Формы и методы социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении молодёжи

Форма образовательного процесса, его организация, обусловленная целями образовательной деятельности и её текущими задачами; совокупность учреждений и способов, посредством которых обеспечивается передача и освоение социально-культурного опыта, формируется способность к его обогащению. Форма должна соответствовать содержанию и уровню сложности образовательных задач, способствовать их успешному выполнению [9].

Метод (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение) – совокупность приёмов, операций практического (хозяйственная, производственная, управленческая и т.п. деятельность) освоения действительности, подчинённых решению конкретных задач. Своими генетическими корнями метод, безусловно, восходит к практической деятельности людей. В ходе развития социальной практики и дифференциации теоретического знания возникло учение о методе – методология [2].

Урок – основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация – составная часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному просвещению учащихся. В целях профпросвещения на уроках используют рассказ, беседу, ситуационные производственные задачи, электронно-вычислительную технику, литературные источники, звукозаписи, демонстрацию кино-, видео- и диафильмов, плакатов, альбомов, анализ профессиограмм и т.д.

     Наряду с учителем ведущая роль в профессиональном просвещении учащихся в процессе обучения принадлежит и социальному педагогу. Результативность этой работы зависит не только от уровня его научно-методической подготовки и профессиографических знаний, опыта, постоянного изучения индивидуально-психологических особенностей школьников. Для успешного профессионального просвещения учащихся необходимо выполнять ряд специальных требований:

- знать текущие и перспективные потребности народного хозяйства данного района в рабочих кадрах;

- своевременно подготавливать справочно-информационный материал (профессиограммы, наглядные пособия, раскрывающие содержание труда в той или иной отрасли народного хозяйства, кинофильмы, видеофильмы, фотоиллюстрации, CD-диски для ПК, аудиозаписи выступлений знатных людей труда);

- иметь информационный материал (буклеты) о базовом предприятии, профтехучилищах;

- подготавливать рекомендательные списки литературы по изучаемому предмету, имеющую профориентационную направленность, для внеклассного чтения;

- поддерживать тесную связь с учителями-предметниками, классными руководителями для совместного планирования профориентационной работы [2].

Одна из эффективных форм профессионального просвещения в 5-6 классах – выступления самих учащихся перед товарищами с рассказом о профессиях. Школьник, поставленный в положение пропагандиста профессии, изучает её с большим интересом и более продуманно по сравнению с тем, когда он занимается с ней для себя. Рассказ о профессии требует от подростка умения убедить слушателей, всесторонне показать им особенности данной профессии, её народнохозяйственное значение. Иногда такие рассказы вызывают необходимость проведения вечеров «Защита профессии», когда каждый выступающий убедительно доказывает достоинство выбранной ими профессии.

В 7-9 классах такая работа углубляется и усложняется. Учащиеся отдельно или группами по 2-3 человека готовят реферативные сообщения о профессиях. Работа над рефератом требует от учащихся длительной и самостоятельной деятельности (чтение специальной литературы, встречи со специалистами данной профессии, посещение предприятия). Учитель предлагает осветить в рефератах следующие вопросы: значение данной профессии для народного хозяйства, содержание работы того или иного специалиста, примеры выполняемых работ, оборудование, инструменты, требования, которые профессия предъявляет к рабочему, условия труда, перечень учебных заведений, в которых можно получить данную специальность.

Если над рефератом работает группа учащихся, то каждый член группы глубоко и основательно изучает какую-то одну профессию, используя различные источники.

Хорошо для шефства над такими группами подобрать специалистов (наставников), мастеров производственного обучения, либо учащихся ССУЗов и ВУЗов. Рефераты оценивают члены специального жюри. Лучшие работы «защищаются» перед учащимися, родителями, специалистами данных профессий; их помещают в кабинет профориентации.

Работа над рефератами помогает учащимся лучше узнать отдельные профессии, выявить свои профессиональные интересы [15].

С целью углубления ознакомления подростков с профессиями, которые кажутся наиболее привлекательными, можно организовать конкурсы (викторины) «Кто больше знает о профессиях». Проведение таких конкурсов способствует развитию инициативы, самостоятельности школьников, они относятся к числу активных форм профпросвещения. Участие в них требует от подростка постоянного обогащения своих знаний о различных профессиях, они стремятся больше общаться с людьми разных профессий, чаще бывать на предприятиях, внимательнее читать художественную и научно-популярную литературу о разных видах трудовой деятельности человека.

Такие конкурсы требуют длительной подготовки. Необходимо после объявления о конкурсе дать возможность школьникам собрать сведения о профессиях, посоветовать оформить материалы в альбомах, фотовитринах, таблицах. Всю работу подростки проводят самостоятельно. Классные руководители, родители, инженерно-педагогические работники ССУЗов и ВУЗов выступают в процессе подготовки к конкурсу в роли консультантов, помогая учащимся разобраться в непонятных вопросах, решить сложные проблемы [13].

Большое впечатление у школьников оставляют встречи с молодыми рабочими – недавними выпускниками школы и ВУЗов. Ребята их помнят по школе, и их рассказы воспринимаются с большим интересом.

К формам и методам, активизирующим деятельность учащихся к подготовке, к выбору профессии, относятся также профориентационные игры, подготовка рефератов, альбомов, фотомонтажей о профессиях и т.д.

Для проведения систематической работы с учащимися по их подготовке к сознательному выбору профессии в школе может быть создан кабинет профориентации. Профориентационная работа в кабинете осуществляется в форме информирования и консультирования школьников и их родителей по вопросам выбора профессии и трудоустройства, а также методической помощи учителям.

В кабинете также могут быть представлены экспозиции, информирующие о базовом и других местных предприятиях и организациях народного хозяйства (о технике, технологии, экономике и организации производства, о выпускаемой продукции, потребности в кадрах, условиях труда и быта, о передовиках) [3]. 

  Учебная программа едина для всех, поэтому в процессе преподавания не всегда возможно учесть интересы и склонности каждого ученика в отдельности. Кроме того, в школьных программах отражены не все отрасли современного производства и труда. Поэтому в руководстве выбором профессии большую роль играют внеклассные и внешкольные занятия. Внеклассная и внешкольная работа открывает большие возможности для творчества учащихся, развития их специальных способностей. Большие возможности внеклассной и внешкольной работы воздействовать на профессиональное самоопределение учащихся обусловлены, прежде всего, добровольностью занятий. Учащиеся выбирают вид и форму деятельности по своему желанию, что создаёт условия для проявления самостоятельности и инициативы. В процессе проведения внеклассных и внешкольных занятий имеется возможность вовлечь учащихся в деятельность, по своему характеру близкую к профессиональной, воспитывая трудолюбие, любознательность, творческое отношение к делу, исследовательскую жилку, искусность в выполнении ручных работ. Учащиеся здесь пробуют свои силы в конкретной деятельности. Нередко в ходе этих занятий у учащихся возникают намерения посвятить себя соответствующему виду труда, избрать определённую профессию [2].

Одним из методов профпросвещения является практическая работа – общественно полезный, производительный труд учащихся. К внеурочным формам организации такой работы относятся кружковые занятия. При организации профпросвещения следует учитывать, что целесообразно создавать такие кружки, содержание работы которых отвечало бы производственному окружению школы. В таком случае кружок сможет служить целям профпросвещения, а учащиеся получат в этих условиях необходимые сведения о характере соответствующих профессий и смогут затем пойти работать по этим профессиям.

Составной частью профориентации является профпропаганда, а основными формами её проведения – встречи с представителями различных профессий, тематические вечера, посвященные выбору профессии, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях, диспуты, вечера, конкурсы, экскурсии на предприятия, просмотр и обсуждение кинофильмов о труде, о выборе профессии.

Значительное место во внеклассной работе занимают беседы, которые проводят классные руководители, психологи, социальные педагоги, учителя-предметники или представители разных профессий. Такие беседы можно посвящать знакомству с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости правильного выбора их для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям самих учащихся. Можно предложить такие темы бесед: «Все профессии нужны» (1-3 кл.); «Моя учёба в школе и выбор профессии» (4-5 кл.); «Рабочие профессии нашего города» (6 кл.); «Призвание! Что это такое?» (7 кл.); «Технический прогресс и перспективы развития профессий», «Способности и их учёт при выборе профессий» (9-11 кл.) [15].

Действенной формой профпросвещения являются диспуты и тематические вечера. Диспуты целесообразно проводить с учащимися 8-11 классов. Тематика диспутов очень разнообразная: «Как найти своё место в жизни», «Что такое призвание», «Как я понимаю интересный и неинтересный труд» и т.п. На диспуте учащиеся ведут откровенный разговор о своих планах на будущее, высказывают своё отношение к выбору профессии. Учитель должен осуществлять умелое и тактичное руководство ходом диспута, направлять мысли учащихся к тому, чтобы они сами пришли к правильному выводу, осознали сущность рассматриваемых профессий.

Тематические вечера при чётком и умелом проведении являются интересной и действенной формой работы по профориентации. При этом значимы не только сами вечера, где учащиеся довольно подробно знакомятся с людьми разных профессий, но и подготовка к ним, оказывающая большое воспитательное влияние на школьников. Собирая материал, оформляя его, они глубже понимают смысл трудовой деятельности людей различных профессий, проникаются к ним уважением и любовью. Вот почему так важно уметь привлечь к подготовке и проведению тематических вечеров как можно больше учащихся [13].

Традиционными во многих школах являются месячники профориентации, недели профессий и т.п. Это комплексные мероприятия, имеющие довольно обширную программу. Сюда входят торжественное открытие, организация выставок книг, изделий учащихся и шефов, проведение экскурсий, встреч с передовиками, шефами, выпускниками школы, различные беседы, читательские конференции и т.п.

Проведением месячников нельзя решить всех вопросов, связанных с какой-либо работой. Нельзя думать также, что после проведения подобного мероприятия школьники сразу осознают важность выбора профессии и правильно её выберут. Однако надо учитывать, что подобные месячники проводятся не столько для учащихся, сколько самими учащимися. В ходе подготовки они «добывают» основные сведения о профессиях, которые и становятся предметом обсуждения на встречах с представителями профессий и во время экскурсий, где школьники являются не пассивными зрителями, а активными собеседниками. Задавая вопросы, они стараются узнать всё, что их интересует о профессиях и предприятиях. Только такая информация послужит благодатной почвой для развития интереса к профессии и образованию профессионального интереса [2].

Для более подробного и конкретного ознакомления учащихся с производством и содержанием труда людей разных профессий полезны экскурсии на предприятия, в колхозы и совхозы.

Непосредственное наблюдение за процессом труда людей, за последовательностью выполнения производственных операций способствует более глубокому восприятию, лучшему изучению профессий. В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с принципом действия отдельных машин, автоматов, конвейеров и т.п., видят степень оснащенности предприятий передовой техникой. Всё это вызывает интерес к самому производству [5].

  Таким образом, формы и методы профессиональной работы многообразны, требуют тщательной подготовки и должны проводиться систематически. Умение использовать их в плане профпросвещения позволит разнообразить профориентационную работу с учащимися



Заключение

Профессиональное самоопределение – сложный процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере. Процесс профессионального самоопределения индивидуально своеобразен, неповторим. Он осуществляется в течение всей жизни, т.к. личность постоянно рефлексирует, переосмысливает своё профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Анализируя ситуацию на рынке труда, школа всё больше испытывает необходимость в организации профессионально-ориентационной работы учащихся. А так как профессиональная ориентация – это помощь личности в использовании своих личностных особенностей, предоставление ей возможности развивать их так, чтобы она была в состоянии выбирать для себя области обучения и труда в ходе меняющихся условий её жизни в целях быть, с одной стороны, полезной обществу, а с другой, достичь самореализации, то основная задача данной деятельности состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей общества в кадрах.

Для достижения наибольшей эффективности комплекс необходимых профориентационных мероприятий в общеобразовательном учреждении должен осуществляться через специально организованную социально-педагогическую деятельность с учащимися.

В профориентационной работе социальный педагог использует различные формы и методы организации. Они могут быть использованы как на уроке, так и на внеклассных и внешкольных занятиях. Формы и методы оказания помощи в профессиональном самоопределении многообразны, они требуют тщательной подготовки и должны проводиться систематически.

Умение использовать их в плане профпросвещения позволит разнообразить профориентационную работу с учащимися и достичь положительных результатов в формировании профессионального самоопределения у учащихся. 

Список литературы

1. Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. Методика и технология работы
социального педагога. - М.: Академия.- 2002.

2. Зеер Э.Ф. Основы профориентологии: Учебное пособие для вузов/
Э.Ф. Зеер, A.M. Павлов, И.О. Садовникова. - М.: Высшая школа,- 2005.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессии. - Екатеринбург.- 1999.

4. Калугин Н.И., Меньшиков А.П., Сазонов А.Д. Профессиональная
ориентация молодёжи. - М.: Высшая школа.- 1989.

5. Климов Е.А. Основы психологии. - М.- 1999.  

6. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск.-
1993.

 

7. Климов Е.А. Человек и профессия. - Л.- 1975.

8. Кулакова Н.П. Психология профессионального самоопределения
личности: методические указания для студентов младших курсов. -
Стерлитамак: СГПА. – 2002. '

9. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры,

упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО.- 2006

10. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель
выпускника. - М.: Генезис. – 2005.

11. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг
готовности к экзаменам. (9-11 классы). - М.: ВАКО. – 2005.

12. Сазонов А.Л., Сазонов Н.А. Как помочь молодому человеку найти
свою профессию: Метод. руководство. - Курган. -1990.

13. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мещенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика:
Учебное пособие для студентов педагогических заведений - 3-е изд.-
М.: Школа-Пресс. – 2000.

14. Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы. - М.: Просвещение. -
1997.  

15.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО.- 2005.

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: