Международное географическое разделение труда в настоящее время не столько расширяется, сколько углубляется, приобретая новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к сращиванию отдельных национальных хозяйств. Так возникла международная экономическая интеграция – форма интернационализации производительных сил, процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики как между самими странами, так и по отношению к третьим странам.
Рассмотрим интеграционные группировки развивающихся стран.[1]
ЛАИ - крупная интеграционная группировка, созданная в 1980 году, заменила существовавшую до этого ЛАСТ, которая просуществовала с 1961 по 1980 год.
Цель ЛАИ: создание латиноамериканского общего рынка на базе уже сложившегося в годы существования ЛАСТ (ЗСТ).
Членами организации являются 11 стран, подразделяющиеся на 3 группировки:
|
|
1. более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика);
2. средний уровень (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили);
3. наименее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор).
Члены ЛАИ заключили между собой соглашение о преференциальной торговле и менее развитым странам со стороны более развитых предоставляются преференции.
Высшим органом ЛАИ является Совет министров иностранных дел, исполнительный орган - Конференция оценок и сближения - изучает уровни экономического развития, возможные направления интеграции, ее воздействие на экономику, разрабатывает стадии и задачи интеграционных процессов; собирается 1 раз в год. Постоянный орган - Комитет представителей. Штаб-квартира - в Монтевидео (Уругвай).
Андская группировка - субрегиональная группировка, созданная в 1978 году. Соглашение вступило в силу в 1980 году.
Участники: Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор.
Цель: совместное изучение, освоение, использование Амазонии, охрана ее ресурсов; между странами осуществляется равное распределение, на основе равных квот, финансовых вложений.
Наибольшие успехи достигнуты в области экологии. Создана андская система экологической информации.
Кроме этого был принят документ “Общий режим в отношении иностранного капитала, товарных марок, патентов и лицензий” (решение 24-х). Этот документ направлен на создание условий для использования иностранных прямых капиталовложений в условиях большого внешнего долга. При этом латиноамериканские страны резко повысили требования по экологической безопасности проектов.
|
|
Лаплатская группа - создана в 1969 году в рамках ЛАИ.
Цель: гармонизация развития и охрана природных ресурсов бассейна рек Ла-Плата
Штаб-квартира - в Буэнос-Айресе.
Амазонский пакт - создан в 1978 году.
Приоритет этой группировки - региональное сотрудничество в области экологии, совместное изучение и освоение ресурсов Амазонии.
КАРИКОМ
Наиболее устойчивой группировкой является КАРИКОМ созданный в 1973 году, на основе договора, подписанного в Тринидад и Тобаго. Включает 16 стран Карибского бассейна и в отличие от всех интеграционных группировок объединяет не только независимые государства, но и зависимые территории.
КАРИКОМ основан на ранее созданной ЗСТ. В нем существуют различные субрегиональные отделения; наиболее продвинутыми с точки зрения региональной интеграции являются:
· Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где полностью ликвидированы торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадом и Тобаго, Гайаной, Ямайкой и Антигуа. Эти страны одобрили единый таможенный тариф по отношению к товарам третьих стран, т.е. это фактически таможенный союз, в основе которого лежат промышленно-сырьевые товары. Треть взаимной торговли составляют нефтепродукты.
· Восточно-Карибский общий рынок, включающий в себя наименее развитые страны; в нем наблюдается тенденция к созданию общей валюты и совместного ЦБ.
1992 год - резкое падение таможенных пошлин (приблизительно на 70%), особенно удачно идет интеграция в области регулирования с/х производства (документ “Время действовать”). Была предложена новая модель интеграции на основе тенденции к ослаблению государственного вмешательства.
1995 год - свободное перемещение граждан, отмена паспортного режима.
МЕРКОСУР
В 1980-х годах Аргентина и Бразилия подписали акт об интеграции, к которому позднее присоединились Парагвай и Уругвай. В марте 1991 года 4 страны подписали Асунсьонский договор, который легализировал МЕРКОСУР.
Население 4-х стран - 200 млн. человек. Суммарный ВВП - 1 млрд. $. При этом на Бразилию приходится: 80% населения, 43% торговли, около 60% экспорта и 30% импорта.
Цель МЕРКОСУР:
свободное движение четырех факторов производства;
единая таможенная политика по отношению к третьим странам;
обеспечение координации макроэкономической политики, политики в области с/х, налоговой и денежной системах;
провести координацию и довести до сопоставимости законодательство в отношении экономической политики;
резко увеличить конкурентоспособность стран-участниц.
Созданы институциональные структуры, наднациональные органы:
1. Совет общего рынка - законодательный и консультативный орган
2. Группа общего рынка - исполнительный орган
3. Арбитражный суд
Недостатки МЕРКОСУР: разнородная политическая структура стран-участниц, смена политических режимов, в странах идут реформы - все это вместе мешает нормальному ходу процесса интеграции.[11]
|
|
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН ) образована 8 августа 1967 г. в г. Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.
В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии (ЮВА).
Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных задач. К ним относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления.
Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны - устроительницы очередного СМИД. В г. Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем (с января 1998 г. - филиппинец Родольфо Северино). В АСЕАН имеется 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. Юридической базойотношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. Схема управления АСЕАН прилагается.
В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества (АИКО).
|
|
Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА) представляет собой наиболее консолидированную экономическую группировку стран Азии. О ее создании было объявлено на 4-й встрече глав государств и правительств АСЕАН в Сингапуре (1992 г.). Первоначально в нее вошли шесть стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней). В 1996 г. к АФТА подключился Вьетнам, в 1998 г. - Лаос и Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа.
Создавая зону свободной торговли, члены Ассоциации ставили цель активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. АФТА призвана также способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА.
В октябре 1998 г. было подписано Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН. Зона инвестиций АСЕАН (АИА) охватывает территории всех государств - членов Ассоциации и является одним из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций путем предоставления инвесторам национального режима, налоговых льгот, отмены ограничений на долю иностранного капитала и т.д.
АСЕАН, опираясь на понимание необходимости углубления либерализации экономики, невозможности обеспечения собственными силами инвестиций, необходимых для развития передовых технологий, которые смогли бы помочь региону занять достойное место в мире в ХХI веке, приняла решение объединить усилия в этом направлении, постепенно открыть внутренний рынок не только для торговли, но и для инвестиций, причем как странам - членам Ассоциации, так и третьим странам.
В соответствии с Рамочным соглашением об АИА участники Ассоциации взяли на себя обязательства поэтапно открыть до 2010 г. основные сектора национальной промышленности инвесторам из государств - членов Ассоциации и до 2020 г. - внешним инвесторам.
Вместе с тем в целях защиты местного рынка Рамочное соглашение, так же как и Соглашение о СЕПТ, предусматривает составление Списка временных исключений и Деликатного списка, перечисляющих отрасли, куда доступ иностранным инвесторам по-прежнему будет оставаться ограниченным.
Базовое Соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО) было подписано государствами - членами АСЕАН в апреле 1996 г.
Схема АИКО регулирует производство всех продуктов, кроме тех, которые включены в Список общих изъятий Договора о CEПT, и в настоящее время применяется только к промышленному производству с дальнейшей возможностью распространения и на другие сектора экономики. Новая схема промышленного сотрудничества АСЕАН, сохранив некоторые особенности предыдущих схем, предусматривает более широкое использование тарифных и нетарифных методов регулирования.
Целями АИКО являются: рост производства промышленной продукции; углубление интеграции; рост инвестиций в государства АСЕАН из третьих стран; расширение внутриасеановской торговли; совершенствование технологической базы; повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке; возрастание роли частного сектора.[8]
С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества (АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План постепенного — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть реализован в течение 34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС являются уже существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, впервые 20 лет первоочередное внимание планируется уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированностьих деятельности.
В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности Экономического - сообщества западне африканских государств (ЭКОВАС), ставящего своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС создано в 1975 г., в состав входят 16 государств.
В июле 1995 г. в ходе 18-го саммита ЭКОВАС было объявлено об официальном вступлении в силу обновленного Договора о Сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.), с которым ряд государств этого субрегиона связывают надежды на дальнейшую активизацию сотрудничества и углубление интеграции.
В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор опреобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах.
Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в г. Габороне (Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании двух организаций — в южной и восточной Африке соответственно. Вместе с темсоздание Общего рынка в этом африканском регионе затруднено тем, что между странами отмечается значительный «дифферанс» в экономическом развитии, не стабильны политическая обстановка и валютно-финансовая сфера. Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический региональный блок, созданный 1 в 1992 г. на базе Конференции по координации развития стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время в САДК входят 12 государств. По замыслу учредителей САДК, развитие сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и разнотемповости интеграционных процессов, как между отдельными странами, так и группами стран 3 внутри Сообщества.
В Центральной Африке в плане экономической интеграции более-менее динамично развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК), который имеет в своем составе 6 стран. За 30 лет существования внутрирегиональная торговля возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан Валютный союз Центральной Африки, центральным институтом которого является Банк государств Центральной Африки. Он выпускает единые для всех участников платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд солидарности.Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству отмечается и среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. Создан и функционирует Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман («нефтяная шестерка»). В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества центрально-азиатских государств (ОЭС-ЭКО), которая, по замыслу учредителей, должна стать прообразом будущего Центрально-азиатского общего рынка, который должен включать и мусульманские республики СНГ — среднеазиатские, Казахстан, Азербайджан.[2]ОПЕК была сформирована на международной конференции в Багдаде, состоявшейся 10-14 сентября 1960 г. Первоначально в организацию вошли пять стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В период с 1960 по 1975 гг. было принято еще 8 стран: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Габон. В декабре 1992 г. Эквадор вышел из состава ОПЕК, а в январе 1995 г. из нее был исключен Габон. Таким образом ОПЕК является торговым союзом развивающихся стран, которые являются экспортерами нефти.
Задачей ОПЕК являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Ситуация изменилась в первой половине 1970-х гг., когда западный мир столкнулся с усилением инфляционного давления и нехваткой сырьевых ресурсов. Особенно остро ощущался недостаток нефти: США, еще в 1950г. бывшие самодостаточными по добыче нефти, теперь были вынуждены импортировать около 35% нефтепродуктов. В это же время ОПЕК начала жестче отстаивать позиции в отношении принципов разделения прибыли на нефтяном рынке.[7]