Сущность и понятия международных экономических организаций

Введение

 

В современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от экономики других стран. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, миграцию рабочей силы, научно - технический обмен.

Международные экономические организации представляют собой прежде всего специфическую форму проявления и организации экономического сотрудничества между различными странами. При этом необходимо отметить, что на современном этапе общественного развития пределы действия международного права, характер международных организаций, а также их возможности играть относительно активную роль в становлении международного сотрудничества представляют собой как бы равнодействующих двух объективных тенденций.

Объект исследования является международные экономические организации и их роль в развитии экономики. Интерес к данной теме связан с возросшим влиянием экономических организаций на мировую экономику и в частности на Россию.

Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в экономики.

Материалом для исследования послужили данные различных источников: учебная литература и периодика по экономики и бизнесу российских и зарубежных авторов таких как Авдеевич М.В, Герчикова И.Н., Красавина Л.П, Пебро М., Нефермана С., ресурсы всемирной сети Интернета.

Международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношений.

Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Необходимость этого объясняется прежде всего как значительно возросшими масштабами взаимных связей государств, так и их изменившимся характером.

Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной.

В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

В зависимости от целей и степени универсальности международные валютно-финансовые институты подразделяются на организации, имеющие мировое значение, региональные, а также организации, деятельность которых охватывает какую-либо конкретную сферу всемирного хозяйства.



Сущность и понятия международных экономических организаций

 

Все более и более расширяющиеся хозяйственные взаимосвязи и взаимозависимость стран (хозяйств) требуют увеличения роли разностороннего регулирования мировых хозяйственных связей, способствующих более широкому использованию преимуществ МРТ (международного разделения труда). Но масштабы и ориентированность развития многостороннего регулирования в большей степени зависят от определенных государств и их политики.

По вопросам торгово-экономических международных отношений многогранное регулирование воздействует на принимаемые правительственные решения, не задевая национального суверенитета его участников. В поле деятельности государственной политики в этой области вмешивается не только регулирование, но также и содействие развитию мирохозяйственных отношений, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в области экономических международных организаций.

Международные экономические организации представляют собой институт разносторонних межгосударственных связей, которые имеют координированные его участниками цели, компетенцию и другие «специфические» политико-организационные нормы.

Такими нормами (установлениями) являются порядок принятия решений, устав, членство, процедура, а также конференции, совещания, конгрессы, осуществляют свою деятельность в течение ограниченного периода времени

Способами взаимодействия в международном регулирова­нии являются:

1. директивы и резолюции, принимаемые и разрабатывае­мые международными организациями. Они являются обя­зательными для их членов;

2. многосторонние соглашения, которые заключаются на межправительственном уровне;

3. договоренности и соглашения;

4. консультации и сотрудничество на региональном уровне.

Регулирование экономической политики государств проис­ходит как в региональном, так и в международном аспекте и ос­новывается на нормах международного частного и публичного права. На эти права оказывают воздействие экономические отношения между государствами, юридическими и физиче­скими лицами, экономическими объединениями.

Установленные нормы подразделяются на обычные и конвенциональные. Соблюдение норм обеспечивается как самими государствами, так и международными региональными органи­зациями, которые осуществляют коллективный контроль за соблюдением норм международного права. Хозяйственные взаимосвязи тем не менее усложняются, поэтому между опре­деленными государствами соответствующие международные правила и нормы меняются.

Особую роль в системе международных экономических организаций играют организации, вошедшие в систему ООН.

В настоящее время важное значение обрели региональные межправительственные организации, Их число возрастает, и ох­ватывают они все континенты. В сферу своей деятельности ре­гиональные организации относят не только экономику, но и за­дачи социального развития, политические интересы, вопросы идеологии, безопасности и культуры.

Немалую роль в регулировании мирохозяйственных связей и помощи их развитию играют неправительственные органи­зации. В основном это объединения предпринимателей:

1. Международная торговая палатa;

2. ассоциация экспортеров и производителей сырьевых товаров;

3. фонды развития, создаваемые неправительственными организациями;

4.  конференции и круглые столы, проводимые предприни­мателями разных стран для координации экономической политики; выработки международных правил бизнеса.

На современном этапе основными задачами международ­ного регулирования являются:

1. снабжение стабильности в развитии мировой экономики и в валютно-финансовой сфере;

2. формирование экономического сотрудничества между странами в разнообразные формах; ликвидация дискрими­нации в торгово-экономических отношениях между стра­нами и группировками;

3. оказание содействия развитию частного предпринима­тельства;

4. утверждение конкретных мер по выходу из кризиса в конкретной стране или на мировом рынке;

5. координация и согласование макроэкономической по­литики государств, которая обусловлена беспристрастной тенденцией к экономической интеграции отдельных ре­гионов.

 

Международные экономические организации на все сто­роны межгосударственных экономических отношений оказы­вают решающее влияние.

Межправительственные организации системы ООН имеют особенное значение в развитии международно-правовою регу­лирования. В ходе своей деятельности они разрабатывают та­кие механизмы и нормы, которые оказывают немаловажное воздействие на национальные правовые системы и государ­ственное законодательство.

Целями и функциями международных экономических ор­ганизаций являются:

1. исследование и принятие мер по наиболее важным про­блемам международных экономических отношений;

2. снабжение стабилизации валют;

3. помощь по ликвидации торговых барьеров и обеспече­нию широкого товарообмена между государствами;

4. выделение средств в дополнение к частному капиталу для помощи технологическому и экономическому прогрессу;

5. стимулирование улучшения трудовых отношений и усло­вий труда;

6. утверждение резолюций и рекомендаций в рамках регу­лирования мирохозяйственных связей.

Можно отметить, что Международные межправитель­ственные организации основываются как организационные формы многогранного сотрудничества между государствами, исходя из объективной необходимости. Эти организации определены в первую очередь потребностями развития меж­дународных экономических отношений.

Существуют основные направления Международного ре­гулирования:

1. промышленное и экономическое сотрудничество;

2. сотрудничество в транспортной сфере;

3. сотрудничество в валютно-финансовой системе;

4. сотрудничество в рамках мировой торговли;

5. сотрудничество в системе интеллектуальной собствен­ности;

6. сотрудничество в области стандартизации и сертифика­ции продукции;

7. сотрудничество в инвестиционной сфере;

8. научно-техническое сотрудничество;

9. сотрудничество в сфере международной коммерческой практики.

Осуществлением этих вышеперечисленных видов сотруд­ничества занимаются международные экономические органи­зации надлежащего профиля и компетенции. Организации ООН, а также региональные организации реализовывают международное экономическое сотрудничество через специа­лизированные учреждения и автономные органы, органы ЭКОСОС. Существенной значимостью обладают региональ­ные организации, которые осуществляют экономическое со­трудничество и экономическую интеграцию во всевозможных формах. Региональные фонды и банки в определенной мере оказывают им помощь. Целью регионального экономического сотрудничества является оказание поддержки развивающимся странами в снабжении устойчивого экономического роста, в фор­мировании важнейших отраслей экономики, в увеличении уров­ня социального развития и улучшении жизни людей.

Межгосударственное промышленное сотрудничество устре­млено на:

1. вырабатывание прямых кооперационных отношений в сфере производства;

2. расширение общей производственной деятельности;

3. притяжение иноземных инвестиций в области промы­шленности;

4. техническую помощь.

Для помощи процессу индустриализации и оказания тех­нической помощи развивающимся странам и координации всей деятельности ООН в сфере промышленного сотрудниче­ства в рамках ООН были основаны две специализированные организации: ЮНИДО и ПРООН.

В валютно-финансовой области международное сотрудни­чество воплощается в жизнь в рамках других специализиро­ванных учреждений, а именно ООН — МВФ и МБРР, ЕБРР, БМР, а также региональными банками. Пределом его дости­жений является обеспечение необходимыми условиями для взаимных валютных расчетов, платежей, кредитования. МВФ исполняет контроль за мировой валютной системой, снабжая ее устойчивость; следит за международной валютной политикой и обменными курсами, за поведением стран-членов в международных валютных отношениях, а также и при надоб­ности обеспечивает краткосрочными и среднесрочными креди­тами. В области межгосударственного валютно-финансового сотрудничества существенными значениями обладают раз­личные двусторонние соглашения о поощрении и защите ин­вестиций, они также занимаются контролем над избежанием двойного налогообложения.

Межгосударственное сотрудничество в транспортной сфе­ре осуществляется в рамках ООН предназначенными для это­го организациями, а именно:

1. по гражданской авиации — ИКАО;

2. по морскому транспорту — ММО;

3. по железнодорожному транспорту — Европейская кон­ференции по пассажирским тарифам (с 1975 г.), а также Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (1884 г.);

4. по автомобильному транспорту — Международный со­ки автомобильного транспорта (1948 г.) и т. д.

Международным регулированием в сфере мировой торговли занимаются четыре организации: ВТО, ЮНКТАД и МТЦ ЮНКТАД/ВТО, ЮНСИТРАЛ, действующие в рамках ООН.

ЮНКТАД/ВТО призваны осуществлять регулирование международной торговли товарами и услугами. Целью ЮНК­ТАД является содействие формированию международной тор­говли промышленными, сырьевыми товарами и так называемы­ми невидимыми статьями — транспорт, передача технологии, туризм. Вопросы финансирования, связанного с торговлей, тоже являются его неотъемлемой частью. Особенное внима­ние в деятельности ЮНКТАД уделяется проблемным вопро­сам развивающихся стран в сотрудническом отношении с МТЦ. В 1966 г. была образована Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Она содействует развитию права международной торговли глав­ным образом в подготовке проектов международных конвенций и других документов.

Для помощи в регулировании международной торговли не­которыми определенными сырьевыми товарами были заклю­чены многосторонние соглашения, а также сформирован ряд международных организаций с участием государств-импорте­ров и экспортеров (например, по олову, какао, джуту, свинцу и цинку, пшенице, натуральному каучуку, кофе, оливковому маслу, сахару, хлопку) или только экспортеров (например, по нефти). Целями организаций являются смягчение резких вол­нений мировых цен, определение сбалансированных соотно­шений спроса и предложения с помощью утверждения за странами-экспортерами квот и обязательств импортеров по закупкам товаров, формирования максимальных и минималь­ных цен и создания систем буферных запасов товаров. Наибо­лее существенным примером организации стран-экспортеров является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), ко­торые ставят перед собой задачу защиты интересов нефтедо­бывающих стран с помощью согласования возможных цен на нефть и ограничения в нефтедобычи введенными для каждой страны определенными квотами.

Из всего разнообразного числа международных неправи­тельственных организаций, сформированных для содействия международной торговле, можно выделить Международную тор­говую палату, Международное бюро публикации таможенных та­рифов, Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА). Как и ЮНСИТРАЛ, в Международной торговой палате и в ЮНИДРУА осуществляется грандиозная работа по гармонизации и унификации национального законодательства, которые регулирует коммерческие, финансовые отношения между предпринимателями с помощью выработки междуна­родно-правовых актов.

Например, разработанные в 1990 г. Международной торго­вой палатой Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс».

С помощью установления контроля за экспортом стратеги­ческих товаров в социалистические страны долгое время во­площалось в жизнь регулирование мировой торговли. По ини­циативе США в 1949 г. в рамках НАТО был сформирован Координационный комитет по экспортному контролю (КО­КОМ). Он являлся «органом по ограничению экспортной тор­говли» стран Запада с социалистическими государствами. Кроме стран НАТО, в КОКОМ вошли Япония и Австралия. КОКОМ даже после распада СССР продолжал свою деятель­ность в отношении таких стратегических товаров, экспорт ко­торых ограничивался в «потенциально опасные» для НАТО страны или вообще запрещался. В 1994 г. КОКОМ был устра­нен. На началах Вассенарских договоренностей (1996 г.) длит­ся наблюдение за экспортом обычных вооружений, а также то­варов и технологий двойного назначения. Россия и страны Восточной Европы также участвую в договоренности КОКОМ.

Международное сотрудничество в сфере защиты интеллек­туальной собственности намеревается обеспечить регулирование предпринимательской деятельности в соответствующих областях. Следует обратить внимание, что такое сотрудничество охраняется авторскими правами, которые были учреждены и разное время.

Одной ИЗ самых значимых международных соглашений является бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений,   принятая в 1886 г. А в Женеве 06.09.1952 г. подписана Всемирная конвенция об авторском праве. В 1886 г. Принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности, в 1891 г. — Мадридская конвенция о международной регистрации фабричных и товарных знаков.

Все эти конвенции снабжают охрану за рубежом прав на интеллектуальную собственность. Координация международ­ной деятельности в этой сфере реализовывается с помощью специализированного учреждения ООН — Всемирной орга­низацией интеллектуальной собственности (ВОИС).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: