Производственный процесс предприятия

Производственный процесс носит тип массового производства, что характеризуется небольшой номенклатурой изделий с небольшим объемом выпуска продукции одного наименования (мелкосерийное производство). Он осуществляется на высокопроизводительном оборудовании с применением минимальной доли ручного труда.

Производственный процесс изготовления столярных изделий состоит из 3-х стадий: подготовительной, обрабатывающей, заключительной.

Подготовительная стадия механизирована и включает в себе следующие операции:

складирование круглого леса на эстакаде; подача бревен в приемный лоток пилорамы.

На обрабатывающей стадии производственного процесса изделие приобретает законченную форму путем выполнения следующих операций:

• распиловка бревен на не обрезные доски;

• распиловка лафета или необрезанных досок на брус или обрезную доску;

• изготовление половой доски, вгонки, плинтусов, реек, накладок и т.д.

Причем, брус или обрезная доска так же являются готовыми изделиями, а половая доска или вагонка могут дополнительно подвергаться сушке в сушильной камере.

Производственный процесс изготовления пиломатериалов характеризуется небольшими затратами времени на получение готовой продукции.

Заключительная стадия производственного процесса подразумевает штабелирование готовой продукции по типоразмерам и увязка его отправки потребителю.

Производственный процесс экологически чистый, что вызвано применением в технологическом процессе электроэнергии и экологически чистого сырья. В результате применения современного оборудования в технологии изготовления столярных изделий никаких вредных выбросов ни в атмосферу, ни в водоемы промышленных стоков не производиться. Отходы производства - опилки и стружка - за счет вытяжной вентиляции подаются в наружные бункеры, откуда реализуются на мебельный комбинат для изготовления ДСП или продаются населению. Горбыль перерабатывается для изготовления реек, накладок и т.д. или реализуется населению.

Производственный процесс требует также наличие относительно значительных площадей для складирования и предъявляет требования к высоте помещения до 4-х метров, в результате чего применяют автопогрузчики.

Исходя из данного производственного процесса и требований, предъявляемых к размещению промышленного предприятия, производственный участок ООО «Вест» по выпуску пиломатериалов размещается в металлическом утепленном ангаре, размерами 20х 60 м (1200 м2).

Офис фирмы расположен в административном здании ОАО «ВСЗ». Под офис арендуются 2-е комнаты 3-го этажа, общей площадью 24 м2 включая мебель.

Арендная плата за офис (с коммунальными платежами) составляет 2 400 руб. в месяц или 28 800 руб. в год.

Арендная плата за производственный участок устанавливается руководителем ОАО «ВСЗ» и составляет 142680 руб. в месяц из расчета:

где: 3min - минимальный уровень заработной платы = 2900 руб.;

Кпр. - коэффициент приведения = 0,041;

Ктер. - коэффициент территориальности расположенного района = 1;

П - количество арендуемой площади = 1 200 м2.

А пп.= 2 900x0,041 х 1 х 1200= 142 680 руб.

Или 1,7 млн. руб. в год.

Таблица 1 Стоимость основных производственных фондов

№ п/п Наименование Кол-во Цена ед, тыс.руб. Всего, тыс.руб.
1 Строительно-монтажные работы 1 60 60
2 Кран козловой ККТ-5 1 450 450
3 Ленточная пилорама ЛП-100 1 150 150
4 Универсальный деревообрабатывающий станок УДС-200 1 150 150
5 Сушилка НЦ-12 1 82,5 82,5
  Автопогрузчик ЛАВ 1 160 160
7 Бункеры хранения опилок, стружки 2 52 10,4
  ВСЕГО:     1156,5

 Для успешной работы необходимы основные производственные фонды на сумму ≈1,16 млн. руб. Стоимость оборудования составляет приблизительно 67,8% от стоимости основных фондов. Потребность в используемом оборудовании определяется исходя из его производительности и нужд технологического процесса (Таблица 2).

 

Таблица 2 Производительность оборудования

№ п/ п Наименование Кол-во шт. Производительность единицы в час Годовой фонд эффективного рабочего времени, час Годовая мощность производства
    П Пр Фэф- П х Пр х Фэф
1. Кран козловой ККТ-5,т 1 5 4640 23200
2. Ленточная пилорама ЛП-100, м33/ч) 1 0,5 4640 2320
3. Универсальный дерево-обрабатывающий станок УДС-200 (м2/ч) 1 0,5 4640 2320
4. Сушилка НЦ-12 1 1,0 4640 4640

 

Фэф = Фном- Фрем   (2),

где: Фэф. - эффективный фонд рабочего времени, машино-час;

Фном. - номинальный фонд рабочего времени, машино-час;

Фрем- - время, отводимое, на ремонт оборудования в год, машино-час.

где: Фном = Nдн - Вдндн. (4),

где: NдН - количество дней за год;

Вдн - количество воскресных выходных дней за год;

Пдн - количество праздничных дней за год. Тогда:

Фном = 365 - 52 - 8 = 305 дней.

Отсюда:

При установленной на фирме 5-ти дневной рабочей недели, 2-х сменном рабочем дне, продолжительностью 16 часов, Фэф составит 4640 часов за год:

Фэф=305-15=290 дней

Фэф (в часах) = 8 час. х 2 смены х 290 дней = 4 640 час.

Фэф= 4640 х 12 = 487 час за месяц.

Избыточная мощность оборудования фирмы объясняется тем, что размер партии заказа, типоразмеры и вес изделий зависят от заказчика, поэтому необходимо иметь известный резерв мощности оборудования.

 

Таблица 3 План производства за один месяц (в среднем) 2009 г.

№ п/п Наименование изделий, длиной

Кол-во

Цена за

Стоимость продукции

Кол-во материла

 
1 2

3

4

5

6

7

8

 
  6 м

м3

ед.

руб.

выход готового материала, %

необходимое сырье, м3

стоимость

сырья,

руб.

 
1.

брус:

 
  100х 100 22

6100

134 200

70

31,4

1500

  150x150 33

6200

204 600

70

47,2

1500

  50 х 150 24

6000

144 000

70

34,3

1500

2

доска обрезная:

  25 х 150

11

5850

64 350

70

15,7

1500

  40 х 150

11

6250

68 750

70

15,7

1500

  50 х 150

20

6350

127 000

70

28,6

1500

3.

доска половая:

  35 х 150

22

5900

129 800

70

31,4

1500

4.

Вагонка

  20 х 100

11

3300

36 300

70

15,7

1500

  20 х 150

22

3500

77 000

70

31,4

1500

  Итого:

176

 

986 000

 

251,4

 

                             

1 м3 круглого леса стоит 1500 рублей в соответствии с заключенным договором со Смоленским лесхозом.

Стоимость сырья - круглого леса хвойных пород: 251,4 м х 1500 р.= 377,1 тыс. руб.

Расчет количества сырья

Для изготовления бруса 100 х 100 мм и150х150 мм потребуется круглый лес диаметром не менее 140 мм, т.к.

 

Где: а - сторона бруса

 

 

Тогда процент использования древесины составит:

 

 

Аналогично для изготовления бруса 50 х 50 мм потребуется лес диаметром 212 мм с выходом готовой продукции, на основании проведенных расчетов. В случае поступления леса более 200 - 250 мм выход готовой продукции будет 70-75 %.

Затраты на оплату труда по предприятию за месяц составят 167,3 тыс. руб.

Ф = Фпр + Фрук (12),

где: Ф - фонд оплаты труда предприятия за год, руб.;

Фпр - годовой фонд оплаты труда производственного персонала, тыс. руб.

Фрук - годовой фонд оплаты труда руководителей и других категорий работников, тыс. руб.

Отсюда:

Ф = 94 600+72 732=167,3 тыс. руб. в месяц.

Единый социальный налог в связи с невысокой налоговой базой начисляется по ставке 35,6% и составит:

167,3 тыс. х 0,356 = 59570,19 руб. в месяц.

Ускоренная амортизация, разрешаемая для малых предприятий, определяет амортизационный период длиною в 5 лет.

где: Фс - среднегодовая стоимость основных фондов, руб.

На - норма отчисления на полное обновление, %.

где: Фп=1156500- первоначальная стоимость основных фондов, руб.

Та=5- амортизационный период, лет

Тогда:

Страховые отчисления строятся с учетом того, что при страховании реального имущества в страховой фирме годовой процент на сумму свыше 40 тыс. руб. составляет 0,5%

 

 

где: Остр=страховые отчисления за период, руб.;

Сим - стоимость застрахованного имущества, руб.;

К - количество месяцев в периоде;

М - количество месяцев, в течение которых выплачивается оговоренная сумма.

Отсюда:

 

 

или 481,88 руб. в месяц.

Арендные платежи за помещения составят:

2 400+142,7=145,1 тыс. руб. в месяц или 1741 тыс. руб. в год.

Расходы на телевизионную рекламу на телевидении составят:

 

где: Ртел - стоимость телерекламы, руб.;

К - количество слов в рекламе;

Р - расценка за одно слово, руб.;

Зрек - общее количество показов рекламы;

М - процент за срочность.

Тогда:

Стоимость 1/32 полосы рекламы в газете "Моя реклама" составляет 3000 руб.

Таким образом, затраты на рекламу в прессе и на телевидении составят в сумме 22 тыс. руб. в месяц.

В себестоимость продукции включается также налог на пользователей автомобильных дорог в размере 1,5% от объема реализации, что составит:

 

или 177,5 тыс. руб. в год.

Налог на владельцев транспортных средств (0,6% от минимальной заработной платы х количество л.с):

(2900х0,006)х100=1740 руб. в месяц или 20,88 тыс. руб. в год.

Всего по этой статье:

14790+1740=16,5 тыс. руб. в месяц или 198,4 тыс. руб. в год.

Таблица 6 Себестоимость первой партии пиломатериалов (за месяц)

№ п/п Наименование элементов затрат Всего, тыс.руб.
1. Сырье и основные материалы 377,1
2. Топливо автотранспорта 58,1
3. Электроэнергия 16,5
4. Коммунальные услуги •     отопление помещений •     освещение помещений   1,1 3,72
  Всего материальных затрат 456,5
5. Зарплата производственного персонала 94,6
6. Зарплата руководителей и других категорий работников 72,7
  Всего затрат на оплату труда 167,3
  Всего затрат на отчисления на соц. нужды 59,6
  Затраты на амортизацию основных фондов 19,3
7. Арендная плата 145,1
8 Страховые взносы 0,48
9. Прочие расходы (канцтовары, реклама) 32
10. Налог на пользователей автодорогами 16,5
  Всего прочих затрат 194,1
  Итого полная себестоимость продукции 890,4

 

Удельный вес условно-постоянных затрат в полной себестоимости продукции составит 49,4% (оплата труда, отчисления на соц. нужды, амортизация, аренда, страховые взносы, реклама, канцтовары, процент за кредит, налог на владельцев автомобилей)

где: Уп - удельный вес условно-постоянных затрат в полной себестоимости продукции, %;

Зп- стоимость условно-постоянных затрат, руб.;

Спр - полная себестоимость продукции, руб.

Тогда:

Удельный вес условно-переменных затрат в полной себестоимости продукции составит 51,3%

где: Упер - удельный вес условно-переменных затрат в полной себестоимости продукции, %

Зпер - стоимость условно-переменных затрат, руб.

Тогда:

Стоимость постоянных и переменных затрат в составе полной себестоимости продукции была определена по статьям затрат на основе Таблицы 6.

Основные показатели предприятия по итогам работы за год будут иметь следующий вид.

Определим валовую прибыль предприятия:

Пвал= Прпр + Двн оп (20),

где: Пвал - валовая прибыль предприятия,

Прпр - прибыль (убыток) от реализации продукции, руб.;

Двн.оп -доход от внереализационных операций, руб. = 61 тыс.руб. (горбыль, опилки).

Прпр Рп – Спр (21),

где: Рп - стоимость реализованной продукции, руб.;

Спр - полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Тогда:

Прпр = 986000-890432,3 = 95,6 тыс. руб.

Пвал = 95567,7 +61000 = 156,6 тыс. руб.

Рентабельность продукции равна:

где: Рпр - рентабельность всего выпуска продукции, %;

Пвал - валовая прибыль от реализации продукции, руб.

Спр - полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Оборотные средства фирмы определяются по формуле:

где: Фоб - оборотные средства, руб.;

Зтек - текущий запас товарно-материальных ценностей, руб.;

Зстр - страховой запас товарно-материальных ценностей, руб.;

Н - незавершенное производство, руб.;

Поб - прочие оборотные средства, руб.

где: Д - среднедневной расход материалов, руб.;

Т - время между двумя поставками, дней.

где: Рм- расход материалов на выпуск всей продукции, руб.;

П - число дней выпуска продукции.

Тогда:

где: Т - время между двумя поставками, дней;

Г - 8000 кг - грузоподъемность автомобиля;

Дн - среднедневной расход материалов в натуральном выражении, кг.

Зная плотность дерева (700 кг/м) находим грузоподъемность машины:

15 м3х700кг/м3= 8000 кг.

Тогда:

Отсюда:

Зтек=17,14 х2= 34,28 тыс. руб.

Величина текущего запаса составляет 34,28 тыс. рублей.

Зная, что:

Зстр 0,5хЗтек

Зстр =0,5x34,28= 17,14 тыс. руб.

Величина страхового запаса составляет 17,14 тыс. руб.

где: Н - норматив незавершенного производства, руб.;

Сср.дн- среднедневная себестоимость выпуска продукции, руб.;

Тц- длительность производственного цикла (1 день);

Кгот - коэффициент готовности.

где: Спр- полная себестоимость выпуска продукции, руб.;

П - число дней продукции.

Тогда:

где: Уп - удельный вес условно-постоянных затрат в полной себестоимости продукции, %;

Упер - удельный вес условно-переменных затрат в полной себестоимости продукции, %;

Тогда:

Отсюда: Н=3,1 х 1 х 26,14= 81 тыс.руб.

Величина незавершенного производства составит 81 тыс. руб.

Зная, что величина прочих оборотных средств составляет 25% от всех остальных оборотных средств, они определяются в размере:

Отсюда:

Фоб=34,28+17,14+81+71,5= 203,17 тыс. руб.

Фондоотдачу рассчитаем по формуле:

где: Ф0 - фондоотдача, руб.;

Пр = 11 832 реализованная продукция за год, тыс.руб.;

Фосн - стоимость основных производственных фондов, руб.

Тогда:

Отсюда фондоемкость составит:

где: Фе -фондоемкость, руб.

Тогда:

Достигнутая фондоотдача за период показывает, что основные производственные фонды использовались достаточно эффективно, для выпуска 1 рубля продукции затрачено 0,1 руб. основных фондов.

Определим фондовооруженность:

где: Фр - фондовооруженность рабочих, руб.;

Фосн - стоимость основных производственных фондов, руб.;

Чср - среднесписочная численность рабочих.

Тогда:

 

Напряженность использования оборудования составит 164,3 тыс. руб. единицу оборудования.

где: Кис об - коэффициент использования оборудования;

Рпр" стоимость реализованной продукции, руб.;

Поб - количество единиц оборудования.

Тогда:

Оценка рисков

 

Таблица 7 Факторы микросреды, влияющие на сбыт.

Положительные факторы Отрицательные факторы
1. Стабильность поставок 1. Нестабильность поставок сырья
2. Бесперебойность работы предприятия 2. Забастовка рабочих нашего предприятия
3. Приобретение новых заказчиков 3. Потеря существующих связей с заказчиками
4. Заказчики удовлетворены качеством нашей продукции 4. Неудовлетворённость заказчика качеством нашей продукции
5. Положительное отношение контактной аудитории 5. Плохое отношение к нам контактной аудитории

 

Уменьшить отрицательное влияние вышеперечисленных факторов можно следующим образом;

1. Создать производственные запасы, наладить контакты с новыми поставщиками;

2. Постоянно контролировать настроение рабочих, свести к минимуму вероятность забастовок;

3. Постоянный поиск новых связей, но нужно учитывать, что всё - таки более надёжные это старые, проверенные связи;

4. Постоянный контроль над качеством продукции;

5. действовать по обстоятельствам.

 

Таблица 8 Факторы макросреды, влияющие на сбыт.

Положительные факторы Отрицательные факторы
1. Принятие законов, предусматривающих льготы для производителей 1. Принятие законов, ущемляющих права производителей
2. Наличие тенденции роста строительства жилых домов 2. Наличие тенденции спада строительства жилых домов
3. Потребность в строительстве промышленных зданий 3. Нет надобности в строительстве промышленных зданий
4. Спад инфляции 4. Рост инфляции
5. Удешевление энергии 5. Удорожание энергии (электричества, тепла.)
6. Повышение общего уровня покупательной способности 6. Снижение общего уровня покупательной способности

 

При отрицательном влиянии факторов макросреды мы практически не можем ничего поделать. Если наличие, каких - либо отрицательных факторов существует постоянно можно сменить вид деятельности.

Таким образом, на основе анализа деятельности исследуемого предприятия можно сделать выводы:

1. Деревообрабатывающее предприятие ООО «Вест» г.Воронеж специализируется на переработке древесины и изготовлении пиломатериалов, и другой дополнительной номенклатуры в виде столярных изделий.

2. Пиломатериалы и отделочные материалы в основном пользуются повышенным спросом у населения города, хотя отдельные из них (в частности, доска не обрезная, доска обрезная 60х100 мм и 60х150 мм, отходы производства, брак) имеют меньший спрос и скапливаются на складе готовой продукции, что приводит к нерациональному использованию складских помещений.

3. В целях расширения производства предприятие осуществляет разработку новых видов продукции.

4. Основные производственные фонды используются достаточно эффективно, для выпуска на 1 руб. продукции затрачивается 0,1 руб. основных фондов.

5. На предприятии не всегда учитываются маршруты автотранспортных перевозок, холостые (порожние) пробеги, что приводит к дополнительным затратам.

 


 


Пути совершенствования организации и планирования производства

В рыночных условиях руководители предприятий (организаций) особое внимание должны уделять развитию производства и повышению его эффективности, что дает возможность улучшить жизненный уровень рабочих, повысить ответственность за качество выполнения ими работ, снизить текучесть кадров. Это имеет прямое отношение и к деревообрабатывающему предприятию ООО «Вест».

Однако, как отмечалось во второй главе в работе исследуемого предприятия, имеются определенные трудности, которые снижают эффективность производства.

Основные из них:

1. Наличие продукции, пользующейся низким спросом у населения, приводит к скоплению ее на складе готовой продукции, что приводит не только к нерациональному использованию складских помещений, но и к дополнительной плате за их аренду.

2. Не всегда учитываются маршруты автотранспортных перевозок, холостые (порожние) пробеги, что приводит к дополнительным затратам.

Поэтому процесс расширения производства и разработка новых видов продукции должны строится с учетом устранения отмеченных недостатков на предприятии.

В реализации продукции важное значение имеет также формирование общественного мнения.

Формирование общественного мнения включает систематическое создание благоприятного отношения к фирме широких масс населения. С этой целью поддерживается связь с представителями массовой информации посредством помещения статей в газетах и журналах, участия в организации выставок и т.д.

За последние годы работы предприятия отмечался неуклонный рост прибыли. Полученная прибыль была направлена на закупку оборудования для расширения ассортимента выпускаемой продукции, это позволило привлечь новых клиентов и получить дополнительную прибыль.

Финансовый план ООО «Вест» строится на основе прогноза плана маркетинга и исходит из возможностей производственного плана.

Прогнозный план доходов и расходов на 1 -й год существования фирмы разрабатывается на основании того, что уточняемые договоры на поставки продукции заказчикам будут в этом году заключены на общую сумму 11832 тыс. руб.

Доходы от реализации продукции рассчитываются на основании предполагаемых заказов, которые в течение года существенно различаются по величине.

С июня 2010 года можно ожидать увеличения минимальной зарплаты, что повлечет за собой увеличение арендных платежей за помещения, а также некоторых местных налогов. Затраты на бензин для автомобиля несколько снизятся из-за стабилизации величины пробега на более низком уровне. Прибыль несколько снизится из-за повышения уровня заработной платы работникам и соответственно всех начислений, но это стабилизирует коллектив и не приведет к текучести кадров в самый трудный период становления.

Предполагаемая чистая прибыль по итогам года составит 1229,5 тыс. руб., валовая прибыль определится в размере 187,88 тыс. руб., полная себестоимость годового выпуска продукции будет равна 10685,2 тыс. руб.

Исходя из этого, рентабельность выпуска годовой продукции составит 17,6%.

По итогам года прибыль следует пустить на расширение производства.

Однако в работе предприятия отмечен ряд недостатков: недостаточно проработана политика рекламной деятельности, следовательно, нужно в будущем сделать упор на рекламе предприятия и производимого товара.

Таблица 10. Отчет о прибылях и убытках

№ п/п Наименование Фактический,т.р. Плановый, тыс. руб.
1 Доходы от реализации 13843 16196
7. Себестоимость 12501,5 14626,8
3. Валовая прибыль 2198 2571,7
4. Налоги 759 888,1
  Чистая прибыль 1438,5 1683,1

Рассчитаем срок окупаемости капитальных вложений. Расчет производится по формуле:

где: Ток - срок окупаемости, лет;

К - капитальные вложения, тыс. руб.;

П - сумма балансовой прибыли за год, руб.

Тогда:

Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие продукты для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек. Однако все эти фирмы постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции (услуг) и формируют их в виде локальных бизнес-планов. Фирмы, выпускающие продукцию при постоянном риске, прежде всего систематически работают над бизнес- планами по освоению новых видов продукции, по переходу на новые поколения изделий и т.д. Если фирма, наметив значительный рост производства вновь осваиваемых или традиционных продуктов, не имеет достаточно собственных мощностей для их производства, то она может пойти либо путем привлечения капитальных вложений для создания новых мощностей, либо путем поиска партнеров, которым фирма передаст изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов, она также разрабатывает соответствующий бизнес-план. Второй путь, как правило, обеспечивает ускоренное решение задач и требует меньших средств. В этом случае уже на стадии разработки бизнес-плана определяют требования к будущему производству.

Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее.


Заключение

1. Деревообрабатывающее предприятие ООО «Вест» г.Воронеж специализируется на переработке древесины и изготовлении пиломатериалов и другой дополнительной номенклатуры в виде столярных изделий.

2. Пиломатериалы и отдельные материалы в основном пользуются повышенным спросом у населения города, хотя отдельные из них (в частности, доска не обрезная, доска обрезная 60х100 мм и 60х150 мм, отходы производства, брак) имеют меньший спрос и скапливаются на складе готовой продукции, что приводит к нерациональному использованию складских помещений.

3. В целях расширения производства предприятие осуществляет разработку новых видов продукции.

4. Основные производственные фонды используются достаточно эффективно, для выпуска на 1 руб. продукции затрачивается 0,1 руб. основных фондов.

Предложения:

1. В целях рационального использования складских помещений надо ограничить выпуск продукции, пользующейся низким спросом. Это принесет предприятию дополнительный доход.

2. Надо обеспечить учет затрат на предприятии по использованию грузового автотранспорта на основе систематического проведения анализа показателей и их структуры.

3. Реорганизация производства на основе бизнес-плана требует иметь профессиональный состав работников на предприятии, что вызывает необходимость повысить ответственность руководства к подбору кадров.

4. В целях ускорения продвижения товарной продукции на рынок необходимо использовать:

- Формирование общественного мнения;

- Рекламу;

- Улучшение качества продукции;

- Совершенствовать ценообразование;

5. В комплекс мер, направленных на повышение эффективности предприятия, должно входить:

- Изучение потребителя;

- Анализ использования каналов продвижения товаров на рынок;

- Оценка используемых методов ценообразования;

- Изучение конкурентов.


 


Список использованной литературы

 

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2008;

2. Бизнес-план. Методические материалы (Под ред.Р.Г. Маниловского). - М.: Финансы и статистика, 2007;

3. Ильенкова С.Д., Шумяцкая Т.А. Экономика предприятий, отраслей и межотраслевых комплексов., Учебное пособие. -М., 2006;

4. Курочкин А.С., Организация производства, К: МАУП, 2009;

5. Кожекин Г. Я., Организация производства, Минск: Экопреспектива, 2008

6. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. ГМП «Формика». - С-П., 2007;

7. Маркова В.Д.. Кравченко Н.А. Бизнес-планирование. - Новосибирск: ЭКОР, 2009;

8. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М.: Внешторгиздат, 1993;

9. Основы менеджмента. Учебное пособие/ под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 2008;

10. Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать бизнес. - М.: Ось-89, 2009;

11. Финансы: Учебное пособие/под редакцией А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2009;

12. Хоскинг А. Курс предпринимательства: практическое пособие. - М.: Международные отношения, 2008;

13. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2007

14. Экономика предприятия/ под ред.А.И. Руденко, - Симферополь: Таврия, 2009;

15. Экономика предприятия/ под ред.О.И. Волкова, - М: Инфра-М, 2009.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: