1. Руководство Р 2.2.755 - 99.2.2 Гигиена труда. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.
2. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1999. - 1248 с.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2001. - 448 с.
4. Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве. - М.: КолосС, 2003. - 432 с.
5. Полежаев Е.Ф., Макушин В.Г. Основы физиологии и психологии труда. - М.: Высшая школа, 1974.
6. Шкрабак В.С., Казлаускас Г.К. Охрана труда. - М.: Агропромиздат, 1989. - 480 с.
Приложения
Приложение 1
Карта условий труда на рабочем месте. Предприятие ОАО "Дальсвязь"
Санитарно-гигиенические факторы условий труда | Дата исследования | Нормативное значение (ПДК, ПДУ) | Фактическая величина фактора | Балл фактора | Продолжительность действия фактора,% за смену | Балл с учетом продолжительности действия | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. Вредные вещества в воздухе рабочей зоны, мг/м3 | ||||||||
а) пары и газы | ||||||||
1-ый класс опасности - кислота муравьиная | 17.11.04 | 1,0 | Не обнаружен
| |||||
2-ый класс опасности - кислота серная | 17.11.04 | 1,0 | 1,2 | 1,0 | 0,8 | 0,8 | ||
3-ый класс опасности - сероводород | 17.11.04 | 10,0 | 20,3 | 3,0 | 0,8 | 2,4 | ||
4-ый класс опасности - аммиак | 17.11.04 | 20,0 | 7,5 | - | - | Доп. | ||
б) уровень загрязнения кожных покровов, мг/см2 | ||||||||
в) пыль и аэрозоль, мг/см3 | ||||||||
2. Вибрация, дБ, общая | ||||||||
локальная | ||||||||
3. Шум, дБА, дБ | 17.11.04 | 80 | 75 | - | - | Доп. | ||
4. Инфразвук, дБ | ||||||||
5. Ультразвук, дБ | ||||||||
6. Электромагнитные поля радиочастотного диапазона, А/м, В/м, т/м | ||||||||
7. Электрические поля промышленной частоты, кВ/м | ||||||||
8. Электростатические поля, кВ/м | ||||||||
9. Лазерное излучение, Дж/см2 | ||||||||
10. Ионизирующее излучение: | ||||||||
10.1 Мощность дозы внешнего гамма - и рентгеновского излучения, мбэр/ч | ||||||||
10.2 Плотность потока частиц | ||||||||
10.3 Активность на рабочем месте при работе с открытыми ИИИ (соответствующая классу работ) | ||||||||
10.4 Активность при работе с закрытыми радионуклидными ИИИ | ||||||||
а) на стационарных гамма-установках | ||||||||
б) на переносных гамма-установках | ||||||||
10.5 Мощность пучка ускорителей заряженных частиц (энергия 100 КэВ), Вт | ||||||||
10.6 Мощность, рассеиваемая на аноде рентгеновской установки (максимальная энергия излучения от 10 до 100 КэВ), Вт | ||||||||
10.7 Выход нейтронов нейтронного генератора, нейтронов/с | ||||||||
11. Ультрафиолетовое излучение, Вт/м2 | ||||||||
12. Микроклимат в производственном помещении | ||||||||
12.1 Температура воздуха, оС | 17.11.04 | 21-15 | 17 | - | - | Доп. | ||
12.2 Скорость движения воздуха, м/с | 17.11.04 | До 75 | 89 | 1,0 | 0,9 | 0,9 | ||
12.3 Относительная влажность воздуха,% | ||||||||
12.4 Интенсивность инфракрасного (теплового) излучения, Вт/м2 | ||||||||
12.5 Постоянная работа на открытом воздухе | ||||||||
в холодных камерах | ||||||||
в не отапливаемых помещениях | ||||||||
13. Аэронизация воздуха, ионов/см2 | ||||||||
14. Освещенность, лк. | ||||||||
15. Атмосферное давление | ||||||||
15.1 Повышенное, атмосфер | ||||||||
15.2 Пониженное, метров над уровнем моря | ||||||||
16. Биологические факторы | ||||||||
17. Величина физической динамической нагрузки, кг×м |
|
|
| |||||
общая | До 83 000 | До 80 000 | Доп. | |||||
региональная |
|
|
| |||||
18. Разовая величина груза, поднимаемого вручную, кг | До 30 | До 30 | Доп. | |||||
с рабочей поверхности 200 и более раз за смену |
|
|
| |||||
19. Статическая нагрузка за смену, кг×с | Не характерна | |||||||
на одну руку |
|
|
| |||||
на обе руки |
|
|
| |||||
на все тело |
|
|
| |||||
20. Рабочая поза и перемещение в пространстве | Свободная | 5 "б" | 2,0 | |||||
21. Темп работы, число движений в час |
|
|
| |||||
мелких |
|
|
| |||||
крупных |
|
|
| |||||
22. Напряженность внимания | Не характерна | |||||||
длительность сосредоточенного наблюдения, % времени смены |
|
|
| |||||
число объектов одновременного наблюдения |
|
|
| |||||
плотность сигналов в час |
|
|
| |||||
23. Напряженность анализаторных функций | Не характерна | |||||||
зрительный анализатор |
|
|
| |||||
слуховой анализатор |
|
|
| |||||
24. Монотонность | Не характерна | |||||||
число приемов в многократно повторяющейся операции |
|
|
| |||||
продолжительность выполнения повторяющихся операций, с |
|
|
| |||||
25. Эмоциональное напряжение |
|
|
| |||||
26. Эстетический дискомфорт |
|
|
| |||||
27. Физиологический дискомфорт |
| Резин. сап. | 1,0 | |||||
28. Сменность |
| 3-см. | 1,0 |
II. Общая оценка условий труда в баллах: 8, 1
III. Компенсация за работу с особыми условиями труда
Досрочные пенсии по спискам №1 и №2 | По списку №2 |
Размер доплат | 0,31 |
С результатами аттестации ознакомлены:
Дата оформления карты 17.11.04
Представитель аттестационной комиссии______________________
Члены аттестационной комиссии_____________________________
Приложение 2
Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса:
Показатели Напряженности трудового процесса | Классы условий труда | |||||
Оптимальный | Допустимый | Вредный | ||||
Напряженность труда легкой степени | Напряженность труда средней степени | Напряженный труд | ||||
1 степени | 2 степени | |||||
1 | 2 | 3.1 | 3.2 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. Интеллектуальные нагрузки | ||||||
1.1 Содержание работы | Отсутствует необходимость принятия решения | Решение простых задач по инструкции | Решение сложных задач с выбором по известным алго-ритмам (работа по серии инструкций) | Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях) | ||
1.2 Восприятие сигналов (информации) и их оценка | Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий | Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций | Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений пара-метров с их номинальными значения-ми. Заключительная оценка фактических значений параметров | Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. комплексная оценка всей производственной деятельности | ||
1.3 Распределение функций по степени сложности задания | Обработка и выполнение задания | Обработка, выполнение задания и его проверка | Обработка, выполнение и контроль за выполнением задания | Контроль и предварительная работа по распределению за-даний другим лицам | ||
1.4 Характер выполняемой работы | Работа по индивидуальному плану | Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу дея- тельности | Работа в условиях дефицита времени | Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат | ||
2. Сенсорные нагрузки
| ||||||
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) | До 25 | 26 - 50 | 51 - 75 | Более 75 | ||
2.2 Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы | До 75 | 76 - 175 | 176 - 300 | Более 300 | ||
2.3 Число произ-водственных объек-тов одновременного наблюдения | До 5 | 6 - 10 | 11 - 25 | Более 25 | ||
2.4 Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | Более 5 мм - 100% | 5 - 1,1 мм – более 50%; 1 – 0,3 мм - до 50%; менее 0,3 мм – до 25% | 1 - 0,3 мм - более 50%; менее 0,3 мм - 25 - 50% | Менее 0,3 мм - более 50% | ||
2.5 Работа с оптическими прибо-рами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности со-средоточенного наблюдения (% времени смены) | До 25 | 26 - 50 | 51 - 75 | Более 75 | ||
2.6 Наблюдение за экранами видеотер-миналов (часов в смену): при буквенно-цифровом типе отображения информации при графическом типе отображения информации | До 2 До 3 | 2 - 3 3 - 5 | 3 - 4 5 - 6 | Более 4 Более 6 | ||
2.7 Нагрузка на слуховой анализатор (при производствен-ной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) | Разборчивость слов и сигналов от 100% до 90%. Помехи отсутствуют | Разборчивость слов и сигналов от 90% до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м | Разборчивость слов и сигналов от 70% до 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м | Разборчивость слов и сигналов менее 50;. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 км | ||
2.8 Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) | До 16 | 16 - 20 | 20 - 25 | Более 25 | ||
3. Эмоциональные нагрузки | ||||||
3.1 Степень ответственности за результат собственной деятель-ности. Значимость ошибки | Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника | Несет ответст- венность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.) | Несет ответственность за функциональное качество ос-новной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) | Несет ответственность за функциональное качество ко-нечной работы, продукции, задания. Влечет за собой повреж-дение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни | ||
3.2 Степень риска для собственной жизни | Исключена | Вероятна | ||||
3.3 Степень ответственности за безопасность других лиц | Исключена | Возможна | ||||
4. Монотонность нагрузок | ||||||
4.1 Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях | Более 10 | 9 - 6 | 5 - 3 | Менее 3 | ||
4.2 Продолжительность (в с) выполнения простых произ-водственных заданий или повторяющихся операций | Более 100 | 100 - 25 | 24 - 10 | Менее 10 | ||
4.3 Время активных действий (в% к продолжительности смены). В остальное время - наблюдение за ходом производственного процесса | 20 и более | 19 - 10 | 9 - 5 | 4 и менее | ||
4.4 Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса (в% от времени смены) | Менее 75 | 76 - 80 | 81 - 90 | Более 90 | ||
5. Режим работы | ||||||
5.1. Фактическая про-должительность рабочего дня | 6 - 7 ч | 8 - 9 ч | 10 - 12 ч | Более 12 ч | ||
5.2. Сменность работы | Односменная работа (без ночной смены) | Двухсменная работа (без ночной смены) | Трехсменная работа (работа в ночную смену) | Нерегулярная сменность с работой в ночное время | ||
5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность | Перерывы регламентированы достаточной продолжительности: 7% и более рабочего времени | Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7 рабочего времени | Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3% рабочего времени | Перерывы отсутствуют |
|
|
Приложение 3
Протокол оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса
Ф. И.О. Петров М.Д. пол: м
Профессия: лаборант Производство:
Краткое описание выполняемой работы: Лаборант относится к категории специалистов. К основным функциям относятся участие в сборе и обработке материалов; подготовка оборудования (приборов, аппаратуры); обработка, систематизация и оформление в соответствии с методическими документами результатов анализов, испытаний, измерений, ведение их учета.
Показатели напряженности трудового процесса | Классы условий труда | |||||||||
1 | 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
1. Интеллектуальные нагрузки | ||||||||||
1.1 Содержание работы | + |
|
| |||||||
1.2 Восприятие сигналов (информации) и их оценка |
| + |
| |||||||
1.3 Распределение функций по степени сложности задания | + |
|
| |||||||
1.4 Характер выполняемой работы | + |
|
| |||||||
2. Сенсорные нагрузки | ||||||||||
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения (в% от времени смены) | + |
|
| |||||||
2.2 Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы | + |
|
| |||||||
2.3 Число производственных объектов одновременного наблюдения | + |
|
| |||||||
2.4 Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | + |
|
| |||||||
2.5 Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | + |
|
| |||||||
2.6 Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену): при буквенно-цифровом типе отображения информации при графическом типе отображения информации | + |
|
| |||||||
2.7 Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) | + |
|
| |||||||
2.8 Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) | + |
|
| |||||||
3. Эмоциональные нагрузки | ||||||||||
3.1 Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки | + |
|
| |||||||
3.2 Степень риска для собственной жизни | + |
|
| |||||||
3.3 Степень ответственности за безопасность других лиц | + |
|
| |||||||
4. Монотонность нагрузок | ||||||||||
4.1 Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях |
| + |
| |||||||
4.2 Продолжительность (в с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций |
| + | ||||||||
4.3 Время активных действий (в% к продолжительности смены). В остальное время - наблюдение за ходом производственного процесса |
| + | ||||||||
4.4 Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса (в% от времени смены) |
| + | ||||||||
5. Режим работы | ||||||||||
5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня | + |
| ||||||||
5.2. Сменность работы | + |
| ||||||||
5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность | + |
| ||||||||
Количество показателей в каждом классе | 17 | 5 | 0 | 0 | 0 | |||||
Общая оценка напряженности труда | + |
| ||||||||
|
|
| ||||||||
Труд лаборанта является напряженным 1 степени, так как 17 показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу.