Расчет цилиндрической передачи

 

Так как редуктор соосный, расчёт закрытых передач начинаем с тихоходной ступени, то есть с прямозубой цилиндрической передачи.

Исходные данные:

Выбираем материалы для изготовления зубчатых колёс и способы термообработки:

Выбираем в зависимости от выходной мощности

Так как

 

NВЫХ = кВт,

тогда материалы зубчатых колес – Сталь 40Х.

Термообработка:

шестерни – улучшение, твердость Н1 = (269…262)=265НВ;

колеса – улучшение, твердость Н2 = (235…262)=250НВ.

u = 2,5 – передаточное число.

n1 = 285об/мин – частота вращения шестерни,

n2 = 114об/мин – частота вращения колеса,

T1 = 72,157 Н∙м – вращающий момент на шестерне,

T2 = 175,901 Н∙м – вращающий момент на колесе,

Коэффициент перегрузки при пуске двигателя Кпер = 1,45.

1. Выбираем коэффициент ширины зуба yba с учетом того, что имеем несимметричное расположение колес относительно опор: yba = 0,4

Тогда коэффициент ширины зуба по диаметру ybd определяем по формуле:

 

ybd = 0,5×yba×(u+1) = 0,5×0,4×(2,5+1) = 0,7.

2. Проектный расчет заключается в определении межосевого расстояния проектируемой передачи:

,

где Ka = 495 – вспомогательный коэффициент, зависящий от вида передачи и материала зубчатых колёс (т.к. прямозубая передача.);

T2H = 175,901– вращающий момент на валу колеса, Н×м;

u = 2,5– передаточное отношение;

KHb = 1,07–коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, зависит от параметра ybd, схемы передачи и твердости активных поверхностей зубьев;

yba = 0,4– коэффициент ширины зуба;

σHP – допускаемое контактное напряжение, МПа.

Допускаемые контактные σHP напряжения определяют раздельно для шестерни и колеса по формуле:

,

где σHlimb1,2 =2×НHB +70 МПа– предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов напряжений, для закалённых колес.

σHlimb1 = 2×ННВ + 70=2×265+70=600 МПа

σHlimb2 = 2×ННВ + 70=2×200+70=570 МПа

SH1,2 = 1,1– коэффициент запаса прочности (т.к улучшение);

ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев;

Zu – коэффициент, учитывающий окружную скорость;

ZL – коэффициент, учитывающий влияние вязкости масла;

ZX – коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса.

В проектировочном расчете

 

ZR ×Zu ×ZL ×ZX = 0,9.

 

Тогда:

 

.


ZN – коэффициент долговечности;

Суммарное число циклов перемены напряжений NК при постоянной нагрузке определяется следующим образом:

 

NK = 60×c×n×t,

где с – число зубчатых колес, сцепляющихся с рассчитываемым зубчатым колесом, n – частота вращения, рассчитываемого зубчатого колеса (шестерни), об/мин, t = 22000– срок службы передачи, в часах.

Таким образом:

 

NK1 = 60×c×n1×t = 60∙1∙285∙25000 = 428∙106 циклов,

NK2 = 60×c×n2×t = 60∙1∙114∙25000 = 171∙106 циклов.

 

Базовые числа циклов напряжений, соответствующие пределу выносливости, определяется по формуле:

 

NHlim1,2 = 30×HHB12,4,

NHlim1 = 30∙2652,4= 20∙106

NHlim2 = 30∙2502,4= 17∙106

 

Так как NK > NHlim определяем значение ZN по формуле:

 

ZN1 = = 0,858,

 

Так как NK < NHlim определяем значение ZN по формуле:

 

ZN1 = = 0,891.

Принимаем ZN1 = ZN2 = 0,9 (соответственно графику).

Используя полученные данные, найдем допускаемые контактные напряжения σHP, МПа:

 

∙0,9∙0,9 = 442,

∙0,9∙0,9 = 420.

В качестве допускаемого контактного напряжения σHP для прямозубой передачи при проектировочном расчете принимают допускаемое напряжение того зубчатого колеса (шестерни или колеса), для которого оно меньше, то есть:

σHP = σHP2=420 МПа.

Полученные данные подставим в формулу по определению межосевого расстояния:

=130,497 мм.

Полученное межосевое расстояние округляется до стандартного значения: aω = 125 мм.

3. Рассчитываем значение модуля:

 

m = (0,01…0,02)×aω = (0,01…0,02)×125=1,25…2,5 мм.

По ГОСТ 9563-80 принимаем стандартный нормальный модуль:

m = 2,5 мм.

4. Угол наклона зубьев b = 0°

Определяем суммарное число зубьев zC шестерни z1 и колеса z2 :

zC = (2×aω×сosb)/m = 2∙125∙сos(0°)/2,5 = 100,

Тогда:

z1 = zC/(1+u) = 100/(2,5+1) = 29,

z2 = zС – z1 = 100 – 29= 71.

где zmin = 17 для передач без смещения.

5. Уточняем передаточное число и его погрешность по формулам:

,

 

 что меньше допустимых максимальных 3%.

 

6. Уточняем значение угла b по формуле:

, тогда b = 0°

 


7. Основные размеры шестерни и колеса:

7.1 Делительные диаметры шестерни и колеса определяются по формуле, мм:

7.2 Диаметры вершин зубьев определяются по формуле с учетом того, что зубья изготовлены без смещения (х = 0), мм:

da1 = d1 + 2×m= 72,5 + 2×2,5=77,5,

da2 = d2 + 2×m = 177,5 + 2,5×2= 182,5;

7.3 Диаметры впадин, мм:

df1=d1 – 2,5×m = 72,5 – 2,5×2,5 = 66,25,

df2=d2 – 2,5×m = 177,5 – 2,5×2,5 = 171,25;

7.4 Основные диаметры, мм:

db1 = d1∙cosat = 72,5×cos20 = 68,128,

db2 = d2∙cosat = 177,5×cos20 = 166,795,

 

где делительный угол профиля в торцовом сечении:

 

°.


Проверим полученные диаметры по формуле:

aω = (d1 + d2)/2 = (72,5 + 177,5)/2 = 125,





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: