между школьниками на знание терминов.