Анализ ритмичности работы предприятия

Ритмичность работы предприятия – производство и отгрузка продукции в соответствии с плановыми показателями.

Для оценки ритмичности работы предприятия используют прямые и косвенные показатели.

 К косвенным относятся наличие доплат за сверхурочный рабочий день, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, оплата штрафов за несвоевременную поставку продукции и т.д.

К прямым относят коэффициент ритмичности и коэффициент вариации.

Коэффициент ритмичности – это сумма фактического удельного веса объема выпущенной продукции за каждый период, но не более плановой величине.

 

 Таблица 3.3

период

Объем выпущенной продукции,тыс.руб.

Удельная доля,%

2004 2005 2004 2005
1кв 22000 23000 23 22
2кв 22500 24000 23 23
3кв 25000 26100 26 25
4кв 26100 30100 27 29
итого 95600   103200   100 100

 

Критм= 97%

Судя по величине данного коэффициента можно сказать, что предприятие работает с отставанием от плановых показателей на 3%.

 

 

ГЛАВА4. Анализ себестоимости продукции

Важнейшим качественным показателем работы предприятия является себестоимость продукции, в которой отражаются все стороны работы предприятия в едином денежном измерителе.

Себестоимость продукции – один из обобщающих показателей использования производственных ресурсов предприятия.

Себестоимость продукции является одним из основных источников увеличения прибыли, повышения рентабельности предприятия.

Анализ себестоимости направлен на изыскание резервов увеличения суммы прибыли и повышения уровня рентабельности.

Анализ затрат на производство и реализацию продукции

Анализ затрат по экономическим элементам проводится на основании формы №5-3 годового отчета «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции».

При анализе определяется структура затрат и величина отклонения по каждому элементу по структуре.

Из приведенных данных таблицы 4.1 видно, что в себестоимости продукции наибольший удельный вес занимают прочие затраты, поэтому их увеличение свидетельствует об увеличении полной себестоимости. Снижение материальных затрат обусловлено снижением объемов производства. Увеличение амортизации связано с обновлением основных производственных фондов.

 

                                                    

 

Элементы затрат

Сумма,тыс.руб.

Структура,%

отклонения

2004 2005 2004 2005 Тыс.руб. %
  Материальные затраты 70388 138008 55 59 67620 4
Затраты на оплату труда 36198 51896 28 22 15698 -6
Единый социальный налог 12559 16912 10 7 4313 -3
Амортизация 3612 4317 3 2 705 -1
  Прочие затраты 4987 22219 4 10 17232 6
Затраты на производство и реализацию продукции 127744 233352 100 100 105608 -

 

Вывод: Материальные затраты увеличились по сравнению с предыдущим годом на 67620 тыс.руб. Также увеличились затраты на оплату труда на 15698 тыс.руб. Амортизация увеличилась на 705 тыс.руб.

Общая сумма затрат на предприятии зависит от:

- общего объема выпуска продукции(V)

- структуры продукции(УД)

- величины удельных переменных затрат(вi)

- суммы постоянных затрат на предприятии(А)

 

 

Сполн = ∑Vобщ * УД * вi + А

 

Исходные данные для факторного анализа полной суммы затрат на предприятии

Таблица 4.2

вид продукции

  Vреал.,тн

 

вi,тыс.руб.

 

А,тыс.руб.

 

Ц,тыс.руб.

2004 2005 2004 2005 2004 2005 2004 2005
ПТЭ-75 20600 24300 490 567

735

813

850 920
ПТЭ-175 75000 78900 1225 1330 2075 2300
ИТОГО   95600   103200   1715 1897     2925 3220

 

 

Факторный анализ полной суммы затрат на предприятии проводят методом цепной подстановки

 

 

Таблица 4.3

Условия расчета

                    Факторы

Сполн.,тыс.руб.

∆сполн.,тыс.руб.

Vобщ УД вi а
Сполн.0 0 0 0 0 103058270 -
Сполн.усл.1 1 0 0 0 111251148 +8192878
Сполн.усл.2 1 1 0 0 103665870 -7585278
Сполн.усл.3 1 1 1 0 113634990 +9969120
Сполн.1 1 1 1 1 113635146 +156

 

Сполн = ∑Vобщ * УД * вi + А

 

∆Сполн. = Сполн.1- Сполн.0=10576876 руб.

Вывод: общая сумма затрат на предприятии в отчетном периоде по сравнению с прошлым годом увеличилась на 10576876 тыс. руб.

Сумма затрат увеличилась за счет роста объемов выпуска продукции на 8192878 тыс.руб.

 

 

Анализ затрат на рубль выпущенной продукции

 

Анализ полной суммы затрат на предприятии не дает возможности оценить эффективность деятельности предприятия, а также не дает возможности проводить сравнение полученных результатов с аналогичными показателями по другим предприятиям.

Данные недостатки позволяет устранить относительный показатель величины затрат на рубль выпущенной продукции. При его расчете за величину затрат принимают величину издержек предприятия, связанных с объемом произведенной продукции за период, при этом товарная продукция также считается по объему произведенной, однако, не вся продукция произведенная за период в нем реализуется. Поэтому целесообразней считать данный показатель по объему реализованной продукции.

 

УЗ=З/VВП== (∑Vобщ * УД * вi + А)/ (∑Vобщ * УД *Ц)

Факторный анализ затрат на рубль выпущенной продукции проводим методом цепной подстановки

 

Факторный анализ объема реализованной продукци

Таблица 4.3

Условия расчета

     Факторы

Vобщ УД Ц VРП ∆VРП
VВП0 0 0 0 174948000 -
VВПусл.1 1 0 0 188856000 13908000
VВПусл.2 1 1 0 176214000 -12642000
VВП1 1 1 1 194635200 18421200

 

 

∆VРП= VВП1 - VВП0 = 19687200 руб.

 

 

Таблица 4.4 Факторный анализ удельных затрат

условия расчета

                 факторы

УД,тыс.руб.

∆УД,тыс.руб

Vобщ УД вi А Ц
УЗ0 0 0 0 0 0 0,59 -
УЗусл.1 1 0 0 0 0 0,59 -
УЗусл.2 1 1 0 0 0 0,59 -
УЗусл.3 1 1 1 0 0 0,64 + 0,05
УЗусл.4 1 1 1 1 0 0,64 -
УЗ1 1 1 1 1 1 0,58 - 0,06

 

Вывод: за отчетный период удельные затраты сократились на 0,06 тыс.руб. это произошло за счет увеличения переменных, при этом удельные затраты сократились на 0,01, также отрицательное значение дало сокращение переменных издержек, при этом удельные затраты сократились на 0,06тыс.руб

 

 

ГЛАВА5.Анализ использования основных производственных фондов

Производственная мощность предприятия, его способность производить продукцию, отвечающую требованиям рынка, определяется средствами труда ─ основными производственными фондами.

Рост этих фондов должен способствовать повышению эффективности производства, увеличивать выпуск необходимой потребителю продукции, снижать ее себестоимость и увеличивать прибыль.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: