Анализ структуры рынка

 

Нобелевский лауреат по экономике Г.Саймон (США) опроверг считавшиеся ранее классическими в экономической теории представления о фирме, как о рационально действующем предприятии, целью которого является лишь максимизация прибыли. В его работах было установлено, что главным является не максимизация прибыли, а достижение определенного уровня или нормы прибыли, удержание определенной доли на рынке и определенного уровня продаж.[5]

Рыночные исследования являются основой достижения таких целей, как реализация определенного объема продаж, создание и выведение на рынок новых товаров, увеличение рыночной доли. Постановка этих целей предполагает, что речь идет о рынке конкретного товара. В первую очередь необходимо остановиться на изучении товарной структуры рынка. Нужно определить, что и как необходимо исследовать и какие задачи должны быть решены.

Рыночные исследования требуются, если производитель товаров хочет сориентироваться относительно рынков, на которых он м реализовать свою продукцию, и факторов, воздействующих на данные рынки. Производителей и маркетинговые службы многих предприятий интересует рынок сбыта продукции.

Комплексный подход к решению производственно-сбытовых проблем обеспечивает исследовательская и управленческая деятельность маркетинга. Исследовательская деятельность - это всесторонний анализ факторов внешней и внутренней среды.

Комплексное исследование внешних факторов рынка (макросреда):

- маркетинговой среды;

- совокупных характеристик рынка, конъюнктуры, прогнозов;

- спроса (выявление и изучение рыночных сегментов: индивидуальных и коллективных потребителей);

- конкуренции (выявление потенциальны и действующих конкурентов: анализ показателей их деятельности, целей, стратегии, слабых и сильных сторон);

- экономического и технико-технологического состояния отрасли (подотрасли);

- общих условий сбытовой деятельности (развитие рыночной инфраструктуры: транспорт, хранение, переработка, система связи и т.д.).

Комплексное исследование внутренних факторов рынка (микросреда):

- показателей производственно-сбытовой деятельности;

- тактики и стратегии в товарной, ценовой, сбытовой, и коммуникационной политике;

- организационной структуры управления;

- производственных издержек;

- результатов финансовой деятельности;

- направлений производственно-сбытовой деятельности, включая диверсификацию;

- сильных и слабых сторон деятельности предприятия для изыскания вариантов повышения эффективности и прибыльности операций.

Маркетинг пронизывает все сферы деятельности предприятия - управление, планирование, организацию производства, финансы, сбыт, материально-техническое обеспечение, создавая между ними тесную организационно-функциональную связь. При этом ответственность за выполнение функций маркетинга ложится на систему принятия управленческих решений. Стержнем системы является непрерывный, циклический процесс приведения возможностей предприятия в строгое соответствие с требованиями рынка по схеме: анализ - стратегия - реализация - регулирование - анализ.

Предметом исследования рынков отдельных товаров является соотношение спроса и предложения этих товаров при определенных социальных и экономических условиях.

Исследование любого товарного рынка всегда исходит из существования на нем определенной проблемы и направлено на ее решение. От этого зависит достижение намеченного результата и рациональность проведенных затрат.

Рыночные проблемы по масштабу можно разделить на общие и частные. Общие рыночные проблемы характеризуются нарушением соответствия между спросом и предложением в пределах всего рынка, т.е. соответствия между общими размерами товарного предложения и совокупным платеже- способным спросом населения. В настоящее время общие рыночные проблемы являются результатом нарушения народнохозяйственных пропорций, инфляции и миграции населения.

Частные рыночные проблемы характеризуются несоответствием спроса и предложения на рынке отдельных товаров. В их основе лежит несоответствие ассортимента и качества предлагаемых товаров, структуры платежеспособного спроса населения, нарушение соответствия спроса и предложения на различных территориях (республиках, экономических районах, городах).

Недостаточно констатировать возникновение на том или ином товарном рынке проблемной ситуации - диспропорции между спросом и предложением. Следует поставить конкретные вопросы относительно причин возникшей ситуации с учетом факторов, определяющих развитие спроса и предложения данного товара. От фиксации проблемы в ее общем виде исследователь должен перейти к специфическим, частным проблемам и проанализировать возможность их решения.



Заключение

 

Рынок возникает в условиях общественного разделения и экономической обособленности товаропроизводителей. При этих условиях единственно возможной формой связи становится товарообмен, т.е. купля-продажа.

Рынок — это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров и услуг в денежной форме.

Рынок — это способ координации действий экономических субъектов, обеспечивающих согласование их экономических интересов на основе ценовой системы и конкуренции.

Инфраструктура рынка обеспечивает доведение готового товара до потребителя, снабжение производства ресурсами, распределение ресурсов и конечных товаров.

Рыночная система весьма эффективна, т.к. способствует рациональному распределению экономических ресурсов, разработке и внедрению новых технологий в производство. Однако рыночная система не идеальна, она не может обеспечить полной занятости, решить проблему экологии, социальной защиты населения и многие другие проблемы.



Список литературы

 

1. Янова В.В. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов, 2005 г.

2. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. 2003 г.

3. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие / 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: